Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование споров в сфере некоммерческой недвижимости





 

К сфере некоммерческой недвижимости относятся:

– жилые объекты (квартиры, дома, пристройки, комнаты);

– объекты загородной недвижимости (садовые домики, загородные коттеджи, участки).

Споры с участием потребителей в сфере некоммерческой недвижимости регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 9 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»), Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 «Об утверждении положения о Федеральной Службе по Надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

В них отражены основополагающие принципы защиты потребительских прав, установлены основные базовые категории, закреплены права потребителей, способы их защиты, обязанности и ответственность хозяйствующих субъектов, действующих на потребительском рынке, определены функции и правомочия государственных органов и общественности при осуществлении охраны потребительских прав граждан[1].

Таким образом, о законодательстве, направленном на защиту прав потребителей, можно говорить как о правовом институте, главной целью которого является предоставление специфических прав потребителям и возложение на их контрагентов дополнительного обременения, балансирующего их неравное экономическое положение на рынке.

Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Необходимо отметить те аспекты, которые не регулируются законодательством о защите прав потребителей[2].

Это отношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, не связанных с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Не регулируются законодательством о защите прав потребителей гражданско-правовые отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и т.д.), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. Однако законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг. Не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия, в частности отношения, возникающие при отправлении судом правосудия; отношения, возникающие при осуществлении нотариусом нотариальных действий; отношения, возникающие при осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно-распорядительных полномочий (оформление паспортно-визовыми службами паспортов и виз; деятельность органов местного самоуправления по благоустройству территории, содержанию и ремонту автомобильных дорог и др.) (Письмо Роспотребнадзора от 11 марта 2005 N 0100/1745-05-32 «О направлении информационного материала по защите прав потребителей»).

Знание нормативно-правовой базы защиты прав потребителя позволяет потребителю четко знать свои права и обязанности.

Особое внимание в нормативно-правовой базе по защите прав потребителей требует к себе ГК РФ и ФЗ РФ «О защите прав потребителей», а также принимаемые в соответствии с ним иные федеральные законы и правовые акты РФ.

Закон «О защите прав потребителей» является комплексным нормативно-правовым актом. В нем объединены нормы гражданского права, административного права, гражданского процессуального права и финансового. Большинство норм Закона являются гражданско-правовыми. Законодатель, регулируя отношения с участием потребителей, учитывает, что именно возможности гражданского права, в частности, компенсационная природа гражданской ответственности, позволяют эффективно восстанавливать нарушенные имущественные права потребителя. Вместе с тем практика показывает, что только гражданско-правовой охраны прав потребителей недостаточно. В области потребительского рынка нужны не только частноправовые меры воздействия, но и следует применять публично-правовые средства. Поэтому права потребителей охраняются как средствами гражданского права, так и при помощи норм публичных отраслей права[3].

На практике потребителям необходимо иметь в виду и положения нормативно-правовых актов, которые не включаются в законодательство о защите прав потребителей. Например, при взыскании с продавца имущественных санкций, предусмотренных потребительским законодательством, необходимо учитывать законодательство о налогах и сборах.

Среди нормативных актов, указанных в Законе «О защите прав потребителей», на первом месте стоит ГК РФ. Он занимает центральное место в системе гражданского законодательства, которое составляет основу законодательства о защите прав потребителей. Все нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Закон «О защите прав потребителей» применяется к отдельным видам гражданско-правовых договоров в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ.

Закон «О защите прав потребителей» и иные федеральные законы и правовые акты РФ применяются независимо от того, есть на них ссылка в Гражданском кодексе или нет в случаях, если:

– это предусмотрено Гражданским кодексом;

– Гражданский кодекс не содержит такого указания, но такие акты конкретизируют и детализируют нормы ГК РФ, регулирующие данные правоотношения;

– законы и иные правовые акты предусматривают иные правила, чем ГК РФ, когда ГК РФ допускает возможность их установления иными законами и правовыми актами[4].

Учитывая, что отношения с участием потребителей составляют предмет прежде всего гражданского права, они регулируются как общими нормами Гражданского кодекса, которые применяются для любых иных гражданских отношений, так и специальными, используемыми в основном для потребительской сферы. К общим нормам относятся, например, положение об исковой давности (гл. 12 ГК РФ). Специальные нормы содержатся в ГК в ч. 1 и 2. В части 1 ГК РФ можно, например, выделить ст. 426 о публичном договоре. В части 2 ГК РФ отношения с участием потребителей регулируются положениями об отдельных видах договоров (розничная купля-продажа), а также предписаниями об обязательствах, возникающих вследствие причинения вреда (гл. 59 ГК РФ).

В законе «О защите прав потребителей» предусмотрена возможность регулирования отношений в области защиты прав потребителей не только законами, но и подзаконными актами. По смыслу закона «О защите прав потребителей» такие акты должны быть приняты на федеральном уровне. Это правовые акты РФ, то есть под ними в соответствии со статьей 3 ГК РФ следует понимать указы Президента и постановления Правительства РФ. В основном такие отношения регулируются постановлениями Правительства, о чем свидетельствует статья 26 Закона. В соответствии с этой статьей Правительство уполномочено утверждать правила отдельных видов договоров купли-продажи, правила продажи отдельных видов товаров.

Кроме указанных правил, Правительством РФ приняты и иные акты, распространяющиеся на сферу охраны прав потребителей. К ним относятся различные утвержденные Правительством РФ перечни.

Деятельность Правительства РФ по правовому регулированию отношений в сфере защиты прав потребителей не ограничивается принятием только названных правил и перечней. В данной области принимаются и иные нормативные правовые акты[5].

В пункте 2 статьи 1 Закона содержится правовой запрет – Правительство РФ не в праве поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. Данный запрет полностью соответствует п. 7 ст. 3 ГК, поскольку по смыслу данной формы закон может ограничивать ведомственное нормотворчество в области гражданского права. Рассматриваемый правовой запрет вполне обоснован. В его отсутствие гарантии соблюдения прав потребителей, как это нередко бывает на практике в иных сферах правового регулирования, могли бы в угоду ведомственным интересам оказаться «размытыми» подзаконными актами органов исполнительной власти[6].

Вместе с тем полностью исключить подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны прав потребителей нельзя, о чем свидетельствует современная практика. Указанные подзаконные акты принимаются для регулирования названных выше отношений второй группы, носящих публичный характер. Например, данные акты наиболее часто издаются в области обеспечения безопасности и качества товаров, работ и услуг соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Подобные акты принимает и Федеральный антимонопольный орган.

Акты, входящие в структуру законодательства о защите прав потребителей, носят нормативный характер. Они распространяют свое действие на неопределенный круг лиц, включая потребителей. Кроме нормативных актов, отношения с участием потребителей оформляются и средствами индивидуального регулирования – договорами. В таком случае регулируются отношения между четко определенными субъектами, например, между конкретным потребителем и продавцом.

Реже на практике отношения с участием потребителей, наряду с актами законодательства о защите прав потребителей и средствами индивидуального регулирования, нормируются в рамках локального регулирования. Данное регулирование осуществляется при помощи так называемых локальных актов, которые принимаются одним субъектом (стороной отношения) и обязательны для всех лиц, вступающих с этим субъектом в соответствующие отношения. Например, известны случаи, когда продавцы принимали локальные акты, регламентирующие обмен товаров, приобретенных у данного продавца. Законодательство о защите прав потребителей не содержит запрета для подобного локального регулирования, при их соответствии данному законодательству и условии не ущемления прав потребителей. Важно, что в заключаемом договоре стороны вправе изменить предписания локального акта.

В настоящее время представляется актуальной проблема систематизации законодательства в сфере защиты прав потребителей. Упорядочение нормативной основы, приведение ее в соответствие с экономическими, политическими и социальными условиями, характерными для данного этапа развития российской государственности, устранения дублирования и противоречий в действующих актах – все это будет способствовать повышению эффективности реализации норм права и соответственно усилению охраны прав и законных интересов граждан и гарантий их обеспечения.

В целом следует признать, что посредством закона «О защите прав потребителей» потребителям предоставляется достаточно надежная правовая охрана. Однако современная практика применения данного акта свидетельствует о необходимости его постоянного совершенствования.

Совершенствование и развитие законодательства в сфере защиты прав потребителей, обеспечения качества, безопасности товаров является одной из приоритетных задач государственной потребительской политики на современном этапе.

Закон «О защите прав потребителей» является комплексным нормативным правовым актом. В нем объединены нормы гражданского права, административного права, гражданского процессуального права и финансового. Большинство норм закона «О защите прав потребителей» являются гражданско-правовыми.

Закон «О защите прав потребителей» применяется к отдельным видам гражданско-правовых договоров в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ.

Анализируя нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, связанные с защитой прав потребителей, нельзя не обратить внимание на их большое количество и отсутствие должной систематизации, что создает трудности при их реализации.

 

 

Date: 2015-09-22; view: 368; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию