Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зависимость восприятия музыки от психических состояний и личностных особенностей слушателей ъ





Установка, будучи отражением готовности человека к восприя­тию и музыкальному переживанию, уже воплощает в себе оп­тимальное для конкретной музыкально-слуховой деятельности психическое состояние. Между тем палитра психических со­стояний человека чрезвычайно многообразна. Человек может находиться в отрицательных состояниях (подавленности, тревоги, фрустрации — см. об этом подробнее в IV главе), которые не только не благоприятствуют формиро­ванию установки, но и препятствуют этому. Более того, благодаря личностно-эмоциональной предрас­положенности у некоторых людей такие состояния являются доминирующими в течение определенного периода времени. Как совершенно справедливо отмечает А. Г. Костюк, мно­гие авторы, игнорируя личностный аспект проблемы музы­кального восприятия, «совершенно не занимаются психологи-

Музыкально-слуховая деятельность_________________145

Оческой диагностикой эмоциональных качеств слушателей, не дифференцируют испытуемых по степени их эмоциональной возбудимости, преобладанию тех или иных эмоциональных со­стояний» [159, с. 340]. Одной из задач нашего исследования было выявление ха­рактера взаимосвязи между степенью адекватности музыкаль­ного восприятия и психическими состояниями слушателей. Для диагностики психических состояний слушателей были использованы фрагменты методики А. Уэссмана и Д. Рикса [247, с. 197]. Испытуемые оценивали свое психическое состоя­ние до и после прослушивания музыки; пользуясь шкалами «спокойствие-тревожность», «энергичность-усталость», «припод­нятость-подавленность», они отмечали в нем те изменения, которые произошли под воздействием музыки. Учитывались и личностные особенности, которые выявлялись с помощью ме­тодик Г. Айзенка, Дж. Тейлор и др. Анализ полученных данных свидетельствует, что психи­ческие состояния испытуемых, предшествующие слушанию музыки, оказали существенное влияние на степень адекват­ности восприятия музыкальных эмоций и их динамики. По­казатели состояний «тревожности-спокойствия», «подавлен­ности-приподнятости» оказались статистически значимо свя­заны с адекватностью восприятия эмоций в музыке. Испы­туемые, находившиеся в подавленном, тревожном состоянии до эксперимента, слышали тревогу в миниатюрах «Размыш­ление», «Юмор», отчаяние — «Меланхолии», «Умилении», скорбь — в I ч. до-минорного ноктюрна Шопена. Напротив, слушатели, находящиеся в оптимальном психическом со­стоянии, адекватно воспринимали музыкальные эмоции в миниатюрах, оценивали I ч. ноктюрна как «размышление», «успокоенность», «умиление». Тревожность как состояние высоко коррелирует с тревожностью, как свойством личности и находится в обратной зависимости от показателей экстра­версии. Можно предположить, что лица с повышенной тре­вожностью и склонные с самоанализу более чувствительны к восприятию отрицательных эмоций в музыке. Данные эксперимента свидетельствуют также о неодно­значном влиянии, которое оказывает музыка на психические состояния слушателей. У 53,8% испытуемых после прослуши­вания ноктюрна Ф. Шопена психическое состояние измени­лось в положительную сторону, у 46,2% — в отрицательную. И в этом случае также выявилась связь качества воздействия

146______________________________Бочкарев А. Л.

музыки на психические состояния слушателей с их личност­ными особенностями (см. выше). Наблюдавшийся в эксперименте эффект воздействия музы­ки на психические состояния, а также влияние этих состояний на степень адекватности последующего восприятия «музы­кальных эмоций» можно объяснить явлениями ретроактивно­го и проактивного последствия. Ретроактивное (обратно на­правленное) последствие выражается в том, что эмоции, выз­ванные интонацией, звучащей в настоящий момент, влияют на состояния слушателей, связанные с предшествующими фраг­ментами произведения. Эти состояния усиливаются, если но­вая (доминирующая) эмоция одного знака с предшествующей и ослабляются в противоположном случае. Проактивное (вперед направленное) последствие — влияние эмоций, связанных с предшествующим фрагментом, на динамику последующего переживания слушателей. Ретроактивное и Проактивное по­следствие сказываются на степени адекватности восприятия и оценки музыкального материала. Так, «Размышление» в паре2 с «Умилением» адекватно оценило лишь 38,9% испытуемых, на фоне «Отчаяния» все испы­туемые неадекватно восприняли «Размышление» [61]. Анало­гичные явления, связанные с восприятием стиля, Н. Д. Тавхе-лидзе объясняет, используя концептуальный аппарат теории установки [285].







Date: 2015-09-25; view: 577; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию