Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность антихриста





 

«Самый решительный признак кончины мира есть явление антихриста, описанное в Послании к Солунянам (фессалоникийцам): «Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения»106.

Кто будет это – антихрист? Следуя апостолу, надо понимать, что это будет существо личное – лицо, ибо он называется сыном беззакония и действует как лицо. Кто он будет? Из слов апостола видно, что это будет обладатель, соединяющий в себе власть светскую (мирскую) и духовную, ибо сидеть будет во храме. Как он будет действовать? Противно Христу и весьма лицемерно, так что прельстил бы избранных, если бы было возможно; будет в близком сношении и тесной связи с диаволом. Возможно ли это для человека? Опыт показывает, что возможно: есть люди, которые из‑за корысти предаются диаволу и делаются одним духом с ним. Как в лице Иисуса Христа явил свои действия свет – так в лице антихриста покажет свое учение и действие тьма. Он будет снабжен силою, знамениями и чудесами ложными. Как можно совместить чудеса с ложью – чтобы они были чудеса и вместе с тем ложные? Чем отличаются эти чудеса от истинных? Они будут производиться искусством, хитростью и обольщением диавола в нашей чувственной сфере, так же как и между людьми фокусники могут делать чудесные вещи. Диавол может делать более их, ибо он лучше них знает силы природы. Напротив, истинные чудеса свыше – их производит всемогущая воля Божия. Если бы пред нами раскрылись все силы природы, то мы тотчас же могли бы отличать истинные чудеса от ложных.

Впрочем, антихрист будет все скрывать и выдавать ложь за истину; видно и то, что он прямо пойдет против всего священного и Божественного, ибо поставит себя выше всего, что называется Богом или священным центром религии и богослужения. Можно ли представить такое безумие в людях, чтобы они могли этому поверить и последовать? Опыт, к несчастью, это подтверждает. Французская революция представила нечто весьма схожее с этим будущим явлением: Бога изобразили в лице бесстыдной женщины, но, однако, нашлись люди, которые любовались этим бесстыдным торжеством разума. Поэтому можно наверняка полагать, что и тогда, при конце мира, во время антихриста, хватит у людей невежества, бесстыдства и безумия, чтобы внимать этому льстецу и следовать его учению. С неверующими в него он будет поступатъ иначе: пред ними снимет он личину кротости, как тиран, будет мучить их. И все те погибнут пред кончиною мира, которые не приняли любви истины для своего спасения 107. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира 108.

Словом, это будет человек (антихрист) во всем противоположный Христу – оттенок Христа, только в противоположном виде. Здесь‑то видна будет верность того мнения, что диавол подражает Богу во всем, но только противным образом. Так, во Христе было явление Бога во плоти; в антихристе он (диавол) также явит свои действия. Вообще, сущность учения библейского об антихристе состоит в том, что он будет человек злой, направляющий ложные пророчества и чудеса против Христа и против религии, требующий себе поклонения как представителю Божию, имеющий концом своим погибель, ибо Спаситель убьет его Духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего. Сражения с антихристом не будет. Иисус Христос не удостоит его этой чести, а упразднит его одним пришествием, т. е. придет Христос истинный, и этот призрак исчезнет подобно мраку, исчезающему при восходе солнца. Время царствования антихриста, как видно из Апокалипсиса, будет непродолжительное и прекратится ради избранных. Замечательна сила следующих слов: «Чтобы прельстить, если возможно, и избранных»109.

С первого взгляда кажется, что в словах этих нет мысли. Но что значит здесь возможность? Возможность по отношению к знамениям и чудесам, а невозможность по отношению к избранным. По законам обыкновенного ума человеческого чудеса будут таковы, что должны бы заставить веровать. Вот возможность! Но в избранных есть, как говорится в слове Божием, семя свято – дух, спасающий их и тогда, когда рассудок, оставленный самому себе, не мог бы не согласиться на известное предложение, – вот невозможность! Со святыми бывают такие минуты, когда они верят, по словам ап. Павла, сверх надежды110, как верил Авраам, т. е. иногда рассудок непременно требует оставить известное дело, признавая его нехорошим и неудобньм, между тем они продолжают делать это, следуя тайному содружеству с ними Святаго Духа; и это, как теперь, так и тогда – при конце мира, не позволит избранным увлечься лестью и коварством духа злобы; следовательно, все люди, не имеющие внутри себя обитающего Духа, лишенные святого семени, увлекутся антихристом. Средством против него служит твердость и неизменность веры в Господа нашего Иисуса Христа.


Вообще, кто захочет ему (антихристу) противиться, тот найдет средства, или, лучше сказать, того Господь наделит и средствами, и силами, и ведением к познанию козней и хитростей лжепророка. Ибо если диавол употребит все свое усилие в это последнее время, то, без сомнения, и Бог не дремлет и не спит хранящий Израиля 111. И потому кто увлечется им (антихристом), тот сам будет виновен в своей погибели. Заметить можно из великих судов, уже совершившихся в мире, что Промысл Божий в такие эпохи всегда спасает преданных Ему особенным образом, например: во время разрушения Иерусалима христиане изведены были в Пеллу и не участвовали в бедствиях иудеев»112.

«Сама приставка anti (анти) в греческом языке может иметь два значения: «против» и «вместо». По отношению к антихристу оба эти значения правомочны, потому что антихрист, согласно церковному учению, есть противник Христа, а с другой стороны, тот, кто пытается поставить себя на место Христа. В Священном Писании само это наименование употребляется двояким образом. В широком смысле слово «антихрист» – это всякий «отвергающий Отца и Сына»113, «а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста…»114, то есть всякий, кто отрицает Богочеловечество и Богосыновство Иисуса Христа, может быть назван антихристом. В этом смысле «появилось много антихристов…»115. Но в строгом смысле это наименование употребляется в отношении к определенному лицу, о котором также говорит ап. Иоанн Богослов: «Вы слышали, что придет антихрист…» (1 Ин. 2, 18)»116.

«Некоторые стараются доказать, что под именем антихриста, упоминаемого в Священном Писании, нужно понимать или целое общество беззаконников, или их преемственность, или антихристианский дух и учение, или же, наконец, все это вместе.

В истории имели место мнения, что антихрист не есть личность, а просто некая боговраждебная сила. Такое мнение высказывал, например, Мартин Лютер; на русской почве его воспроизводили раскольники‑беспоповцы.

Но такое понимание ложно. Ясное учение как Священного Писания, так и Церкви Вселенской, обличая неправоту заблуждающихся, несомненно показывает, что антихрист, в собственном смысле этого слова, будет одно определенное лицо, а не какое‑либо общество или противохристианское направление. «Хотя антихрист (учил св. Иоанн Дамаскин) есть и всякий не исповедующий, что Сын Божий пришел во плоти, что он есть совершенный Бог, и сделался совершенным человеком, не переставая быть Богом, но в собственном смысле и преимущественно называется антихристом тот, который придет при кончине века… человек, имеющий… принять на себя все действо сатаны»117.


В Священном Писании находятся ясные и несомненные указания на то, что, кроме многих антихристов или противников Христа, будет еще антихрист, как лицо особенное.

Это можно видеть в словах Христа, сказанных к неверующим иудеям: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете»118. Здесь Господь иного противопоставляет Себе, действия иного во имя свое – Своим действиям во имя Отца, неверие иудеев в истинного Мессию – их вере в иного. А так как Господь Иисус Христос есть истинное и единое лицо, то и под иным, имеющим придти во имя свое нужно понимать также одно определенное лицо.

«Но о ком это Он говорит: придет во имя свое? Здесь Христос, – отвечает св. Иоанн Златоуст, – намекает на антихриста… Если вы преследуете Меня, говорит Он, из любви к Богу, то гораздо более следовало бы так поступить с антихристом». Он ничего подобного не будет говорить, т. е. что послан от Отца, что пришел по воле Его; но совершенно напротив, насильственно будет похищать все, ему не принадлежащее, и называть себя богом над всем (2 Фес. 2, 4). Это именно и значит, что он придет во имя свое».

«Господь говорит неверующим Ему (Ин. 5, 43), под другим, – пишет святой Ириней Лионский, – разумея антихриста, который чужд Господа:…переселит царство в Иерусалим и сядет в храме Божием, обольщая поклоняющихся ему, как будто он Христос».

К антихристу как особенному и чрезвычайному противнику Христову относят эти слова св. Кирилл Александрийский, бл. Феодорит, Феофилакт, архиеп. Болгарский.

Подобно восточным, и западные древние отцы и учители Церкви видели в этих словах Спасителя предречение об антихристе, как особенном и чрезвычайном противнике Христовом, которого иудеи примут за Мессию. Так изъясняют слова эти св. Амвросий Медиоланский, блаж. Иероним и бл. Августин.

«Святой апостол и евангелист Иоанн, которому открыты были последние судьбы мира, пишет: Как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов 119. Святой Иоанн в этих словах указывает христианам признаки последнего времени. Такими признаками поставляет он, во‑первых, имеющего явиться антихриста, во‑вторых, уже появившихся противников Христовых: о первом говорит в числе единственном, а о вторых – во множественном. А это показывает, что он различает антихристов вообще от антихриста в смысле особенном. Кроме того, об одном антихристе апостол говорит только как об имеющем придти, но еще не существующем: антихрист грядет; напротив, о многих антихристах свидетельствует, что они уже появились: быша. Тайнозритель, конечно, знал, что и после него в Христовой Церкви появятся многие еретики и лжеучители, подобные появившимся при нем: следовательно, если бы хотел указать здесь под именем антихриста не лицо особенное, а только вообще лжеучителей, то или совсем не упомянул бы о нем, или сказал бы так же, как и о существовавших в его время, то есть, что «антихрист грядет», в числе множественном.

Притом апостол Иоанн, когда говорит о многих появившихся антихристах, то не проставляет перед их наименованием определенного члена, и этим дает знать, что он разумеет здесь всех вообще противников Христовых в целой их совокупности. Напротив, когда говорит о грядущем антихристе, то ставит перед его наименованием член, показывая этим, что он разумеет некоторое особенное, определенное лицо. Это свидетельство святого Иоанна об антихристе как определенном лице столь ясно и непререкаемое, что неправомыслящие обходят его молчанием.

Итак, Священное Писание ясно учит, что под именем антихриста в смысле собственном нужно понимать особенного и чрезвычайного врага Христовой Церкви, который по существу своему будет лицом отдельным, человеком, а не каким‑либо обществом или сборищем безбожников»120.

 







Date: 2015-09-22; view: 450; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию