Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предпосылки государственного регулирования экономики
1. Невозможность успешной экономики вне определенности ее территориального пространства. Интересы предпринимателей и любых хозяйствующих субъектов реализуются через конечное потребление, которое привязано к социальной среде, имеющей определенную территориальную организацию. Именно государство обеспечивает целостность территориального пространства хозяйствования и защищает положение хозяйствующих субъектов на мировом рынке. 2. Необходимость формирования долговременных интересов населения в целом. При этом любой бизнес должен уважать и считаться с общенациональными целями и интересами. 3. Создание и поддержание баланса экономических интересов в стране, чтобы обеспечить устойчивость общества и его развитие. Если государство в лице определенных структур власти подчиняется социально - экономическим целям какой - либо группы в стране и сращивается с этим слоем, то это приводит к социальным потрясениям. 4. Неодолимость законов расширенного общественного воспроизводства, означающего поступательное развитие производительных сил страны, что требует определения целей, стратегии развития и государственной корректировки диспропорций, возникающих между фазами воспроизводства (производство - распределение - обмен - потребление), между спросом и предложением. 1. Для осуществления экономических взаимодействий на рынке необходимо создание развитой инфраструктуры (коммуникационные и информационные), а это под силу только государству, и нередко требует согласованной политики нескольких стран. 2. Возрастание роли институциональной среды для обеспечения устойчивости динамического экономического хозяйства. Она включает в себя юридическую базу, институты права, систему информации, консалтинга и экспертизы, профессиональный аппарат управления и контроля. 3. Наличие в обществе "провалов рынка", т. е. зон, где рыночный механизм не срабатывает и где нужен механизм, дополняющий естественные процессы. Выделяют две группы зон: зоны "вынужденной монополии", где конкуренции не может быть в силу специфики отрасли (газовое хозяйство, общественный транспорт). Государство должно строго регулировать их поведение, даже если здесь будут работать частные фирмы. Социальная сфера, где частное предпринимательство может иметь место, но под определенным контролем государственных учреждений (образование, здравоохранение). 4. Наличие сбоев в механизме функционирования рыночного хозяйства: -нарушение экономического равновесия, кризисы; -безработица, ухудшение окружающей среды; -подрыв конкуренции и социальные возмущения; -невозможность рыночной экономики обеспечить территориальные пропорции размещения производства, инвестиций, дохода и занятости. 5. Необходимость поиска более эффективных вариантов (помимо рыночных) в удовлетворении потребностей в общественных благах. Общественные блага - услуги, оказываемые государством в лице соответствующих органов власти всем жителям страны и финансируемые за счет налогов. Государство оплачивает эти услуги за счет бюджета и предоставляет их бесплатно в равной степени всем жителям страны. Задача государственного регулирования в данной сфере - ограничение действия принципа отказа. Его суть заключается в том, что товары и услуги становятся недоступными потребителю, если он не в состоянии заплатить за них рыночную цену. Поэтому государство в интересах всего населения исключает общественные блага из сферы действия рыночных отношений. Общественные блага имеют следующие общие признаки: общедоступность, неконфликтность пользования, неделимость благ. 6. Необходимость выравнивания внешних эффектов, связанная с неспособностью рыночного хозяйства в определенных ситуациях решать задачи развития всей экономики и ее составляющих. Для этого нужно превратить внешние издержки во внутренние, а государство должно принять специальные меры (в виде ограничений, запретов, дополнительных сборов), цель которых - заставить производителя учитывать и оплачивать все возникающие в связи с его деятельностью нехозяйственные затраты. Сферы государственного вмешательства в экономику: - поддержка конкуренции; - экономические циклы (обеспечение общеэкономической стабильности); - кризисы на микроуровне; - малообеспеченные и социально незащищенные группы населения, т. е. обеспеченте социальной обеспеченности. Сферы наиболее сильного государственного вмешательства: - в распоряжении сырьевыми ресурсами стратегического значения (газ, уголь, нефть); - в управлении инфраструктурными отраслями (транспорт, связь, единые эн6ергосистемы, нефтепроводы, газо- и водоснабжение). Более мягким и гибким государственное регулирование может быть: - в поддержке малого бизнеса; - при поддержке сельскохозяйственного производства; - в помощи отраслям обрабатывающей промышленности, ориентированной на экспорт; - в жилищном строительстве для малоимущих групп населения. Эпизодическое вмешательство государства возможно в следующих случаях: - при поддержке перспективного производства; - при поддержке предприятий, попавших в затруднительное финансовое положение по объективным причинам; - в ограничении экономической деятельности хозяйствующего субъекта, если она ведет к нерациональному использованию национальных ресурсов.
Date: 2015-09-26; view: 775; Нарушение авторских прав |