Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внешняя торговля в системе международных экономических отношений
Международная торговля - это важная и наиболее развитая сфера международных экономических отношений, отражающая состояние и перспективу движения различных товарных форм как между национальными экономиками, так и внутри - и между транснациональными корпорациями, рассматривающими мир как единое хозяйственное пространство. Посредством международной торговли экономики различных стран связаны между собой как никогда ранее. Она является мощнейшим фактором развития экономик отдельных стран и международной экономики в целом. Масштабы международной торговли постоянно растут. В современных условиях эта тенденция к росту объемов международной торговли проявляется весьма рельефно. Отчетливую тенденцию к росту обнаруживает и торговля услугами, хотя последняя развивается относительно медленнее торговли товарами. Важно отметить, что рост объемов международной торговли заметно опережает рост объемов производства. Это происходит за счет углубления международного разделения труда, становления и развития мирохозяйственного разделения труда, которое лежит в основе международной экономической интеграции. Все страны, так или иначе, зависят от международной торговли. Но мера зависимости различна. Она определяется как отношение стоимости международной торговли (экспорт + импорт) к внутреннему национальному продукту. Международная торговля обладает рядом специфических черт, которые отличают международную торговлю от внутринациональной. Эти специфические черты выделяют международную торговлю в предмет специального исследования. К специфическим чертам международной торговли обычно относят: разные валюты, политическое вмешательство и контроль, различия в перемещении факторов производства между странами. В основе международной торговли лежат две компоненты: 1. Различия в распределении экономических ресурсов между странами. В данном случае, речь идет не только о человеческих и природных, но также и об инвестиционных товарах. 2. Различия в технологиях или в комбинациях ресурсов, способных обеспечить эффективное производство каких-либо товаров. Взаимодействие этих 2-х компонент можно проиллюстрировать множеством примеров. Так, промышленное развитые страны обладают очевидным преимуществом в производстве капиталоемких товаров (машин, оборудования и т.п.), а слаборазвитые страны - экспорте сельскохозяйственной продукции, сырья и т.д. Но сравнительные преимущества необходимо рассматривать не в статике, а в динамике. По мере развития национальных экономик (изменения количества и качества рабочей силы, объема и состава капитала, возникновения новых технологий, изменения масштабов и качества земельных и природных ресурсов и т.п.) изменяется роль и место их в международном разделении труда. Именно принцип сравнительных преимуществ выступает ориентиром для специализации. Напомним, что этот принцип гласит: совокупный объем выпуска будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже вмененные издержки. Выгоды от международной специализации и торговли, базирующиеся на принципе сравнительного преимущества очевидны.
16.3 Мировая валютная система: валютный курс и паритет покупательной способности
Под валютной системой понимают политику и практику использования инструментов регулирования международных расчетов. Посмотрим сначала, как происходит торговля. Если вы покупаете пшеницу у ставропольского фермера или уголь у шахтеров Кузбасса, то естественно, расплачиваетесь с ними рублями, так как свои издержки производства и личные расходы они покрывают рублями. Коммерческие сделки, осуществляемые внутри одной и той же страны, не встречают затруднений. Но если вы захотите купить, например английский гоночный автомобиль, то дело усложняется. Вы должны платить не в рублях, а в фунтах стерлингов. Точно так же, если англичанин захочет купить наш товар, то он должен передать нашему производителю рубли. Поэтому, очевидно, что с экспортом и импортом товаров между странами, имеющими различные денежные единицы, появляется новый экономический фактор – валютный курс, который показывает цену иностранной денежной единицы, выраженную в единицах национальных денег. Или другими словами валютный курс – есть выражение цены денежной единицы одной страны в денежных единицах другой страны. Следует различать номинальный и реальный валютный курсы. Номинальный валютный курс – это соотношение, в котором обмениваются национальные валюты двух стран. Реальный валютный курс – это соотношение, в котором обмениваются товары и услуги одной страны на товары и услуги другой страны [15]. Итак, когда нам известен валютный курс, то для нас уже не составляет труда купить английский автомобиль. Необходимо только узнать о курсе английского фунта стерлингов. И если бы мы имели развитую систему международных расчетов, достаточно было бы переслать английскому производителю нужную сумму фунтов стерлингов через банк или почтовое отделение, обменяв свои деньги на фунты стерлингов по существующему курсу. Для конвертируемых валют в основе курса в настоящее время лежит валютный паритет, т. е. результат сопоставления количества тех благ, которые можно приобрести на национальных рынках стран, чьи валюты сравниваются. Но речь идет не о каких то конкретных отдельных товарах, ибо при таком изолированном сравнении отразить реальный курс не удастся. Объективность сравнения может быть достигнута только при использовании очень большого количества товаров и услуг, входящих в условную потребительскую корзину двух стран. Потребительская корзина – это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющий конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий и особенностей, сложившихся в данной стране. Она формируется по основным статьям расходов отдельного человека или семьи на питание, одежду, мебель, жилье, бытовые услуги, содержание детей. Однако курсы валют почти никогда не совпадают с их валютным паритетом, так как спрос и предложение иностранной валюты никогда не находятся в равновесии. При активном платежном балансе, когда валютные поступления из-за границы превышают платежи, курсы иностранных валют на валютном рынке данной страны падают, а курс местной национальной денежной единицы повышается. Обратное происходит в случае, когда страна имеет пассивный платежный баланс. Поэтому в большинстве стран наряду с твердым официальным курсом национальной валюты существует свободный курс. По официальному паритету осуществляется расчеты центральных банков и других валютно-финансовых учреждений стран между собой и с международными организациями (МВФ, МБРР). По свободному курсу осуществляются расчеты между частными лицами и организациями, вытекающие из внешнеторговых связей. Существует два полярно противоположных варианта систем валютных курсов: 1) система плавающих валютных курсов, при которой курсы обмена национальных валют друг на друга определяются спросом и предложением; 2) система жестко фиксированных валютных курсов, при которой изменениям валютных курсов в результате колебания спроса и предложения препятствуют государственное вмешательство в функционирование рынков иностранных валют и другие механизмы. Факторы, определяющие валютные курсы: 1. Состояние денежной массы государства. На международном рынке, как и на национальном, стоимость валюты тем меньше, чем больше ее находится в обращении. Известные в истории случаи гиперинфляции подтверждают это основное положение. Многомиллионное увеличение предложения денег в Германии в 1922 – 23 годах было главной причиной многократного увеличения стоимости иностранных валют и цен внутри страны в это время. 2. Относительные изменения в доходах. Если рост национального дохода одной страны обгоняет рост этого показателя в других странах, то курс ее валюты, по всей видимости, снизится. Импорт страны находится в прямой зависимости от уровня ее дохода. Например, по мере повышения доходов в США американские потребители станут покупать больше отечественных и импортных товаров. Если экономика США быстро расширяется, а британская экономика расширятся медленными темпами, то американский импорт британских товаров, и, следовательно, спрос в США на фунты будет расти. Цена фунта в долларах будет повышаться, что означает обесценение доллара. 3. Относительное изменение цен на национальные товары. Если уровень внутренних цен в США быстро растет, а в Великобритании остается неизменным, то американский потребитель будет искать относительно дешевые британские товары, тем самым, увеличивая спрос на фунты. 4. Относительные реальные процентные ставки. Например, рост процентных ставок в долларах делает американскую валюту более привлекательной, становится выгодным давать доллары взаймы под проценты [15, 19]. Посредством валютного курса преодолевается национальная ограниченность денежной единицы и происходит трансформация ее локальной ценности в ценность интернациональную. При этом формируется единообразный стоимостной критерий, позволяющий упорядочить и урегулировать валютно-обменный процесс. Валютные рынки представляют собой механизм, с помощью которого взаимодействуют продавцы и покупатели валюты. Валютный рынок – глобальная электронная сеть коммерческих банков различных стран мира, осуществляющих куплю-продажу иностранной валюты за национальную. Наиболее мощные торговые площадки сосредоточены в основных мировых финансовых центрах – в Лондоне, Нью-Йорке, Токио, Сингапуре, Франкфурте и др. Валютный рынок объединяет валюты с различным режимом национального регулирования. На валютном рынке происходит обмен депозитов в одной валюте на депозиты в другой валюте, поэтому движение фондов отсутствует. Часто валютный рынок называют форексным рынком (рынком иностранной валюты – forex). Объектом форексного рынка является свободно конвертируемая валюта, а основными участниками – центральные эмиссионные банки стран, коммерческие банки, специализированные брокерские и дилерские организации, транснациональные компании, фирмы, физические лица.
Контрольные вопросы 1. Что изучает мировая экономика? 2. Каково значение экономической интеграции? 3. В каких формах существуют и развиваются международные экономические отношения? 4. Перечислите основные факторы, определяющие валютный курс. 5. Может ли Россия обеспечить конкурентоспособность своей экономики за счет совершенствования структуры основных производственных фондов? Date: 2015-09-22; view: 319; Нарушение авторских прав |