Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
МОДУЛЬ V. Аксиология ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Тема № 10. Ценности в проблемном мире.
Проблематика философской аксиологии: исторические и теоретические предпосылки аксиологии. Структура и иерархии ценностей. Идеи блага, справедливости, истины, красоты. Достоинство человека. Идеи гуманизма. Гуманность. Многообразие систем ценностей. Примеры ценностных систем: традиционалистские, западного типа (вестернизированные), консьюмеризм, ценности маргинальных субкультур и сообществ. Проблема ценностного плюрализма, взаимодействие систем ценностей, ценностные конфликты. Глобализм против изоляционизма. Проблема сохранения ценностных идентичностей (национальных, локальных). Терпимость, ассимиляция, интеграция. Свобода как универсальная ценность человеческого бытия. Философские подходы к понятию свободы. Свобода и детерминизм. Э.Фромм, Ж.-П. Сартр о проблеме человеческой свободы и ответственности. Свобода и необходимость, зависимость (независимость), отчуждение, ответственность. Виды свободы и формы её проявления: игра, творчество, риск. Исторические формы свободы. Содержание понятия смысл жизни. Философско-антропологические концепции смысла жизни (С.Л. Франк, С.Н. Булгаков, Ф.М. Достоевский, В. Франкл). Подлинное и неподлинное существование (экзистенциализм). Соотношение объективного и субъективного в содержании смысла жизни. Проблема индивидуального и социального в смысле жизни. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Смысл и ценности человеческого существования. Жизнь, смерть и бессмертие как философские темы.
Тема № 11. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Сущность глобальных проблем. Сущность и проблемы современной научно-технической революции. Глобализация и локализация (регионализация) – два вектора современного развития. Права и ценности. Критерии установления общезначимых ценностей. Объективные и субъективные основания проектирования будущего. Становление информационно-экологического общества и перспективы существования человечества. Утопия и антиутопия как формы предвосхищения будущего. Воздействие будущего на настоящее. Проекция будущего в праве.
Тема № 12. Россия в глобальном мире: диалог культур. Региональное и этническое в культуре. Представления о Востоке и Западе. Понятия о специфических для них способах практики и познания, общения и самореализации человеческих индивидов. Проблематизация диалога культур. Преодоление стереотипов. Мысли философов о своеобразии и судьбах западной культуры. Историческое своеобразие русской культуры. Опыт выбора пути. Диалог славянофильства и западничества. Национальное и общечеловеческое в культуре. Идеология евразийства. Феномен русской интеллигенции. Запад, Восток, Россия в диалоге культур. Мировая и национальная культура.
7) Планируемые результаты освоения модулей учебной дисциплины:
8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения модуля, дисциплины:
8.1. Примерная тематика рефератов: - 8.2.Примерная тематика курсовых работ (доклад в кружке):
1) Мифологическая картина мира 2) Философская картина мира 3) Религиозная картина мира 4) Научная картина мира 5) Диалектика бытия и небытия: Парменид, Платон, Аристотель. 6) Категория бытия в современной философии 7) Пространство и время в философском измерении 8) Концепции происхождения человека в философии 9) Проблема антропосоциогенеза: современные гипотезы 10) Философские проблемы биоэтики (евгеника, эвтаназия, клонирование) 11) Сознание и самосознание в философии 12) Природа и формы общественного сознания. 13) Философское осмысление правосознания. 14) Проблема взаимодействия сознательных и бессознательных компонентов психики. 15) З. Фрейд о сущности индивидуального бессознательного. 16) К. Юнг о природе коллективного бессознательного. 17) Познание как предмет философского анализа. 18) Проблема познаваемости мира в философии. 19) Возможности и границы познавательной деятельности. 20) Агностицизм и его основные направления. 21) Познавательная роль языка. 22) Познание и практика. 23) Познание и творчество. 24) Чувственная и рациональная ступени познания. 25) Субъект и объект познания. Субъективное и объективное в познании. 26) Проблема истины в философии. 27) Истина и заблуждение в познании. Критерии истинности знания. 28) Научное знание, его специфика и строение. 29) Методы и формы научного познания. 30) Идеал и образы науки в философии. 31) Проблема эволюции научного знания. 32) Наука в современном мире. 33) Наука и вненаучное знание. 34) Развитие науки: проблема пределов роста. 35) Наука, вера и суеверия. 36) Истина, ложь, заблуждение в познавательной деятельности. 37) Истина и польза. Реализация знаний. 38) Естественно-научное и социально-гуманитарное знание: общее и особенное. 39) Наука и нравственность, моральная ответственность ученого. 40) Обыденное и научное познание 41) Ценности как предмет междисциплинарного анализа 42) Специфика философского подхода к исследованию ценностей. 43) Основные подходы к исследованию ценностей в современной философии 44) Проблема иерархизации ценностей: основания деления 45) Взаимодействие ценностей. Конфликты и стратегии их разрешения 46) Взаимодействие ценностей: толерантность, ассимиляция, интеграция, дезинтергация 47) Системы ценностей различных уровней: глобальные, национальные, локальные 48) Проблема сосуществования ценностей различных уровней. Глобализм против изоляционизма 49) Россия в поисках национальной ценностной идентичности. Проблемы и перспективы. 50) Ценностные основания современных политических конфликтов (терроризм, сепаратизм) 8.3.Примерные вопросы к экзамену/зачету: 1.Мировоззрение и его исторические типы. 2.Предмет и функции философии. 3.Диалогичность философии. 4.Типы философствования: общее и особенное. 5.Родовая сущность человека. 6.Соотношение биологического и социального в человеке. 7.Проблемы бытия в античной философии. 8.Диалог реализма и номинализма в философии. 9. Способы существования материи. 10. Проблема доказательств бытия Бога в философии. 11. Философское понимание развития. 12. Система категорий детерминизма. 13. Законы развития. 14. Философские концепции происхождения и сущности сознания. 15. Сознание и язык. 16. Общественное и индивидное сознание. 17. Сущность и функции идеологии. 18. Индивидуальное бессознательное (З.Фрейд). 19. Коллективное бессознательное и концепция архетипов К. Юнга. Современные концепции бессознательного. 20. Философские концепции познания. 21. Диалог сенсуализма и рационализма. 22. Гносеология И. Канта. 23. Ступени и формы познания. 24. Социокультурная обусловленность познания. 25. Роль практики в познавательной деятельности человека. 26. Проблема пред- и вненаучного познания. 27. Специфика социального познания. 28. Понятие научного познания и его уровни. 29. Методы эмпирического и теоретическое познани. 30. Формы научного знания. 31. Философские концепции истины. 32. Истина как процесс. 33.Понятие и виды творчества. 35.Общество и его структура. 36.Формы общественного производства человеческой жизни. 37.Содержание материального производства человеческой жизни. 38.Социальное производство индивидов. 39.Духовное производство человеческой жизни. 40.Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. 41.История как творчество: диалектика объективного и субъективного. 42. Общественный прогресс и его критерии. 43. Смысл жизни общества, индивида. 44. Культура как общественное явление. 45. Россия в диалоге культур. 46. Методы социального прогнозирования. 47. Глобальные проблемы современности.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература: Введение в философию: Учеб пособие для вузов / И. Т. Фролов, Э. А. Араб-Оглы, В. Г. Борзенков и др. М., 2008. Голубева Г. Философия. М.,2011. Грибакин А. В. Введение в философию права: Конспект лекций. Екатеринбург, 1999. Лекция 1. Губин В. Д. Основы философии: Учеб. пособие. М., 2007. Гусева Е. А. Философия: Пособие для студентов. М., 2007. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. - М., Эксмо, 2009. - 512 с. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения.СПб: Питер, 2011. - 432 с. Мананникова Е. Н. Философия. М., 2008. Миронов В. В. Философия: Учеб. М., 2008. Налетов И. З. Философия: Учеб. М., 2007. Нижников С. Философия. М., 2009. Философия: Учеб. пособие / Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 2007. Разд. 1. Хрестоматия по философии / Сост. П. В. Алексеев. М., 2008. Стрельник О. Основы философии. М.,2010. б) дополнительная литература: Г.Ершова. Наука и религия.: новый симбиоз? Моделирование картины мира: исторический, психологический, системный и информационный аспекты / Г.Г.Ершова, П.Ю.Черносвитов. Спб., 2003. И.Бескова. Эволюция и сознание (когнитивно-символический анализ) / И.А.Бескова, Х.Плеснер. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. М., 2004. А.Тимофеев. Учение о человеке. Философия Гегеля [монография].СПб., 2008 Брандт Г.А., Философская антропология феминизма. Природа женщины: Учебное пособие для вузов. Спб, 2006. В поисках новой онтологии. Сб.статей. Екатеринбург, 2004. А.Макинтайр. Бессознательно. Понятийный анализ // Логос: философско-литературный журнал. №1 (52) / 2006. А.Бузгалин. Диалектика: реактуализация в мире глобальных трансформаций // Вопросы философии. 2009. №5.С.20-36. Е.Яхнин. Дарвиновская триада и эволюция // Вопросы философии. 2009. №10.С.105-116. Б.Марков. Образ человека в постантропологическую эпоху // вопросы философии. 2011 №2.С.23-34 В.Ф.Петренко. К проблеме психологии сознания // Вопросы философии. 2011 №2.С.57-75. Алюшин А.Л. Социальное время и время человека // Человек. 2008, №3. Соловьев А.И. Цивилизационное пространство государственности (Противоречия западной и отечественной моделей) / А.И.Соловьев // Общественные науки и современность. - 2010. - №3. - С.96-110. Юдин Б.Г. Человек в обществе знаний / Б.Г.Юдин. Вестник Московского университета. - Серия 7. - Философия. - 2010. - №3 (май-июнь). - С.65-83.
в) программное обеспечение: студентам предоставляются программа курса философии, планы лекций и семинарских занятий, графики учебного процесса, тематика курсовых (доклад в кружке) работ, вопросу к экзамену
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: в распоряжении студентов находится научная библиотека УрГЮА, располагающая необходимой литературой по курсу философии.
10. Образовательные технологии: В целях стимулирования эффективности освоения студентами философских знаний планируется применять в учебной работе активные и интерактивные формы ведения занятий. В том числе практикуются ролевые игры, решение задач, составление схем, лекции-презентации, демонстрация видеоматериалов, дискуссии, тестирование. 11. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Имеется возможность использовать специальный зал для демонстрации видеоматериалов. Применяется проекционная аппаратура, ноутбуки и т.д.
Разработчики:
УрГЮА профессор А.В.Грибакин УрГЮА профессор И.П.Малинова УрГЮА доцент О.Г.Бердюгина УрГЮА доцент О.А.Овчинникова УрГЮА доцент С.В.Останина УрГЮА доцент Л.С.Постоляко УрГЮА доцент Р.Н.Холстинин УрГЮА доцент Е.В.Штифанова УрГЮА преподаватель А.Ю.Мальцев
Эксперты:
Date: 2015-09-22; view: 393; Нарушение авторских прав |