Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Краткий словарь политических терминов
Абсентеизм – форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти. Автаркия – букв. «самоуправление»; в традиционном понимании – экономическая самодостаточность, достигаемая в основном через самоизоляцию от мирового рынка. Альтруизм – бескорыстная помощь (в основе лежит гуманистический идеал) либо забота о благе других, когда в основе лежит «просвещенный эгоизм» и в целом осознание того, что все мы связаны друг с другом. Анархизм – идеологическое течение, ставящее своей целью уничтожение государства; характеризуется неприятием политической власти во всех ее проявлениях; в основе анархизма – безграничная вера в идеалы свободы и равенства. Государство отожествляется анархизмом с насилием и принуждением, несовместимым с индивидуальной свободой как высшей социальной ценностью. Анархия – букв. «безвластие»; обычно употребляется в унизительном смысле как обозначение нестабильности и даже хаоса. Антисемитизм – выражение враждебности по отношению к евреям. Антисемитизм может принимать религиозные, экономические или расистские формы. Антропоцетризм – воззрение, согласно которому человек со своими интересами и потребностями есть центр мироздания. Атомизм – представление, согласно которому общество состоит из абсолютно разобщенных индивидов, полагающихся лишь на самих себя и ничем не обязанных друг другу, внутренняя разобщенность общества. Гендер – комплекс социальных и культурных различий между мужчиной и женщиной. Демагог – политик, привлекающий на свою сторону массы обещаниями, специально рассчитанными на то, чтобы вызвать повышенный энтузиазм толпы. Демократия – непосредственная (прямая) – предполагает прямое участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Была широко распространена в древнегреческих городах-полисах, в средневековых республиках. В настоящее время функционирует, главным образом, на уровне местного самоуправления в организации жизнедеятельности небольших коллективов. К формам прямой демократии относятся референдумы. Демократия партиципаторная (демократия участия) – исходит из трактовки демократии как универсального принципа организации всех областей общественной жизни, т.е. демократия должна быть везде – в семье, школе, на производстве, в государстве и т.д. Демократия плебисцитарная (лат plebs – простой народ, plebiscitum решение народа) – предоставляет гражданам право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другие решения. Демократия плюралистическая – распространенная концепция, в которой демократия понимается как форма правления, позволяющая многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе компромиссные решения, выражающие баланс интересов. Демократия представительная – предполагает опосредованное участие граждан в принятии решений: выбор ими своих представителей в органы власти, которые, принимая решения самостоятельно, призваны выражать и защищать интересы своих избирателей. Дискурс – речевое взаимодействие между людьми; рассуждение, беседа, коммуникация. Может отражать распределение власти между людьми. Дихотомия – разделение надвое. Еврокоммунизм – форма умеренного коммунизма, основанная на синтезе марксизма и принципов либеральной демократии. Кластер – группа политических приверженцев. Ксенофобия – страх перед иностранцами или ненависть к ним; этноцетризм, приобретающий патологические формы. Либертаризм – убеждение в необходимости всемерного расширения сферы индивидуальной свободы человека, как правило, предполагающее сокращение до минимума сферы публичной власти в обществе. Монетаризм – теория, согласно которой причиной инфляция является денежная эмиссия; «слишком много денег на слишком малое количество товаров». Неоколониализм – контроль над чужой территорией, осуществляемый с помощью экономического (а иногда и культурного) господства, а не прямого политического присутствия. Неоконсерватизм – новейший вариант социального консерватизма, в котором основное внимание уделено необходимости возврата к власти как авторитету и традиционным ценностям. Неокорпоратизм – тенденция, наблюдаемая в западных полиархиях. Ее основная черта – предоставление группе лиц, имеющих общие интересы, привилегированного и законного доступа к процессам формирования политического курса. Неолиберализм – современная версия классической политэкономии, в фокусе внимания которой рыночный индивидуализм. Неомарксизм – современный вариант марксизма, который отрицает принцип детерминизма, примат экономики над другими сферами жизни и особую роль пролетариата. Неоплюрализм – «стиль» теоретического рассуждения, отталкивающийся от классического плюрализма, но вместе с тем признающий недостатки рыночной системы и чрезмерное влияние частного бизнеса. Непотизм – (лат. nepos – внук) – предоставление властными лицами политически значимых должностей и государственной собственности, исходя из родственных связей. «Новые левые» - идеологическое движение, стремившееся оживить социалистическую мысль на основе радикальной критики развитого индустриального общества, доказывая необходимость децентрализации, демократии участия и личной свободы. «Новые правые» - идеологическое течение в консерватизме, в основе которого лежит синтез идей рыночного индивидуализма и социального авторитаризма. Номенклатура – система замещения руководящих должностей, при которой на все значимые должности назначаются кандидаты, одобренные партией. Омбудсмен – государственный чиновник, задачей которого является защита прав граждан и рассмотрение случаев административных нарушений и непорядков. Органицизм – вера в то, что общество функционирует, как организм, живое существо, в котором целое есть нечто большее, чем сумма составных частей. Парадигма – система взаимосвязанных ценностей, теорий и допущений, в рамках которой осуществляется поиск нового знания. Патернализм – политический курс, в основе которого лежит забота о тех, кто не способен помочь себе сам, как (по идее) в отношениях между отцом и сыном. Пацифизм – принципиальное отрицание войны и всех форм насилия. Плебесцит – всенародное голосование или опрос, призванный принять решение или выразить важное для государства мнение. Полиархия – букв. «правление многих»; подобие демократии, основанное на подотчетности власть предержащих обществу через механизм регулярных и состязательных выборов. Политический режим, важнейшими чертами которого является высокий уровень политического участия граждан и политическое соперничество групп и политических лидеров в борьбе за поддержку их избирателей на выборах. Постмодернизм – интеллектуальное течение, отвергающее идею абсолютной и всеобщей истины и делающее основной акцент на коммуникации, дискуссии и демократии. Протекционизм – политика ограничения импорта с помощью квот и тарифов, вводимых и поддерживаемых государством в целях защиты национального производства. Радикализм – убежденность в необходимости кардинальных перемен, призванных сломать фундаментальные основы системы, а не просто ее поверхностные черты. Республика парламентская – форма государства, форма правления, главной отличительной чертой которой является образование правительства на парламентской основе (парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Республика президентская – разновидность демократического государства, форма правления, главный признак которой состоит в совмещении президентом функции главы государства и главы правительства. Республика (смешанная) – форма правления, при которой существует двойная ответственность правительства: и перед парламентом, и перед президентом. В разной степени присутствуют черты и президентской, и парламентской республики. Секуляризм – воззрение, согласно которому церковь не должна вмешиваться в «земные» дела; чаще всего это выражается в отделении церкви от государства. Сциентизм – мировоззренческая позиция, согласно которой научный метод должен быть принят как единственный источник достоверного знания и в качестве такового должен применяться во всех областях жизни. Трайбализм – групповое поведение, характеризуемое внутренней замкнутостью и исключительностью, обычно сопровождаемое враждебностью по отношению к другим группам. Тэтчеризм – идеология, сочетающая идеалы свободного рынка, но сильного правительства, выдвинутая Маргарет Тэтчер; по сути, британский вариант политической философии «новых правых». Феминизм – идеологическое движение, видящее в качестве своей основной задачи повышение роли женщин в обществе и в большинстве случаев равенство полов. Христианская демократия – идеологическое течение в европейском консерватизме, характеризуемое приверженностью принципам социального рынка и органического государственного вмешательства. Хунта – букв. совет; клика (обычно военная), пришедшая к власти в ходе революции или государственного переворота. Шовинизм – иррациональная вера человека в превосходство или величие той общности, к которой он принадлежит. Эгалитаризм – теория или практика, в основе которых лежит стремление к равенству; вера в то, что равенство есть основной политической принцип. Элитизм – принцип, согласно которому у власти должна быть элита (меньшинство), или же практическое применение этого принципа. Эпатаж – ошеломление необычным поведением. Этатизм – убеждение, что государственное вмешательство есть оптимальный способ разрешения политических проблем и стимулирования социально-экономического развития. Литература 1. Азаркин Н.М. История политических и правовых учений XVII – XVIIIвв. – М., 1989. 2. Алмонд Г., Верба С. Гражданское общество и стабильность демократии //Политические исследования. – 1992. - №4. 3. Антология мировой политической мысли. В 5-ти томах. – М., 1997. 4. Аренд Х. Истоки тоталитаризма. – М., 1994. 5. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993. 6. Аристотель. Сочинения. – Т. 4. – М., 1980. 7. Бажанов Е. Неизбежность многополюсного мира //Мировая экономика и международные отношения. – 2004. - №2. 8. Бебік В.М. Базові засади політології: історія, теорія, практика. – К., 2001. 9. Бей О. Як облаштувати федеративну державу. До питання адміністративної реформи в Україні //Політика і час. – 2000. - №3-4. 10. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М., 1994. 11. Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. Господство Америки и геостратегические перспективы – М., 1988. 12. Бузгалин А.В. Альтерглобализм как феномен современного мира //Политические исследования. – 2003. - №2. 13. Бурлацкий Ф. Загадка Макиавелли. – М., 1975. 14. Бурлачук В. Десокрализация власти и современный кризис в Украине // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2007.- №3. 15. Вайнштейн Г. Меняющийся мир и проблемы функционирования демократии // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. - №9. 16. Василенко И.А. Политическая глобалистика. – М., 2000. 17. Василенко И.А., Панарин И. С. Политология. – М., 2004. 18. Василенко И.А. Информационные ресурсы власти и формирование новой, постклассической картины политической мира. // Вестник МГУ. – Серия 12. – Политические науки. – 2004.- №2. 19. Васильев Т.В. Лоббизм как форма политической деятельности: природа, функции, современные виды. // Вестник МГУ. – Серия 12. – Политические науки. – 2004.- №4. 20. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. 21. Вебер М. Политика как призвание и профессия. – М., 1990. 22. Владимиров А. Глобализация: войти в мир III-го тысячелетия //Власть. – 2001. - №3. 23. Вольтер Франсуа Мари Аруэ. Философские повести. – М., 1988. 24. Гаджиев К.С. Политология. – М., 2003. 25. Гальчинський А. Глобальні трансформації: уроки для України //Політика і час. – 2005. - №8. 26. Глобалізація і безпека розвитку. – К., 2001. 27. Глобальное сообщество: новая система координат. Подходы к проблеме.- Спб., 2000. 28. Головаха Є., Паніна Н. Соціальні зміни в Україні: пострадянська деінстуціоналізація і особливості становлення нових соціальних інститутів //Політична думка. – 2000. - №4. 29. Головаха Є., Паніна Н. Основні етапи і тенденції трансформації українського суспільства від перебудови до «помаранчевої революції»// Соціологія: теорія, методи, маркетинг. – 2006. - №6. 30. Городянко В.Г. Проблемы консолидации украинского общества на современном этапе // Социологические исследования. – 2007. – №2. 31. Гражданское сообщество: истоки и современность. – Спб., 2002. 32. Гречанінов В. Після розпаду біополярної системи. Новий світовий порядок та глобалізація на початку XXI ст. //Політика і час.–2001.- №1. 33. Грушевський М.С. Хто такі українці і чого вони хочуть. – К., 1991. 34. Даль Р. О демократии. Пер. с англ. А.С. Богдановского. – М., 2000. 35. Дергачов А. Место политических партий в осуществлении власти в Украине //Політична думка. – 2002. - №1-2. 36. Джордано Г. Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потребность в разграниченниях? //Мировая политика и международные отношения. – 1997. - №1. 37. Долженков О. Сутність політичного режиму України, специфічне //Нова політика. – 2002. - №2. 38. Драгоманов М.П. Вибране. – К., 1991. 39. Дюверже М. Политические партии. – М., 2002. 40. Зазнаев О.И. Смешанные формы правления, или как масло соединяется с водой // Политические исследования. – 2005. - №4. 41. Зоткин А. Принятие решений в парламенте Украины или Доктор Джекила и мистер Хайд украинского парламентаризма // Соціологія: теорія, метода, маркетинг.- 2007. - №8. 42. Исаев Б.А. Теория партий и партийных систем. Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2008. 43. История политических и правовых учений. – М., 1988. 44. История политических и правовых учения. Древний мир. – М., 1985. 45. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. – М., 1988. 46. Кива А.С., Федоров В.А. Анатомия терроризма //Общественные науки и современность. – 2003. - №1. 47. Конституция Украины. – К., 1996. 48. Лапкин В.В., Пантин В.И. Восприятие западных институтов и ценностей в постсоветском пространстве: опыт Украины и России // Политические исследования. – 2004. - №1. 49. Левашов Р.К. Глобализация и социальная безопасность //Социологические исследования. – 2002. - №3. 50. Левин И.Б. Глобализация и демократия //Политические исследования. – 2003. - №2. 51. Левин И.Б. Человек и политика в индивидуализированном обществе //Мировая экономика и международные отношения. – 2007.- №6. 52. Могун А.В. Империализация (Понятие империи и современный мир) // Политические исследования. – 2007. - №2. 53. Макиавелли. Государь. – М., 1990. 54. Малинова О.Ю. Исследуя феномен консерватизма //Политические исследования. – 2003. - №3. 55. Малинова О.Ю. Либерализм как концепт нации // Политические исследования. – 2003. - №2. 56. Матвєєв С.О., Буланенко Л.С. Політологія: Навчальній посібник. Харків, 2008. 57. Мачкуев Е. Преобразование коммунистического тоталитаризма и посткоммунистическая трансформация: проблемы, концепции, периодизация //Политические исследования. – 2000. - №4. 58. Мединська Т. У статусі світового лідера. США в сучасних процесах глобалізації: виклики та наслідки //Політика і час. – 2005. - №7. 59. Михальченко М. Еліта в Україні: їжте, куме, що зварили //Віче. – 2003.-№1. 60. Многоликая глобализация. – М., 2004. 61. Монтескье Шарль Луи де. Избранные произведения. – М., 1955. 62. Назарова Н.С. Политология: Учебное пособие. – Одесса. – 2008. 63. Недяк И.Л. Политический маркетинг. Основы теории. – М., 2008. 64. Нерсесянц В.С. Право как необходимая форма равенства, свободы и социальной справедливости //Социологические исследования. – 2001. - №10. 65. Нерсесянц В.С. Сократ. – М, 1977. 66. Новицький В. Національні інтереси України в контексті цівілізаційних детермінант і економічної глобалізації //Економіка України. – 2003. - №7. 67. Панарин А.С. Политология. – М., 2000. 68. Парахольский Б., Троцький Я. Відстаючи від еволюції суспільства: глобалізація, міжнародне право та міжнародна безпека //Політика і час. – 2005. - №12. 69. Платон Диалоги. – М., 1986. 70. Политология. Под ред. М.А. Василика. – М., 2003. 71. Політологія. За ред. Ф.М. Кирилюка. – К., 2004. 72. Политология: Курс лекций. Под ред. А.А. Радугина. – М., 2001. 73. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х томах. – М., 1992. 74. Потульницький В. Історія української політології. – К., 1992. 75. Примуш М. Партії і влада //Політика і час. – 2000. - №11-12. 76. Приходько Н. Анатомия украинского политического кризиса // Свободная мысль. – 2007. – №12. 77. Пшизова С.Н. Политика как бизнес: российская версия // Политические исследования. – 2007. - №3. 78. Рогозин Н.П. Развитие партийной системы Украины //Политические исследования. – 2004. - №1. 79. Рудич Ф.М. Політологія: Підручник. – К., 2005. 80. Руссо Жан-Жак. Избранное. – М., 1976. 81. Сергеев В.М., Сергеева К.В. Механизмы эволюции политической структуры общества: социальные иерархии и социальные сети //Политические исследования. – 2003. - №3. 82. Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология. – М., 2002. 83. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. 84. Теория партий и партийных систем. Хрестоматия. – М., 2008. 85. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. – Спб., 1996. 86. Токвіль Алексіс де. Про демократію в Америці. – К., 1999. 87. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990. 88. Фурман Д. Дивергенция политических систем на постсоветском пространстве //Общественные науки и современность. – 2004. - №10. 89. Хевеши М.А. Массовое общество в XX в. //Социологические исследования. – 2001. - №7. 90. Цицерон Диалоги. О государстве. О законе. – М., 1966. 91. Эйзенштадт Ш.Н. Парадокс демократических режимов: хрупкость и изменчивочть //Политические исследования. – 2002. - №2. 92. Яцько А. Тероризм як форма політичної боротьби //Політика і час. – 2002. - №2. 93. Юрій М.Ф. основи політології: навчальний посібник. – К., 2003. 94. Юськів Б. Концепція та парадигми глобального управління // Політичний менеджмент. – 2009.- №1.
[1] Подробнее о монархии речь шла в теме «Политические режимы». [2] Некоторые авторы дают такое определение: современные политические партии – это особая институциональная общность людей, объединенных идеологически и организационно с целью завоевания (путем выборов или другим способом), удержания и использования государственной власти для реализации интересов определенных общностей. [3] Следует заметить, что Дюверже коммуниститческую и фашистскую партии выделял в третий тип партий, строго централизованных, для которых идеологический компонент становится основным связующим началом. Для них характерно множество иерархических звеньев, строгая, почти военная дисциплина, уважение и почитание политических вождей. Позже он отнес их к разновидности массовых партий. [4] В других переводах эти типы культуры звучат как: традиционная патриархальная культура, «верноподданническая» и культура политического участия. Date: 2015-09-22; view: 580; Нарушение авторских прав |