Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лево - и праворадикализм
Леворадикализм – это, по сути, крайнее левое крыло бывшей социал-демократии, начало которому положил, как уже отмечалось, ленинизм-большевизм. В настоящее время – это анархистские и другие группировки экстремистского толка. В 60-е годы прошлого столетия широкое распространение имели маоистские группировки, но постепенно они растаяли, как прошлогодний снег. На волне энтузиазма, вызванного победой Ф. Кастро на Кубе, тогда в 60-е годы во многих странах Латинской Америки были созданы партизанские отряды. Нетерпеливым революционерам казалось, что от пламени, зажженного на Кубе, им удастся воодушевить и «зажечь» всю Латинскую Америку. Широкое хождение имели теории «от маленького мотора к большому мотору», «масляного пятна» (как расползается масляное пятно на бумаге, так и революция от маленькой Кубы распространится по всему континенту). Героическим ореолом было окружено имя Че Гевары, который погиб от рук предателя. Отблески славы и героической гибели Че (так звали его друзья и последователи) кое-где светят и сейчас. В рядах антиглобалистов непременно мелькают его портреты. Вообще-то анархизм как социально-политическое и идеологическое направление сформировалось еще в середине ХІХ в. Видными теоретиками были П. Прудон и М. Бакунин. Суть анархизма состоит в абсолютном индивидуализме, полном отрицании государства и какой-либо другой власти; анархизм отбрасывает обязательную для всех регламентацию социальных отношений, т.е. главная установка – абсолютная свобода личности. Следует отметить, что определенная почва для анархистских настроений существует и сейчас. Бюрократизация всех сторон жизни рождает антибюрократические и антигосударственные ориентации, проявления социального и политического экстремизма; поляризация вызывает стремление к перераспределению имущества, жесткая регламентация социального поведения рождает тоску по индивидуальной свободе. Что касается праворадикализма, то попытки дать ответ на вопрос, почему в 20-х годах прошлого столетия фашистская идеология нашла благодатную почву, предпринимались еще в канун Второй мировой войны теоретиками Франкфуртской школы, и в частности Э. Фроммом. Этой проблеме посвящена и его работа «Бегство от свободы». Для ответа на этот вопрос он опирается на разработанную им концепцию авторитарной личности. Авторитарная личность характеризуется, по мнению Э. Фромма, одновременно двумя основными чертами: стремлением к господству и подчинением. Авторитарный человек, по Фромму, находит смысл своего существования в том, чтобы «слить» свое «Я» с кем-нибудь или с чем-нибудь внешним, и таким образом обрести силу, недостающую самому индивиду. Этим внешним может быть другой человек, руководитель, фюрер, рок. Цель - избавиться от невыносимого бремени свободы. Свобода, как замечал Н.А. Бердяев, изначально трагична, так как она требует постоянного нравственного выбора. И для такой социально отчужденной и одинокой личности фашизм имеет чрезвычайную привлекательность. Он дает надежду с помощью новой веры утвердить себя в чем-то «вечном» (таким «вечным» может быть класс, нация, государство, партия), неизмеримо более значимом, чем отдельный индивид. Приобщаясь к всемогущей Власти, человек преодолевает свое одиночество, получает социальную защиту, получает оправдание своим действиям. (Многие нацисты, которые гнали людей в печи Освенцима, оправдывали свои действия тем, что они только выполняли приказ). Фашистский идеал – это «новый человек» с чувством долга и самоотверженности, готовый по одному слову фюрера пожертвовать жизнью ради славы своей нации или расы (убеждение в том, что немцы составляют «высшую расу» и самой судьбой предназначены для мирового господства). Не последнюю роль играет и тот фактор, что для какой-то части людей фашизм открывает возможность выхода своих агрессивных, разрушительных инстинктов. Эта привлекательность фашистской идеологии резко возрастает в периоды социально-экономических кризисов: создаются необходимые для этого социальные предпосылки - маргинализация и люмпенизация общества. Маргинальные группы населения в отличие от промышленных рабочих не имеют устойчивого положения в социальной структуре. Это своего рода «перекати-поле», люди, утратившие социальную и культурную идентичность. Они нигилистически относятся к своему прошлому, и свои надежды связывают с идеологическими утопиями. В Германии в 20-е и в начале 30-х годов к моменту прихода Гитлера к власти социальной опорой национал-социализма стали промежуточные слои - многочисленные конторские служащие, мелкие предприниматели, небогатые представители свободных профессий, положение которых значительно ухудшилось по сравнению с положением промышленных рабочих, защищенных сильными профсоюзами и государственными законами. К сожалению, нацизм и фашизм не ушел в прошлое. В городах Западной Европы и сейчас проходят порой демонстрации с фашистской символикой. «Сытая», благополучная и ухоженная Европа недовольна наплывом эмигрантов, особенно из стран третьего мира. Молодых и «чистокровных» раздражают азиаты и вообще цветные, хотя они выполняют в Европе самую грязную и низкооплачиваемую работу (наряду с нашими соотечественниками). Пробивается фашистская поросль и на постсоветском пространстве, есть такие группировки и в России; здесь они «борются» с «лицами кавказской национальности», а точнее — не славянской внешности. Авот в Украине главными противниками оказываются «москали». В процентном отношении сторонники фашистской идеологии весьма и весьма незначительны, но недооценивать подобные ростки ни в коем случае нельзя.
Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах 1. Что собой представляет спектр современных политических течений? 2. Какие политические силы занимают фланги этого образования? 3. Какие партии мы относим к центристским? 4. Когда зародился неоконсерватизм и выразителем каких социальных сил он выступал? 5. Чем был обусловлен взлет неоконсерватизма в 80-е годы ХХ ст.? 6. Каковы главные принципы неоконсерватизма? 7. Появление либерализма на политической сцене – случайность? 8. Каковы основные принципы классического либерализма? 9. Чем обусловлена эволюция либерализма? 10. Какие основные этапы выделяют в процессе эволюции либерализма? 11. Когда зародилась социал-демократия и какие изменения претерпело это течение за время своего развития? 12. Почему социал-демократия в 80-е годы ХХ ст. оказалась в кризисе? 13. В чем суть перестройки программных установок современной социал-демократии? 14. Что собой представляет леворадикализм? 15. Почему фашизм нашел благодатную почву в Германии перед Второй мировой войной? 16. Какова социальная база фашизма? 17. Оживление нацизма в Западной Европе: причины и следствия? 18. В чем опасность современного неонацизма? Date: 2015-09-22; view: 515; Нарушение авторских прав |