Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Развитие российской банковской системы за период перехода к рамкам цивилизованной рыночной экономики сопровождалось различного рода кризисами и осложнениями





 

Развитие российской банковской системы за период перехода к рамкам цивилизованной рыночной экономики сопровождалось различного рода кризисами и осложнениями. "Усилиями органов исполнительной и законодательной власти, Банка России, Агентства по реструктуризации кредитных организаций, самих кредитных организаций были приняты экстренные меры по предотвращению коллапса системы платежей и банковской системы, созданы законодательные и организационные основы реструктуризации кредитных организаций и на их основе обеспечено преодоление наиболее острых последствий финансового кризиса 1998 г., значительно сокращено количество неплатежеспособных и проблемных банков, сохранено жизнеспособное ядро банковской системы, восстановлены возможности банков по предоставлению базовых услуг экономике. Осуществленные меры в области реструктуризации банковской системы создали необходимые условия для роста капитала, активов и привлеченных средств банков, укрепления финансового положения кредитных организаций.

Результатом принятых мер явилось сохранение рыночно-ориентированного, хотя и недостаточно развитого, банковского сектора, а также обеспечение развития ряда компонент законодательного и нормативного регулирования банковской деятельности, что способствовало ее определенному приближению к параметрам, соответствующим международным требованиям"*(2).

Потребности развития банковской системы породили значительную индустрию банковского образования и консалтинга. Потребности этой индустрии удовлетворялись и удовлетворяются из двух источников: адаптации опыта работы советских банков к условиям рыночной экономики и адаптации опыта работы зарубежных коммерческих банков к российским условиям. Повышение эффективности использования отмеченных естественных путей развития знаний по предметной области деятельности коммерческих банков требует параллельной, а может быть и упреждающей, работы по систематизации знаний, лежащих в основе построения эффективных организационных и управленческих структур коммерческих банков.

В рамках выдвинутого тезиса возникает, в частности, вопрос: "Что является аналогом "предметной области экономики предприятия (фирмы)"*(3) для коммерческого банка?". В прямом толковании смысла этого вопроса ответ ясен - "предметная область экономики коммерческого банка". Однако систематизированное описание данной предметной области в российской экономической литературе отсутствует. Идея необходимости решения этой научно-практической задачи принята авторами в качестве целевой установки исследования. Следует отметить, что в отличие от "экономики банка" предметная область "менеджмента банка" уже сформировалась в самостоятельное научное направление*(4).

Производственные операции, наряду с управленческими операциями, являются важнейшей составной частью деятельности коммерческого банка. Именно они и люди, их осуществляющие, являются объектом управления и материальной базой банковского менеджмента. В условиях развития высоких технологий и информатизации в сфере банковской деятельности дальнейшее совершенствование научных представлений о сущности экономической деятельности банка является актуальной проблемой.

Согласно представлениям, сформированным в рамках научного направления "экономика предприятия", собственно экономическая деятельность коммерческого банка должна включать производство, маркетинг, финансы и работу с персоналом. В настоящее время различные аспекты теории и практики перечисленных видов деятельности рассматриваются со следующих позиций.

В книгах, посвященных банковскому делу и банковским операциям, изданным под редакцией В.И. Букато, Е.Ф. Жукова, В.И. Колесникова и Л.П. Кроливецкой, С.И. Кумок, Ю.И. Львова, О.И. Лаврушина и т.д., по-разному классифицируются банковские операции и описывается их содержание. При этом в различной степени освещаются те или иные вопросы других видов банковской деятельности. Однако представления о том, что может быть включено в предметную область производства банка, в указанных книгах не сформировано, а проблематике работы с персоналом банка уделяется недостаточно внимания.

Специфика финансового менеджмента в коммерческом банке рассматривается в трудах зарубежных авторов, среди которых Дитц К.Т., Карлсон Д.Д., Мак Нотон Д., Матук Ж., Портер Р.С., Рид Э., Роуз П.С, Синки Дж.Ф.-мл., Уилсон П., Фаллетти П., Эдварс Б.В. отечественной литературе теоретико-методологические и практические аспекты финансового менеджмента в коммерческом банке представлены работами Бора М.З., Василишена Э.Н., Грядовой О.В., Масленченкова Ю.С., Пановой П.С., Песселя М.А., Плотницыной Л.А., Севрук ВТ., Соколинской Н.Э., Тагирбекова К.Р., Усоскина В.М., Уткина Э.А., Черкасова В.Е., Ширинской Е.Б. и др. Однако описания предметной области "финансы банка", являющейся объектом управления для финансового менеджмента банка, до настоящего времени в отечественной литературе не сформировано.

В книге И.О. Спицына и Я.О. Спицына, посвященной маркетингу в банке*(5), в проблематику маркетинга включены вопросы организационной структуры банка, банковского риск-менеджмента и системы планирования, которые к проблематике маркетинга прямого отношения не имеют. В результате остаются невыясненными роль и функции маркетинга в банке.

Как одна из наиболее передовых отраслей экономики по уровню интеллектуального потенциала банковская отрасль не может оставаться в стороне от новых теорий организации производства, таких, например, как "реинжиниринг бизнес-процессов"*(6). Согласно этим теориям именно совокупность бизнес-процессов составляет основу экономической деятельности банков.

Отмеченные моменты отсутствия разграничения предметных областей различных научных теорий, которые используются при описании закономерностей банковской деятельности, в значительной степени затрудняют выбор адекватного методического инструментария для анализа состояния коммерческого банка в целом и различных его функциональных компонент. А эта проблема весьма актуальна при современном состоянии российской банковской системы, о чем свидетельствует, в частности, следующее утверждение: "В ближайшие 2-3 года практическими задачами, решение которых будет способствовать достижению поставленных стратегических целей реформирования банковской системы, являются укрепление финансового состояния жизнеспособных кредитных организаций и выведение с рынка проблемных банков, повышение уровня капитализации кредитных организаций и качества капитала, расширение деятельности по привлечению средств населения и предприятий, а также по усилению взаимодействия банков с реальной экономикой.

Для решения указанных задач необходимо в сфере организации деятельности банков обеспечить, в частности, повышение эффективности функционирования внутрибанковских систем управления и внутреннего контроля"*(7).

Структура содержания. Цели и задачи исследования, а также выработанные авторами методические подходы к исследованию предопределили порядок рассмотрения основных вопросов и последовательность их изложения.

Глава 1 начинается с изложения принятой авторами точки зрения на природу и особенности деятельности и клиентской базы коммерческого банка. Далее излагаются результаты исследований авторов по формированию описания структуры и позиционированию экономики банка. Вводятся новые определения фундаментальных понятий производства банка и выявляются их взаимосвязи путем построения формальной модели банковского продукта. На основе анализа известных в литературе характерных черт реинжиниринга бизнес-процессов формируется определение инжиниринга банковских продуктов. Анализируются рыночная среда экономики банка и роль российских коммерческих банков в расчетном механизме страны.

Глава 2 посвящена идентификации составных частей экономики коммерческого банка. Производство банка представляется как совокупность процессов реализации банковских операций, бизнес-процессов обслуживания клиентов и разработки банковских продуктов. Сформировано представление о технологии и организации банковского производства. В предметную область маркетинга банка включено описание маркетингового комплекса банка, структуры маркетинговой среды банка, рынков клиентов банка, а также задач и функций службы маркетинга банка. Финансы банка характеризуются в диссертации структурой денежных потоков банка, а также описанием содержания работы финансистов и финансовых аналитиков коммерческого банка. Работа с персоналом как компонента экономики банка представлена описанием предметной области этой сферы деятельности банка, а также характеристиками целей, критериев эффективности, стратегии и планирования в управлении работой с персоналом банка.

 


Date: 2015-09-22; view: 296; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию