Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Избирательная система Республики Казахстан





В Республике Казахстан в соответствии с Конституцией 1995г. и Законом о выборах была принята мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. 7 октября 1998г. Парламентом РК были внесены изменения и дополнения в Конституцию РК, которые, среди прочего увеличили численность депутатов Мажилиса и изменили порядок их избрания. Вследствие этих изменений численность депутатов Мажилиса составила 77 человек. Из них 67 избирались по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления и с примерно равной численностью избирателей. 10 депутатов избирались по системе пропорционального представительства на основе партийных списков с образо­ванием единого общенационального избирательного округа. Выборы в Мажилис по новым правилам впервые состоялись осенью 1999г.

21 мая 2007г. были внесены новые изменения в Конституцию РК, в соответствии с которыми численность Мажилиса Парламента РК была увеличена до 107 депутатов. При этом Конституция РК определила, что 98 депутатов Мажилиса избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. В соответствие с Конституцией был приведен Конституционный закон о выборах в РК, который установил переход к избранию 98 депутатов Мажилиса по пропорциональной избирательной системе по единому общенациональному округу.

При выборе Президента РК применяется мажоритарная система абсолютного большинства.

Особый порядок Конституцией РК определен для формирования Сената. Если депутаты Мажилиса избираются на основе всеобщих и прямых выборов, то депутаты Сената – на основе косвенных выборов. Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы. Кроме того, пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом РК.

Помимо выборов существуют и другие формы политического участия. Наиболее значимыми и распространенными среди них являются референдумы и плебисциты.

Референдум – это институт прямой демократии, означающий всенародное голосование по каким-либо вопросам государственной жизни: изменение государственно-политического устройства, поправки в конституцию, законы страны, вопросы присоединения к межгосударственному союзу, вступления в международную организацию либо выхода из нее.

70.Политический процесс: понятие и структура.

Под политическим процессом понимается динамическое измерение политической жизни, заключающееся в воспроизводстве компонентов политической системы общества, а также в изменении ее состояния; политическая активность политических субъектов, связанная с борьбой за власть и оказанием влияния на властные структуры. В политической науке, как правило, рассматривают процессы на макро- и микроуровнях. Макроуровень связан с воспроизводством политической системы, осуществляющейся под влиянием действующих на нее факторов. На микроуровне под политическим процессом понимается совокупность субпроцессов, как некая равнодействующая акций (действий) различных социальных и политических субъектов. Политический процесс выступает как результат воздействия групп интересов на органы власти, что приводит к принятию решений, влияющих на состояние общества.

Структуру политического процесса некоторые исследователи определяют как совокупность взаимодействий между акторами, а также их логическую последовательность.Другие к структуре относят следующие элементы: субъекты, объекты, а также средства, методы, ресурсы.

Субъекты, временные и пространственные единицы измерения, факторы, влияющие на политические изменения, нормы, регулирующие отношения между участниками, называют параметрами политического процесса. Исход политического процесса зависит от совокупности факторов, как внутренних по отношению к нему, так и внешних. К внутренним факторам относятся характеристика субъектов, распределение властных ресурсов, логика политического процесса. Внешние факторы - это социально-экономические, социокультурные условия, которые образуют среду, а также ее воздействие, представляющее собой внешние для данного политического процесса обстоятельства (правила политической игры, внешние политические события и др.). Несогласованность элементов политического процесса может привести к непредвиденным результатам.

Основными субъектами или акторами политического процесса выступают политические институты, основные из которых – государство и гражданское общество, а также политические партии, общественные организации, группы по интересам, отдельные граждане. Из многочисленных акций (действий) и интеракций (взаимодействий) различных акторов складывается общий ход и результаты макропроцесса, который в свою очередь состоит из микропроцессов или субпроцессов. Деятельность политических акторов характеризуется следующими показателями: потенциалом, видом действий, способами взаимодействий.

Потенциал зависит от их состава (индивидуальные или групповые), степени организованности, мобилизованности субъекта, объема его ресурсов.

Вид действий зависит от средств, форм и методов политической борьбы: парламентские формы, связанные с работой органов представительной власти, или митинг; насильственные или ненасильственные виды политической активности; официальные и неофициальные воздействия субъектов по поводу доступа к ресурсам и рычагам власти.

Способы взаимодействий определяются типами отношений между акторами. Имеются различные варианты политических взаимодействий: конфронтация, нейтралитет, компромисс, союз, консенсус. В основе данного деления лежит принцип соотношения социальных интересов и политических позиций вступающих в контакт субъектов.

К ресурсам могут быть отнесены знание, наука, технические и финансовые средства, идеология, настроения масс, общественное мнение и т.д. В качестве объекта политического процесса выступает, как правило, общество, состоящее из различных классов и социальных групп, а также индивидов. К средствам можно отнести как ненасильственные, связанные с коммуникативными действиями, так и средства государственного давления. Методом осуществления власти является политический режим, который определяет форму политического процесса (демократическую или авторитарную).

В структуру политического процесса включаются также политические отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления, которые, а также политическое поведение, включающее политическую деятельность и политическое участие.

 

 

71. Виды политических процессов Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические целиОсновные виды политических процессов: – формирование органов политической системы (институтов) –

Стабильный политический процесс. Нестабильный политический процесс С точки зрения организации политической власти различаются две основные разновидности политических процессов: демократические и недемократические.

72. Политический процесс и политическая модернизация.

Политического процесс - совокупность действий по обеспечению формирования, изменения, преобразования и функционирования политической системы.

Политическое развитие является показателем жизнеспособности любой политической системы. Проблемы же политического развития страны в переходных условиях наиболее полно описываются теорией модернизации, которая представляет собой совокупность различных схем и моделей анализа, раскрывающих динамику преодоления отсталости традиционных государств. Первоначально модернизация понималась как последовательное движение по пути «догоняющего развития», выражающего зависимость осуществляемых в странах реформ от образцов – стран, уже совершивших такой переход. Главным модернизирующим фактором признавался капитал, способный, якобы, транслировать социальные технологии, демократические ценности и т.д.

В настоящее время связь между модернизацией и развитием пере­сматривается: первая стала рассматриваться не как условие второго, а как его функция. В этом смысле политическая модернизация означает определенную направленность политических изменений (тип осовременивания), в основе которых лежит конфликт между национальными политическими культурами и общецивилизационными ценностями. Признание приоритета универсальных норм и требований модернизации, таких как товарно-денежные регуляторы экономики, увеличение затрат на образование, науку, формирование открытой социальной структуры с неограниченной мобильностью населения и др., не может быть основанием для навязывания некоей «обязательной» программы для всех стран. Универсальны лишь цели, а не средства, характер модернизации.

Среди целей политической модернизации на первый план выдвигается задача рационализации власти, т.е. обеспечения действия принципа верховенства закона в рамках всего национального государства.

 

73. Политическое поведение: понятие, виды

Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных, общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

Политическое участие – это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

К политическому участию относятся действия по делегированию полномочий (электоральное поведение), активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях, посещение митингов и участие в демонстрациях, участие в деятельности партий и групп интересов.

Наиболее подробную классификацию типов политического участия предложил английский ученый А. Марш. К политическому участию ортодоксального типа он относит действия, обеспечивающие устойчивое функционирование политической системы, а также требования, предъявляемые к ней в законных формах. Действия, несанкционированные законом или направленные против политической системы (протестное поведение) он квалифицирует как политическое участие неортодоксального типа. Политическими преступлениями А. Марш считает политическую деятельность с использованием нелегитимного насилия.

Сходную позицию занимает У. Милбрайт (США), подразделяющий политическое участие на конвенциональное (легальное и регулируемое законом) и неконвенциональное (незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям).

К первому типу он относит голосование, участие в работе партий в избирательных кампаниях, участие в политической жизни общества, контакты с официальными лицами. Ко второму – участие в демонстрациях, бунты, решительные протесты против безнравственных действий власти, участие в митингах протеста, отказ повиноваться несправедливым законам и политическим решениям. Неконвенциональное участие осуществляется в ненасильственных активных формах (демонстрации, пикеты, митинги и т.п.) и насильственных формах (терроризм, бунт и т.п.).

Среди форм политического поведения и участия определенное место занимают протестные формы. Политический протест – это открытая демонстрация негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым решениям.

К протестным формам поведения относят митинги, демонстрации, шествия, забастовки, пикетирования, массовые и групповые насильственные акции. Наиболее распространенной, объясняющей причины и механизмы протестного поведения, является концепция депривации.

 

74. Политическое сознание: понятие, функции

Под политическим сознанием понимаются многообразные проявления человеческой духовности, отражающие деятельность механизмов политической власти и направляющие поведение людей в сфере политических отношений. Т.е. политическое сознание – это субъективный образ определенного среза объективной реальности.

В политическом сознании выделяют два уровня, организации его компонентов: концептуальный и обыденный. На концептуальном уровне политическое сознание функционирует в виде политических теорий, доктрин, программ, учений и т.д. Для обыденного уровня характерны обобщенные представления о политике, традициях, нормах политического поведения, распространенные в данном обществе. Таким образом, в политическом сознании теоретические взгляды, сформулированные политическими деятелями, и массовое сознание граждан, осмысливающее проблемы политики, переплетаются в единый духовный комплекс, осуществляющий целостное воспроизведение политической жизни.

Политическое сознание как система ценностей, взглядов, установок выполняет следующие функции: осознание социальных интересов групп, сопоставление последних с запросами других групп субъектов, осмысление принципов взаимодействия субъектов с институтами власти и мобилизация людей на решение общественно-государственных дел.

(Политическое сознание как неинсти­туциональный элемент политики выполняет три важнейших функции:

когнитивную (т.е. функцию отражения потребности общества в по­стоянном обновлении знаний для выполнения и модификации фун­кций политических субъектов); коммуникативную (т.е. функцию обес­печения осознанного взаимодействия субъектов между собой и с институтами власти); идейную (т.е. функцию осознания заинтересо­ванности субъектов в обретении и популяризации собственного ви­дения политического мира).

Степень полноты и характер реализации этих функций могут су­щественно меняться в зависимости от характера политических процессов.

 

75. Политическая культура: понятие, структура

Термин «политическая культура» впервые появился в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя И. Гердера. Сама же теория политической культуры сформировалась значительно позже, в конце 50-х - начале 60-х гг. XX столетия.

Политическая культура представляет собой сложное многоуровневое явление, через которое отражается механизм формирования целенаправленного политического действия. Она служит каналом взаимодействия личности и политической власти. Ее основное назначение – присоединение людей к политической системе и политической деятельности.

Важнейшим элементом политической культуры являются политические знания и представления, формирующие систему ценностей. С содержательной точки зрения в политической культуре различают следующие уровни ценностей, влияющие на формы и разновидности политического поведения субъектов: ценности и ориентиры общекультурного характера, предопределяющие выбор человека в зависимости от его отношения к обществу, природе, религии; общегражданские представления, заданные отношением человека к власти как центру господства и принуждения; ценностные воззрения, сложившиеся по отношению к специфическим политическим явлениям и отношениям власти.

Ценности – мотивационный базис политической культуры. Их деградация или истощение оборачиваются разрушением политической культуры, а потеря переживается как личная трагедия, крушение привычного и дорогого круга факторов, определяющих границы и принципы бытия.

Другим компонентом политической культуры является совокупность правил и норм поведения, принятых в данной политической общности и регулирующих отношения в ней. Среди норм, предписывающих определенный тип политического поведения выделяют нормы-обычаи (неписаные, традиционные правила отношений между чиновниками, между представителем власти и гражданином) и нормы – предписания (специально установленные, писанные правила, регламентирующие политические отношения: договоры, уставы, программы, регламенты и т.д.). Ведущая роль в политике, как правило, принадлежит нормам-предписаниям.

Date: 2015-09-22; view: 656; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию