Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сложность музыкального языка





Понятие «сложность» психологи расчленяют на две категории: сложность как объективная характеристика самого музыкаль­ного материала и трудность как субъективное проявление сложности восприятия для конкретного слушателя. Однако не следует резко противопоставлять субъективность и объектив­ность как абстрактные противоположности. Обе вполне диа­лектичны. Если трудность перестает быть характеристикой индивиду­ального восприятия, общим критерием, проявляющимся в мно­гочисленных случаях восприятия, можно говорить о сложности

122______________________________Бочкарев А. Л.

музыкального сочинения. Психологи установили: сложность связана с количеством информации, содержащейся в материале. Причем, чем больше упорядочен, предсказуем материал, тем меньше информации (в среднем) несет каждый его элемент. Предсказуемость каждого следующего элемента обусловлена наличием в материале закономерностей. То есть, чем их боль­ше, тем меньше единиц информации, а, следовательно, тем легче материал для восприятия и осмысления. Большинство музыкантов считает: классическая музыка легче воспринимается и запоминается. Закономерности инто­национно-мелодического, ладо-гармонического развития в му­зыке классического стиля более предсказуемы. Классическое музыкальное искусство сформировало и принципы, облегчаю­щие слушателю предугадывание дальнейшего развития музы­кальной мысли, например, упомянутые выше принципы экс­позиционности и репрезентативности. Фактором, облегчающим восприятие классической музыки, является ее ладовая организация. Как отмечалось, ладовое чувство имеет эмоциональную природу, эмоционально окра­шенная информация более ярко воспринимается и запомина­ется. Эмоционально-выразительные особенности музыки оказы­вают огромное влияние на характер пред слышания. Высокая степень предслышания и эмоционального предвосхищения наб­людается при восприятии народной музыки, канонических форм (культового пения), стиля венских классиков. Меньше возможностей для эмоционального предслышания предостав­ляют слушателю ярко индивидуализированные стили: барок­ко, романтизм, экспрессионизм, музыка новых средств. Анализируя музыкальное мышление с информационной точки зрения, А. Моль [195] показал, что любое «музыкальное сообщение» несет одновременно информацию двух видов: семантическую и эстетическую, связанную с процессом исполне­ния и восприятия. Человек может воспринять лишь среднюю норму одновременно поступающей информации. Если эта нор­ма превышается (например, мелодия или гармония слишком сложна, очень изысканные или слишком быстрые меняющиеся тембры), слушатель не сможет адекватно воспринять музыку. Наличие слушательского опыта помогает разобраться в му­зыке, оценить с эстетической точки зрения произведение и его интерпретацию. Слушательский опыт включает в себя знание некоторого набора «стереотипов», «алгоритмов», которые по-

Музыкально-слуховая деятельность_________________123

могают лучше понять логику мелодического движения, инто­национного развития, предвидеть изменения в ладогармониче-ской организации произведения. На основе такого предвиде­ния строятся интонационно-гармонические гипотезы слушате­ля — вероятностные по своей природе. С помощью внутренних перцептивных действий, связан­ных с анализом, синтезом, прогнозированием, обобщением, слу­шатель превращает интонационно-гармонические гипотезы в целостное адекватное представление о процессуально развора­чивающейся музыкальной структуре. Существенный показатель степени адекватности музы­кального восприятия, по данным А. Г. Костюка, — качество слышания тематического строения произведения. У испытуе­мых с низким уровнем музыкальной культуры оценка темати­ческого содержания сводится лишь к его сопоставлению с по­пулярными песенными и танцевальными мотивами, к нахож­дению знакомых ритмоинтонаций. Слушатель не ориентирует­ся на тематические «зерна», их сопоставления, анализ носит очень приблизительный характер, поэтому возникает противо­речие между познавательными возможностями такого воспри­ятия и закономерностями образно-эмоционального развития в музыке. Испытуемые с низким уровнем культуры тяготеют к зрительным ассоциациям, угадыванию сюжетно-предметного содержания. При возрастании перцептивной культуры слуша­теля язык музыки, напротив, не требует дополнительного пе­ревода, фрагментарное восприятие превращается в восприятие структурно-целостное. Таким образом, сложность нельзя рассматривать изолиро­ванно от прошлого опыта воспринимающего субъекта: чем выше подготовленность слушателя до знакомства с музыкаль­ным произведением, тем оно оказывается более доступным для него.







Date: 2015-09-25; view: 399; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию