Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 3. История философии и современность
Понятие истории философии и историко-философского процесса. Соотношение и диалектическая взаимосвязь предмета истории философии и предмета философии. История философии как философия в исторической форме. Различные аспекты изучения истории философии. Источники истории философии. Значение и польза изучения истории философии. Обычные представления об истории философии как перечне мнений философов и философское понимание содержания этой науки. Проблема начала философии и её истории. «Европоцентризм» и «востокоцентризм» («азиацентризм») в трактовке проблемы начала философии. Понятие «Восточной философии». Невозможность доказать происхождение философии с Востока. Мифогенная и гносеогенная точки зрения по вопросу возникновения философии. Почему философия возникает в Греции? Деление истории философии на периоды, источники и способы рассмотрения истории философии. Методология историко-философского познания. 1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Генезис греческой философии. Формы греческой жизни, подготовившие рождение философии. Поэмы Гомера, Гесиода, «Орфики», общественная религия и орфические мистерии. Социальные, экономические и политические условия возникновения греческой философии. Философия как потребность человеческого духа. Отличительные особенности античной философии. переход от мифа к логосу. Понятие «номоса». Фундаментальные проблемы античной философии. Понятие досократовской философии. Первые ионийцы и проблема начала всех вещей. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Гераклит из Эфеса. Проблема сущности бытия. Пифагор и пифагорейцы. Число как начало. Физическое и метафизическое понимание сущности первоначала. Понятие «архэ». Элеатская школа: Ксенофан, Парменид, Мелисс и Зенон. Физики плюралисты эклектики: Эмпедокл и четыре «корня»; Анаксагор и упорядочивающий «Ум». Античный атомизм Левкиппа и Демокрита. Учение об атомах и пустоте. Софистика: Протагор и Горгий. Философия Сократа: проблема человека и природа его души. Проблема майевтического метода в философии Сократа. Проблема мышления и обоснование логики диалога. Проблема всеобщего, единичного и особенного. Сократические школы: понятие и основные проблемы. Мегарскан школа: Эвклид, Эвбулид, Стильпон. Киренская школа: Аристипц Феодор, Гегезий, Анникерид. Киническая школа: Антисфен, Диоген и позднейшие киники. Элидо-эритрейская школа: Федон из Элиды, Менедем и Асклепиад из Эритреи. Философия Платона. Платон и античная Академия. Платоновские диалоги и фигура Сократа как основного персонажа диалогов. Обоснование «метафизики» и объективного идеализма. Учение об идеях. Проблема идеального у Платона. Природа познания и диалектика. Концепция человека и идеальное государство. Платоновская академия и последователи Платона. Аристотель и «перипатетики». «Метафизика» Аристотеля. «Первая философия» и учение о причинах и началах сущего. Физика и математика. Психология и учение о человеке. Логическое учение: формальная логика и учение о категориях. Практические науки: этика и политика. Закат школы перипатетиков после Аристотеля. Материализм и идеализм Платона и Аристотеля. Философские школы эллинистической эпохи. Кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, эклектизм. Диоген, Кратет и другие киники эллинистический эпохи. Расцвет кинизма и распад сократических школ. Эпикур и основание «Сада». Физика и этика Эпикура. «Сад» Эпикура и его новые идеалы. Римский эпикуреизм. Философские воззрения Тита Лукреция Кара. Поэма Лукреция «О природе вещей». Основание Стои. Физика и логика античной Стои. Основные проблемы стоицизма. Зенон, Клеанф, Аристон, Хризип и другие. Скептицизм: Пиррон и моральный скепсис; Академия скептиков Аркесилая и Карнеада. Специфика античного скептицизма. Эклектизм: Антиох и Цицерон. Поздний эллинизм: неостоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий); неоскептицизм и его представители от Энезидема до Секста Эмпирика. Плотин и неоплатонизм. Основные проблемы философии Плотина. Философские воззрения Порфирия, Ямвлиха и Прокла. Закат эллинистической науки: учения Птоломея и Галена. Конец древней языческой философии. Итоги, тенденции и перспективы эволюции понимания предмета философии в последующих концепциях.
2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. Понятие и периодизация средневековой философии. Духовная революция библейского послания. Структура и значение библии. Концепция «Завета». Фундаментальные библейские идеи и их философское значение. Новое пространство Веры и Духа. Человек и Бог. Новый смысл истории и жизни человека. Патристика: разработка библейских догматов и философствование о вере. Апологеты - греки методология и теория, первая философская разработка христианства: Аристид, Юстин, Тициан, Климент Александрийский и Ориген. Теология и философия Григория Нисского. Последние могикане греческой патристики: Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин. Латинская патристика. Тертуллиан и полемика против философии. Святой Августин и апогей патристики: философствование о вере; открытие «личности» и метафизика «душевных глубин», проблема реального и идеального, духовного и материального. Понятие «откровения». Переход от патристики к схоластике. Понятие схоластической философии. Школы и схоласты. Проблемы и задачи образования и христианские догмы. Отношение схоластической философии к христианству. Боэций:последний из римлян и первый из схоластов; учение о вере и разуме. Построение вероучения на метафизических основах. «Школы» и «схоластика»: разум и вера. Философия и теология. Иоанн Скот Эриугена, Ансельм и Абеляр. Понимание предмета философии и теологии. Доказательства бытия бога. Разум и функции веры. Методологическое изложение совокупности церковных догматов. Философские воззрения Альберта Великого и Фомы Аквинского. Различие философии и теологии, разум и вера. Вера ведёт разум. Противоположность между реализмом и номинализмом. Спор о природе «универсалий» Философские воззрения Росцелина, Уильяма Оккама, Иоанна Дунса Скота и Буридана. Майстер Экхарт и немецкая спекультивная мистика. Логика Средневековья: дидактическая систематизация античной логики, фигуры и модусы иллогизмов. Опытная философия и первые научные исследования эпохи схоластики: Роберт Гроссетест и Роджер Бэкон. Опыт и Вера. Общая характеристика арабоязычной средневековой философии. Аль-Кинди, и Аль-Фараби - начало арабоязычной философской традиции. Метафизика Ибн-Сины (Авиценна) и Ибн-Рушда (Аверроис). Аристотелизм и основные проблемы метафизики. Итоги и значение средневековой схоластики. Развитие содержания предмета философии и «отчуждение» духа.
3. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Эпоха «кватроченто». Гуманизм и Возрождение: историографическое значение термина «гуманизм» и «возрождение». Идеи и образы Возрожденческой мысли. Возрождение и античность. Начало гуманизма: Данте Алигьери и Франческо Петрарка. Структура мироздания. Проблема человека. Антропоцентризм. Художественная форма и гуманизм как специфическая форма философии. Этико - политические дебаты гуманистов эпохи Кватроченто: Бруни, Браччолини, Альберто. Неоэпикуреизм Лоренцо Валлы. Возрожденческий неоплатонизм. Философские воззрения Николая Кузанского. «Ученое незнание». Природа человека. Гносеология, интуиция и бесконечность познания. Философские воззрения Фичино и Пико делла Мирандолы, Пантеистические тенденции. «Натурфилософия» и новое естествознание: Леонардо да Винчи, Дж. Бруно, Телезио, Николай Коперник. Ренессансный аристотелизм Помпонацци. Предмет и метод философии. Опыт и знание. Истина и вера. Гуманизм и утопия: Эразм Роттердамский, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Мартин Лютер. Возрождение скептицизма. Мишель Монтень и его скептицизм как форма и основа мудрости. Проблема человека и предмет философии.
Мистический пантеизм: Якоб Беме и Томас Мюнцер. Философия и политика: Никколо Макиавелли, Гуго Гроций и Жан Боден. Драма Галилея и основание новой науки. Система мира, методология, физика и философия Ньютона. Развитие противоречия в понимании предмета философии: зарождение нового типа знания. «Физика, бойся метафизики!».
4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Понятие философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм метафизического познания. Фрэнсис Бэкон - родоначальник философии Нового времени. «Новый Органон» и основные проблемы науки и философии. Возникновение экспериментальной науки. Опыт и эксперимент, как основание научного познания. Учение о методе. Теория преодоления «идолов» в познании. Логика и методология науки. Сущность метафизического способа мышления. Философия Рене Декарта: основные проблемы и принципы построения системы. Принципы метода. Методическое сомнение и положение «cogito ergo sum». Учение о субстанции. Душа и тело. Противоречия психофизического параллелизма. Проблема тождества мышления и протяжения. Дуализм и механицизм методологии картезианской философии. Метафизика окказионализма и философия Мальбранша. Проблема отношения между душой и телом. Значение философии Мальбранша. Бенедикт Спиноза: метафизика материалистического монизма и пантеистического имманентизма. Концепция Бога - Природы как субстанции мира. Решение проблемы психофизического дуализма Декарта - Субстанция как «causa sui». «Атрибуты и модусы» субстанции. «Этика» - основные проблемы философии. Мышление как предмет философии. Проблема понимания. Проблема мышления и метод философии. Значение философии Спинозы для последующего развития западноевропейской философии- Лейбниц: метафизика плюрализма и предустановленная гармония. «Монадология» и её основные проблемы. Проблема субстанции. Теория познания: виртуальная врождённость или же новая форма «припоминания». Истины разума и истины фактов. Закон достаточного снования. Проблема человека. Философия Томаса Гоббса. Концепция философии и её разделов. Номинализм, эмпиризм и чувственный опыт у Гоббса. Учение об обществе: «Левиафан». Развитие эмпиризма. Джон Локк и создание критического эмпиризма. Принцип опыта и критика «врождённых идей». Сенсуалистическая теория познания. Учение о познании и его границах. Морально-политические и религиозные проблемы. Христиан Вольф и немецкая популярная философия; основные проблемы. Философия Джорджа Беркли. Теория зрения и умственное конструирование «предметов». Критика идеи «материальной субстанции». Бог и «Законы природы». Философия Давида Юма. Основные проблемы теории познания. Принципы идеализма и скептицизма. Отрицание общих понятий и номинализм Д. Юма. Критика идей материальной и духовной субстанции и «Я» как объекта чистой не теоретической веры. Общие тенденции вырождения эмпиризма «скептический разум» и «иррациональную веру». Пьер Гассенди - эмпирик-скептик. Полемика против аристотелевско-схоластической традиции. Философские и натурфилософские воззрения Блеза Паскаля. Теория познания и вера. Научный разум между традицией и прогрессом. Проблема человека и его отношение к богу. Джамбатиста Вико и обоснование сотворенного людьми «гражданского мира». Идея обоснования «Новой науки». «Единство и различие «философии» и «филологии». Язык, поэзия и миф. Провидение и смысл истории. Развитие западноевропейского просветительского разума. Шотландская школа: Томас Рид, Джемс Битти, Джемс Освальд, Дегальд Стюарт. Д'Аламбер и философия как «Наука о фактах». Возникновение и сотрудники «Энциклопедии». Философия Дени Дидро: от деизма к материализму. Проблема единства материи и движения. Кондильяк и гносеология сенсуализма. Ощущение как основа познания. Просветительский материализм: Ламетри, Гельвеций и Гольбах. Основные проблемы материализма. Природа человека и его мышления. Предшественники французского просвещения: Пьер Бейль и Жан Мелье. Французские просветители - деисты: Вольтер, Монтескье и Руссо. Основные проблемы и принципы философствования. Английское просвещение: Джон Толанд, С. Кларк, А. Коллинз, Дж. Батлер, Шефтсбери, Ф. Хатчесон, Д.Гартли, Б.Мандевиль. Немецкое просвещение: А. Баумгартен и обоснование эстетической систематики Эстетика и философия Г.Э. Лессинга. Философия истории Гердера. Возникновение и развитие немецкой классической философии конца 18 начала 19 вв. И.Кант и обоснование трансцендентальной философии. «Критика чистого разума» И. Канта и «коперниканская революция» в философии. Критицизм Канта и новое понимание предмета и метода философии. Трансцендентальная аналитика и теория априорных форм интеллектуального познания. Как возможна «метафизика как наука?». Антиномии разума и«трансцендентальная диалектика». Кант и критический поворот Западной философской мысли. Сущность критического метода Канта. Единство предмета и метода философии. Философия И.Г.Фихте. Обоснование спекулятивного трансцендентализма. Критика философии Канта как форма развития его идей. «Наукоучение» как теоретическая философия. Проблема метода и «интеллектуальная интуиция». Антитетическая диалектика. Проблема человека и его социально-историческая практика. Значение философии Фихте для понимания предмета философии и специфики философского познания. Концепции, находящиеся в связи с фихтевской философией. Фридрих фон Шлегель, Шлейермахер и др. Философия Ф.В.Й. Шеллинга. От «Наукоучения» и критицизма Канта к «натурфилософии». «Система трансцендентального идеализма» и основные проблемы философии как науки. Натурфилософская диалектика и идеалистическое конструирование материи. Теоретическая и практическая философия. Философия искусства. «Эстетическое» и «интеллектуальное созерцание». Понятие или интуиция? Искусство как высшая форма деятельности человека. «Философия тождества» и «философия откровения». Проблема свободы и проблема человека. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Отношение Гегеля к предшествующей истории философии. Система философии Гегеля и её исходный пункт. «Феноменология духа» её задача, предмет и метод. Диалектика процесса развития Духа. Учение о боге и учение о разуме. О спекулятивном мышлении вообще. Субстанция как субъект. Субъект - Бог. Всеобщность мысли. Реальность мысли. Обоснование принципов диалектического метода. Диалектика как метод и метафизика. Предмет философии и её метод. Понятие и наука. «Наука логики» - как теоретическая система логики человеческого и «божественного» мышления. Учение о человеке: свобода, воля, право, мораль и нравственность. «Предел» человека. Гегель и его «История философии». Резюме: обоснование предмета и метода философии как науки. Философия Л. Фейербаха: От теологии к философии и от идеализма к материализму – «Сущность христианства» и его основные проблемы. Принципы антропологического материализма и проблема человека. Критическое преодоление «спекулятивной философии» и её материалистическое переосмысление. Значение критики идеализма и ограниченность фейербаховского материализма. Фейербах и младогегельянство. Дальнейшее развитие западноевропейской философской мысли. Философская система А. Шопенгауэра. "Мир как воля и представление" и его основные проблемы. Понятие «воли». Критика кантовской философии. Позитивизм О. Конта. Понимание предмета философии и его отношения к «позитивному» знанию. «Иррационализм» и «волюнтаризм» в философии Ф. Ницше. Основные проблемы «философии жизни». Зарождение и развитие идей экзистенциализма. Философские воззрения Сорена Кьеркегора. Возникновение и развитие диалектико-материалистической философии и материалистического понимания истории. Философия К. Маркса. Критика гегелевского идеализма и переход на позиции материализма. Предмет и метод философии как науки. Философия и её отношение к конкретным наукам. «Капитал» как новый тип знания. Единство диалектики, логики и теории познания в теоретическом мышлении. Принципы диалектической логики и их применение в конкретнонаучном познании. Изменение формы материализма как принцип развития философского познания. Материалистическое понимание истории и природы человеческого мышления. Категориальные структуры познания и практики. Деятельностная сущность человека как философский принцип. Проблема общества и личности. Материалистическое понимание истории и теория общественно-экономических формаций. Конкретный историзм философии К. Маркса. Ф.Энгельс и разработка философских проблем естествознания. «Диалектика природы» и «Анти-Дюринг»: разработка и обоснование принципов диалектико-материалистического понимания природы, общества и человеческого мышления. Проблема предмета и метода философии. Date: 2015-09-22; view: 398; Нарушение авторских прав |