Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие методические рекомендации





АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА

 

Сборник задач

 

по специальностям:

030501.65 Юриспруденция,

030505.65 Правоохранительная деятельность

 

 

Омск 2008

Актуальные проблемы уголовного права: Сборник задач по специальностям 030501.65 Юриспруденция, 030505.65 Правоохранительная деятельность. – Омск: Омская академия МВД России, 2008. – 24 с.

 

Сборник задач составили:

В.Н. Борков – кандидат юридических наук, доцент (тема 5);

П.Н. Путилов – кандидат юридических наук, доцент (темы 1,2).

А.В. Козун – кандидат юридических наук (тема 3);

К.Н. Карпов – (тема 4).

 

Сборник задач предназначен для проведения практических занятий по дисциплине «Актуальные проблемы уголовного права». При составлении задач авторы использовали опубликованные материалы судебной практики Верховного суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, приговоры судов и материалы уголовных дел. По составам преступлений, по которым отсутствовала судебно-следственная практика, казусы готовились путем теоретического моделирования. При формулировании условий задач реальные ситуации были адаптированы для возможностей использования в учебном процессе. Нормативный материал дан по состоянию на 1 декабря 2008 года.

Сборник систематизирован в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины «Актуальные проблемы уголовного права» и охватывает наиболее важные темы, по которым предусмотрены практические занятия. Нумерация и наименование тем сборника соответствуют нумерации и наименованию тем рабочей учебной программой дисциплины.

 

 

© Омская академия МВД России, 2008

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Дисциплина «Актуальные проблемы уголовного права» преподается в рамках специализации на выпускном курсе и предполагает получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков по применению изучаемого ранее уголовного закона. Необходимыми предпосылками подготовки квалифицированного юриста специалиста в области правоохранительной деятельности являются: знание теоретических и практических проблем уголовно-правовой охраны общественных отношений, умение правильно разрешать спорные вопросы квалификации.

В отличие от дисциплины «Уголовное право», где основной задачей выступало изучение Общей и Особенной частей уголовного закона, основных институтов уголовного права, привитие практических навыков квалификации, дисциплина «Актуальные проблемы уголовного права» предполагает углубленное осмысление наиболее сложных теоретических и практических проблем охраны личности, общества и государства от преступных посягательств, оптимизации запретов на их совершение. Изучение актуальных вопросов уголовного права будущими специалистами правоохранительной деятельности обусловлено главенствующей ролью уголовного закона в борьбе с преступностью, защите существующих правоотношений. Выпускник должен получить не только прочные знания теоретических проблем конструирования уголовно-правовых норм, основные подходы к их оптимизации, но и уметь правильно квалифицировать преступления, владеть методиками разрешения сложных вопросов юридической оценки общественно опасных деяний.

Достижению последней цели в большей мере способствуют практические занятия, которые состоят в решении задач, описывающих обстоятельства совершенных преступлений. Решение задачи предполагает квалификацию, как мыслительную деятельность, так и правильную фиксацию ее результатов в, так называемой, формуле квалификации.

В учебной и монографической литературе, посвященной вопросам квалификации, представлен ряд теоретических положений о выполнении данной логической процедуры. В частности, предлагается начинать юридическую оценку с того что, ориентируясь на структуру и содержание состава преступления, среди обстоятельств, приведенных в условиях задачи, четко выделить признаки, имеющие значение для квалификации. При определении этих признаков необходимо рассматривать тот или иной состав преступления, предусмотренный УК РФ. За исключением возраста субъекта и вменяемости, трудно говорить о каких либо других «общих» признаках, которые имеют значение для квалификации. Таким образом, для исследуемого процесса характерны эвристические начала.

Обучающемуся, после внимательного прочтения фабулы, при наличии очевидной множественности посягательств, необходимо условно разделить фабулу на части и определить самое опасное преступление, на совершение которого были направлены основные усилия виновного (виновных). Одновременно курсант выдвигает гипотезу о юридической оценке каждого из эпизодов преступной деятельности, начиная с заглавного, по его мнению, посягательства. Правильность выдвинутой версии проверяется путем сопоставления признаков событий, описанных в фабуле с признаками избранных составов преступлений, закрепленных в уголовном законе. В случае установления точного соответствия квалификацию можно признать верной.


При совершении преступлений в соучастии, в первую очередь, следует квалифицировать поведение исполнителя. Необходимо помнить, что квалификация посягательств, в которых в соответствии с законом субъект может быть только специальным, имеет существенные особенности.

На заключительном этапе решения любой задачи студент должен проверить были ли описанные в фабуле преступления доведены до конца. Если нет, то необходимо определить стадию неоконченного преступления.

Как было показано выше, для юриста большое значение имеет умение правильно фиксировать результаты (запись – «формула») квалификации. Уголовно-процессуальный закон, разъясняя порядок оформления соответствующих документов, четко определил последовательность записи квалификации – «…пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данное преступление». Если нужно сослаться на одну из норм Общей части, то при записи квалификации она указывается перед нормой Особенной части. Такая ситуация может возникнуть если виновный выступил в качестве соучастника преступления, но непосредственно в его совершении не участвовал, а также если посягательство не было доведено до конца.

Высказываемые обучающимся на занятии варианты квалификации деяний, описанных в фабулах задач, представленных в настоящем сборнике, должны быть строго аргументированы. Комментируя решение, курсант должен проявить умение работы с уголовным законом, его толкования. Особенностью дисциплины «Актуальные проблемы уголовного права» является формирование у обучаемых способности сосредотачиваться на наиболее острых вопросах отграничения преступлений и разрешать их. Важное значение для правильной квалификации деяний описанных в настоящем сборнике задач имеет практика Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам и соответствующие разъяснения, данные в постановлениях Пленума высшей судебной инстанции. Таким образом, ответ должен быть не только правильным, но и развернутым, убедительно обоснованным.

 








Date: 2015-09-22; view: 295; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию