Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






МОДУЛЬ V. Аксиология





 

Тема № 10. Ценности в проблемном мире.

 

Проблематика философской аксиологии: исторические и теоретические предпосылки аксиологии. Структура и иерархии ценностей. Идеи блага, справедливости, истины, красоты. Достоинство человека. Идеи гуманизма. Гуманность.

Многообразие систем ценностей. Примеры ценностных систем: традиционалистские, западного типа (вестернизированные), консьюмеризм, ценности маргинальных субкультур и сообществ. Проблема ценностного плюрализма, взаимодействие систем ценностей, ценностные конфликты. Глобализм против изоляционизма. Проблема сохранения ценностных идентичностей (национальных, локальных). Терпимость, ассимиляция, интеграция.

Свобода как универсальная ценность человеческого бытия. Философские подходы к понятию свободы. Свобода и детерминизм. Э.Фромм, Ж.-П. Сартр о проблеме человеческой свободы и ответственности. Свобода и необходимость, зависимость (независимость), отчуждение, ответственность. Виды свободы и формы её проявления: игра, творчество, риск. Исторические формы свободы.

Содержание понятия смысл жизни. Философско-антропологические концепции смысла жизни (С.Л. Франк, С.Н. Булгаков, Ф.М. Достоевский, В. Франкл). Подлинное и неподлинное существование (экзистенциализм). Соотношение объективного и субъективного в содержании смысла жизни. Проблема индивидуального и социального в смысле жизни. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Смысл и ценности человеческого существования. Жизнь, смерть и бессмертие как философские темы.

 

Тема № 11. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.

Сущность глобальных проблем. Сущность и проблемы современной научно-технической революции. Глобализация и локализация (регионализация) – два вектора современного развития. Права и ценности. Критерии установления общезначимых ценностей. Объективные и субъективные основания проектирования будущего.

Становление информационно-экологического общества и перспективы существования человечества. Утопия и антиутопия как формы предвосхищения будущего. Воздействие будущего на настоящее. Проекция будущего в праве.

 

Тема № 12. Россия в глобальном мире: диалог культур.

Региональное и этническое в культуре. Представления о Востоке и Западе. Понятия о специфических для них способах практики и познания, общения и самореализации человеческих индивидов. Проблематизация диалога культур. Преодоление стереотипов. Мысли философов о своеобразии и судьбах западной культуры. Историческое своеобразие русской культуры. Опыт выбора пути. Диалог славянофильства и западничества. Национальное и общечеловеческое в культуре. Идеология евразийства. Феномен русской интеллигенции. Запад, Восток, Россия в диалоге культур. Мировая и национальная культура.

 

7) Планируемые результаты освоения модулей учебной дисциплины:

№ п/п Наименование модуля Компетенции   Результат освоения модуля
1. Модуль I. Философия в системе современной культуры Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3); способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);   Знать: предмет философии, основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи; мировоззренческие и методологические основы юридического мышления; роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности; Уметь: ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития планетарного социума; понимать характерные особенности современного этапа развития философии; применять философские принципы и законы, формы и методы познания в юридической деятельности;   Владеть: навыками философского анализа различных типов мировоззрения, использования различных философских методов для анализа тенденций развития современного общества, философско-правового анализа;
2. Модуль II. Онтология. На основе представлений о картине мира осознает социальную значимость профессии юриста, обладает развитым правосознанием (ОК-1) Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, может адекватно ее оценить, поставить цели и задачи, пути ее решения (ОК-3); Понимая значение в становлении и развитии человека общения готов к кооперации с другими коллегами, к работе в коллективе (ОК-5); Способен использовать принципы и методы философских наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); Способен дать глубокий анализ социально-значимым проблемам и процессам (ОК-9). Знать: картину мира вообще и картину общества в частности. Особенности миропредставления в зависимости от типа философствования. Суть расхождений материализма и идеализма в трактовке картины мира. Доказательства бытия Бога. Действительные источники и законы развития мира, категории детерминизма. Признаки человека как родового существа в системе - человечество-общество-индивид. Понимать процесс становления человеческого сознания и роль в его развитии труда и общения. Уметь: применять категории детерминизма к анализу юридических фактов. Использовать механизмы сознательного и бессознательного, рационального и иррационального в человеческой жизни. Показать перспективы существования человека на планете Земля. Владеть: категориальным аппаратом материалистической философии.  
3. Модуль III. Эпистемология. Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3); способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь(ОК-4) обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);   Знать: основные проблемы, принципы, законы и категории эпистемологии; особенности, структуру, формы и методы научного знания, а также актуальные проблемы современной науки.   Уметь: ориентироваться в вопросах познавательной деятельности человека; понимать специфику различных видов познания; характерные особенности познания научного; применять философские принципы и законы, формы и методы познания в юридической деятельности;   Владеть: навыками понятийного, абстрактно-логического мышления; навыками самостоятельной работы с научной литературой; навыками работы с каталогами, различными поисковыми системами с целью нахождения и освоения необходимой учебной и научной информацией; навыками философского анализа и оценки новых гипотез и теорий на предмет их научности или псевдонаучности; навыками использования различных философско-гносеологических категорий для анализа тенденций развития современного философско-правового знания;
4. Модуль IV. Общество. Культура. История. Обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); Знать: Содержание основных понятий, категорий и концепции социальной философии; Принципы системного, функционального подходов, деятельностного подхода к изучению общества; Специфику социальных законов, соотношение объективных предпосылок и человеческой субъективности в историческом процессе; Основные подходы к определению культуры, закономерности ее развития, особенности современной культуры; Содержание понятия цивилизация; Ключевые смыслы понятия «история», основные подходы к периодизации истории; Подходы к трактовке общественного прогресса и его критериев.   Уметь: Применять философские методы и принципы в ходе самостоятельного анализа социальных проблем; Понимать причину изменений представлений об общественном развитии; Использовать знание основных принципов функционирования и развития общества, культуры и истории в своей профессиональной деятельности и в межличностном общении; Различать типы философских концепций, отражающих проблему диалога культур в информационном обществе; Выявлять связь установок правосознания с культурными и социальными процессами.   Владеть: Пониманием специфики законов общества, общественных отношений и человеческой деятельности; Способностью строить диалог с коллегами, представителями смежных профессий на основе принципов уважения своей и иной культуры. Приемами аргументации по вопросу о направленности исторического развития; Различением критериев общественного прогресса;
5. Модуль V. Аксиология. В свете теории ценностей осознает социальную значимость профессии юриста, развивает ценностные аспекты правосознания (ОК-1); рассматривая труд как одну из ведущих ценностей, способен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности (ОК-2); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12). Знать: систему ценностей и приоритетов человеческой жизни; понятия и сущность человеческой жизни; понятия и сущность ценностей, их перечень; представлять тенденции в трансформации доминирующих ценностных систем; глобальные проблемы современности и пути их разрешения; место России в мире и пути возвышения ее авторитета. Уметь: ориентироваться в ценностных системах различных типов, сравнивать их между собой; находить ценностные основания различных социальных практик; ориентироваться в различных подходах изучения ценностей; находить общее и особенное в развитии России и других стран мира. Владеть: приемами анализа различных ценностей, методами разрешения ценностных конфликтов; необходимой информацией, доказывающей перспективы России в ее диалоге с культурами других стран.

 

8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения модуля, дисциплины:

 

№ п/п Наименование модуля Текущий контроль   Контроль самостоятельной работы студента
I. Модуль I.Философия в системе современной культуры   :
1. Тема 1.Предмет и задачи философии. Типы философствования.    
II. Модуль II. Онтология.      
1. Тема 2. Картина мира и ее основные элементы    
2. Тема 3. Человеческое бытие.    
3. Тема 4. Бытие сознания.    
III. Модуль III.Эпистемология.    
1. Тема 5.Основные направления и актуальные проблемы философии    
2. Тема 6.Философия науки    
IV. Модуль IV.Общество. Культура. История.    
1. Тема 7.Социальная философия    
2. Тема 8.Философия культуры Заполнение теста Домашняя контрольная работа
3. Тема 9.Философия истории Решение проблемной ситуации Составление и решение кроссвордов по основным терминам и персоналиям
V. Модуль V. Аксиология.    
1. Тема 10. Ценностное сознание в проблемном мире.    
2. Тема 11.Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.    
3. Тема 12. Россия в глобальном мире: диалог культур.    

 

8.1. Примерная тематика рефератов: -

8.2.Примерная тематика курсовых работ (доклад в кружке):

 

1) Мифологическая картина мира

2) Философская картина мира

3) Религиозная картина мира

4) Научная картина мира

5) Диалектика бытия и небытия: Парменид, Платон, Аристотель.

6) Категория бытия в современной философии

7) Пространство и время в философском измерении

8) Концепции происхождения человека в философии

9) Проблема антропосоциогенеза: современные гипотезы

10) Философские проблемы биоэтики (евгеника, эвтаназия, клонирование)

11) Сознание и самосознание в философии

12) Природа и формы общественного сознания.

13) Философское осмысление правосознания.

14) Проблема взаимодействия сознательных и бессознательных компонентов психики.

15) З. Фрейд о сущности индивидуального бессознательного.

16) К. Юнг о природе коллективного бессознательного.

17) Познание как предмет философского анализа.

18) Проблема познаваемости мира в философии.

19) Возможности и границы познавательной деятельности.

20) Агностицизм и его основные направления.

21) Познавательная роль языка.

22) Познание и практика.

23) Познание и творчество.

24) Чувственная и рациональная ступени познания.

25) Субъект и объект познания. Субъективное и объективное в познании.

26) Проблема истины в философии.

27) Истина и заблуждение в познании. Критерии истинности знания.

28) Научное знание, его специфика и строение.

29) Методы и формы научного познания.

30) Идеал и образы науки в философии.

31) Проблема эволюции научного знания.

32) Наука в современном мире.

33) Наука и вненаучное знание.

34) Развитие науки: проблема пределов роста.

35) Наука, вера и суеверия.

36) Истина, ложь, заблуждение в познавательной деятельности.

37) Истина и польза. Реализация знаний.

38) Естественно-научное и социально-гуманитарное знание: общее и особенное.

39) Наука и нравственность, моральная ответственность ученого.

40) Обыденное и научное познание

41) Ценности как предмет междисциплинарного анализа

42) Специфика философского подхода к исследованию ценностей.

43) Основные подходы к исследованию ценностей в современной философии

44) Проблема иерархизации ценностей: основания деления

45) Взаимодействие ценностей. Конфликты и стратегии их разрешения

46) Взаимодействие ценностей: толерантность, ассимиляция, интеграция, дезинтергация

47) Системы ценностей различных уровней: глобальные, национальные, локальные

48) Проблема сосуществования ценностей различных уровней. Глобализм против изоляционизма

49) Россия в поисках национальной ценностной идентичности. Проблемы и перспективы.

50) Ценностные основания современных политических конфликтов (терроризм, сепаратизм)

8.3.Примерные вопросы к экзамену/зачету:

1.Мировоззрение и его исторические типы.

2.Предмет и функции философии.

3.Диалогичность философии.

4.Типы философствования: общее и особенное.

5.Родовая сущность человека.

6.Соотношение биологического и социального в человеке.

7.Проблемы бытия в античной философии.

8.Диалог реализма и номинализма в философии.

9. Способы существования материи.

10. Проблема доказательств бытия Бога в философии.

11. Философское понимание развития.

12. Система категорий детерминизма.

13. Законы развития.

14. Философские концепции происхождения и сущности сознания.

15. Сознание и язык.

16. Общественное и индивидное сознание.

17. Сущность и функции идеологии.

18. Индивидуальное бессознательное (З.Фрейд).

19. Коллективное бессознательное и концепция архетипов К. Юнга. Современные концепции бессознательного.

20. Философские концепции познания.

21. Диалог сенсуализма и рационализма.

22. Гносеология И. Канта.

23. Ступени и формы познания.

24. Социокультурная обусловленность познания.

25. Роль практики в познавательной деятельности человека.

26. Проблема пред- и вненаучного познания.

27. Специфика социального познания.

28. Понятие научного познания и его уровни.

29. Методы эмпирического и теоретическое познани.

30. Формы научного знания.

31. Философские концепции истины.

32. Истина как процесс.

33.Понятие и виды творчества.

35.Общество и его структура.

36.Формы общественного производства человеческой жизни.

37.Содержание материального производства человеческой жизни.

38.Социальное производство индивидов.

39.Духовное производство человеческой жизни.

40.Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

41.История как творчество: диалектика объективного и субъективного.

42. Общественный прогресс и его критерии.

43. Смысл жизни общества, индивида.

44. Культура как общественное явление.

45. Россия в диалоге культур.

46. Методы социального прогнозирования.

47. Глобальные проблемы современности.

 

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

Введение в философию: Учеб пособие для вузов / И. Т. Фролов, Э. А. Араб-Оглы, В. Г. Борзенков и др. М., 2008.

Голубева Г. Философия. М.,2011.

Грибакин А. В. Введение в философию права: Конспект лекций. Екатеринбург, 1999. Лекция 1.

Губин В. Д. Основы философии: Учеб. пособие. М., 2007.

Гусева Е. А. Философия: Пособие для студентов. М., 2007.

Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. - М., Эксмо, 2009. - 512 с.

Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения.СПб: Питер, 2011. - 432 с.

Мананникова Е. Н. Философия. М., 2008.

Миронов В. В. Философия: Учеб. М., 2008.

Налетов И. З. Философия: Учеб. М., 2007.

Нижников С. Философия. М., 2009.

Философия: Учеб. пособие / Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 2007. Разд. 1. Хрестоматия по философии / Сост. П. В. Алексеев. М., 2008.

Стрельник О. Основы философии. М.,2010.

б) дополнительная литература:

Г.Ершова. Наука и религия.: новый симбиоз? Моделирование картины мира: исторический, психологический, системный и информационный аспекты / Г.Г.Ершова, П.Ю.Черносвитов. Спб., 2003.

И.Бескова. Эволюция и сознание (когнитивно-символический анализ) / И.А.Бескова, Х.Плеснер. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. М., 2004.

А.Тимофеев. Учение о человеке. Философия Гегеля [монография].СПб., 2008

Брандт Г.А., Философская антропология феминизма. Природа женщины: Учебное пособие для вузов. Спб, 2006.

В поисках новой онтологии. Сб.статей. Екатеринбург, 2004.

А.Макинтайр. Бессознательно. Понятийный анализ // Логос: философско-литературный журнал. №1 (52) / 2006.

А.Бузгалин. Диалектика: реактуализация в мире глобальных трансформаций // Вопросы философии. 2009. №5.С.20-36.

Е.Яхнин. Дарвиновская триада и эволюция // Вопросы философии. 2009. №10.С.105-116.

Б.Марков. Образ человека в постантропологическую эпоху // вопросы философии. 2011 №2.С.23-34

В.Ф.Петренко. К проблеме психологии сознания // Вопросы философии. 2011 №2.С.57-75.

Алюшин А.Л. Социальное время и время человека // Человек. 2008, №3.

Соловьев А.И. Цивилизационное пространство государственности (Противоречия западной и отечественной моделей) / А.И.Соловьев // Общественные науки и современность. - 2010. - №3. - С.96-110.

Юдин Б.Г. Человек в обществе знаний / Б.Г.Юдин. Вестник Московского университета. - Серия 7. - Философия. - 2010. - №3 (май-июнь). - С.65-83.

 

в) программное обеспечение: студентам предоставляются программа курса философии, планы лекций и семинарских занятий, графики учебного процесса, тематика курсовых (доклад в кружке) работ, вопросу к экзамену

 

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: в распоряжении студентов находится научная библиотека УрГЮА, располагающая необходимой литературой по курсу философии.

 

10. Образовательные технологии:

В целях стимулирования эффективности освоения студентами философских знаний планируется применять в учебной работе активные и интерактивные формы ведения занятий. В том числе практикуются ролевые игры, решение задач, составление схем, лекции-презентации, демонстрация видеоматериалов, дискуссии, тестирование.

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Имеется возможность использовать специальный зал для демонстрации видеоматериалов. Применяется проекционная аппаратура, ноутбуки и т.д.

 

Разработчики:

 

УрГЮА профессор А.В.Грибакин

УрГЮА профессор И.П.Малинова

УрГЮА доцент О.Г.Бердюгина

УрГЮА доцент О.А.Овчинникова

УрГЮА доцент С.В.Останина

УрГЮА доцент Л.С.Постоляко

УрГЮА доцент Р.Н.Холстинин

УрГЮА доцент Е.В.Штифанова

УрГЮА преподаватель А.Ю.Мальцев

 

Эксперты:

 

 

Date: 2015-09-22; view: 371; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию