Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 7. Институты государственной власти





 

1.Законодательная власть: понятие и сущность. Парламент и его структура.

2. Глава государства и его полномочия. Институт президентства.

3. Понятие, виды, состав и структура правительства. Местная власть.

4. Судебная власть.

 

Законы - основа жизни общества. В государстве в основном законотворчеством занимаются представительные органы. Нормы и правила жизни общества обеспечивает законодательная власть.

 

1.Законодательная власть: понятие и сущность. Парламент и его структура

Законодательная власть - высший орган (институт) государственной власти, ее представительный орган - парламент.

Слово " парламент " впервые появилось в Англии (Parlиament), причем слово французское (" parler " - " говорить ", парламент - место, где говорят). Другие источники объясняют это слово от латинского " ​​parlаrе " - говорить, разговаривать. Чаще всего дается следующее понимание понятия «парламент».

Парламент (в Беларуси - Национальное собрание) - это выбираем населением (возможно частично празначаемы) высший представительный орган государственной власти в стране.

Как отмечает М.Чудаков, при толковании понятия парламента, обычно применяют термины: высший законодательный и представительный орган. " Представительный " означает то, что в парламент избираются представители населения страны - депутаты. " Законодательный " означает их действия - принятие законов. Отсюда - две функции парламента: законодательная и представительная.

Законодательная функция - деятельность по принятию законов. Представительная функция - деятельность парламента как некоего форума, на котором открыто и публично обсуждаются важнейшие вопросы жизни страны. Это открытая трибуна для споров, для выражения мыслей. Представительная функция влияет на ум и взгляды людей, и наадворот, во время встреч и выборов эти люди влияют на своих депутатов.

Место и роль парламента обычно закрепляются в конституциях. Иногда в них подчеркивается его особый статус. Например, Статья 41 конституции Японии фиксирует, что парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства. Конституция США закрепляет законодательную власть за Конгрессом США, который состоит из Сената и Палаты представителей. В некоторых конституциях особая роль парламента не подчеркивается, а там обычно сообщается, чем он должен заниматься (Франция).

Законодательная власть Республики Беларусь отражено в Главе 4, Арт. 90 - 105 Конституции Беларуси. Лучше понять роль, значение, цели и задачи различных парламентов позволяет их классификация. Встречаются различные классификации парламентов, но чаще всего начинают классификацию согласно структуры. Парламенты бывают одно-и двухпалатные. В Беларуси - двухпалатный: Совет Республики и Палата представителей.

В зависимости от устройства высшей государственной власти парламенты делятся на четыре группы или четыре модели парламентов.

Первая модель характерна для парламентских республик (Великобритания, Нидерланды, Италия, Германия, Австрия, Болгария, Венгрия и др.).. В них парламент работает на основе принципа парламентского ответственного управления - политическая ответственность правительства перед парламентом.

Вторая модель у странах, где существует смешанная форма правления (Франция, Казахстан и др.)., В которой сочетаются элементы парламентской и президентской систем.

Третья модель парламента присуща странам с президентской формой правления (США). Это парламенты и страны, где существует четкий принцип разделения властей. Такие парламенты не имеют права вотума недоверия, но могут использовать импичмент, правительство не обладает правом роспуска парламента, но может применить право вето.

Четвертая модель - парламенты в тех странах, где они играют почти декоративную роль - являются " консультативными " парламентами (Катар, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты). Это законадарадчыя органы. К ним относятся и парламенты стран, в которых сохранилась социалистическая система (КНДР, Куба, КНР, Вьетнам). Их собирают только для того, чтобы совместно и единодушно проголосовать "за" принятие законов, которые предложены руководителями страны.

Формируются парламенты в зависимости от структуры. Если однопалатный, тогда он, как правило, выбирается гражданами. В основном избираются путем прямого, всеобщего равного выбора и тайного голосования. Если двухпалатный, тогда одна его палата (нижняя, в Беларуси Палата представителей) избирается гражданами, а другая (верхняя) палата формируется по -разному.


Существует несколько способов. Первый - путем прямых выборов с некоторыми особенностями (США). Второй - формирование верхней палаты непрямыми - многоступенчатых или косвенными выборами (Франция, Норвегия, Индия). Граждане выбирают депутатов, а затем те из своего окружения выбирают верхнюю палату. Третий способ - назначение (Канада, Иордания, Багамы, Бермуды и т.д.). Четвертый иногда называют феодальным способом формирования (Великобритания). Палата формируется согласно наследственного принципа.

От начала парламенты были двухпалатный. Как подчеркивает М.Чудаков, по традиции, верхняя палата бывает более консервативной, защищающей традиции, а нижняя - более демократичной и прогрессивным. Они как бы взаимодополняют друг друга. Кстати, в двухпалатный парламент имеется две модели взаимоотношений: с равным правовым статусом палат и неодинаковым. Существование второй палаты имеет положительные и отрицательные стороны. при федеративной форме государственного устройства она просто необходимо, так как в ней обеспечивается представительство субъектов федерации. Недостатки в том, что двухпалатная система усложняет законодательный процесс, процедуры, зачастую сдерживает прогрессивные начала.

Структура парламента:

а) палаты;

б) спикер, вице- спикеры (председатель палаты и его заместители), его полномочия распространяются практически на все сферы парламентской деятельности (представительная, дисциплинарная, формирует повестку дня, обеспечивает рассмотрение законов, руководит дебатами, подводит итоги и т.д.);

в) постоянные парламентские комиссии - образуются для проведения подготовительной работы по разработке и оценке законопроектов, контроля за исполнением законов, за деятельностью исполнительной власти. Как правило, создаются пропорционально от фракций;

г) временные комиссии или комитеты - для рассмотрения какого-либо конкретного дела;

д) партийные фракции (группы, клубы и т.д.), их бывает разное количество в разных странах, имеют широкие полномочия - участвуют в формировании руководящих органов парламента, постоянных комиссий, если какая-то фракция имеет большинство в парламенте - формирует правительство и др..;

е) руководство фракций (лидер, группа);

ж) другие органы: ревизоры, контролеры, уполномоченные по правам человека, счетные комиссии (счётные палаты) для проверки выполнения бюджета и др..

Компетенция или полномочия парламента:

- Издание законов;

- Финансовые права (установление налогов, выпуск займов, денег, контроль за расходованием государственных средств и др.)., Главное право парламента - утверждать бюджет страны;

- Налоговые полномочия;

- Полномочия во внешней политике (ратификация соглашений и договоров);

- Формирование государственных органов (выбирают, утверждают или дают согласие на назначение должностных лиц);

- Формирование судебной власти (выбирают или назначают высших судей);

- Парламентский контроль (обсуждение, создание комиссий, депутатский запрос, объявление вотума недоверия, импичмент).

Законы обсуждаются и принимаются во время сессий - депутатских заседаний в течение года с перерывами в виде каникул.

На сессиях решаются все вопросы, относящиеся к компетенции парламента.

Для того, чтобы проект стал законом, он должен пройти все необходимые стадии, которые называются законодательным процессом. Законодательный процесс состоит из следующих стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие, прамульгацыя.

Законодательная инициатива - это право на внесение проекта закона в парламент для того, чтобы этот проект был обязательно рассмотрен палатой и по нему будет принято решение. Это право имеют в Беларуси: парламент, правительство, президент, граждане (при наличии не менее 150 000 подписей в его поддержку).

Обсуждение законопроекта происходит во время так называемых " чтений " (их бывает 3 или 4, самое подробное обсуждение в ходе третьего чтения).

Принятие законопроекта - голосование депутатами " за " или " против", " воздержался ". Необходимо набрать определенное количество голосов.

Прамульгацыя - это подпись законопроекта главой государства и публикация. После этого проект вступает в силу закона, который обязательно должен соблюдаться всеми.

 







Date: 2015-09-22; view: 518; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию