Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структурный функционализм о природе гендерной системы





Т. Парсонс и Р. Бейлс предложили идею о позитивной функции дифференциации половых ролей. Согласно их точке зрения, таким путем осуществляются социализация детей и регулирование сексуальных связей. Они считают, что в современной семье супруги должны выполнять две различные роли.

Инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром – это главным образом работа и обеспечение семьи деньгами; экспрессивная роль предполагает в первую очередь регулирование взаимоотношений внутри семьи, например, заботу о детях и улаживание споров. Т. Парсонс и Р. Бейлс считают, что способность жены к деторождению и уход за детьми определяют ее экспрессивную роль; супруг, который не может выполнять эти биологические функции, становится инструментальным партнером. В американском обществе инструментальная роль связана с финансовой поддержкой семьи. Поскольку мужа-отца нет дома в рабочее время, женщины стараются принять на себя основную заботу о детях. Слабостью данной концепции является тот факт, что личность воспринимается как пассивное существо, которое только усваивает социально-культурные нормы, но само не создает их. Эта теория слишком упрощает сложности гендерных (половых) ролей в наше время и лишь подтверждает существование гендерных стереотипов в обществе.

Феминистки Норман Белл и Эзра Фогель отметили, что семья находится на пересечении подсистем и ее можно рассматривать в контексте всех четырех переменных Т. Парсонса. Так, экономическую подсистему (функция адаптации) семья обеспечивает трудовыми ресурсами, политическую (функция целеполагания) семья облагает доверием в обмен на руководство и политические льготы, такие как социальные пособия и т.п. Авторы допускают возможность перераспределения ролей в семье, но это рассматривается как дисфункция. Модель семьи, предложенная Н. Белл и Э. Фогель, идеализирована. Но задача структурного функционализма – создать модель правильной семьи и общества, с помощью которой можно диагностировать социально-политические патологии. Поэтому их модель – это модель «среднего класса, живущего в пригороде Соединенных Штатов Америки».

 


16. Психоаналитические концепции о природе пола, взаимоотношениях мужчин и женщин.
Особое место занимает теория З. Фрейда как основоположника теории психоанализа. По З.Фрейду изучение половых различий в младенческом и раннем возрасте основывается на наличии или отсутствии пениса. Фраза: «у меня есть пенис» с точки зрения Фрейда понимается, что «я – мальчик». А фраза «у меня нет пениса» означает, «я – девочка». По мере взросления, мальчик подавляет свои эротические чувства к матери (бессознательно), и рассматривает своего отца существом высшего порядка. Он начинает себя идентифицировать с отцом и с мужским полом. Таким образом, мальчик отказывается от любви к своей матери из-за бессознательного страха быть подвергнутым кастрации своим отцом.

Девочки, наоборот, по Фрейду испытывают «зависть к пенису», потому что не обладают им. Мать перестает быть авторитетом для девочки, поскольку у нее нет пениса. Когда девочка идентифицирует себя с матерью, она перенимает у нее пассивную жизненную позицию и начинает осознавать себя «существом второго порядка». Вызывает серьезные сомнения и тезис о том, что только отец – носитель дисциплины и потому желанен более матери. Подавление либидо в детском возрасте поддерживалось Фрейдом.Это ведет к проблемам полового и психического развития.

Н. Ходоров – одна из наиболее известных психоаналитиков – согласна, что различия, отмеченные З. Фрейдом, реально имеют место в психологии мужчины и женщины, но, с ее точки зрения, они не анатомического свойства, а результат того, что в нашей социальной системе, как правило, женщины несут ответственность за ребенка в раннем периоде детства. Н. Ходоров старается доказать, что половые различия в раннем опыте индивидуализации не приводят к тому, что женщины имеют более слабые границы «эго». Это просто означает, что девочки выносят из этого периода большую склонность к сочувствию и сопереживанию. Слабым местом теории можно назвать то, что автор (Н.Ходоров) изучает проблемы нуклеарной семьи, и не рассматривает другие типы семей.

 


17. Конфликтологические парадигмы в гендерологии.
Одним из представителей теории конфликта является Р.Коллинз. Он высказал идею о том, что половое неравенство обусловлено конфликтом между господствующей (мужчинами) и зависимой группами (женщинами). Первоначальная основа господства мужчин над женщинами состояла в том, что мужчины, будучи физически сильнее женщин, могли насильно подчинять их своей воле. В патриархатном обществе в определенном смысле все женщины являются жертвами насилия.

Анализируя, такое социальное явление как проституция, можно заключить, что в его основе также лежат насилие, страх и материальная зависимость. Факторы материальной зависимости и ценность женщины (а в современном контексте и мужчины) как собственности поддерживают проституцию.

Мнение Парсонса и Бэйлса о половых ролях основывается на убеждении, что члены семьи должны выполнять различную работу. Рэндалл Коллинз (1975) высказал противоположную точку зрения. Он считает, что половое неравенство обусловлено конфликтом между господствующей (мужчинами) и зависимой группами (женщинами).

Согласно Коллинзу, первоначальная основа господства мужчин над женщинами состояла в том, что мужчины, будучи /353/ и крупнее и сильнее женщин, насильственно подчиняли их ради получения сексуального удовлетворения. Чтобы узаконить доступ мужчин к женщинам и упрочить свое господство над ними, представители сильного пола получили право на "сексуальную собственность". Вероятно, существуют различные способы распоряжения этой собственностью. При устройстве браков сексуальный доступ мужчин к женщинам связан с распределением земли и богатства между членами семьи и обязательно предполагает обмен этими ресурсами. Например, в примитивном обществе женщину можно было обменять на две коровы. Как считает Коллинз, существует своего рода "сексуальный рынок", на котором мужчины и женщины торгуются между собой, стремясь выбрать для себя наиболее подходящего сексуального партнера.

Основная идея Коллинза состоит в том, что мера зависимости женщины от мужчины определяется двумя факторами:

1) материальной зависимостью;

2) ценностью женщины как собственности, подлежащей обмену.

Имеет ли женщина богатого отца, который обеспечит ей приданое, или она бедная вдова? Может она рожать детей, или у нее слишком слабое здоровье? В более совершенных обществах (вроде нашего) женщинам позволено владеть богатством; им разрешается учиться и работать вне дома, это несколько увеличивает их стоимость при обмене. Коллинз пишет: "Тенденция к возрастанию экономической независимости женщин от мужчин означает, что сексуальные отношения могут быть в меньшей мере связаны с браком; в период ухаживания между мужчинами и женщинами могут заключаться краткосрочные соглашения, при этом мужчины и женщины могут извлекать выгоду благодаря своему очарованию или умению развлечь партнера; в обмен за это они получают сексуальное удовлетворение. Женщины, располагающие собственными материальными средствами, могут претендовать на выбор более привлекательного партнера".

 


18. Гендерные теории на современном этапе. Теории гендерной системы. (подробно описано в вопросах 19-21 В КРАТЦЕ ИЗ НИХ ПРОДИКТОВАТЬ)
Сегодня можно выделить три основные современные теории гендера:

1. Теория социального конструирования гендера.

2. Гендер как стратификационная категория.

3. Гендер как культурная метафора

 


19. Теория социального конструирования гендера.
1. Существуют три источника и три составляющих данной теории. Прежде всего, концепция П. Бергера и Т. Лукмана, согласно которой утверждается, что социальная реальность является объективной и субъективной одновременно. С одной стороны, она объективна, потому что независима от индивида, с другой – субъективна, потому что постоянно изменяется индивидом.

Следующий источник – теория половых ролей Т. Парсонса и Р. Бейлса (см. раздел 3.1 Структурный функционализм и теория половых ролей.).

Другая составляющая и источник теории конструирования гендера – теория драматургического интеракционизма И. Гоффмана и этнометодология Г. Гарфинкеля. Серьезным вкладом в пользу гендерной идентификации явились исследования Г. Гарфинкеля (изучение ситуации с пациенткой по имени Агнесс, когда изменение пола создает проблему с созданием собственного гендера). История Агнесс позволила Гарфинкелю прийти к созданию собственной концепции и утверждать, что существует биологический пол и пол социальный, который формируется в процессе социального взаимодействия.

Гендер – это система межличностного взаимодействия, посредством которого создается, утверждается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях социального порядка.

 


Теория гендера как стратификационной категории. В теории гендера как стратификационной категории гендер выступает как сеть, как структура и как процесс. Гендер есть иерархизирующий фактор социальных отношений.

Гендер как стратификационная категория рассматривается в совокупности других стратификационных категорий (класс, раса, национальность, возраст). Гендерная стратификация - это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации. Понимание гендера как культурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского или женского начала. Это выражается в том, что многие не связанные с полом понятия и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются с "мужским/маскулинным" или "женским/фемининным" началом. Таким образом, возникает символический смысл "женского" и "мужского", причем "мужское" отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т. д. (и, соответственно, бог, творчество, сила и прочее символизируют маскулинность, мужское начало). "Женское" ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями - природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т. д., которые, в свою очередь, символизируют фемининность, женское начало. Классификация мира по признаку мужское/женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархию общества в широком смысле слова. Итак, мы видим, что понятие гендер обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат - социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление "мужского" и "женского" и подчинение женского начала мужскому началу. Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.

 


21. теория гендера как культурной метафоры.
Помимо биологического и социального аспектов в анализе проблемы пола феминистки обнаружили третий, символический, или собственно культурный аспект. Мужское и женское на онтологическом и гносеологическом уровнях существуют как элементы культурно-символических рядов

Мужское – рациональное – духовное – божественное - … - культурное

Женское – чувственное – телесное – греховное - … - природное

Теории гендерной системы.

Одной из первых серьезных работ, в которой было дано разграничение понятий «пол» и «гендер» и впервые появилось представление о гендерной системе, явилась работа Гейл Рубин «Торговля женщинами». По ее мнению гендерная система, которая конструирует два пола как различные, неравные и даже взаимодополняющие, является фактически системой власти и доминирования, цель которой – концентрация материального и символического капитала в руках мужчин (отцов).

Р. Коннелл в работе «Гендер и власть», исследует гендерную систему современного капиталистического общества. Р.Коннелл выделяет следующие элементы композиции системы:

1. структура профессиональных и трудовых отношений,

2. структура властных отношений,

3. структура эмоциональных отношений,

4. структура символических репрезентаций.

 

 


22. Понятие половой идентичности.
Половая идентичность — осознание индивидом своей половой принадлежности, переживание им своей маскулинности — фемининности, готовность играть определенную половую роль. Является одним из аспектов личностной идентичности и в большой степени основана на подражании родителям.

Половая идентичность — единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. Первичная половая идентичность формируется у ребенка к полутора годам, а к трем-четырем годам половая принадлежность ассоциируется с определенными соматическими и поведенческими свойствами.

 

Гендерная идентичность – базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как человек сам себя определяет (Кон, 1999). Гендерная идентичность – осознание себя в связи с культурными определениями мужественности и женственности. Возникшая в результате взаимодействия Я и других, гендерная идентичность проявляется как субъективный опыт психологической интериоризации мужских или женских черт (Большой толковый социологический словарь, 1999).


23. Компоненты половой идентичности. Биологический пол.
Этнометодология Г.Гарфинкеля: случай Агнес как категоризация и осуществление гендера в повседневности. Концептуализация проблем гендерных отношений Гарфинкелем представлена анализом случая транссексуализма Агнес (Garfinkel 1967). Рассмотрим его подробнее. Агнес с рождения до восемнадцатилетнего возраста воспитывалась мальчиком, с рождения имея мужские гениталии. В 18-летнем возрасте, когда сексуальные предпочтения и телесная идиома привели к личностному кризису, он(а) поменяла идентичность и приняла решение стать женщиной. Наличие мужских гениталий она интерпретировала как ошибку природы. Эта «ошибка», по мнению Агнес, подтверждается тем фактом, что везде ее принимали за женщину, и сексуальные предпочтения, которые она испытывала, были сексуальными предпочтениями гетеросексуальной женщины. Смена идентичности приводит к тому, что Агнес полностью меняет образ жизни: она покидает родительский дом и город, меняет внешность - стрижку, одежду, имя. Через некоторое время Агнес убеждает хирургов в том, что ей необходимо сделать операцию по смене половых органов. Происходит хирургическая реконструкция гениталий. У нее появляется сексуальный партнер мужского пола. В связи с изменением биологического пола перед ней стоит жизненно важная задача - стать настоящей женщиной. Ей очень важно, чтобы ее никогда не разоблачили - это залог ее признания в обществе, ее вписывания в рутину повседневности. Это задача, которую новая молодая женщина должна решить, не имея «врожденных сертификатов» женственности, не имея изначально женских половых органов, не пройдя школу женского опыта, который известен лишь частично, поскольку во многом незаметен в материи человеческих взаимоотношений. Выполняя эту задачу, Агнес осуществляет постоянные действия по созданию и подтверждению новой гендерной идентичности. Именно эта стратегия становления настоящей женщины становится предметом анализа Гарфинкеля.

Случай Агнес, проанализованный в феминистской перспективе, позволяет по-новому понять, что такое пол (sex). Для того, чтобы выяснить, каким же образом создается, конструируется и контролируется гендер в рамках социального порядка, исследователи аналитически различают три главных понятия: биологический пол (sex), приписывание пола (категоризация по полу) и гендер (Уэст, Зиммерман 1997).

Биологический пол – это совокупность биологических признаков, которые являются лишь предпосылкой отнесения индивида к тому или иному биологическому полу. Категоризация по полу или приписывание пола в отношении индивида имеет социальное происхождение. Наличие или отсутствие соответствующих первичных половых признаков не гарантирует того, что индивида будут относить к определенной категории по полу. Агнес сознательно строит собственный гендер, учитывая механизмы категоризация по признаку пола, действующие в повседневной жизни. Она повседневно занята тем, чтобы убедить общество в своей женской идентичности. Гарфинкель называет Агнес методологом-практиком и истинным социологом, потому что, попадая в проблемную ситуацию гендерного сбоя (gender trouble), она начинает осознавать механизмы «делания» социального порядка. Ее опыт, фиксируемый и анализируемый Гарфинкелем и его исследовательской группой, приводит к пониманию того, что социальный порядок держится на различии мужского и женского, т.е. он гендерно сконструирован.

Отличие пола, категоризации по признаку пола и гендера позволяют исследователям выйти за пределы интерпретации пола как биологической данности, как константы, как аскриптивного статуса, противопоставленного гендеру – достигаемому статусу. Гендер мыслится как результат повседневных взаимодействий, требующих постоянного исполнения и подтверждения, он не достигается раз и навсегда в качестве неизменного статуса, а постоянно производится и воспроизводится в коммуникативных ситуациях. Одновременно это «культурное производство» скрывается, и выдается обществом за проявление некоей биологической сущности. Однако в ситуациях коммуникативных сбоев самый факт «производства» и его механизмы становятся очевидными.

Процедура приписывания пола постоянно сопровождает повседневное человеческое взаимодействие. В пользу данного тезиса американские феминистские исследователи К.Уэст и Д.Зиммерман (1997) приводят другой пример «гендерного сбоя». Клиент - социолог приходит в компьютерный магазин и обращается к продавцу за консультацией. Однако он сталкивается с затруднением в коммуникации лицом к лицу, поскольку не может определить пола человека, к которому он адресует свой вопрос. Рассказчик-клиент ощущает чрезвычайное неудобство от невозможности идентифицировать пол продавца-партнера по взаимодействию - он сталкивается с тем, что может быть названо gender trouble. Покупатель-социолог осознает, что эффективная коммуникация по законам и нормам общества, в котором он живет, требует определения пола взаимодействующих. Он испытывает потребность в категоризации, потребность отнести этого продавца к женскому или мужскому полу. В ситуации неопределенности в процессе взаимодействия возникает вопрос о критериях отнесения того или иного лица к категории пола.

Ситуация в магазине оставила клиента-исследователя в недоумении. Он не смог определить пол продавца, но сформулировал методологическую проблему. Ситуация коммуникативного сбоя позволила зафиксировать потребность идентифицировать агентов взаимодействия по признаку пола, возникающую в процессе коммуникации. Когда пол того, с кем взаимодействуешь, известен, коммуникация работает. Если возникает проблема идентификации, коммуникация дает сбой. Таким образом, исследователи подходят к выводу, чрезвычайно важному для микросоциологии гендерных отношений, а именно: приписывание пола (категоризация принадлежности по полу) является базовой практикой повседневного взаимодействия; она становится обычно нерефлексируемым фоном для коммуникации во всех социальных сферах и избавиться от нее не представляется возможным. Категоризация по полу атрибутивна социальному взаимодействию. Когда она затруднена, возникает коммуникативный срыв.

Пол индивида далеко не всегда совпадает с той категорией принадлежности по полу, которая ему приписана. Если биологический пол определяется через наличие биологических признаков - анатомо-физиологических, то в ситуации взаимодействия лицом к лицу приписывание пола происходит по другим признакам.

Каким образом конституируется категория принадлежности полу в том или ином контексте, мы можем понять, лишь проанализировав механизмы работы той или иной культуры. Отсюда становится ясным, что гендерные отношения - это конструкты той культуры, в рамках которой они работают. Или - иными словами - работа культуры по приписыванию половой принадлежности и называется гендером.

Приведенное выше рассуждение позволяет конструктивистам сформулировать следующее понимание гендера. Гендер - это система межличностного взаимодействия, посредством которого создается, утверждается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях социального порядка (Уэст, Зиммерман 1997).

Биологические и социальные факторы, влияющие на половую идентичность, настолько переплетены, что для их распутывания потребовались бы геркулесовы усилия. Представьте себе, что у вас только что родился, ребенок, но в родильном доме запрещено сообщать родителям пол младенца. Наверное, вы бы переживали сильнейшее нетерпение. Оно было бы вызвано вашим страстным желанием узнать пол ребенка. Но почему это так важно для вас? Очень просто - с момента рождения детей мы сознательно или бессознательно относимся к ним по-разному в зависимости от их пола. С момента рождения дети начинают осознавать свой пол.

Физические различия.

Разумеется, существуют некоторые физические различия между полами. Младенцы мужского пола, обычно несколько длиннее и тяжелее, чем девочки, их мышцы немного крепче, чем у девочек; кроме того, как правило, их сердце и легкие также крупнее (Хатт, 1972). К 18-летнему возрасту сила мышц женщин почти на 50 процентов ниже, чем у мужчин (Фарб, 1978). Младенцы женского пола обычно начинают ходить, говорить раньше, чем мальчики, кроме того, у них раньше прорезываются зубы и развиваются кости; девочки достигают половой зрелости на один-два года раньше, чем мальчики. Однако некоторые из этих различий могут быть обусловлены не только биологическими факторами; у мальчиков более крепкие мышцы могут сформироваться потому, что их в большей мере поощряют заниматься спортом, чем девочек.

 

Сравнительно короткая продолжительность жизни мужчин, вероятно, частично объясняется войнами, несчастными случаями, стрессом, возникающим на работе в атмосфере конкуренции. В связи с изменением сексуальных ролей эти различия, видимо, также подвержены переменам.

 


24. Компоненты половой идентичности. Гендерная идентичность.
Гендерная идентичность - базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует.

Понятие идентичность впервые детально было представлено Э. Эриксоном (E. Erikson). С точки зрения Э. Эриксона, идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования, предполагает восприятие собственной целостности, позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости. В настоящий момент рассматривают социальную и личностную (персональную) идентичность (Tajfel Y.; Turner J.; Агеев В. С.; Ядов В. А. и др.). Начиная с 80-х годов нашего столетия, в русле теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера гендерная идентичность трактуется как одна из подструктур социальной идентичности личности (выделяют также этническую, профессиональную, гражданскую и т. д. структуры социальной идентичности).

Общепринятый подход к анализу процесса формирования идентичности мальчиков и девочек - теория полоролевой социализации, которая в последние годы подлежит резкой критике (Conell R. W., Stacey J and B. Thorne). Кэхилл (Cahill S. E.) анализирует опыт дошкольников, используя социальную модель рекрутирования в нормальные гендерные идентичности. Первоначально категоризация осуществляется, выделяя, с одной стороны, ребенка (ему нужен контроль взрослых), с другой стороны - более компетентных мальчиков и девочек. В результате выбор гендерной идентичности осуществляется в пользу предопределенной анатомически половой идентичности.

С точки зрения Л. Колберга, формирование гендерного стереотипа в дошкольные годы зависит от общего интеллектуального развития ребенка, и этот процесс не является пассивным, возникающим под влиянием социально подкрепляемых упражнений, а связан с проявлением самокатегоризации. Дошкольник усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя в качестве мальчика или девочки, после чего старается согласовать поведение с представлениями о своей гендерной идентичности (Кон И. С.). Теория социального научения, рассматривая механизмы формирования гендерной идентичности, модифицировала основной принцип бихевиоризма - принцип обусловливания. Поскольку взрослые поощряют мальчиков за маскулинное и осуждают за фемининное поведение, а с девочками поступают наоборот, ребенок сначала учится различать полодиморфические образцы поведения, затем - выполнять соответствующие правила и, наконец, интегрирует этот опыт в своем образе Я (Коломинский Я. Л., Мелтсас М. Х.). Исследования, посвященные Я-концепции и гендерной идентичности взрослых, показывают, что гендерная идентичность - незаконченный результат. В течение жизни она наполняется различным содержанием в зависимости от социальных и культурных изменений, а также от собственной активности личности.

До последнего времени в работах отечественных исследователей, посвященных изучению гендерной идентичности, использовались термины психологический пол, полоролевая идентичность, полоролевые стереотипы, полоролевые отношения (Агеев В. С.; Кон И. С.; Репина Т. А.; Коломинский Я. Л., Мелтсас М. Х. и др.). Однако даже близкие, на первый взгляд, понятия (как, например, гендерная идентичность и полоролевая идентичность) не являются синонимами.

Гендерная идентичность является более широким понятием, чем полоролевая идентичность, поскольку гендер включает в себя не только ролевой аспект, но и, например, образ человека в целом (от прически до особенностей туалета). Также понятие гендерная идентичность несинонимично понятию сексуальная идентичность (гендер - понятие не столько биологическое, сколько культурное, социальное). Сексуальная идентичность может быть описана с точки зрения особенностей самовосприятия и самопредставления человека в контексте его сексуального поведения в структуре гендерной идентичности.

 


25. Компоненты половой идентичности. Гендерные идеалы.
Большинство членов общества верят в общепринятые гендерные идеалы – идеализированные представления о предназначении, поведении и чувствах мужчин и женщин. Детей, которые не соответствуют этим идеалам, называют сорванцами и маменькиными сынками. Девочку называют сорванцом, /332/ если она самоуверенна, любит соревноваться с другими и увлекается спортом; мальчика считают маменькиным сынком, если он чувствителен и склонен к сочувствию, не любит футбол и убегает вместо того, чтобы дать сдачи. Дети, которых называют девчонками-сорванцами или маменькиными сынками, сразу же понимают, что их поведение не одобряется, часто они реагируют на негативное подкрепление и начинают вести себя в соответствии со своим полом.

Негативная реакция на "неуместное" поведение не является единственным фактором, влияющим на развитие гендерной идентичности. Маккоби и Джаклин (1974) предполагают, что на него воздействуют три основных процесса: моделирование, подкрепление и самосоциализация.

Моделирование

В этом процессе дети имитируют поведение взрослых. Вначале подражают человеку, который больше всех о них заботится, - маме или другому человеку (обычно женского пола), уделяющему им много внимания, например няне, домработнице или сотруднице яслей. Хотя, как правило, отцы проводят со своими детьми намного меньше времени, чем матери, большинство детей в значительной мере берут пример и с отца, и с матери, а позднее с друзей семьи, учителей и людей, которых они видят по телевизору.

Интересно отметить, что, когда модели обоего пола находятся рядом, маленькие дети не обязательно имитируют поведение взрослого одного с ним пола. Исследования показывают, что дошкольники и ученики младших классов, занимающиеся игрушками, "соответствующими" их полу, и предпочитающие дружить с детьми своего пола, обычно склонны подражать взрослым, обладающим силой и властью, независимо от их пола. Например, если дети имеют выбор образца для подражания между мамой, готовящей обед дома, и мужчиной шеф-поваром, работающим в ресторане, и мальчики и девочки скорее склонны имитировать мастерство шефа (Маккоби, Джаклин, 1974).

Нэнси Чодорова (1974) утверждает, что в основном моделирование осуществляется в самом раннем детстве. Она считает, что различия гендерных идеалов сохраняются благодаря единственной в своем роде близости между матерью и дочерью. "Под влиянием раннего опыта девочек и мальчиков, ощущавших женскую заботу, формируется ожидание, что интересы матерей полностью сосредоточены на детях и главный смысл их жизни связан с заботой о благополучии детей./333/ Дочери вырастают, отождествляя себя со своими мамами в соответствии с этими ожиданиями... В результате материнской заботы, испытанной в детстве, у девочек наверняка закладывается стремление к материнской заботе о младенцах, и они будут готовы принять на себя длительную заботу о детях" (с. 208)

Психоаналитические исследования показали, что на ранних этапах социализации мальчики и девочки отождествляют себя со своими мамами. На более поздних этапах девочки обычно сохраняют свою привязанность к матери; мальчики начинают сближаться с отцами или другими сильными личностями мужского пола. Таким образом, мальчик должен изменить свою ориентацию в период, когда он очень нуждается в эмоциональной поддержке, и в связи с этим могут возникнуть проблемы. Исследования Хедерингтона (1970) наводят на мысль, что под влиянием сильного отца формируется мужское самосознание мальчика. Кроме того, можно предположить, что властная мать может препятствовать сближению юного сына со своим отцом.

Подкрепление

Это понятие связано с награждениями и наказаниями. Родители поощряют поведение, соответствующее полу ребенка, и выражают неодобрение неуместного поведения: мальчиков хвалят, если они научились бросать мяч на 50 футов дальше; взрослые обычно ворчат, когда полные девочки съедают вторую порцию обеда. Наверное, мальчиков чаще хвалят и ругают, чем девочек. Это особенно заметно, когда дело касается общепринятых образцов поведения, соответствующих полу. Родители больше обеспокоены, если их сыновья ведут себя как маменькины сынки, чем когда их дочери ведут себя сорванцами. В то время как родители склонны осуждать несамостоятельность мальчиков, они позволяют девочкам быть зависимыми от других и даже одобряют это. В результате мальчики усваивают принцип, что следует рассчитывать на свои собственные достижения, чтобы обрести самоуважение, в то время как самоуважение девочек зависит от того, как к ним относятся другие (Бардвик, Доуван, 1972).

Маккоби и Джаклин (1974) установили, что посторонние в большей мере, чем родители, воспринимают детей на основе общепринятых стереотипов полового поведения. Родители знают индивидуальные особенности своего ребенка и принимают их во внимание. Незнакомые же люди, которые не знают ребенка, ожидают, что он должен вести себя "как мальчик" или "как девочка".

Идеалы и идентичность

В ходе трех только что рассмотренных процессов (моделирования, подкрепления и самосоциализации) дети учатся осознавать себя девочками или мальчиками, у них формируются понятия о "мужественности" или "женственности". По мере формирования такого поведения одновременно складываются гендерная идентичность и идеалы. Дети начинают считать свое поведение "естественным", потому что они являются мальчиками или девочками. Большинство из нас обычно без всякого сомнения причисляют себя к мужскому или женскому полу, но существует некоторая неясность по вопросу о том, как следует вести себя мужчинам или женщинам, каким образом формируется мужская или женская гендерная идентичность личности.

Дело в том, что гендерная идентичность и идеалы не всегда соответствуют друг другу. Например, гомосексуалистам свойственна гендерная идентичность, но они не испытывают романтического влечения к женщинам, олицетворяющего гендерный идеал мужчины. Подобное поведение характерно и для трансвеститов - людей, которые одновременно носят мужскую и женскую одежду - они осознают свой биологический пол, но их поведение не соответствует общепринятым идеалам. Любой врач неотложной помощи может рассказать вам о мужчинах, которые носят белье с кружевами под /336/ костюмом-тройкой. Наконец, явление транссексуальности также свидетельствует об отсутствии автоматического соответствия между гендерной идентичностью и идеалами.

 


26. Компоненты половой идентичности. Сексуальные роли.
Мы обсудили понятия биологического пола, гендерной идентичности и гендерных идеалов - первые три компонента полового самосознания. Четвертый компонент связан с сексуальными ролями. Они соответствуют ожиданиям такого поведения, которое определяет статус мужчин и женщин в обществе. Что касается половых ролей, то биологические факторы не предопределяют судьбу человека - нельзя сказать, что способность к деторождению ограничивает во всех обществах предназначение женщин домашним хозяйством и заботой о семейном очаге. Например, раньше в Америке беременные обычно уходили с работы и сидели дома в течение лет двадцати, часто они навсегда оставались домохозяйками. В настоящее время женщины обычно берут трех-или шестимесячный отпуск по уходу за ребенком, а затем снова приступают к работе. Хотя в Америке такое изменение произошло лишь недавно, в других странах уже давно наметилась подобная тенденция.

Маргарет Мид (1935) нанесла сокрушительный удар по убеждению, будто мужчины и женщины "от природы" созданы для определенных ролей. Она написала об этом в книге "Пол и темперамент", в которой представлены ее наблюдения жизни трех племен в Новой Гвинее. В начале исследования Мид была убеждена, что существуют некие коренные различия между полами. Она восприняла идею, что между мужчинами и женщинами существуют врожденные различия, поэтому представители каждого пола предназначены для определенных ролей. Полученные данные удивили ее. В каждом из трех исследованных племен мужчины и женщины исполняли совершенно различные роли, порой прямо противоположные общепринятым стереотипам, считающимся "естественными" для каждого пола.

Арапеши

Арапеши - миролюбивый народ, они почти ничего не знают о войне и проводят жизнь мирно, занимаясь садоводством, охотой и воспитанием детей. Мужчины и женщины "объединяются ради общего дела, главным образом связанного с нежной заботой о детях, они лишены эгоизма и основной смысл своей жизни видят в воспитании следующего поколении" (с. 15). И /337/ мужчины и женщины придают такое важное значение рождению детей, что выражение "родить ребенка" у арапешей употребляется одинаково по отношению к отцу и матери. Дети арапешей окружены покоем и гармонией и вырастают, чувствуя надежную защиту взрослых.

Арапеши "считают, что и мужчинам и женщинам присущи доброта, отзывчивость и стремление к сотрудничеству, они с готовностью заботятся о тех, кто моложе и слабее, и получают от этого наибольшее удовлетворение" (С. 134). Поскольку работа у арапешей делится поровну и почти никто не воюет, у них, по сути дела, нет необходимости выбирать лидеров. Лидеры нужны лишь для организации традиционных церемоний через каждые несколько лет. Поэтому так трудно выбрать лидера. Никто не желает быть "большим человеком", который должен планировать, организовывать, хвалить и непосредственно проводить церемонию. Несчастных молодых людей, избранных на эту роль, приучают быть более активными, чтобы справиться с возложенной на них задачей организации церемоний, которые подготавливают в течение нескольких лет. "Но как только его старший ребенок достигает зрелости, лидер имеет право уйти на отдых; ему больше не надо нервничать и кричать... он может наслаждаться домашним покоем, воспитывать детей, выращивать цветы и устраивать браки своих детей" (с.30). Если кто-нибудь скажет, что мужчина средних лет хорошо выглядит, арапеш обычно отвечает: "Хорошо выглядит? Да-а-а. Но вы бы на него посмотрели до рождения всех этих детей" (с.39).

Мундугуморы

Это племя охотников за головами животных представляет собой резкий контраст по сравнению с добродушными арапешами. У арапешей мужчины и женщины в одинаковой мере проявляют материнскую заботу о детях; мужчины и женщины племени мундугумор одинаково враждебны, подозрительны и жестоки по отношению друг к другу и своим детям. Враждебность внутри семьи усиливается под влиянием обычая, в соответствии с которым отцы вступают в брак со своими дочерьми, а матери - с сыновьями. Мужчина может приобрести жену, продав свою сестру или дочь другому мужчине. Это способствует вражде между братьями и отцом и между самими братьями. Матери испытывают ревность к своим дочерям, поскольку они являются соперницами, которые могут быть проданы отцом.

Как только женщина обнаруживает, что она беременна, возникает конфликт между ней и ее мужем, поскольку один из супругов приобретет соперника. "С момента рождения младенец из племени мундугумор вступает в крайне жестокий мир, где царят вражда и постоянные конфликты. И почти с самого рождения начинается подготовка ребенка к безрадостной жизни" (с. 194). Младенцев носят в жестких неудобных корзинах. Как только дети начинают ходить, они предоставлены самим себе. Матери бьют и ругают детей и почти не уделяют им внимания, разве что устанавливают для них определенные правила поведения. С самого начала жизнь детей наполнена отрицательным опытом, и этот негативизм омрачает их существование, когда они становятся взрослыми.

Подобно арапешам, мундугуморы не приписывают одни личностные качества мужчинам, а другие - женщинам. В этом обществе мужчины и женщины одинаково жестоки, ревнивы и агрессивны. /338/

СЕКСУАЛЬНЫЕ РОЛИ В АМЕРИКЕ

Как уже было отмечено, факт, что женщины работают пожарниками, лесничими, вице-президентами корпораций и т.п., в значительной мере опровергает наши традиционные представления о сексуальных ролях. В этом разделе мы рассмотрим особенности формирования сексуальных ролей в США.

ИСТОЧНИКИ СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ

Историки утверждают, что ранние колонисты Америки предоставили женщинам более высокий статус, чем они имели в Англии (Демос, 1970). Одной из причин разрыва с английскими обычаями была важность женского труда в то время. Фактически каждая семья должна была сама производить для себя все необходимое, поэтому труд и мужчин, и женщин был жизненно важен. Тем не менее разделение труда происходило в соответствии с полом. Мужчины занимались главным образом сельским хозяйством, а женщины выполняли повседневную домашнюю работу и в то же время производили некоторые товары, которые можно было продавать или обменивать на рынке: свечи, мыло, ткани, молоко и т.п.

Женщины работали также наравне с мужчинами вне дома. Они были кузнецами, серебряных дел мастерами, парусниками, портнихами, художницами и лавочницами. "Если лавочница становилась вдовой, часто она брала на себя полную ответственность за дело, созданное ею вместе с мужем" (Хаймович, Висман, 1978. С.б). Хорас Бушнелл составила следующее описание деятельности одной из женщин того времени: "Она обеспечивала и воспитывала шестерых детей, шила одежду из льна и вязала шерстяные вещи для всей семьи... Ей приходилось работать на своем участке, доить корову, готовить еду подсобным рабочим на ферме, а 5-6 месяцев в году также и работникам принадлежащего ей магазина домотканой одежды" (Дуглас, 1977. С.61).

В 1813 г. была создана первая ткацкая фабрика в Новой Англии. В течение нескольких десятилетий основной рабочей силой на таких фабриках были женщины. Большинство работниц составляли подростки или молодые девушки примерно двадцати с лишним лет; они обычно увольнялись, когда выходили замуж. По мере того как все новые и новые товары производились на фабриках, а не дома, женщины обнаружили, что они меньше времени заняты изготовлением предметов первой необходимости и все больше времени уделяют покупкам: они становились скорее потребителями, чем производителями.

В XIX в. женщины из среднего класса не работали вне дома. Экономические и политические дела входили в обязанности мужчин; домашняя работа /340/ была уделом женщин. Семья была своего рода укрытием от стрессов и напряжения повседневной жизни; хорошая жена создавала атмосферу покоя, любви и тепла. Забота о детях стала не просто одной из многих забот, а "священным долгом" и самой главной обязанностью женщины.

Роль женщины определялась на основе следующих убеждений (Истон, 1976):

женщины наделены особой способностью воспитывать детей (ведь им свойственны нежность и высокие моральные качества);

привязанность к дому защищает женщин от пороков внешнего мира, к которому им трудно приспособиться, поскольку они слишком ранимы и благородны;

благодаря материнству, воплощенному в воспитании детей, они могут улучшить общество. В самом деле, это единственный способ женского воздействия на общество.

Барбара Велтер (1978) назвала это новое определение роли женщин "культом Истинной Женственности". Подобный "культ" поддерживался в журналах для женщин и религиозных брошюрах в период с 1820 по 1860 г. Велтер писала: "Среди отличительных черт Истинной Женственности, на основе которых женщина оценивала себя, а муж, соседи и общество оценивали ее, можно было бы выделить четыре основные добродетели: благочестие, благородство, смирение и привязанность к семье. Их сочетание олицетворяло идеал истинной женщины - матери, дочери, сестры, жены. Без них слава, достижения и богатство ничего не значили. Лишь на их основе женщина могла надеяться обрести счастье и силу" (с.313).

27. Лесбигеевская теория культура и квир-теория.
Квир (от англ. queer — странный) — слово англоязычного жаргона, вошедшее в моду в США, затем — в ряде европейских стран, в конце ХХ века.

Слово в английском языке часто используется в сленге гомосексуалистов и других сексуальных меньшинств. В русском языке в качестве «модного элемента» проникло в социологию и философию.

Под названием «Квир» в России издаётся гей-журнал.

Феномен мозаичной культуры, псевдонаучное модное «междисциплинарное» направление в исследовании сексуальной ориентации и гендерной идентичности, сложившееся в начале 90-х годов ХХ века в университетах Европы и Северной Америки

В 1970—1980-х гг. главной заботой лесбигеевских теоретиков было определение своей идентичности: кто мы такие, в чем наша сущность, чем мы хотим и должны стать? В 1990-х гг. этот подход отчасти сменила новая теоретическая ориентация, так называемая квир-теория.

 

По мнению главных теоретиков этого направления Терезы де Лауретис, Элизабет Гросс и Ив Кософски Сэджвик, все прежние социальные теории имели три главных недостатка: 1) недооценивали значение гендера и сексуальности; 2) были андроцентричными, их отправной точкой неизменно были мужские отношения и переживания; 3) были гетеросексистскими и гетеронормативными, принимая гетеросексуальность за единственно возможную, «правильную», базовую модель сексуальности, в свете которой гомосексуальность казалась просто вариацией или аберрацией, а геи и лесбиянки — сексуальными меньшинствами.

 

Квир-теория считает все гендеры и все сексуальные ориентации равноправными, равноценными и, так сказать, одинаково близкими к Богу. «Квир, как и гендер, скорее сближает, чем разделяет анализ мужчин и женщин; как и гендер, квир позволяет усомниться в кажущихся фиксированных идентичностях; подобно гендеру, квир сохраняет область гей-лесбийских исследований, одновременно создавая новый способ размышления о сексуальных формациях и, в частности, о процессах дифференциации. Однако критически важным различием между отношением женских исследований к гендерным исследованиям и гей-лесбийским и квир-исследованиям является то, что если «гендер» — это ярлык, далекий от политического активизма, то «квир» напрямую связан с мобилизацией в целях социальных изменений» (Аусландер, Женские + феминистские + лесбийские-гей + квир исследования = гендерные исследования?).

 

Подобно гендеру, «квир» — не объективная природная данность, раз и навсегда характеризующая данного человека, а перформанс, театрализованное представление, смысл которого неотделим от контекста. «Квирнесс» (это слово можно перевести как «инаковость») было принято в качестве понятия, позволяющего избегать категоризации людей по их сексуальной практике. Каким бы ни был источник сексуального желания и удовольствия, можно стать «квир» по выбору. Это понятие подчеркивает момент незафиксированности сексуальной идентичности.

28. Нарушение гендерной идентичности.
англ. hender – пол, лат. identificare – отождествлять) – класс расстройств, характеризующийся сильным и постоянным ощущением несоответствия адекватности, возникающий в связи с осознанием собственной половой принадлежности. В детском возрасте данное нарушение проявляется в разной степени устойчивыми представлениями ребенка о том, что у него неправильный пол (точнее, его неправильно определят взрослые), стойким предпочтением одежды, игр, манеры поведения, прически, способов отправления физиологических потребностей и моделей времяпрепровождения, свойственных другому полу, а также тенденцией играть роли противоположного пола в играх-фантазиях. У некоторых детей клинические признаки психологической напряженности и депрессии не обнаруживаются до юности или времени наступления взрослости. В отрочестве и у взрослых лиц расстройство, если оно до этого не исчезает, проявляется прочно установившимся желанием принадлежать к другому полу, психологическими и частыми поведенческими проявлениями, свойственными противоположному полу, и желанием индивида, чтобы окружающие относились к нему как к представителю иного пола. По мере взросления, обычно в подростково-юношеском периоде онтогенеза, типично появление стремления к тому, чтобы видоизменить свой пол, к однополому браку с распределением в нем ролей на мужскую и женскую (как их себе представляют пациенты), а нередко и желания иметь и воспитывать детей. В законодательстве расширяющегося ряда европейских стран однополые браки не запрещаются и потому расстройство половой идентичности в западной культуре уже не кажется чем-то экзотическим или свойственным лишь маргиналам и изгоям общества. Так, в 2010 году зарегистрирован брак премьер-министра Исландии, пожилой женщины, со своей давней любовницей. В этом же году вступил в однополый брак министр иностранных дел Германии. И о таких случаях становится известно все чаще. Обычно подобные явления рассматривают в контексте гомосексуализма, но такая точка зрения является гипотетической, не более чем предварительной и не проясняющей существо дела (см. Гомосексуализм). Большей частью пациенты с нарушением гендерной идентичности особенно сильно ощущают дискомфорт в связи с собственными половыми органами и вторичными половыми признаками, такими, как волосы и мышцы у мужчин, а у женщин – груди, бедра и менструации. Природа расстройства не установлена, специфического лечения и эффективной его профилактики ныне не существует.

 

Идентичность-осознание собственного я.

с 3х лет начинается формирование половой идентичности. Процесс форм-я пол идентичности проходит через проговаривание инфы о себе(какой голос, волосы, части тела)

Снчала формируется как "я похож на маму(папу)", в школе - профилизация "я девочка-умею шить". 3% населения имеют нарушение идентичности(дисфория). 1.Трансексуалы(лица,не согласные со своим полом)Транссексуалы (сокращенно – ТС) – это люди, постоянно или периодически, но достаточно длительными периодами испытывающие неудовлетворенность, недовольство своим физическим полом, своим телом (его половыми органами и половыми признаками) и/или навязанной обществом гендерной социальной ролью. Такой дискомфорт называют гендерной дисфорией. Это люди, чувствующие, осознающие и ощущающие себя принадлежащими к другому социальному полу, стремящиеся утвердиться в обществе, в семье, на работе, в учебном коллективе в роли своего психического (ощущаемого ими самими), а не физического или паспортного пола. И, в частности (но не обязательно) транссексуалы стремятся для этого изменить внешность, половые признаки и/или социальный, паспортный пол.; Трансгендер(социальная смена пола,смена документации, поведения)-психологи рекомендуют сменить место жительства, работу.сохранять тайну.

2. Нарушение формы поведения: Трансвеститы (иммитация женщин-одевают бюст,парик,макияж, имеют свои клубы)

3. Наруш вектора секс поведения (гомосексуалы)

 


29. Социализация и гендер.
Гендерная социализация - процесс формирования мужской или женской идентичности в соответствии с принятыми в обществе культурными нормами.

До сегодняшнего дня не существует единой точки зрения, объясняющей процесс гендерной социализации.

По данным психологов, гендерная идентичность – константа – формируется у детей в возрасте 5 –7 лет, а в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет опытов и практик. Важнейшим этапом вторичной социализации является возраст между 17 и 25 годами, когда, по словам К. Манхейма, формируется мировоззрение личности и ее представление о собственном предназначении и смысле жизни.

Выделяют следующие последовательно сменяющие друг друга этапы:

1. этап половой дифференцировки структур мозга;

2. этап полового самосознания (от рождения до 7 лет), во время которого под влиянием воспитания формируется половая идентичность;

3. этап становления стереотипов полоролевого поведения (7-13 лет), во время которого подросток усваивает нормативы мужского или женского стиля (маскулинность или феминность);

4. этап психосексуальных ориентаций (13-18 лет), во время которого происходит становление вектора сексуального влечения.

Значимость институтов и агентов социализации на разных этапах жизненного пути различна. Процесс гендерной социализации в современной семье усложняется противоречивым социальным статусом матери. В обществе доминирует мужчина, в семье – женщина.

Образование является одним из важнейших институтов социализации. Сама организация образования, как и господствующие здесь гендерные роли, встраивают в нас модель «нормальной» жизни и диктуют нам женские и мужские статусные позиции.

Воспользуемся идеями Э. Гидденса и распишем латентные и явные функции образования.

И на первичную и на вторичную гендерную социализацию оказывают существенное влияние современные средства массовой информации.

Социальный работник помогает подростку реализовать ярко выраженную и неудовлетворенную потребность в неофициальном и доверительном общении с умным взрослым, помогающим постигать смысл жизни и ценности человеческих взаимоотношений. Он помогает разрешать проблемы подростка, могущие перевести его к экстремальности. Создавая адекватную среду общения, он помогает ребенку разобраться в себе, сделать соответствующий выбор в жизни, почувствовать себя нужным и защищенным, получить уверенность в том, что в трудной ситуации есть достойный выход, и есть где найти поддержку. Социальный работник может пробудить инициативу самого подростка, направленную на изменения в себе. Необходимо проводить воспитание не только детей, но и просвещать и организовывать самих воспитателей, педагогов, журналистов, социальных работников, юристов и других специалистов. Это и будет гендерно-ориентированной социальной работой, т.к. знание гендерных аспектов, ответственных за социализацию, и в особенности за негативную социализацию, ведущую к различным отклонениям в поведении, порождающим проблемы в личной жизни, позволит по-новому подойти к профилактической работе с детьми и подростками. Необходимо, таким образом, ориентироваться не только на адаптивную форму социализации, но формируя активную личность, преобразовывать социальную среду, создавать новые гендерные отношения в обществе.

 

 


30. Возрастные этапы гендерной социализации. Формы социализации.
Гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Выделяют три стадии социализации: начальную – социализация ребенка в пределах семьи; среднюю – обучение в школе и социализацию взрослого члка, этап принятия соц деятелями тех ролей, к которым они не могли полностью подготовиться в ходе первых двух стадий. Период первичной социализации связан в основном с бессознательными и пассивными механизмами усвоения культуры, в то время как вторичная социализация предполагает большую включенность когнитивных механизмов и возможность творческого преобразования среды. По данным психологов, гендерная идентичность формируется у детей в возрасте 5-7 лет, а в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет опыта и практики. Важнейшим этапом вторичной социализации явл-я возраст между 17 и 25 годами, когда, по словам Манхейма, формируется мировоззрение личности и ее представление о собственном предназначении и смысле жизни. Это период юности, в течение которого усваивается опыт поколения.

Известно, что психосексуальное развитие имеет временные закономерности и этапы,последовательность которых в норме четко определена. Выделяют следующие этапы:

1. Этап половой дифференцировки структур мозга.

2. Этап полового самосознания (от рождения до 7 лет), во время которого под влиянием воспитания формируется половая идентичность.

3. Этап становления стереотипов полоролевого поведения (7-13 лет), во время которого подросток усваивает нормативы мужского или жен стиля (маскулинность и фемининность).

4. Этап психосексуальных ориентаций (13-18 лет), во время которого происходит становление вектора сексуального влечения.

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Эриксон ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности - длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.

 

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

 

Стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки".

 

В возрасте 3-6 лет ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

 

В младшем школьном возрасте ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

 

В подростковом возрасте формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения - вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.

 

На стадии молодость для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

 

Центральная стадия - взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.

 

После 50 лет происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я" в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь - это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек "принимает" себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

 


Date: 2015-09-26; view: 2318; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию