Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные элиты и их циркуляция1





Предположим, что мы начинаем с теоретического определения вещи, которая является предметом нашего анализа. Мы как можно точнее попытаемся определить ее, а затем перейдем к рассмотрению соображений о ее практической значимости в первом приближении. Давайте на время откажемся от оценочных суждений по поводу характера различных индивидуальных черт: хорошие — плохие, полезные — вредные, заслуживающие похвалы — достойные по­рицания, и сосредоточимся на степени их выраженности. Иными словами, на том, является ли данная черта слегка выраженной, средне выраженной или ярко выраженной. Точнее говоря — на индексе, который может быть присвоен каждому индивиду в связи со степенью или интенсивностью выраженности у него той черты, которая нас интересует.

* Цит. по: Vilfredo Pareto. The Mind and Society. Vol. Ill, 2026-59; Vol.IV, 2233-36 // Theories of Society. Foundation of Modern Sociological Theory. Ed. T Parsons et all. The Free Press of Glencoe, 1961. V. LP. 551-556. Переводчик — В.Г. Кузьминов, редактор перевода — А.Г. Здравомыслов. Цитируемый текст иллюстрирует содержание главы 14 базового пособия учебного комплекса по общей социологии.

1 Kolabinska. La circulation des 'elites en France, P. 5: «Главным смыслом термина «элита» является «превосходство». Это единственное, что я имею в виду. Я опускаю вторичные оценочные или утилитарные коннотации подобного превосходства. Меня в данном случае не интересует желаемое. Я просто изучаю то, что есть на самом деле. В широком смысле под элитой в обществе я подразумеваю людей, обладающих ярко выраженными качествами, которые относятся к их интеллекту, характеру, умениям, способностям самого разного рода... С другой стороны, я полностью избегаю любых суждений по поводу достоинств и полезности таких классов людей». [Выражение «циркуляция элит» прочно утвердилось в европейской литературе. Сам Парето переводит его на итальянский как «циркуляция элитных (избранных, отборных, правящих, «лучших») классов. Это — громоздкое и не очень точное словосочетание, поэтому нет никаких оснований отдавать предпочтение ему, а не более точному английскому — классовая циркуляция. — A.L. (Arthur Levingston, co-editor of edition, 1935. — сост.}]


 

2027. Допустим, что в каждой области человеческой деятель­ности индивиду присваивается индекс, служащий оценкой его способностей, подобно тому, как выставляются оценки по резуль­татам различных экзаменов в школе. Наиболее успешному адвокату, например, дается индекс 10. Тому, кто тщится заполучить хотя бы одного клиента — индекс 1, резервируя 0 для полного идиота в своей профессии. Человеку, который заработал миллионы — неважно, честным или бесчестным путем — мы дадим индекс 10, зарабаты­вающему тысячи — индекс 6, тому, кто еле-еле избежал работного дома — 1, приберегая 0 для того, кто там оказался. Женщинам «в по­литике», таким, как Аспазии у Перикла, Ментенон у Людовика XIV, мадам Помпадур у Людовика XV, т.е. тем, кто сумел вскружить голову государственному мужу и сыграть роль в его карьере, мы присваиваем несколько более высокий индекс, например 8 или 9. Продажным же женщинам, которые удовлетворяют лишь чувственность такого человека, не оказывая никакого влияния на государственные дела, мы даем индекс 0. Ловкому мошеннику, который знает, как надувать людей, и при этом избегает уголовного наказания, мы дадим 8,9 или 10 — в зависимости от числа ощипанных им гусей и количества денег, которые он смог при этом у них вытянуть. Мелкому воришке, кото­рый стащил серебряный прибор в ресторане и попал прямо в руки по­лицейского, мы присвоим индекс 1. У поэта уровня Кардуччи будет индекс 8 или 9 в зависимости от наших вкусов. Рифмоплет, который своими сонетами обращает людей в бегство, заслуживает индекса 0. Шахматистам мы можем присвоить весьма точные индексы в соот­ветствии с тем, какие матчи и сколько именно они выиграли. И так далее для всех областей человеческой деятельности.

2028. Напоминаем, что мы говорим о реальном положении вещей, а не о потенциальных возможностях. Если на экзамене по английскому языку ученик говорит: «Я мог бы знать английский очень хорошо, если бы захотел. Но я его совсем не знаю, потому что у меня не было нужды его изучать», то экзаменатор на это может ответить: «Меня не интересует ваше оправдание. Оценка, которую вы заслуживаете, — 0». Если подобным же образом кто-то скажет: «Такой-то и такой-то не занимается кражами не потому, что он не умеет, а потому, что он — джентльмен», мы ответим: «Очень хорошо, мы восхищаемся его самообладанием, но как вору мы ему ставим оценку 0».


2029. Есть немало людей, которые поклоняются Наполеону Бонапарту как богу. Есть люди, которые ненавидят его как презрен­нейшего из преступников. Кто из них прав? Мы не беремся отвечать


 




на этот вопрос не потому, что у нас нет мнения на этот счет. Каким бы ни был Наполеон человеком — плохим или хорошим, — он явно не был идиотом или человеком со средними способностями, как миллионы других. У него были выдающиеся способности, и этого для нас достаточно, чтобы присвоить ему высший индекс, безот­носительно к возможным суждениям по поводу этической стороны его качеств или их общественной полезности.

2030.Короче, в данном случае мы прибегаем к научному анализу, который обычно подразумевает отделение одной проблемы от другой и изучение каждой из них независимо друг от друга...

2031.Давайте сгруппируем в один класс людей, которые име­ют наибольшие индексы в их области деятельности, и назовем его элитой.

2032.В специфических целях нашего исследования, а именно для изучения социального равновесия, нам будет полезно далее раз­делить этот класс на два подкласса: правящую элиту, включающую в себя индивидов, которые прямо или косвенно играют более или менее значительную роль в управлении, и не правящую элиту, вклю­чающую в себя всех остальных2.

2033.Чемпион по шахматам, разумеется, входит в элиту, но не менее очевидно и то, что его шахматное дарование еще не откры­вает ему двери для политического влияния, и, если он не обладает другими качествами, необходимыми для этого, он не является чле­ном правящей элиты. Возлюбленные абсолютных монархов часто входили в число элиты либо благодаря своей красоте, либо благо­даря интеллектуальным качествам, однако лишь некоторые из них, которые обладали дополнительными талантами, необходимыми для участия в политике, сыграли в ней известную роль.

2034.Таким образом, население делится на две страты: 1) низшая страта, не элита, возможное влияние которой на сферу управления нас в данный момент не интересует, и 2) высшая страта, элита, которая делится на две категории: а) правящая элита и б) не правящая элита.

2 Kolabinska. Op. cit. P. 6: «Мы только что перечислили различные категории людей, входящих в элиту. Данные индивиды могут быть классифицированы с по­мощью многих других критериев. Для достижения целей, которые я ставлю в рамках данного исследования, будет лучше, если мы разделим элиту на две части: одна часть, которую я обозначаю как М, будет включать тех относящихся к элите индивидов, которые принимают участие в управлении государством и могут быть не очень точно названы «правящим классом». Другая часть, обозначаемая как N, включает в себя тех, кто остается в элите после того, как часть М от нее отделена».


2035. В действительности не существует процедур, посредством
которых каждый человек соотносится со своим местом в этих раз­
личных классах. Данный недостаток преодолевается с помощью
других средств, с помощью различного рода названий-ярлыков,
которые, кроме прочего, служат и этой конкретной цели. Эти ярлы­
ки создают правило даже в том случае, когда существует процедура
проверки. Название «юрист» дается человеку, который, как предпо­
лагается, должен знать что-либо о законах, и часто действительно
знает, хотя среди юристов иногда встречаются и полные невежды.
Подобным же образом правящая элита включает в себя индивидов,
которые носят ярлыки, соответствующие политическим позициям
определенного уровня — министров, сенаторов, депутатов, главных
судей, генералов, полковников и т.д. Исключение составляют те,
кто проник в эту компанию избранных, не обладая качествами,
соответствующими носимым ярлыкам.


2036. Исключения в этой категории более многочисленны,
чем исключения среди юристов, врачей, инженеров, миллионеров
(которые сами сделали свое состояние), выдающихся художников
и т.д., поскольку, среди прочего, в этих последних сферах деятель­
ности ярлык завоевывается непосредственно самим индивидом,
в то время как среди элиты некоторые ярлыки — например ярлык
богатства — являются наследственными. В прежние времена ярлыки
правящей элиты также были наследственными, в наши же дни вряд
ли какой-либо иной ярлык, кроме ярлыка короля, имеет статус на­
следственного. Но если прямое наследование ушло в прошлое, то
косвенное наследование по-прежнему сохраняет свои возможности.
Если индивид унаследовал значительную недвижимость или капитал,
он в определенных странах может легко получить статус сенатора
или быть избранным в парламент, либо просто скупив голоса, либо
прельстив избирателей своей позицией демократа из демократов, со­
циалиста или анархиста. Богатство, семья и социальные связи также
помогают во многих других случаях добиться ярлыка принадлежности
кэлите вообще и к правящей элите, в частности, людям, которые без
этого не имеют никаких оснований для подобных притязаний.

2037. В обществах, где социальной единицей является семья, из
ярлыка, который носит глава семьи, пользу извлекают все ее осталь­
ные члены. В Древнем Риме человек, который становился импера­
тором, обычно раздвигал рамки своей свободы до пределов высшего
класса и часто — фактически до пределов правящей элиты. Поэтому,
где больше, где меньше, свободные граждане, принимавшие участие
в управлении Римским государством, обладали качествами (хороши-


 




ми или плохими), которые оправдывали ярлыки, полученные ими от щедрот императора. В наших обществах социальной единицей является индивид, однако место, которое он занимает в обществе, также приносит пользу его жене, детям, знакомым, друзьям.

2038.Если бы все эти отклонения от нормы были малозначимы­ми, ими можно было бы пренебречь, как очевидно не принимаются во внимание отклонения в тех случаях, когда для профессиональной практической деятельности требуется диплом. Каждому известно, что есть люди, недостойные своего диплома, но опыт показывает, что в целом на эти исключения можно закрыть глаза.

2039.Можно, далее, пренебречь, по крайней мере, с некоторых точек зрения, отклонениями, если они более или менее постоянны в количественном отношении, т.е. в том случае, если изменения про­порции между общей численностью класса и числом его представи­телей, которые носят ярлык, не обладая для этого соответствующими способностями, являются несущественными.


2040. В действительности реальные случаи, которые необходимо принимать во внимание применительно к нашим обществам, отли­чаются от двух, приведенных выше. Отклонения не столь уж мало­численны, чтобы ими можно было пренебречь. И, далее, их число непостоянно, и данные колебания вызывают ситуации, которые существенным образом сказываются на социальном равновесии. Следовательно, нам нужно их рассмотреть специально.

2041.Более того, должен быть рассмотрен способ, с помощью которого различные группы населения смешиваются между собой. Перемещаясь из одной группы в другую, индивид, как правило, привносит с собой определенные наклонности, чувства, установки, которые у него сформировались в прежней группе, и это обстоятель­ство нельзя игнорировать.

2042.Применительно к этому смешиванию, в особенности к тому случаю, когда только две группы — элита и не элита взаимо­действуют между собой, применяется термин «циркуляция элит» [или более общий термин — «классовая циркуляция»].

2043.В заключение мы должны обратить особое внимание на: 1) в случае с отдельной группой — на соотношение общей числен­ности группы и числа индивидов, которые, номинально являясь членами группы, не обладают качествами, необходимыми для эффективного членства, и 2) в случае с разными группами — на способы, с помощью которых происходит переход из одной груп­пы в другую, и на интенсивность этих переходов, т.е., так сказать, скорость циркуляции.


 

2051.Высшая страта общества — элита — номинально включает в себя определенные группы людей, которым не всегда возможно дать точное определение и которые называются аристократиями. Встречаются случаи, когда большинство индивидов, принадлежа­щих к таким аристократиям, действительно обладают качествами, необходимыми для нахождения в таких группах. И опять же бывают случаи, когда значительное число индивидов, составляющих класс, не обладают подобными качествами. Такие люди могут занимать более или менее важные позиции в правящей элите, так и могут быть исключены из нее...

2052. Вначале военные, религиозные и коммерческие аристокра­тии и плутократии — за редкими исключениями, которыми можно пренебречь, — составляли части правящей элиты или даже всю ее целиком. Воин-победитель, процветающий торговец, богатый плу­тократ — вот представители таких групп. Каждый из них в своей об­ласти деятельности превосходил среднего индивида. В тех условиях ярлык соответствовал реальным способностям. Однако со временем появляются значительные, иногда очень значительные расхождения между способностями и ярлыком. С другой стороны, некоторые аристократии, игравшие выдающуюся роль в поднимающейся эли­те, заканчивали свое существование в качестве незначительного ее элемента. Это особенно часто случалось с военной аристократией.

2053. Аристократии недолговечны. Какими бы ни были причины, неоспоримым является тот факт, что через определенный промежуток времени аристократии исчезают. История — это кладбище аристо­кратий. Афинский «народ» был аристократией в сравнении с другой частью населения — метеками-иностранцами и рабами. Он исчез, не оставив каких-либо преемников. Различные аристократии Рима также в свое время уходили в небытие. То же самое случалось с ари­стократиями варваров. Где сейчас во Франции потомки франкских завоевателей? Генеалогические данные английской знати тщательно фиксировались, и они свидетельствуют, что сохранилось очень не­много семейств, своими корнями восходящих к соратникам Виль­гельма Завоевателя. Остальные исчезли. В Германии сегодняшняя аристократия в значительной степени состоит из потомков вассалов сеньоров прошлого. Население европейских стран необычайно воз­росло в течение последних веков. Это столь же очевидно, как и то, что аристократии не выросли в таких же пропорциях.

2054. Аристократии уменьшаются не только по количеству.
Они увядают также качественно, в том смысле, что они теряют энер­
гетику, что снижаются пропорции тех остатков, которые позволили


 




им завоевать власть и удерживать ее. Правящий класс воссоздается не только количественно, но и - что более важно - качественно- с помощью выходцев из семей, принадлежащих к низшим классам Эти представители привносят с собой силу и набор качеств, необходи­мых для нахождения у власти. Правящий класс воссоздается также за счет исключения из своих рядов наиболее выродившихся членов.

zim. Лели одно из этих движений прекращается или - что еще хуже - прекращаются оба, правящий класс разрушается до осно­вания и часто тащит вместе с собой всю нацию. Потенциальной причиной нарушения равновесия является накопление выдающихся элементов в низших классах и, напротив, вырождающихся элемен­тов в высших классах...

2056. Благодаря классовой циркуляции правящая элита всегда пребывает в состоянии медленной и постоянной трансформации Л-о напоминает течение реки, которая сегодня иная в сравнении с тем, какой она была вчера. Время от времени происходит неожи­данное и резкое нарушение порядка вещей. Случается потоп - река выходит из берегов. Затем новая правящая элита возобновляет про­цесс медленной трансформации. Уровень воды спадает, и река опять течет по своему обычному руслу.

2057. Революции являются результатом накоплений в высших стратах обществ вырождающихся элементов. Это происходит либо из-за замедления классовой циркуляции, либо в силу других причин когда эти страты более не обладают качествами-остатками (residues),' необходимыми для пребывания у власти, а также уклоняются от применения силы. В то же время в низших стратах общества на первый план выходят элементы, которые обладают выдающимися качествами-остатками (residues), подходящими для осуществления функции управления, и достаточно ясно выраженным желанием использовать силу.

2058. В целом в революциях представители низших страт воз­
главляются лидерами из высших страт, поскольку последние облада­
ют интеллектуальными качествами, необходимыми для разработки
тактики, и в то же время у них отсутствуют бойцовские качества
которые привносятся выходцами из низших страт.

2059. Насильственные движения происходят порывами, поэтому
между причинами и следствиями имеется временной зазор. После
того, как правящий класс или нация в течение длительного времени
силой поддерживали свою власть, накопив при этом огромное бо­
гатство, они могут существовать еще какое-то время без применения
силы. Они просто покупают своих противников не только с помощью
472


золота, но и с помощью привилегии почета и уважения, которыми они сами прежде пользовались и которые составляют своего рода капитал. На первых стадиях упадка власть поддерживается путем сделок и уступок таким образом, что люди пребывают в иллюзии, что эта политика будет длиться бесконечно. Так, увядающая Римская империя получила мир от варваров в обмен на деньги и почести. Точ­но так же Людовик XVI во Франции, промотав в течение короткого времени наследство любви, уважения и почти религиозного прекло­нения перед монархией со стороны народа, смог путем бесконечных уступок стать королем Революции. Так и английской аристократии удалось продлить свой срок правления во второй половине XIX в. вплоть до начала ее упадка, которое ознаменовалось принятием «Билля о Парламенте» в первые годы века XX.

Раймои Арон

РаймонАрон (1905-1983) — выдающийся французский философ, политолог, социолог, публицист второй половины XX в. Окончил Высшую педагогическую школу в Париже, где впоследствии защитил две диссертации по философии (1938); преподавал в университетах Кёльна и Берлина (1930-1933), Гавра (1933-1934). В годы войны он возглавил редакцию газеты «Свободная Франция», а после войны был обозревателем «Комба», «Фигаро», «Экспресс» (1945-1983).

Научная деятельность Р. Арона сосредоточена на исследовании проблем философии истории и будущего человечества. Ему при­надлежат работы: «Измерения исторического сознания» (1961), «Демократия и тоталитаризм» (1965), «Этапы развития социоло­гической мысли» (1967, русск. пер. 1993), «В защиту упадочной Европы» (1977) и др.

Ниже приведена, с сокращениями, глава 15 книги Р. Арона «Демократия и тоталитаризм» (1965), в которой автор четко оха­рактеризовал основные признаки тоталитаризма. Как показано в базовом пособии учебного комплекса (глава 14), эти признаки сохраняют свое научное значение: они позволяют четко отличать политические режимы как тоталитарные или не тоталитарные, не попадая под влияние популистских оценок.

Н.Л.


 


[О ТОТАЛИТАРИЗМЕ]*

...Что представляет собой феномен тоталитаризма? Как и все социальные явления, он, в зависимости от точки зрения наблюда­теля, может получить много различных определений. Вот какими мне видятся пять его основных признаков:

1. Тоталитаризм возникает в режиме, предоставляющем какой-то одной партии монопольное право на политическую деятельность.

2. Эта партия имеет на вооружении (или в качестве знамени) идеологию, которой она придает статус единственного авторитета, а в дальнейшем — и официальной государственной истины.

3. Для распространения официальной истины государство на­деляет себя исключительным правом на силовое воздействие и на средства убеждения. Государство и его представители руководят всеми средствами массовой информации — радио, телевидением, печатью.

 

4. Большинство видов экономической и профессиональной деятельности находится в подчинении государства и становится его частью. Поскольку государство неотделимо от своей идеологии, то почти на все виды деятельности накладывает свой отпечаток офи­циальная истина.

5. В связи с тем, что любая деятельность стала государственной и подчиненной идеологии, любое прегрешение в хозяйственной или профессиональной сфере сразу же превращается в прегрешение идеологическое. Результат — политизация, идеологизация всех воз­можных прегрешений отдельного человека и, как заключительный аккорд, террор, одновременно полицейский и идеологический.

Определяя тоталитаризм, можно, разумеется, считать главным исключительное положение партии, или огосударствление хозяй­ственной деятельности, или идеологический террор. Но само яв­ление получает законченный вид только тогда, когда все эти черты объединены и полностью выражены.

Все пять перечисленных признаков были взаимосвязаны в 1934-1938 гг.; также обстояло дело и 1949-1952 гг. Понятно, каким образом осуществлялась взаимосвязь. В советском режиме исклю­чительное положение партии и идеологии связано с самой сутью большевизма, его революционной устремленностью. Централизация средств силового воздействия и средств убеждения связана с идеей исключительного положения партии в государстве. Огосударствле-

* Цит. по: Арон Р. Демократия и тоталитаризм. / Пер. с фр. Г.И. Семенова. М., 1993. С. 230—233. Цитируемый текст иллюстрирует содержание главы 14 базового пособия учебного комплекса по общей социологии.


ние хозяйственной деятельности есть прямое выражение комму­нистического учения. Связи между перечисленными признаками легко видны. Что касается завершения — идеологического террора, он становится логичным как раз благодаря исключительному поло­жению партии, идеологии, средств убеждения и огосударствлению видов индивидуальной деятельности.

Было бы неправомерным отождествлять понятность и необходи­мость такого сочетания. Эти признаки объединены, однако их связь еще необязательно постоянна, а режим с партией, монополизировав­шей власть, не всегда приводит к крайней разновидности террора...

<...> Однопартийный режим в фашистской Италии никогда не отличался избыточной идеологичностью и тоталитарностью, кото­рые могли бы сравниться с великой чисткой в СССР и крайностями гитлеризма последних лет. Когда применительно к обоим случаям говорят о тоталитаризме, то главным явлением, первопричиной оказывается, на мой взгляд, сама революционная партия. Режимы стали тоталитарными не в силу какого-то постепенного развития, а на основе первоначального стремления коренным образом преобра­зовать существующий порядок в соответствии со своей идеологией. У революционных партий есть общие черты, которые приводят к тоталитаризму, — масштабность устремлений, радикальность по­зиции и выбор самых крайних средств.







Date: 2015-09-27; view: 289; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию