Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Избирательность и предметность
Музыка является одним из очень информативных искусств, которое может предъявлять человеку огромное количество слуховых стимулов в единицу времени. Лишь некоторая часть музыкальной информации отчетливо воспринимается и осознается человеком при первом прослушивании музыки. Свойство восприятия, обеспечивающее выделение отдельных частей и сторон воспринимающего предмета, называется избирательностью. Избирательность восприятия связана с объемом внимания и зависит от установок, опыта человека, уровня его подготовленности. Избирательность в значительной степени детерминирована мотивационными факторами. Именно музыкальная потребность и отношение человека к музыке определяет направленность музыкально-слуховой деятельности и создает соответствующую установку уже в докоммуникативной фазе восприятия. Музыкально-слуховая деятельность__________________109 Так, малоподготовленный слушатель, пришедший на концерт с целью знакомства с современной музыкой, обратит внимание в первую очередь на неизвестное и непривычное для него в произведении, его привлекут контрасты и кульминации, «маршрут» его восприятия будет более образно-эмоциональным, чем аналитико-рассудочным. Напротив, музыковед-исследователь или музыкальный критик, хорошо знакомый с сочинением, станет следить за развертыванием формы-процесса или будет оценивать интерпретацию для того, чтобы высказать о ней свое мнение в печати. Наконец, профессионала-исполнителя, слушающего игру коллеги, интерпретация может привлечь с узкотехнологической точки зрения — с позиции оценки техники, экономии движений, особенностей туше, характера педализации и даже аппликатурных принципов. По-разному композитор воспринимает и переживает собственную и чужую музыку, собственную музыку в момент ее создания и по окончании творческого процесса. В процессе сочинения музыки восприятие выполняет функции пробы, корректировки, после завершения работы над произведением доминирующими становятся функции оценки и переоценки [207]. Благодаря избирательности поле восприятия длится на предмет и фон. Предмет — это фокус, ядро воспринимаемого, фон — это окружение предмета. Человек всегда выделяет предмет из фона, избирательность прежде всего проявляется по отношению к предмету. Многие психологи рассматривают предметность как самостоятельное свойство, хотя предметность есть в какой-то степени проявление избирательности восприятия. По тому, как часто человек переключает свое внимание от предмета к фону, судят о его типологических особенностях высшей нервной деятельности. Выделение предмета из фона зависит не только от внутренних факторов, связанных с развитием культуры восприятия или подвижности протекания нервных процессов у человека. Существенную роль играет сама структурная организация воспринимаемого. Отношения между предметом и фоном могут способствовать или препятствовать быстроте слуховой ориентации, выделению главного в музыке. Предмет и фон могут быть очень контрастными — в таком случае от слушателя не требуется никаких специальных перцептивных действий по дифференцировке предмета от фона. Напротив, в случае динамического превращения предмета в фон, их слияния или отсутствия одного из них, слушатель должен напряженно следить за развитием музыкальной мысли. 110______________________________Бочкарев А. Л. Так, в «Болеро» Равеля мелодия, сразу привлекающая непроизвольное внимание слушателей и являющаяся самостоятельным компонентом музыкальной фактуры (предметом) на фоне аккордного сопровождения (фона), затем перерастает в аккордовую массу и сливается с фоном, ориентируя слушателей на интегрированное восприятие целого [204, с. 65]. Если в произведениях гомофонного склада, тема, будучи предметом, выделена отчетливо, не утруждая внимание слушателя задачей дифференцировки, то в полифонических произведениях предмет складывается из совокупности поочередно главенствующих линий. М. Старчеус назвала ведущий тематический голос полифонии «совокупным тематическим процессом». Диалогическая ведущая линия в полифонии не отмечена в нотном тексте. Она вырисовывается в поле восприятия слушателя с помощью усилий, умений и мастерства исполнителя. И в гомофонной фактуре ведущий мелодию тематический процесс представляется в виде своеобразного диалога темброво-контрастирующих инструментов [281]. Предмет или фон могут иногда совсем отсутствовать. Так, общие формы движения лишены предмета, напротив, сольные каденции в инструментальных концертах лишены фона. Закономерности взаимодействия предмета и фона интенсивно изучались представителями гештальтпсихологии. Date: 2015-09-25; view: 409; Нарушение авторских прав |