Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применение принципов государственного управления





Как можно сделать вывод из сказанного выше, выявление и опи­сание принципов государственного управления представляет собой сложную интеллектуальную проблему. Но не меньшие трудности лежат и на пути применения принципов в практике государствен­ного управления. Прежде всего надо считаться с тем, что законо­мерности, отношения и взаимосвязи, отражаемые посредством по­нятия принципов, являются по своей природе общественными (со­циальными). Реально в жизни они действуют преимущественно как тенденция, как объективная предпосылка, возможность, спо­собность, которые для своего действительного воплощения требу­ют активной, целенаправленной и организованной деятельности. В известной мере принципы — это открытые явления.

Рациональное и действенное применение принципов государ­ственного управления предусматривает поэтому достижение опре­деленного единства, согласованности, надежной связи между объек­тивной закономерностью, отношением и взаимосвязью государ­ственного управления, познанной и закрепленной принципом, и конкретной деятельностью субъективного фактора, главным об­разом, органов государственной власти и местного самоуправле­ния. В идеальном варианте возможно и достижимо совпадение, тождество управленческой деятельности и направления, содер­жания и возможностей принципов государственного управле­ния.

Но оно осуществимо при соблюдении по крайней мере следую­щих предпосылок:

- во-первых, при постоянном и глубоком исследовании законо­мерностей, отношений и взаимосвязей государственного управле­ния, их содержания, требований к субъективной деятельности, проявлений в изменяющихся общественных обстоятельствах;

- во-вторых, при существовании и непрерывном улучшении ме­ханизма применения принципов государственного управления, что предполагает единство теории и практики управления, отлаженность процесса совершенствования государственного управления;

- в-третьих, при наличии системы стимулов, гарантий и защит­ных средств, обеспечивающих практическую реализацию принци­пов государственного управления, что непосредственно связано с их нормативным закреплением.

С этой точки зрения следует отметить в качестве позитивного тот факт, что в Конституции Российской Федерации 1993 г. уделено существенное внимание закреплению целого ряда принципов госу­дарственного управления. Об этом говорится в ч. 1 ст. 3 (о демокра­тизме), ч. 3 ст. 5 (о принципах федеративного устройства), ст. 10 (о разделении государственной власти), ст. 15 (о конституционном регулировании), ч. 2 ст. 77 (о единой системе исполнительной влас­ти) и др. Сформированы определенные правовые основы использо­вания принципов государственного управления в управленческой практике. Но только основы, которые нельзя как недооценивать, так и переоценивать. Необходимо дальнейшее законодательное «развертывание» данных принципов государственного управле­ния, а также последующее их использование в конкретных управ­ленческих решениях и действиях.

Главное здесь — понимание диалектичности принципов государ­ственного управления. Развиваются отражаемые ими явления, и количественный рост одних их сторон приводит к качественным преобразованиям других. Источником такого развития выступают внутренние и внешние (системные) противоречия. В процессах развития происходит отрицание одних сторон, проявлений принципов становление других. Все это, разумеется, влияет на характер и результаты применения принципов государственного управления, требует толкования принципов применительно к конкретным ситуациям. Кроме того, при различных общественных и управлен­ческих обстоятельствах под влиянием многообразных управлен­ческих факторов один и тот же принцип государственного управле­ния проявляется по-разному. Поэтому нельзя применять принцип государственного управления абстрактно, вообще, каждый раз тре­буется учет своеобразия места и времени протекания соответствую­щего управленческого процесса.

Зависимость роли принципов государственного управления от знаний, умения и действий субъективного фактора обусловливает организацию со стороны государственных органов целенаправлен­ной работы по поиску средств, создающих реальные предпосылки для правильного и полного выражения заложенных в каждом принципе его регулирующих возможностей. С помощью таких средств и испытания практикой важно находить оптимальную ре­зультирующую сложного, подчас противоречивого взаимодей­ствия различных сторон и проявлений конкретного принципа госу­дарственного управления. Не надо только думать, что достаточно взять тот или иной принцип, «приложить» его к определенной управленческой проблеме — и проблема решена. Без кропотливой аналитической работы — увы! — здесь ничего не получится.


Принципы государственного управления взаимосвязаны между собой. И для практики управления весьма актуально знание того, каков же конечный результат их совокупного применения, ведь применение одного принципа, взятого изолированно, существенно отличается от его применения во взаимосвязи с другими принципа­ми. Но это, так сказать, один аспект взаимосвязи принципов госу­дарственного управления, указывающий на зависимость каждого отдельного принципа от других. Другой аспект заключается в том, что в социальной реальности все принципы используются одновре­менно и необходимо целостное представление об их применении, Принципы государственного управления применяются в рамках их системы и как система.

Между тем история развития государственного управления и проводимых в нем преобразований (реформ) свидетельствует, что о системности применения принципов государственного управле­ния часто забывают и пытаются делать те или иные управленче­ские «дела» на основе использования одного - двух принципов. Иногда принцип демократизма государственного управления дово­дят до такой степени, что демократия превращается в охлократию и общество становится неуправляемым, а принцип федерализма интерпретируют таким образом, что разрушается целостность госу­дарственного управления. Известно, что и принцип законности может применяться избирательно, мол, законность для кого-то, но не для меня. Подобные негативные явления наблюдаются при приме­нении практически каждого принципа государственного управле­ния. Все еще силен у нас субъективистский произвол, при котором (стремление к овладению и удержанию власти превалирует над стремлением достичь надлежащего государственного управления общественными процессами.

Значит, для рационального использования принципов государ­ственного управления необходимо комплексное знание: а) единич­ного проявления каждого принципа государственного управления; б) специфического проявления отдельных групп принципов госу­дарственного управления; в) общего (совокупного) проявления це­лостной системы принципов государственного управления.

Для решения данной проблемы актуально также развитие прак­тических навыков у государственных служащих и особенно у должностных лиц руководящего состава. Надо постоянно соизме­рять свои поступки и действия с соответствующими принципами государственного управления, в свете их требований принимать и исполнять управленческие решения. При изучении деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправ­ления, их проверках и заслушивании отчетов следует обнаружи­вать и оценивать меру реального освоения ими закономерностей, отношений и взаимосвязей находящихся в их ведении управлен­ческих процессов.

И в завершение несколько слов об эффективности применения принципов государственного управления. Имея источником объек­тивные закономерности, отношения и взаимосвязи, принципы государственного управления реализуются благодаря и посред­ством субъективной деятельности, главным образом деятельно­сти органов государственной власти и местного самоуправления.

та объективно-субъективная зависимость позволяет выявлять и оценивать степень освоения объективных закономерностей, отношений и взаимосвязей и использования их в общественной прак­тике.

Чем более организация и функционирование компонентов субъ­екта государственного управления соответствуют требованиям сис­темы принципов, тем социально эффективнее будут результаты го­сударственного управления. Поэтому критерием эффективности применения принципов государственного управления является прежде всего достижение системности государственного управле­ния, а посредством ее — гармоничности и комплексности общест­венной жизни в целом и ее отдельных сфер и областей. Проблема принципов государственного управления еще раз подтверждает од­ну и ту же посылку: все находится в руках людей, зависит от их ра­зума и, главное, его организованного приложения к какому-либо делу.

 

Вопросы для размышления и дискуссии

1. Раскройте смысл понятия «принцип государственного управ­ления».

2. Что такое основания систематизации принципов государствен­ного управления?

3. Назовите общесистемные принципы государственного управ­ления.

4. Какие виды структурных принципов вы знаете?

5. В чем суть проблемы применения принципов государственного
управления?

 







Date: 2015-09-25; view: 428; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию