Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дайте развернутую характеристику качеств членов политической элиты и элиты в целом





В чем проявляется противоречивость роли политической элиты и двойственность ее воздействия на жизнь общества?Элита - группа людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в п и иных сферах деятельности.

ПЭ - группа, слой общества, который концентрирует в своих руках гос. власть и занимает командные посты, управляя обществом. В основном политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями.

ПЭ - часть властвующей Э. ПЭ непосредственно участвует в п управлении об-вом. Структура ПЭ относительно стабильна (меняется состав)

Ф-ции ПЭ и ее качества, необходимые для выполнения этих ф-ций

1)Стратегическая (разработка стратегии и тактики развития общества)

2)Коммуникативная (отражение в пол. программах интересов различных соц. групп.)

3)Организаторская.(осуществление на практике выработанного курса)

4)Интегративная. (укрепление стабильности общества)

ещё функции: 1) изучение и анализ различных социальных групп, 2) субординация интересов различных социальных областей, 3) отражение интересов в политических установках, 4) выработка идеологии, 5) создание механизма воплощения политических замыслов, 6) назначение кадрового аппарата органов управления, 7) создание и коррекция институтов политической системы, выдвижение политических лидеров.

Неизбежность деления общества на управляющих и подчиненных обусловлена рядом факторов:

1)Выделение в процессе эволюции общественного труда управленческого труда, который требует особых навыков.

2)Социальное деление на руководителей и исполнителей.

3)Становлению ПЭ способствует сама структура п организации об-ва.

4)Получение различного рода привилегий

5)Отчужденность большинства граждан от власти, политики вследствие естественного неравенства людей в способностях.

Политическая элита подразделяется на следующие виды: По отношению к власти: правящая и неправящая; по уровню компетентности: высшая (общенациональная), средняя (региональная) и местная; по эффективности деятельности: элита, псевдоэлита, антиэлита; по выражаемым интересам: профессиональная, демографическая, этническая, религиозная.

Необходимые качества п. Элиты:

· Высокий уровень образования

· Профессионализм

· Организаторские способности

· Информированность

· Гибкость

· Дипломатичность

· Создание устойчивого равновесия п. Сил

· И тд.

 

 

72. Понятие “республиканская форма правления”. Проведите сравнительный анализ президентской и парламентской республики. Приведите примеры стран с указанными формами правления.

Республика – одна из демократических форм правления.

Демократия (Д) - способ избрания власти. При Д создаются все усл-я для пол. участи граждан в управл-и на всех ур-ях.

Черты Д: 1. Источник власти - народ. Он избирает своих представителей, наделяя их правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. 2. Пв имеет лигитимный хар-р и осущ-ся в соответствии с принятыми законами. Для Д хар-н принцип - разрешено все, что не запрещено законом. 3. Разделение властей. 4. Право народа влиять на выработку пол. реш-й. Политическое участие народа в выработке принимаемых реш-й гарантируется конституцией. 5. Пол. плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной сис-мы. 6. Высокая степень реализации прав человека (нормы, правила и принципы взаимоотношений гос-ва и граждан). 7. Гарантия рав-ва всех перед законом.

Особенности парламентской Д: Глава гос-ва - король (королева). Парламент контролирует деят-ть гос-ва. У него широкие полномочия, он обеспечивает лигитимность оппозиции. Граждане имеют права критики.

Президентская Д: 1. Независимость выборов президента и парламента. Она бывает жесткой, может превратится в суперпрезидентский режим и может быть слабой.

Парламентская республика: Великобритания, Испания, Нидерланды и тд.

Президентская: США, РФ, Франция и тд.

 

73. Основные причины, факторы и условия формирования тоталитарного политического режима. Является ли верным утверждение: “тоталитаризм – детище XX века”? Дайте аргументированный ответ.

Тоталитарный режим характеризуется стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Тоталитарные режимы существенно затормозили прогресс экономического и социального развития в странах, где эти режимы были господствующими. В развитие данного вопроса большой вклад внесли работы Ф. Хайека "Дорога к рабству" (1944 г.), X. Арендт "Истоки тоталитаризма" (1951 г.), К. Фридрихса и 3. Бжезинского "Тотальная диктатура и демократия", Р. Арона "Демократия и тоталитаризм" (1958 г.) и др. Практически все исследователи приходят к выводу, что предпосылки тоталитаризма многообразны и проистекают из разных сфер общественной жизни: хозяйственной, политической, социальной. В их основе — мировоззренческие предпосылки и психологические факторы. И что особенно важно, в каждой из стран, в которых возник тоталитарный политический режим, наряду с общими предпо­сылками (характерными для всех тоталитарных стран), имелись и свои, специфические, характерные лишь для данной страны.


Во всем многообразии причин и условий появления тотали­тарных политических режимов главную роль, как показывает история, играет глубокая кризисная ситуация, в которой оказы­вается экономика, да и вся общественная жизнь государства. Так было в Германии накануне прихода к власти Гитлера. В СССР тоталитаризм "стартовал" также в условиях глубокого кризиса. В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, когда резко возросли возможности средств массовой информации, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению всестороннего контроля над личностью. Эта стадия породила монополизацию экономики и од­новременно усиление государственной власти, ее регулирующих и контрольных функций. Индустриальная стадия способствовала появлению мировоззренческой предпосылки тоталитаризма, а именно формированию коллективистского мировоззрения, соз­нания, основанного на превосходстве коллективного над индивидуальным. И наконец, важную роль играли политические условия, к которым относятся появление новой массовой партии, резкое усиление роли государства, развитие разного рода тоталитарных движений.

Понятие «Тоталитаризм» означает весь, целый, полный. Оно было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале 20 века. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Лидер итальянского фашизма Б. Муссолини ввел его в политический лексикон. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР в годы сталинизма и в гитлеровской Германии с 1933 г.

Раскройте содержание и формы деятельности организаций гражданского общества в социально-политической сфере.

Социально-политическая сфера гражданского общества включает:

1. общественно-политические организации и движения;

2. различные формы общественной активности граждан (митинги, собрания, демонстрации, забастовки);

3. органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллек­тивах;

4. негосударственные средства массовой информации.

Организации и объединения социально-политической сферы гражданского общества создаются и действуют, как и все субъекты гражданского общества, на основе общественной инициативы. Свои социальные интересы стремятся реализовать через данные организации и предприниматели, и наемные рабочие. Союзы предпринимателей отражают главным образом коллективные интересы собственников, связанные с использованием наемного труда. Эти интересы касаются стремления к мирному урегулированию трудовых конфликтов, предотвращения забастовок, убеждения (и стимулирования) рабочих не вступать в профсоюзы. Предпринимательские союзы стремятся к проведению единой политики в отношении уровня заработной платы, продолжительности рабочей недели и др.


Социальные интересы трудящихся тесно связаны с экономическими. Одной из таких форм, созданных на основе общественной инициативы, является широко развитое во всех демократических странах рабочее представительство на предприятиях, то есть организации и объединения рабочих в целях реализации разного рода их интересов. Оно во всех демократических странах признано законным, функционирует легально, его члены защищены юридически от преследований и увольнений.

Духовная сфера гражданского общества призвана обеспечить свободу мысли, слова, реальную возможность публично высказать свое мнение, самостоятельность и независимость творческих объединений.

В России:

1. Союз научных и инженерных обществ России.

2.Вольное экономическое общество России. Создано в 1992 году. Его цель — использование творческого потенциала ученых в развитии российской экономики и повышении экономической грамотности населения. Печатные органы — "Экономическое обозрение", "Менеджмент".

Гражданское общество в духовной сфере включает также многочисленные организации, выполняющие национальный и человеческий долг. В нашей стране такой организацией является недавно созданный Народный союз по охране памяти о погибших защитниках Отечества. Входящие в Союз группы "Поиск" и "Искатели" выполняют великую миссию поиска и захоронения останков воинов, погибших в Великой Отечественной войне.

Структура гражданского общества носит в основном горизонтальный характер: все организации гражданского общества относятся к числу добровольных, самоорганизующихся и самоуправляющихся. Однако в гражданском обществе не исключены и вертикальные связи, возникающие тогда, когда ряд однотипных объединений организует местный орган, членами которого они становятся. Такие органы возникли и в России, например Союз научных и инженерных обществ.

 

75. Понятие “партийная система”. Какие характеристики лежат в основе классификаций партийных систем?

Партийная система — совокупность отношений между легально действующими партиями, которые выражаются в виде сотрудничества, соперничества или временного соглашения для завоевания, удержания и реализации политической власти.

Классификация партийных систем:

Партийная система с единственной партией, стоящей у власти, можно считать классическим образцом однопартийности. Такова система в КНДР и на Кубе, до недавних пор так было в СССР, Албании, Румынии.Система,

с партией, осуществляющей гегемонию, существует в обществе, где формально функционирует несколько партий, но реальная политическая власть принадлежит одной, выступающей по отношению к другим партиям на правах “старшего брата” и имеющей бесконтрольную монополию на власть. Такая система в настоящее время в Китае, до недавних пор была в Мексике, большинстве социалистических государств Восточной Европы.


В системе с доминирующей партией действует несколько политических партий, но, несмотря на юридически закрепленные возможности, у власти в течение длительного периода находится одна партия. До недавних пор такими были Индийский национальный конгресс и Либерально-демократическая партия Японии.

Классическим образцом двухпартийной системы служат США. Главным признаком ограниченного, или умеренного, плюрализма является ориентированность всех функционирующих в обществе партий на участие в правительстве, на возможность участия в коалиционном кабинете. (Бельгия). Система крайнего плюрализма (Италия) включает антисистемные партии, т.е. партии, выступающие против существующей общественно-экономической и политической системы.

Следующая разновидность многопартийности — атомизировання партийная система. В ней уже нет необходимости подсчитывать точное число партий. Достигается предел, за которым уже не важно, сколько (20, 300) партий действует в стране (Малайзия, Боливия).

Классификацию Сатори целесообразно дополнить двухпартийной модифицированной системой. Именно такая система существует в ФРГ, где ведущие партии — ХДС/ХСС и СДПГ могут сформировать правительство, только вступив в блок со Свободными демократами. Подобная система также существует в Великобритании, Канаде, Австрии и Австралии.

 

На основе сравнительного анализа мажоритарной и пропорциональной избирательных систем раскройте их достоинства и недостатки, которые проявляются в процессе волеизъявления граждан и выражения их интересов.

Мажоритарная система: избранным в тот или иной орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное з-ном большинство голосов. В соотв. с опред-ем большинства маж. системы подразделяются на системы абсолютного (кандидату надо набрать 50% голосов принявших участие в выборах + 1 голос и более. Франция, Австралия, Беларусь. Т.к. не всегда удается набрать кому-либо 50%+1 голос часто приходится использовать практику второго тура.) и относительного (достаточно набрать больше голосов, чем каждый из соперников. Великобритания, США, Канада, Н. Зеландия.) большинства. Маж. с-ма способствует развитию 2-х (3-х) партийных систем.

Преимущества маж-ных сист:

¨ т.к. подаются бюллетени с конкретными именами, учитываются личности кандидатов;

¨ всегда дает результат;

¨ заложены возможности формирования эффективного, стабильного прав-ва

¨ достаточно проста.

Недостатки маж-ных систем:

¨ значительная часть избирателей остается не представленной в органах власти;

¨ партия может не получить большинство голосов, но получить большинство мест

¨ некоторые партии не попадают в парламент;

¨ возможна нарезка изб округов в интересах отдельных п сил

Пропорциональная система означает, что мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов; более распространена в соврем. мире; две разновидности:

n пропорц изб сист на общегос-ном уровне. Избиратели голосуют за партии в масштабах всей страны.

n пропорц изб сист, основанная на многомандатных округах. Депутатские мандаты распределяются на основе влияния п партий в изб округах.

Страны с пропорц сист: страны Лат. Америки, Италия, Венгрия, Болгария, Турция, Дания, Испания, Португалия, Бельгия, Нидерланды, Австрия и т.д.

Преимущества пропорц. систем:

* представлена реальная расстановка п сил в об-ве;

* способствует развитию многопартийности;

Недостатки пропорциональных систем:

* сложности при формировании правительства;

* п силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны попадают в органы представительной власти;

* слабая связь между депутатами и избирателями (голосуют за партии);

* зависимость депутатов от партий.

Все пропорц с-мы можно разделить на 3 типа (в соотв со степенью реализации пропорц представ-ва): 1)С-мы полного пропорц-ма 2)с недостаточным проп-мом 3)проп-ные с-мы с «барьерами» (5%) Во многих странах существуют изб барьеры.

Существует пропорц сист с преференциальным голосованием, где подаются партийные списки с кандидатурами. Она наиболее демократична, но чрезмерно сложна.

 

77. Понятие “политическая субкультура”. Раскройте содержание вопроса о типологии субкультур, дайте развернутую характеристику основных политических субкультур в современном обществе.

Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели политической культуры – субкультуры, которые существуют во всех странах. Среди наиболее значимых в политологии выделяются следующие типы субкультур:

I. Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие оп­ределенных природных ресурсов и т.п. Это по­рождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а следовательно, и на их поли­тико-культурный уровень. На пол к региона влияет эко­номическая специализация данного региона, его место в общей системе разделения труда. Так, аграрные регионы в политическом отношении более консерва­тивны, чем промышленные. Они поддерживают левый спектр политических партий, проявляя при этом невысокий уровень политической активности, то есть ограничиваются участием в выборах. Однако при этом степень участия сельского населения в выборах несоизмеримо выше, чем в других регионах. В неко­торых промышленных регионах (на Урале, например) населе­ние предпочитает высокоактивные формы участия — демонстра­ции, забастовки и т.п., иногда социально неприемлемые. Цен­тральные регионы по уровню развития политической культуры отличаются от периферийных степенью политической созна­тельности и активности. Регионы, имеющие возможность обеспечить за счет находящихся у них ресурсов определенный уро­вень экономического и социального благосостояния, характери­зуются непротиворечивой политической культурой, лояльностью по отношению к существующему режиму, тяготением к по­литической самостоятельности. Типичный пример для России — Центральное Черноземье.

II. Социоэкономические субкультуры обусловлены существо­ванием в обществе различных групп (социальных слоев, клас­сов), имеющих различный экономический статус, а следователь­но, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль. Для предпринимательского слоя наиболее актуальными политическими ценностями являют­ся экономическая свобода, стабильность, контроль за государст­вом со стороны гражданского общества, участие в принятии решений. Реше­ния правительства в области финансов, налогообложения, бюд­жета непосредственно затрагивают интересы данного общест­венного слоя. Отсюда возникает необходимость активного поли­тического участия Предпринимательский слой предпочитает такие активные формы воздействия на власть, как широкое использование средств массовой информации, лоббиро­вание правительственных структур, создание политических пар­тий, претендующих на участие во власти (например, Партия экономической свободы в России).

Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этническими особенностями соответствующих социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосоз­нание и национальный характер. Политические ценности, предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам.

Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия является основным всепронизывающим элементом общей культуры определенной группы людей. Исламский фундаментализм, например, это не столько религиозная, сколько политическая идеология.

Возрастные субкультуры отражают различные системы по­литических ценностей у представителей разных поколений. Данные субкультуры существуют в основном в политически ре­формируемых обществах. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи, не отягощенной практикой старого политического режима. Однако возрастные отличия ока­зывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных системах.







Date: 2015-09-22; view: 2826; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию