Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Палеолитическая Венера





Обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными), датирующихся верхним палеолитом. Статуэтки встречаются главным образом в Европе, но ареал находок простирается далеко на восток вплоть до стоянки Мальта в Иркутской области, то есть на большую часть Евразии: от Пиренеев до озера Байкал.

Эти фигурки вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня (таких как стеатит, кальцит или известняк). Существуют также статуэтки, вылепленные из глины и подверженные обжигу, что является одним из древнейших примеров известной науке керамики. В целом, к началу XXI века было известно более ста «Венер», большинство из которых сравнительно небольшого размера — от 4 до 25 см в высоту.

Большинство статуэток «палеолитических Венер» обладают общими художественными характеристиками. Наиболее распространены ромбовидные фигурки, суженные вверху (голова) и внизу (ноги), и широкие в средней части (живот и бёдра). У некоторых из них заметно подчёркнуты определенные анатомические особенности человеческого тела: живот, бёдра, ягодицы, груди, вульва. Другие части тела, напротив, часто пренебрегаемы или вовсе отсутствуют, особенно руки и ноги. Головы также обычно относительно небольшого размера и лишены деталей.

В связи с этим возникли споры, касательно правомерности употребления термина стеатопигия, применительно к «палеолитическим Венерам». Этот вопрос был впервые поднят Эдуардом Пьеттом (Édouard Piette), обнаружившим «Венеру Брассемпуйскую» и некоторые другие экземпляры в Пиренеях. Часть исследователей рассматривают эти характеристики, как реальные физиологические черты, подобные тем, которые наблюдаются у представителей койсанских народов Южной Африки. Другие исследователи оспаривают эту точку зрения и объясняют их как символ плодородия и изобилия. Необходимо отметить, что не все палеолитические Венеры тучные и имеют преувеличенные фемининные черты. Также не все фигурки лишены лицевых черт. Тем не менее появление статуэток, похожих друг на друга по стилю и по определенным пропорциям, позволяет говорить о формировании единого художественного канона: грудь и бедра вписываются в круг, а всё изображение – в ромб.

Многие попытки понять и интерпретировать значение и использование статуэток основаны на малом количестве фактов. Как и в случае с другими доисторическими артефактами, их культурное значение, возможно, никогда не станет известным. Тем не менее археологи предполагают, что они могли быть талисманами, оберегающими и приносящими удачу, символами плодородия, порнографическими изображениями, или даже напрямую соотносились с Матерью-Богиней или иными местными божествами. Женские статуэтки, представляющие собой примеры портативного искусства позднего палеолита, по-видимому, не имели никакого практического применения для добычи средств к существованию. Большей частью они обнаружены на местах древних поселений, как на открытых стоянках, так и в пещерах. Их использование при захоронениях встречаются гораздо реже.

Заметная тучность фигурок может быть связана с культом фертильности. Во времена, предшествующие появлению сельского хозяйства и скотоводства, и в ситуации отсутствия доступа к изобильным запасам продовольствия, излишний вес мог символизировать стремление к изобилию, плодородию и безопасности. Тем не менее, эти теории не являются научно неоспоримым фактом и лишь результат умозрительных заключений учёных.

Некоторые учёные предполагают, что существует прямая связь между «палеолитическими Венерами» и более поздними изображениями женщин в эпоху неолита, и даже бронзового века. Однако эти взгляды не имеют подтверждения и не согласуются с тем фактом, что подобные изображения отсутствуют в эпоху мезолита.


 

Древняя наскальная живопись эпохи мезолита

Очень важный этап развития древней живописи наступил в эпоху мезолита, когда наблюдался определенный подъем производственных сил. Начали появляться небольшие коллективы людей, которые осваивали большую, ранее неизвестную территорию. Именно в этот период люди освоили охоту на мелких зверей, рыболовство; совершенствовали обработку камня; появился лук и стрелы; жизненный опыт человека расширился, а процесс мышления стал более развитым.

Так же значительно изменилась древняя живопись этой эпохи. Люди часто сталкивались с новыми явлениями, которые имели определенную взаимосвязь, способную открыть тайны общих закономерностей жизни. В наскальной живописи мезолита начали появляться элементы схематизма. При этом с древней живописи практически исчезла многокрасочность. Наскальная роспись этого периода исполнена силуэтно, при помощи ровно положенной черной или красной краски. Лепка объема осталась в эпохе палеолита. События, изображенные на наскальной живописи мезолита, связаны определенной идеей. Центральной темой древнего искусства осталась охота, которая была дополнена изображениями человека, его деятельности, побед и поражений над природными силами и т.д.

Люди при помощи наскальных рисунков пытались раскрыть смысл явлений, изобразить динамическое действие, поэтому на плоскости часто появлялись цельные композиции, которые имели повествовательное начало. Такой характер имела древняя живопись, найденная в Северной Африке и горных районах Испании. Рисунки часто изображали разъяренных воинов, которые мчались за своей добычей. Наскальные росписи получили новые сюжеты: сбор меда, плодов, загон скота. Изображения танца четко передавали изящные плавные движения каждой женщины и единство музыкального ритма, который объединяет три фигуры.

Удивительным примером древней живописи мезолита является грот Зараут-Камар, который находится в Узбекистане на высоте более двух тысяч метров над уровнем моря. Здесь была найдена уникальная роспись, исполненная охрой разных оттенков – от лиловатой до красно-коричневой. Она представляет собой 4 группы изображений, которые отображают быков и антропоморфных фигур.

Скорее всего, эта группа подробно описывает процесс охоты на быка. Благодаря таким примерам древней живописи можно получить более подробное представление о тех предметах, которыми пользовались люди эпохи мезолита, узнать о том, как они проживали свою жизнь, как завоевывали новые территории и во что верили.


Date: 2015-09-27; view: 739; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию