Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тайна числа зверя
Число имени зверя – 666 – один из самых таинственных образов Апокалипсиса. «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13, 18). Относительно того, что означает число 666, которое в том единственном месте, где оно упоминается, названо прямо числом зверя, можно сказать только то, что, без сомнения, и оно, как все апокалипсические числа, имеет свой частный и определенный смысл и при исполнении пророчества будет вполне понятно, но теперь можно гадать только о символическом значении его; и вот мы отдаем на суд читателей несколько своих мыслей об этом предмете146. Кроме Откровения, в Библии лишь единожды упомянуто это число: израильский царь Соломон собирал дань с покоренных им народов в размере 666 золотых талантов (мера веса), то есть этот образ связан с земной славой и богатством. Многие толкователи, пытаясь разгадать имя антихриста, придерживаются теории цифрового шифра, основанной на том, что в древних языках цифры обозначались буквами. Исследователи пытались найти такие слова, сумма числового значения букв которых составляла бы число зверя. Среди различных версий предпочтение отдается словосочетанию «кесарь Нерон» (имя жестокого гонителя христиан – императора Нерона, правившего Римской империей в середине I века). Именно в этом императоре многие христиане видели прообраз грядущего антихриста. Другое распространенное толкование – чисто символическое. Исследуя числа Библии, мы убеждаемся в том, что не все числа, встречающиеся в Библии, надо понимать в буквальном смысле, ибо некоторые из чисел носят явно символический характер. Один – обозначает единство, исключающее различие. С числом один связана мысль о единстве Бога. Два – символ раздвоенности и различия, но вместе с тем мы усматриваем в этой же цифре принцип согласия, содружества. Три – мистическое число, имеющее в себе начало, средину и конец. Число три символизирует Божественную Троицу и является числом Божьей полноты. Три с половиной – число семь, разделенное пополам, означающее разрыв, беспорядок, незаконченность и несовершенство. Четыре – космическое число, обозначающее четыре стороны света, четыре фазы луны и т. д. Это число – символ земли и всего видимого физического мира. Мы встречаем в Писании четыре ветра у Даниила, четыре животных у Иезекииля, четыре реки в Едеме и др. Пять – половина десяти, означает полумеру и меньшинство. Шесть – символ человеческой ограниченности, неудачи, провала… Число это в представлении древних евреев связано с безвыходным тупиком, обреченностью и гибелью. Семь – число Божественного совершенства, законченности и полноты; символ Божественного порядка, а также совокупность чего‑то в одном лице. Восемь – на один больше семи и потому означает избыток, «сверх предела», «сверхъестественное». Восемь душ спаслось в Ноевом ковчеге. В Библии упоминается восемь случаев воскресения из мертвых и т. д. Десять – основа десятичной системы исчисления. У человека десять пальцев на руках и ногах. Десять – символ ответственности человека пред Богом: 10 заповедей Синайского законодательства, «десятина» материального служения Богу и т. д. Двенадцать – самое распространенное число в Библии. Число это означает взаимоотношение Бога с человеком и людскую организованность: 12 колен Израилевых, 12 источников в пустыне, 12 камней из Иордана, 12 блюд, чаш, кадильниц, 12 апостолов, 12 жемчужных ворот в Новом Иерусалиме. 144000 –производное от 12‑ти, умноженного на 12000, означает полное число спасенных, Богом избранных. Семьдесят – число семь; умноженное на десять, т. е. число Божие, умноженное на число человеческое. Это «число связано с понятием «множества»: 70 священных сиклей, 70 старейшин, 70 лет пленения, 70 учеников, высланных на проповедь и т. д. Конечно, мы не имеем права догматизировать значение всех чисел, но во многих местах Библии символическое значение того или другого числа ясно до очевидности. Отвечая на вопрос, что такое число 666, мы должны прежде всего сказать, что число это дано здесь как «знак» или «признак» и должно быть принято нами, как таковое, а не как некая арифметическая задача, мудреная загадка, крестословица, шарада или ребус. Мы должны твердо помнить, что Священное Писание не имеет ничего общего ни с такими загадками, ни с нашей человеческой расшифровкой этих загадок. Для того, чтобы перечислить все, накопившиеся за многие столетия толкования, догадки и предположения, связанные с этим числом 666, можно было бы написать увесистую книгу. В поисках разгадки этого числа 666 люди часто пользовались исчислением еврейским, греческим, римским, арабским и др. и во многих случаях находили, что количество и значение букв того или другого имени, «без всякого сомнения», соответствовало общей сумме: 666. В результате, «антихристами» оказалось несколько папских имен, Антиох Епифан, Константин Великий, Нерон, Наполеон, Муссолини, Сталин и другие. Общему итогу отвечали также имена нарицательные: бездарный вождь, древний завистник, неправедный агнец, царь Израильский и множество других, им подобных. Обратим наше внимание на то, что число 666 связано здесь с именем антихриста: «имя зверя», «число имени его». Это не просто какое‑то «клеймо», а «имя», определяющее внутренний склад того, кому оно дано. Имя, в первоначальном его значении, – это характер, сердечное состояние, скрытая духовная сущность человека, получившего это имя. Мы видели уже, что число 6 – символизирует ограниченность, отсутствие должной полноты, законченности. Это – символ нашей человеческой испорченности и несовершенства. Число 6 у евреев такое же «несчастливое число», как у язычников число 13. С числом 6 у евреев связано множество всяких суеверий. Человек был создан в 6‑й день и потому несчастен, – говорят евреи. Пятница – 6‑й день недели; 6‑й час дня – полдень знойный. Евреи избегали и боялись этого числа. Число 7, напротив, рассматривалось счастливым. С ним связывалась суббота и множество праздников. Число 7 – число законченности, совершенства, полноты. Число 6 самое ближайшее к числу 7, но оно всегда останется самим собою и никогда не достигнет полноты. Все, на что может быть способен человек, без благодати Божией, все, чего он может добиться и достигнуть, все это может быть выражено числом 6. Человек, может сам, без Бога, многое изобрести, многое открыть, создать, много осуществить, но на всех его достижениях, как некое клеймо, стоит число 6. Только Бог способен превратить наше человеческое интеллектуальное 6 в Его благодатное 7. В жизни верующих людей «6» означает «жизнь по плоти»; 7 – «жизнь по духу». Число 6, трижды рядом поставленное и превращенное в 666, означает то, что и сам антихрист, каким бы ни казался могущественным, в своем действии, он проявит все те же свойства невозрожденного, плотского, безблагодатного человека, но только в бесподобно увеличенном объеме. Без возрождения свыше и благодатной перемены сердца самый нравственный, моральный, честный, порядочный человек в очах Божиих – только 666 и ничего больше. При любом прочтении этого апокалипсического образа Церковь никогда не заявляла, что само число 666 в арифметическом смысле является чем‑то скверным. Апостол Иоанн, знавший символику библейских чисел, не имел никакого затруднения в определении «имени или «сущности» антихриста. И напрасно праздные людские умы старались усматривать в этом имени антихриста сложную головоломку, мистическую цифру или загадочную кличку. «Это число человеческое»… Человеческое – «шесть» вместо Божественного – «семь». Мир духовный, как и мир естественный, подчинен неумолимым Божественным законам: «что общего у света со тьмою?», «неправедные Царства Божия не наследуют»… Богач «в аде, будучи в муках» хотел нарушить один из этих Божественных законов, но услышал в ответ: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят»… «Число зверя или имени зверя не есть знак чисто буквальный, но символический, таинственный, вероятно, выражает характер исповедания веры или превратный образ мыслей и жизни того общества людей, которое здесь называется зверем. Иметь имя зверя или число имени его, в таинственном смысле значит исповедать то учение, которое проповедует зверь, и тем отличаться от прочих. Потому это имя зверя не может быть именем какого‑нибудь особенного лица. Что значит это символическое число или имя, это может верно объяснить только Виновник этого Откровения, а собственные наши толкования будут иметь значение только догадки»147. «Хотя нам известно, что это число превратится в действительно сатанинский номер лишь после заявления антихриста, многие уже сейчас руками и ногами открещиваются от него, опасаясь того, что таким образом попадут под антихристово влияние. До тех пор, пока антихрист сам не заявит о себе, этот страх определенно безоснователен». «В наши дни этому числу пытаются придать значение большее, нежели оно того заслуживает, заявляя, что 666 имеет силу и духовный смысл печати антихриста. Однако, как мы уже сказали, печать должна появиться лишь после пришествия человека беззакония, во второй период его правления. И лишь тогда это обычное число, которому никак не может быть присущ духовный смысл, сыграет определенную роль, поскольку в нем будет заключаться указание на имя антихриста, которое нам пока неизвестно. Святой Ириней Лионский, древний учитель Церкви, полагал, что этим числом подводится итог истории человечества, на всем протяжении которой действовала тайна беззакония, то есть процветало всякое отступление, неправда и лукавство, лжепророчество и обман, по причине чего и постигнет этот мир пагуба и он сгорит в огне148. Во времена святого Иринея (II в. по Р. Х.) думали, что история человечества от сотворения мира насчитывает 6000 лет. Поэтому то, что число 666 состоит из шести сотен, десятков и единиц, по его мнению, знаменует собой отступление от Бога, которое было в начале, в середине и будет в конце времен. Это число означает человека, находящегося во вражде с Богом и не желающего войти в седьмой день покоя, в который почил Бог от трудов Своих (Быт. 2, 2), а стремящегося занять Его место. Первое отступление произошло, когда Адам захотел стать как Бог, поверив змию. Второе отступление, длящееся и поныне, складывалось из многих событий и происходило в различные периоды истории: во дни Ноя, во времена строительства Вавилонской башни, при царях Ахаве, Навуходоносоре, на протяжении всей истории Римской империи, в эпохи насильственной исламизации христианского Востока, Ренессанса, коммунистических революций. Третье же отступление произойдет в конце времен, оно будет последним, и за ним наступит конец света. Отступление Адама несравнимо с беззакониями более поздних времен – ведь Адам покаялся и был прощен Богом, и Господь вывел его с Евой из ада после Своего славного Воскресения. Третье отступление окажется самым страшным и по масштабу, и по последствиям, превзойдет оба предшествовавших и завершит развитие тайны беззакония. Так святой Ириней объясняет духовный символизм числа 666, но это объяснение, к сожалению, сегодня не привлекает особого внимания. Многие забывают, что христианам не подобает бояться антихриста, напротив, они должны быть готовыми к его пришествию. Мы должны помнить, что мы люди слабые, маловерные, склонные ко греху, полные страстей, но при этом не пугаться. Нам нужна постоянная борьба с самими собой, потому что без навыка этой ежедневной борьбы мы сдадимся и сделаемся добровольными отступниками. Не стоит думать, что мы какие‑то особенные, не такие, как прочие люди. Нам необходимо трезвиться. Вспомним, что священник от лица всех христиан просит Господа: «Духом Владычним мыслей моих поползновение утверди» (молитва 2‑я коленопреклоненная на вечерне праздника Пятидесятницы). В духовной жизни нет ничего более гибельного и ошибочного, чем самоуверенность, упование на собственный разум, вера в то, что спасение зависит от наших усилий. И цифра 666 напоминает нам о возможности падения и отречения от Бога, о том, что мы склонны к заблуждениям, находимся в опасности отступить от Христа, внутренне удалиться от Него. Избежать этого можно, лишь прося у Бога просветить нас и шествуя путем смирения, послушания Церкви и поста»149. Святой Ириней говорил, что, «хотя известно число имени антихриста, но мы не можем ничего опрометчиво утверждать о самом имени, потому что число приложимо ко многим именам». Св. Ириней учит, что не следует без всякой нужды гадать об имени, которое, конечно, с нарочитой и особенной целью сокрыто от нас. «Немалая опасность угрожает тем, – говорит святой отец, – которые ложно присваивают себе знамение имени антихриста. Ибо если они полагают такое‑то имя, а он придет с другим, они легко будут обмануты или, думая, будто еще нет того, кого надлежит остерегаться. Посему вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать какие‑либо имена, ибо может найтись много имен, заключающих в себе означенное число и все‑таки этот вопрос останется нерешенным. Ибо если оказывается много имен, заключающих в себе это число, то спрашивается, какое же из них будет носить имеющий прийти антихрист. Это я говорю не по недостатку имен, содержащих число имени его, но по страху Божию и по ревности к истине, ибо имя Еванфас содержит искомое число, но я ничего о нем не утверждаю. И имя Латинянин имеет число 666, и весьма вероятно, что последнее царство носит это название; ибо ныне латиняне царствуют, но я не хочу этим хвалиться. Но из всех нами находимых имен Титан, если написать первый слог посредством двух греческих гласных Ε и I, наиболее вероятно, ибо оно содержит вышеозначенное число и состоит из шести букв в каждом слоге по три буквы, но древне и не употребительно, потому что никто из наших царей не назывался Титаном и ни один из идолов, открыто почитаемых у греков и варваров, не имеет такого имени, но у многих оно почитается за божественное, так что и солнце называется у нынешних властителей Титаном и содержит некоторый намек на мщение и на мстителя, так антихрист представляет вид, будто бы мстит за угнетенных. Кроме того, это имя древнее, правдоподобное, царское и более идущее к тирану. Посему, если имя Титан имеет так много в свою пользу оснований, то очень много вероятности заключать, что грядущий антихрист, может быть, будет называться Титаном. Я, однако же, не решусь утвердительно объявить это за имя антихриста, зная, что если бы необходимо было в настоящее время открыто быть возвещену его имени, оно было бы объявлено тем самым, кто и видел Откровение. Ибо Откровение было незадолго до нашего времени, но почти в наш век, под конец царствования Домициана. Он (ап. Иоанн) показывает число имени антихриста, чтобы мы остерегались, когда он придет, зная, что он; имя же его умолчал, потому что недостойно быть возвещенным от Духа Святого»150. Немецкий экзегет Н. З. Гофман, соглашаясь со св. Иринеем в том, что число антихристово должно быть рассчитываемо по числовому достоинству греческих букв в имени, замечает, однако, со своей стороны, что это счисление недоступно каждому времени. Только когда явится последний сатанинский миродержец, люди, имеющие для счисления необходимую способность и понимание, весьма легко найдут и поймут число антихристово, так как все, что касается цены или счета, имеет свое время. Для каждого же времени остается несомненным, что шестиричное число есть число будничного труда и работы, постоянного беспокойства и усталости (666 три раза повторенное число рабочих дней в неделе); истинную же субботу (успокоение) дарует только Христос, а с нею и новый день вечного мира151. Поэтому не следует теряться в догадках, отыскивая время явления антихриста или стремясь узнать его имя, прилагая число имени его к именам разных исторических личностей: все эти догадки не приведут ни к чему. Но по причине этой возможности предусмотреть приближение последних скорбей, нам, христианам, нужно, по слову апостола, облечься в броню веры и любви и в шлем надежды спасения (1 Фес. 5, 8) для того, чтобы быть готовыми предохранить себя от коварства антихриста, который, явившись незадолго до кончины мира, будет орудием диавола в гонениях на святую Христову Церковь. В то же время должно молиться Господу Богу, да сподобимся избежать всех сих будущих бедствий (Лк. 21, 36)152.
Date: 2015-09-22; view: 413; Нарушение авторских прав |