Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава XXIII
Мы не оставляли идею атаковать итальянский флот в Таранто. Контр-адмирал Листер тщательно готовил все необходимое и тренировал экипажи. Чтобы обеспечить успех, нам требовалось наладить тесное сотрудничество с разведывательными подразделениями КБВС на Мальте, так как мы полностью зависели от них в деле получения свежей информации о диспозиции вражеского флота и, если это окажется возможным, фотоснимков гавани. В этом отношении нам повезло, так как к этому времени на Мальту прибыли «Мэриленды». Они значительно превосходили летающие лодки «Сандерленд», которые, несмотря на всю отвагу экипажей, совершенно не подходили для этой работы. Я позднее писал в своем рапорте, описывая атаку итальянских линкоров в Таранто: «Успехом ВСФ в немалой степени обязаны великолепной разведке, проведенной разведывательным звеном „Мэрилендов“ КВВС (№ 431) с Малыы, несмотря на трудные условия и противодействие вражеских истребителей». К середине октября мы далеко продвинулись в реализации наших планов и хотели провести атаку Таранто 21 октября. Однако из-за пожара в ангаре «Илластриеса» операцию пришлось отложить. Днем атаки был выбран 11 ноября, когда снова будет подходящая луна. Проводилась дальнейшая разведка и фотографирование Таранто. Но после тщательного изучения мы обнаружили, что теперь якорная стоянка прикрыта аэростатами заграждения, а линкоры окружены сетями. Это заставило серьезно изменить метод атаки. Мы предполагали, что в атаке примут участие «Илластриес» и «Игл». Но за 2 дня до выхода в море на «Игле» произошла авария в системе заправки бензином самолетом, возможно, как результат множества близких разрывов во время атак бомбардировщиков, которым он подвергался. Вся команда корабля была страшно разочарована. Единственное, что нам осталось сделать — передать 5 его «Суордфишей» на «Илластриес» вместе с 8 пилотами и 8 наблюдателями, имевшими опыт ночных полетов. В результате по крайней мере 5 экипажей «Игла» могли принять участие в атаке. Операция по времени была приурочена к проводке конвоев в бухту Суда и на Мальту, а также к проходу через Сицилийский пролив подкреплений для Средиземноморского флота, состоящих из линкора «Барэм», крейсеров «Глазго» и «Бервик» и 6 эсминцев. «Уорспайт», «Илластриес», «Вэлиант», «Малайя», «Рэмиллис» вместе с эсминцами вышли из Александрии 6 ноября во второй половине дня и направились на запад, чтобы прикрыть упомянутые конвои. Исключая обычное внимание итальянских разведчиков и бомбардировщиков, с которыми истребители «Илластриеса» успешно справлялись, флот прибыл к Мальте без происшествий. «Рэмиллис» и эсминцы отправились в порт для заправки. В 7.15 10 ноября к нам присоединились крейсера, которые проводили поиск на севере. Через 3 часа мы радостно приветствовали долгожданные подкрепления. После этого флот пошел на NO, чтобы занять позицию западнее Ионических островов, одновременно прикрывая 4 торговых судна, идущих с Мальты в Александрию. Во вгорой половине дня «Фулмары» отбили воздушную атаку, и противник покидал бомбы кто куда. На следующий день, 11 ноября, «Фулмары» снова были очень заняты, отгоняя и сбивая вражеские разведчики, что они делали с большим успехом. Одним из важнейших требований плана был скрытный выход в точку пуска самолетов, примерно в 40 милях на W от Кефалонии и 170 милях от Таранто. Там «Илластриес» должен был находиться все время, пока отсутствуют его самолеты. В этот день он отправил самолет на Мальту, чтобы забрать последние фотографии, сделанные разведчиками. На снимках, сделанных в Таранто, были видны 5 линкоров. Весь день разведчики КВВС постоянно висели над портом. Они сообщили, что прибыл шестой линкор. Все курочки вернулись в свое гнездышко. Одновременно с атакой Таранто было решено совершить рейд в Отрантский пролив и временно нарушить сообщение между Италией и Албанией. Эту операцию должен был провести вице-адмирал Придхэм-Уиппел с крейсерами «Орион», «Сидней», «Аякс» и эсминцами «Нубиэн» и «Мсхаук». Они отделились от главных сил 11 ноября в 13.00. В 18.00 контр-адмиралу Листеру на «Илластриесе» в сопровождении крейсеров и эсминцев был» приказано начать выполнение приказа на операцию «Джадкмент». Авианосец унес с собой надежды и добрые похелания всего флота. Перед тем, какой отделился, я поднял сигнал: «Удачи вашим парням в их отважном предприятии. Их успех может самым серьезным образом повлиять на ход всей войны на Средиземном море». Можно легко понять, что всю эту ночь мы провели, как на иголках. Атаку Таранто много описывали, поэтому мне нет нужды вдаваться в детали. Атака была произведена двумя волнами с интервалом примерно час. Каждая волна состояла из 12 самолетов, причем по 2 самолета сбрасывали осветительные бомбы вдоль восточного берега Map Гранде, чтобы силуэты линкоров очерчивались яснее. Это облегчало атаку торпедоносцев, заходивших с юго-запада. Кроме того, мы надеялись, что осветительные ракеты и бомбы отвлекут внимание от ударных самолетов, так же как бомбовая атака против крейсеров и эсминцев в Map Пикколо. Великолепно спланированная и отважно выполненная, несмотря на плотный зенитный огонь, операция «Джаджмент» была огромным успехом. 3 итальянских линкора были тяжело повреждены. Фотографии, сделанные на следующий день, показали, что 2 из них выбросились на мель, а третий сел носом. В результате бомбалрдировки были повреждены 2 крейсера в Map Пикколо. Мы потеряли 2 самолета и 4 отважных летчиков, которые не вернулись. Энергию и энтузиазм, с которыми были проведены эти атаки на относительно тихоходных самолетах при плотном зенитном огне, нельзя переоценить. Это был великий день Воздушных Сил Флота. Он показал, на что они способны, когда им предоставляется возможность. Таранто и ночь 11—12 ноября 1940 года будут памятны вечно, так как показали, что в лице ВСФ флот имеет свое самое мощное оружие. Все время боя составило 6,5 часов — полет от авианосца до гавани и обратно. Но 12 самолетов нанесли итальянскому флоту более крупные потери, чем имел германский Флот Открытого Моря после целого дня Ютландского боя. «Илластриес» и эскадра вице-адмирала Придхэм-Уиппела соединились на рассвете 12 ноября. Как только «Илластриес» появился в пределах видимости, я приказал поднять флажный сигнал: «Илластриес», маневр хорошо выполнен». Это было жутким преуменьшением. Летчики торжествовали. Они рвались повторить атаку на следующую ночь. Сначала я согласился, когда контр-адмирал Листер предложил это, хотя знал, что возбуждение пройдет и тогда начнет сказываться пережитое напряжение. Было бы нечестно отправлять летчиков в новый полет, поэтому я с некоторым облегчением узнал, что ухудшение погоды автоматически отменило второй налет. Придхэм-Уиппел и его крейсера тоже пережили бурную ночь. В 1.15 они натолкнулись на конвой из 4 торговых судов и 2 эсминцев возле Валоны. 1 судно было потоплено, 2 оставлены горящими и тонущими, четвертое утло под прикрытием дымзавесы. Оба эсминца удрали на полной скорости, после того как один из них получил попадание и был поврежден. Утром 12 ноября итальянцы предприняли колоссальные усилия, чтобы найти ваш флот, готовя в отместку мощные налеты бомбардировщиков. Однако им не повезло, так как 3 летающие лодки «Кант» был и сбиты истребителями «Илластриеса». Последняя стычка произошла прямо у нас над головой, и мы увидели массивный фюзеляж «Канта», вываливающийся из туч, тогда как 3 «Фулмара» висели у него на хвосте. Конец мог быть только один, и вскоре небо прочертил пылающий метеор, волочащий за собой длинный хвост черного дыма. Мы могли только пожалеть бедных итальянских летчиков, которые пытались вы пол ни 11 безнадежную задачу на неуклюжих самолетах. Крейсер «Бервик» был одним из кораблей, пришедших к нам двое суток назад. Его командиром являлся капитан 1 ранга Ги Я. Уоррен, мой бывший флаг-капитан на «Галатее». Когда пылающий «Кант» падал в море, он передал сигналом: «Прекрасная охота в лесах Греции». Выведя из строя половину итальянского флота одним ударом, мы радикально изменили стратегическую ситуацию на Средиземном море. Неприятель быстро отвел остатки флота в Неаполь. Оттуда они могли выйти для действий в центральном Средиземноморье только через Мессинский пролив, но при этом попав под пристальное наблюдение самолетов-разведчиков KB ВС с Мальты. Этот удар сильно уменьшил, если не устранил вообще угрозу вражеского флота перехватить непрекращающееся движение наших конвоев на Крит и в Грецию. Кроме того, он позволил сократить наш линейный флот на Средиземном море. Это в свою очередь уменьшило нагрузку на измотанные эсминцы, так как теперь требовалось более скромное противолодочное сопровождение. Через несколько недель «Малайя» и «Рэмиллис» ушли в метрополию. Поздравления хлынули отовсюду и ото всех. Его Величество король выразил величайшее удовлетворение всем флотом «Последние успешные операции флота под вашим командованием были источником гордости и благодарности всей страны. Позвольте мне принести мои теплые поздравления Средиземноморскому флоту, а особенно Воздушным Силам Флота за их блестящие успехи против итальянских кораблей в Таранто». Главнокомандующий авиацией сэр Артур Лонгмор прилетел в Александрию и специально посетил «Илластриес», чтобы поздравить летчиков. Такой поступок старого морского летчика, который служил еще в Королевских Морских Воздушных Войсках в годы Первой Мировой войны был особенно трогательным. Атака Таранто также оказалась долгожданной поддержкой для тех, кто нес свое тяжкое бремя в метрополии. Можно провести почти полную параллель с замечанием лорда Сент-Винцента (Учитель Нельсона адмирал Джон Джервис получил этот титул после своей блестящей победы), когда он вел свои корабли на врага перед боем у мыса Сент-Винцент: «Победа сегодня особенно важна для Англии». Первый Морской Лорд написал мне: «Перед тем, как пришли новости из Таранто, кабинет едва не впал в отчаяние. Однако известие их просто вдохновило». 14 ноября флот вернулся в Александрию, однако не получил отдыха. Ожидали отправки новые конвои в Грецию и на Крит, и в течение 2 дней большинство кораблей снопа вышло в море. Около 3400 солдат были погружены на борт «Бервика», «Йорка», «Глазго» и «Сиднея» для доставки в Пирей. Возможно, и отместку за Таранто итальянские самолеты постоянно пытались атаковать Александрию. Когда флот был там, это было абсолютно безразлично для нас, так как итальянцы не могли прорваться сквозь огневой заслон, который ставили корабли. Зато когда нас не было, итальянцы просто наслаждались, летая в гавани над самой водой круглый день. Эсминец «Дикой» получил бомбу в офицерскую кают-компанию, к счастью, корабль не был серьезно поврежден. Однако что было очень серьезно — так это несколько бомб с часовым механизмом, сброшенных итальянцами на плавучий док, которые взрывались логом в течение 3 дней. Док был единственным местом, где крупные корабли могли ремонтировать подводные повреждения, и он оказался серьезно поврежден. Эсминец, стоявший в доке, едва не погиб. Но счастье всегда былое нами. Тем не менее, эти налеты показали мне, что организация ПВО хромает. Она состояла из зенитных и прожекторных установок со смешанными англо-египетскими расчетами, и вопрос командования оставался загадкой. Я поставил этот вопрос перед начальником Ближневосточного Командования, отмечая, что атакующие самолеты не были обнаружены радаром, стрельба береговых зенитных батарей была плохой и неэффекгивной. Прожектора не смогли осветить налетчиков. Несмотря на множество атак, не был сбит ни один самолет. Гавань Александрии мог защитить только находящийся там флот, однако это создавало дополнительную нагрузку на артиллеристов, которые уже находились на боевых постах многие часы во время походов. Эта нагрузка могла оказаться непосильной, если береговые батареи не будут выполнять свою задачу защиты флота в базе как следует. Я добавил, что не считаю политические соображения настолько важными, чтобы учитывать их в таком серьезном вопросе. Я отметил, что много зенитных орудий и истребителей в Египте охраняют места, которые никто и никогда не угрожал. Генерал Уэйвелл выразил мне полную поддержку, хотя ему не хватало практически всего. После этого началось постоянное укрепление обороны Александрии, хота никто не мог сказать, выдержит ли она решительную атаку. Когда флот находился в гавани, мощь зенитного огня была достаточной. Когда он выходил в море, ПВО становилась совершенно иной. Date: 2015-09-25; view: 298; Нарушение авторских прав |