Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Зависимость восприятия музыки от психических состояний и личностных особенностей слушателей ъ
Установка, будучи отражением готовности человека к восприятию и музыкальному переживанию, уже воплощает в себе оптимальное для конкретной музыкально-слуховой деятельности психическое состояние. Между тем палитра психических состояний человека чрезвычайно многообразна. Человек может находиться в отрицательных состояниях (подавленности, тревоги, фрустрации — см. об этом подробнее в IV главе), которые не только не благоприятствуют формированию установки, но и препятствуют этому. Более того, благодаря личностно-эмоциональной предрасположенности у некоторых людей такие состояния являются доминирующими в течение определенного периода времени. Как совершенно справедливо отмечает А. Г. Костюк, многие авторы, игнорируя личностный аспект проблемы музыкального восприятия, «совершенно не занимаются психологи- Музыкально-слуховая деятельность_________________145 Оческой диагностикой эмоциональных качеств слушателей, не дифференцируют испытуемых по степени их эмоциональной возбудимости, преобладанию тех или иных эмоциональных состояний» [159, с. 340]. Одной из задач нашего исследования было выявление характера взаимосвязи между степенью адекватности музыкального восприятия и психическими состояниями слушателей. Для диагностики психических состояний слушателей были использованы фрагменты методики А. Уэссмана и Д. Рикса [247, с. 197]. Испытуемые оценивали свое психическое состояние до и после прослушивания музыки; пользуясь шкалами «спокойствие-тревожность», «энергичность-усталость», «приподнятость-подавленность», они отмечали в нем те изменения, которые произошли под воздействием музыки. Учитывались и личностные особенности, которые выявлялись с помощью методик Г. Айзенка, Дж. Тейлор и др. Анализ полученных данных свидетельствует, что психические состояния испытуемых, предшествующие слушанию музыки, оказали существенное влияние на степень адекватности восприятия музыкальных эмоций и их динамики. Показатели состояний «тревожности-спокойствия», «подавленности-приподнятости» оказались статистически значимо связаны с адекватностью восприятия эмоций в музыке. Испытуемые, находившиеся в подавленном, тревожном состоянии до эксперимента, слышали тревогу в миниатюрах «Размышление», «Юмор», отчаяние — «Меланхолии», «Умилении», скорбь — в I ч. до-минорного ноктюрна Шопена. Напротив, слушатели, находящиеся в оптимальном психическом состоянии, адекватно воспринимали музыкальные эмоции в миниатюрах, оценивали I ч. ноктюрна как «размышление», «успокоенность», «умиление». Тревожность как состояние высоко коррелирует с тревожностью, как свойством личности и находится в обратной зависимости от показателей экстраверсии. Можно предположить, что лица с повышенной тревожностью и склонные с самоанализу более чувствительны к восприятию отрицательных эмоций в музыке. Данные эксперимента свидетельствуют также о неоднозначном влиянии, которое оказывает музыка на психические состояния слушателей. У 53,8% испытуемых после прослушивания ноктюрна Ф. Шопена психическое состояние изменилось в положительную сторону, у 46,2% — в отрицательную. И в этом случае также выявилась связь качества воздействия 146______________________________Бочкарев А. Л. музыки на психические состояния слушателей с их личностными особенностями (см. выше). Наблюдавшийся в эксперименте эффект воздействия музыки на психические состояния, а также влияние этих состояний на степень адекватности последующего восприятия «музыкальных эмоций» можно объяснить явлениями ретроактивного и проактивного последствия. Ретроактивное (обратно направленное) последствие выражается в том, что эмоции, вызванные интонацией, звучащей в настоящий момент, влияют на состояния слушателей, связанные с предшествующими фрагментами произведения. Эти состояния усиливаются, если новая (доминирующая) эмоция одного знака с предшествующей и ослабляются в противоположном случае. Проактивное (вперед направленное) последствие — влияние эмоций, связанных с предшествующим фрагментом, на динамику последующего переживания слушателей. Ретроактивное и Проактивное последствие сказываются на степени адекватности восприятия и оценки музыкального материала. Так, «Размышление» в паре2 с «Умилением» адекватно оценило лишь 38,9% испытуемых, на фоне «Отчаяния» все испытуемые неадекватно восприняли «Размышление» [61]. Аналогичные явления, связанные с восприятием стиля, Н. Д. Тавхе-лидзе объясняет, используя концептуальный аппарат теории установки [285]. Date: 2015-09-25; view: 577; Нарушение авторских прав |