Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дайте развернутую характеристику качеств членов политической элиты и элиты в целом
В чем проявляется противоречивость роли политической элиты и двойственность ее воздействия на жизнь общества?Элита - группа людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в п и иных сферах деятельности. ПЭ - группа, слой общества, который концентрирует в своих руках гос. власть и занимает командные посты, управляя обществом. В основном политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. ПЭ - часть властвующей Э. ПЭ непосредственно участвует в п управлении об-вом. Структура ПЭ относительно стабильна (меняется состав) Ф-ции ПЭ и ее качества, необходимые для выполнения этих ф-ций 1)Стратегическая (разработка стратегии и тактики развития общества) 2)Коммуникативная (отражение в пол. программах интересов различных соц. групп.) 3)Организаторская.(осуществление на практике выработанного курса) 4)Интегративная. (укрепление стабильности общества) ещё функции: 1) изучение и анализ различных социальных групп, 2) субординация интересов различных социальных областей, 3) отражение интересов в политических установках, 4) выработка идеологии, 5) создание механизма воплощения политических замыслов, 6) назначение кадрового аппарата органов управления, 7) создание и коррекция институтов политической системы, выдвижение политических лидеров. Неизбежность деления общества на управляющих и подчиненных обусловлена рядом факторов: 1)Выделение в процессе эволюции общественного труда управленческого труда, который требует особых навыков. 2)Социальное деление на руководителей и исполнителей. 3)Становлению ПЭ способствует сама структура п организации об-ва. 4)Получение различного рода привилегий 5)Отчужденность большинства граждан от власти, политики вследствие естественного неравенства людей в способностях. Политическая элита подразделяется на следующие виды: По отношению к власти: правящая и неправящая; по уровню компетентности: высшая (общенациональная), средняя (региональная) и местная; по эффективности деятельности: элита, псевдоэлита, антиэлита; по выражаемым интересам: профессиональная, демографическая, этническая, религиозная. Необходимые качества п. Элиты: · Высокий уровень образования · Профессионализм · Организаторские способности · Информированность · Гибкость · Дипломатичность · Создание устойчивого равновесия п. Сил · И тд.
72. Понятие “республиканская форма правления”. Проведите сравнительный анализ президентской и парламентской республики. Приведите примеры стран с указанными формами правления. Республика – одна из демократических форм правления. Демократия (Д) - способ избрания власти. При Д создаются все усл-я для пол. участи граждан в управл-и на всех ур-ях. Черты Д: 1. Источник власти - народ. Он избирает своих представителей, наделяя их правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. 2. Пв имеет лигитимный хар-р и осущ-ся в соответствии с принятыми законами. Для Д хар-н принцип - разрешено все, что не запрещено законом. 3. Разделение властей. 4. Право народа влиять на выработку пол. реш-й. Политическое участие народа в выработке принимаемых реш-й гарантируется конституцией. 5. Пол. плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной сис-мы. 6. Высокая степень реализации прав человека (нормы, правила и принципы взаимоотношений гос-ва и граждан). 7. Гарантия рав-ва всех перед законом. Особенности парламентской Д: Глава гос-ва - король (королева). Парламент контролирует деят-ть гос-ва. У него широкие полномочия, он обеспечивает лигитимность оппозиции. Граждане имеют права критики. Президентская Д: 1. Независимость выборов президента и парламента. Она бывает жесткой, может превратится в суперпрезидентский режим и может быть слабой. Парламентская республика: Великобритания, Испания, Нидерланды и тд. Президентская: США, РФ, Франция и тд.
73. Основные причины, факторы и условия формирования тоталитарного политического режима. Является ли верным утверждение: “тоталитаризм – детище XX века”? Дайте аргументированный ответ. Тоталитарный режим характеризуется стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Тоталитарные режимы существенно затормозили прогресс экономического и социального развития в странах, где эти режимы были господствующими. В развитие данного вопроса большой вклад внесли работы Ф. Хайека "Дорога к рабству" (1944 г.), X. Арендт "Истоки тоталитаризма" (1951 г.), К. Фридрихса и 3. Бжезинского "Тотальная диктатура и демократия", Р. Арона "Демократия и тоталитаризм" (1958 г.) и др. Практически все исследователи приходят к выводу, что предпосылки тоталитаризма многообразны и проистекают из разных сфер общественной жизни: хозяйственной, политической, социальной. В их основе — мировоззренческие предпосылки и психологические факторы. И что особенно важно, в каждой из стран, в которых возник тоталитарный политический режим, наряду с общими предпосылками (характерными для всех тоталитарных стран), имелись и свои, специфические, характерные лишь для данной страны. Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных политических режимов главную роль, как показывает история, играет глубокая кризисная ситуация, в которой оказывается экономика, да и вся общественная жизнь государства. Так было в Германии накануне прихода к власти Гитлера. В СССР тоталитаризм "стартовал" также в условиях глубокого кризиса. В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, когда резко возросли возможности средств массовой информации, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению всестороннего контроля над личностью. Эта стадия породила монополизацию экономики и одновременно усиление государственной власти, ее регулирующих и контрольных функций. Индустриальная стадия способствовала появлению мировоззренческой предпосылки тоталитаризма, а именно формированию коллективистского мировоззрения, сознания, основанного на превосходстве коллективного над индивидуальным. И наконец, важную роль играли политические условия, к которым относятся появление новой массовой партии, резкое усиление роли государства, развитие разного рода тоталитарных движений. Понятие «Тоталитаризм» означает весь, целый, полный. Оно было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале 20 века. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Лидер итальянского фашизма Б. Муссолини ввел его в политический лексикон. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР в годы сталинизма и в гитлеровской Германии с 1933 г. Раскройте содержание и формы деятельности организаций гражданского общества в социально-политической сфере. Социально-политическая сфера гражданского общества включает: 1. общественно-политические организации и движения; 2. различные формы общественной активности граждан (митинги, собрания, демонстрации, забастовки); 3. органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах; 4. негосударственные средства массовой информации. Организации и объединения социально-политической сферы гражданского общества создаются и действуют, как и все субъекты гражданского общества, на основе общественной инициативы. Свои социальные интересы стремятся реализовать через данные организации и предприниматели, и наемные рабочие. Союзы предпринимателей отражают главным образом коллективные интересы собственников, связанные с использованием наемного труда. Эти интересы касаются стремления к мирному урегулированию трудовых конфликтов, предотвращения забастовок, убеждения (и стимулирования) рабочих не вступать в профсоюзы. Предпринимательские союзы стремятся к проведению единой политики в отношении уровня заработной платы, продолжительности рабочей недели и др. Социальные интересы трудящихся тесно связаны с экономическими. Одной из таких форм, созданных на основе общественной инициативы, является широко развитое во всех демократических странах рабочее представительство на предприятиях, то есть организации и объединения рабочих в целях реализации разного рода их интересов. Оно во всех демократических странах признано законным, функционирует легально, его члены защищены юридически от преследований и увольнений. Духовная сфера гражданского общества призвана обеспечить свободу мысли, слова, реальную возможность публично высказать свое мнение, самостоятельность и независимость творческих объединений. В России: 1. Союз научных и инженерных обществ России. 2.Вольное экономическое общество России. Создано в 1992 году. Его цель — использование творческого потенциала ученых в развитии российской экономики и повышении экономической грамотности населения. Печатные органы — "Экономическое обозрение", "Менеджмент". Гражданское общество в духовной сфере включает также многочисленные организации, выполняющие национальный и человеческий долг. В нашей стране такой организацией является недавно созданный Народный союз по охране памяти о погибших защитниках Отечества. Входящие в Союз группы "Поиск" и "Искатели" выполняют великую миссию поиска и захоронения останков воинов, погибших в Великой Отечественной войне. Структура гражданского общества носит в основном горизонтальный характер: все организации гражданского общества относятся к числу добровольных, самоорганизующихся и самоуправляющихся. Однако в гражданском обществе не исключены и вертикальные связи, возникающие тогда, когда ряд однотипных объединений организует местный орган, членами которого они становятся. Такие органы возникли и в России, например Союз научных и инженерных обществ.
75. Понятие “партийная система”. Какие характеристики лежат в основе классификаций партийных систем? Партийная система — совокупность отношений между легально действующими партиями, которые выражаются в виде сотрудничества, соперничества или временного соглашения для завоевания, удержания и реализации политической власти. Классификация партийных систем: Партийная система с единственной партией, стоящей у власти, можно считать классическим образцом однопартийности. Такова система в КНДР и на Кубе, до недавних пор так было в СССР, Албании, Румынии.Система, с партией, осуществляющей гегемонию, существует в обществе, где формально функционирует несколько партий, но реальная политическая власть принадлежит одной, выступающей по отношению к другим партиям на правах “старшего брата” и имеющей бесконтрольную монополию на власть. Такая система в настоящее время в Китае, до недавних пор была в Мексике, большинстве социалистических государств Восточной Европы. В системе с доминирующей партией действует несколько политических партий, но, несмотря на юридически закрепленные возможности, у власти в течение длительного периода находится одна партия. До недавних пор такими были Индийский национальный конгресс и Либерально-демократическая партия Японии. Классическим образцом двухпартийной системы служат США. Главным признаком ограниченного, или умеренного, плюрализма является ориентированность всех функционирующих в обществе партий на участие в правительстве, на возможность участия в коалиционном кабинете. (Бельгия). Система крайнего плюрализма (Италия) включает антисистемные партии, т.е. партии, выступающие против существующей общественно-экономической и политической системы. Следующая разновидность многопартийности — атомизировання партийная система. В ней уже нет необходимости подсчитывать точное число партий. Достигается предел, за которым уже не важно, сколько (20, 300) партий действует в стране (Малайзия, Боливия). Классификацию Сатори целесообразно дополнить двухпартийной модифицированной системой. Именно такая система существует в ФРГ, где ведущие партии — ХДС/ХСС и СДПГ могут сформировать правительство, только вступив в блок со Свободными демократами. Подобная система также существует в Великобритании, Канаде, Австрии и Австралии.
На основе сравнительного анализа мажоритарной и пропорциональной избирательных систем раскройте их достоинства и недостатки, которые проявляются в процессе волеизъявления граждан и выражения их интересов. Мажоритарная система: избранным в тот или иной орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное з-ном большинство голосов. В соотв. с опред-ем большинства маж. системы подразделяются на системы абсолютного (кандидату надо набрать 50% голосов принявших участие в выборах + 1 голос и более. Франция, Австралия, Беларусь. Т.к. не всегда удается набрать кому-либо 50%+1 голос часто приходится использовать практику второго тура.) и относительного (достаточно набрать больше голосов, чем каждый из соперников. Великобритания, США, Канада, Н. Зеландия.) большинства. Маж. с-ма способствует развитию 2-х (3-х) партийных систем. Преимущества маж-ных сист: ¨ т.к. подаются бюллетени с конкретными именами, учитываются личности кандидатов; ¨ всегда дает результат; ¨ заложены возможности формирования эффективного, стабильного прав-ва ¨ достаточно проста. Недостатки маж-ных систем: ¨ значительная часть избирателей остается не представленной в органах власти; ¨ партия может не получить большинство голосов, но получить большинство мест ¨ некоторые партии не попадают в парламент; ¨ возможна нарезка изб округов в интересах отдельных п сил Пропорциональная система означает, что мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов; более распространена в соврем. мире; две разновидности: n пропорц изб сист на общегос-ном уровне. Избиратели голосуют за партии в масштабах всей страны. n пропорц изб сист, основанная на многомандатных округах. Депутатские мандаты распределяются на основе влияния п партий в изб округах. Страны с пропорц сист: страны Лат. Америки, Италия, Венгрия, Болгария, Турция, Дания, Испания, Португалия, Бельгия, Нидерланды, Австрия и т.д. Преимущества пропорц. систем: * представлена реальная расстановка п сил в об-ве; * способствует развитию многопартийности; Недостатки пропорциональных систем: * сложности при формировании правительства; * п силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны попадают в органы представительной власти; * слабая связь между депутатами и избирателями (голосуют за партии); * зависимость депутатов от партий. Все пропорц с-мы можно разделить на 3 типа (в соотв со степенью реализации пропорц представ-ва): 1)С-мы полного пропорц-ма 2)с недостаточным проп-мом 3)проп-ные с-мы с «барьерами» (5%) Во многих странах существуют изб барьеры. Существует пропорц сист с преференциальным голосованием, где подаются партийные списки с кандидатурами. Она наиболее демократична, но чрезмерно сложна.
77. Понятие “политическая субкультура”. Раскройте содержание вопроса о типологии субкультур, дайте развернутую характеристику основных политических субкультур в современном обществе. Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели политической культуры – субкультуры, которые существуют во всех странах. Среди наиболее значимых в политологии выделяются следующие типы субкультур: I. Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных природных ресурсов и т.п. Это порождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а следовательно, и на их политико-культурный уровень. На пол к региона влияет экономическая специализация данного региона, его место в общей системе разделения труда. Так, аграрные регионы в политическом отношении более консервативны, чем промышленные. Они поддерживают левый спектр политических партий, проявляя при этом невысокий уровень политической активности, то есть ограничиваются участием в выборах. Однако при этом степень участия сельского населения в выборах несоизмеримо выше, чем в других регионах. В некоторых промышленных регионах (на Урале, например) население предпочитает высокоактивные формы участия — демонстрации, забастовки и т.п., иногда социально неприемлемые. Центральные регионы по уровню развития политической культуры отличаются от периферийных степенью политической сознательности и активности. Регионы, имеющие возможность обеспечить за счет находящихся у них ресурсов определенный уровень экономического и социального благосостояния, характеризуются непротиворечивой политической культурой, лояльностью по отношению к существующему режиму, тяготением к политической самостоятельности. Типичный пример для России — Центральное Черноземье. II. Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различный экономический статус, а следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль. Для предпринимательского слоя наиболее актуальными политическими ценностями являются экономическая свобода, стабильность, контроль за государством со стороны гражданского общества, участие в принятии решений. Решения правительства в области финансов, налогообложения, бюджета непосредственно затрагивают интересы данного общественного слоя. Отсюда возникает необходимость активного политического участия Предпринимательский слой предпочитает такие активные формы воздействия на власть, как широкое использование средств массовой информации, лоббирование правительственных структур, создание политических партий, претендующих на участие во власти (например, Партия экономической свободы в России). Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этническими особенностями соответствующих социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосознание и национальный характер. Политические ценности, предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам. Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия является основным всепронизывающим элементом общей культуры определенной группы людей. Исламский фундаментализм, например, это не столько религиозная, сколько политическая идеология. Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. Данные субкультуры существуют в основном в политически реформируемых обществах. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи, не отягощенной практикой старого политического режима. Однако возрастные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных системах. Date: 2015-09-22; view: 2826; Нарушение авторских прав |