Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Клички и дразнилки





Почему дети так охотно повторяют обидные, бранные сло­ва? Во-первых, их привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Ругающийся человек обыч­но «излучает» безграничную самоуверенность, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение. Во-вторых, видя, что такие слова шокируют, злят, расстраивают того, к кому они обращены, дети начинают их использовать, чтобы позлить, подразнить окружающих. Для них бранные слова становятся еще одним оружием мести.

Психолог М.В. Осорина пишет: «Обзывание — это всегда испытание детского Я на психологическую прочность». Это не­избежное, по ее мнению, явление в процессе формирования группы, когда выясняется кто и на что может в ней претендо­вать*.

В 1980 году американский психолог Ром Харе и его коллеги провели в США, ряде европейских и арабских стран исследова­ние, посвященное роли кличек в детском сообществе. Обследо­вав около тысячи детей в возрасте от 5 до 15 лет, они пришли к выводу, что одна из главных причин присвоения кличек состо­ит в желании отделить «своих» от «чужих». Детей, у которых нет кличек, сверстники могут считать слишком незначительными. «Иметь кличку — это значит обладать каким-либо качеством, заслуживающим внимания сообщества, даже если это внимание будет не совсем приятным»**.

* Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крялова. М.: Проспект, 2000. С. 280.

** Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 543.



ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ -

Клички-обзывательства (Толстый, Сопляк и т.д.) могут при­сваиваться лидерами групп, чтобы показать, какими не надо быть. Обладатели подобных кличек становятся примерами на­рушения стандартов или норм данной группы. С помощью кли­чек дается понять, что приемлемо в их сообществе, а что нет. Прозвища «Тупой» или «Пугало» получают не обязательно са­мые глупые или неаккуратные дети в группе, но те, кто добро­вольно сносит унижение, являясь символом детской жадности, неряшливости или лени.

Клички, понятные только посвященным, позволяют детям почувствовать свою обособленность, передать секретную инфор­мацию, неизвестную даже тем детям, к которым эти клички от­носятся.

Давать друг другу клички дети учатся у взрослых. Действи­тельно, прозвища и клички присутствуют в жизни взрослых: от ласковых домашних прозвищ до блатных кличек, обозначающих место, занимаемое носителем прозвища в уголовной среде. Кста­ти, исследователи отмечают, что в различных культурах исполь­зуются разные клички, например, для арабских стран характерно высмеивание физических недостатков, а в Японии чаще исполь­зуются аналогии с животными или насекомыми. И хотя во взрос­лой культуре клички имеют определенное символическое зна­чение, а их носители могут гордиться своим прозвищем, но для ребенка одинаково обидно прослыть среди сверстников «Тюле­нем» или «Жиртрестом». Да и смысл у детских прозвищ обычно несколько иной.

Вот основные причины обзывания детьми друг друга:

Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, ра­зозлить сверстника).

Желание привлечь внимание (того, кого дразнишь или ок­ружающих):

— игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не соби­раясь его оскорблять);


- ГЛАВА 3. МОРАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ -----------------

—провокация (дразнящий сознает, что оскорбляет сверст­ника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например, заставить его пого­няться за собой, побороться, принять вызов);

—шутка (не столько хочет обидеть товарища, сколько стре­мится повеселить окружающих);

—самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах ок­ружающих, «поставить его на место», утвердить лидер­скую позицию).

Месть (обиженный или униженный ребенок начинает драз­нить обидчика, особенно если не может ответить физичес­ки; так же поступает от зависти).

Бывает и так, что ребенок обзывается непреднамеренно, не со зла — дразнящий не понимает, что другому обидно, он при­вык отмечать особенности окружающих, выявлять их характер­ные черты, например, сравнивая с животными. Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это нико­го не обижает.

Забавный случай произошел однажды со мной.

В нашей семье было принято называть друг друга «зануда», гово­рилось это чуть ли не с восхищением, если человек демонстрировал педантичность, аккуратность, ответственность, но призва­но было передать некоторую долю утомления от этого всего, мол, слишком ты все аккуратно и точно делаешь... С этим словом у нас было связано много смешных семейных историй, и обидным мы его никогда не считали. А вот когда я назвала так своего нового знакомого, он очень на меня обиделся, так как для него это было ругательством. Пришлось долго объяснять, что ничего плохого сказать я ему не хотела. Этот случай научил меня быть осторож­нее со словами.


 




ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ ---------------------.







Date: 2015-09-26; view: 384; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию