Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Шаги к пониманию
Приведенные выше вопросы в какой-то мере затрагивают нечто "таинственное" не только потому, что указанные ранее характеристики материи права никак не вяжутся с основным ее массивом. Ведь и само "появление на свет" позитивного права во многом обусловлено указанными ранее "императивами цивилизации", требующими твердости, строгой определенности и гарантированности (окончательности, суверенности) решения жизненных ситуаций, возникающих в новых, цивилизационных условиях. Кроме того, нельзя упускать из поля зрения и то обстоятельство, что практическая жизнь в области права – императивные решения судейской власти, юридические обязанности, возложение запретов, всякого рода формалистические сложности и все другое, обычно соотносимое с "юридической материей", – явления сугубо деловые, практические – проза жизни. Все это, действительно, крайне необходимо для твердых решений конфликтов, строгой определенности складывающимся отношениям, их гарантированности – всему тому, что вытекает из упомянутых ранее "императивов цивилизации". А тут вдруг "на тебе" – свобода человека, его самостоятельность, активность, к которым "устремлена" по своей особой логике эта же самая правовая материя! И существуют, кроме выводов и предположений аналитического порядка (наверное, далеко не во всем бесспорные), безупречные, исторически достоверные фактические подтверждения указанной особенности юридической материи. Это – юридические системы Древнего Рима и Англии. Ведь это только в "золотые века" римской юриспруденции, во II—III вв. н. э., в сочинениях и сентенциях выдающихся римских правоведов-классиков нормы и принципы римского частного права стали связывать со свободой людей, другими высокими духовными ценностями. Утверждать, в частности, то, что "Ье§ит зепл еззе йеЪетш, 1Й ИЬеп еззе роззтгиз" (нужно подчиняться законам, чтобы быть свободным), или, что ".Тиз ез1 агз Ъош е1 ае^и^" (право – это искусство добра и справедливости). А до того чуть ли тысячелетие, да и позже и во время формулирования такого рода сентенций вся римская юриспруденция сплошь представляла собой бытовую и деловую прозу – споры по имуществу и сделкам, судебные прецеденты по различным категориям юридических дел, обычаи, законодательные сенатские установления и преторские эдикты по отдельным вопросам и так далее. По сути дела – одна житейская и официальная практика, юридическая конкретика и казуистика, к тому же по большей части жестко заформализованная, причем до такой степени, что формуляры и иски, содержащиеся в них юридические конструкции, заслоняли реальную правовую жизнь и деловую практику (по одной из древнеримских сентенций – Риоо! поп ез! т ас(лз, поп ез! ш типйо – чего нет в документах, того нет на свете). И надо же, именно эта многовековая, сугубо прозаическая юридическая конкретика – именно она и ничего более – стала основанием для приведенных выше и иных суждений правоведов, связывающих право со свободой человека, добром и справедливостью! И ведь то же самое, притом, пожалуй, в еще более впечатляющем виде, произошло чуть ли не тысячелетие спустя, в Англии – процесс, который, начавшись в глубоком средневековье, завершился ныне формированием развитой юридической системы, отвечающей потребностям современного развитого гражданского общества Великобритании. И там вплоть до нынешнего времени действующая юридическая система – это в основном сплошная "юридическая проза", юридические дела и судебные прецеденты, относящиеся к собственности, наследованию, контрактам, спорам о качестве вещей и услуг, юридической ответственности за деликты, ко всевозможным юридическим конструкциям. Причем в Англии не только нет конституции в современном ее понимании, но и многих других законов, с которыми обычно связывают демократическое развитие Великобритании (существующие законоположения подобного рода относятся в основном к проблемам публичного права, в немалой мере – средневекового прошлого, касаются пределов власти короля и не формулируют сколько-нибудь общих начал о правах личности, ценностях и принципах демократического права). Определяющие же юридические начала демократического права по большей части оказались в конечном итоге принципами и идеями, заложенными в действующих юридических реалиях, сформировавшимися и утвердившимися в судебной практике, в системе судебных прецедентов (получившей название "общего права"). Да притом – принципами и идеями, дающими о себе знать с такой последовательностью и юридической определенностью, что, по убеждению многих английских правоведов, эти юридические начала "работают" ничуть не хуже, а в чем-то конкретней и надежней, чем общие формулировки законов. Потому-то, по убеждению ряда специалистов, и нет крайней нужды в их специальном законодательном формулировании, в разработке и принятии в этих целях специального документа высшей юридической значимости, без которого, по мнению многих людей, нет действительной демократии – Конституции. Но приведенные исторические данные – это не только надежные, на мой взгляд, безупречно точные.свидетельства того, что в самой реальной правовой материи действительно заложены высокие общечеловеческие начала (что, помимо всего иного, предопределяет исключительную специфику правовых понятий, входящих в со держание материи права). Не менее важны эти данные и для понимания того существенного обстоятельства, что именно в праве свобода людей получает реальный и обеспеченный характер и плюс к тому еще, сообразно своей неотделимости от "собственного" содержания права, его структуры обретает такие особенности, когда она: во-первых, существует в виде субъективных прав и, значит, всегда в строго определенных границах ("мере"), что позволяет отсечь от свободы и активности человека их крайние, негативные проявления, в первую очередь такие как произвол, своеволие] во-вторых, выражается в четкой юридической материи, в ее структурах, юридических конструкциях, которые позволяют не только делать свободу человека реальной, но и на практике переключить свободу (произвол) людей в деловую активность, в творческое созидательное дело. Насколько эти особенности "свободы в праве" имеют принципиально существенное значение для жизни людей, во многом очевидно. И не исключено, что именно сейчас внимательный читатель увидит в указанных особенностях "свободы в праве" решающий пункт в понимании того, что определяет миссию права в судьбе, в будущем человечества1. 3. "Второй" план – значительные социальные ценности Отмеченные в предшествующем изложении характеристики права, при всей их немалой, порой возвышенной авторской оценке, – все же не более чем факт и возможность. Факт, что элементы правовой материи "стягиваются" к субъективным правам. Возможность – того, что с этим фактом связана "свобода в праве" и отсюда – оптимистическая перспектива в развитии права, его существенная роль в прогрессивном общественном развитии, в его судьбе. Конечно, нельзя упускать из поля зрения и того, что отмеченные "факт" и "возможность" по своим потенциям таковы, что они могут быть использованы в негативных целях, сопряжены с явлениями социального регресса, поставлены на службу реакционным силам и целям. Ведь, что ни говори, диктаторские полномочия авторитарного правителя могут быть сконструированы таким образом, что они имеют вполне "законный" характер и в этом отношении согласуются с центральным положением в правовой структуре субъективных прав. Точно так же (как свидетельствует опыт приватизации в России в 1992—1996 гг.) определенный круг правомочий при неразвитой юридической системе может стать звеном в процессах, приводящих к формированию посткоммунистической олигархической социальной системы. Тем не менее особенности правовой материи, да и общеизвестные исторические данные свидетельствуют о том, что по самой своей природе право "настроено" на прогрессивное развитие – оптимистическую перспективу, отвечающую общим тенденциям развития человеческого сообщества. Более того, тут есть и более впечатляющие свидетельства. Обстоятельный анализ наиболее совершенных юридических структур, юридических конструкций показывает, что в них существует как бы "второй" план – они выражают передовые идеи, характеризующие значительные социальные ценности. И что в высшей степени знаменательно – эти передовые идеи и значительные социальные ценности не являются результатом намеренного, заранее рассчитанного включения в ткань правовой материи, а являются результатом спонтанного, "само собой идущего" развития, отражающего, как можно предположить, глубинные социальные процессы и вместе с тем раскрывающие принципиальные особенности самой материи права. Вот несколько иллюстраций на этот счет. Ранее уже говорилось о том, что одной из отработанных юридических конструкций, сложившихся еще в античности, в римском частном праве, и демонстрирующей свою жизненность и эффективность до сих пор, является так называемая виндикация – истребование имущества "невладеющим собственником" (по терминологии, принятой в юриспруденции) у "владеющего несобственника" – юридическая конструкция, при помощи которой собственник может восстановить свое право даже по отношению к "третьему лицу". Например, по отношению к лицу, купившему, допустим, украденную или утерянную вещь. Почему утвердился такого рода порядок? Только ли потому, что защищается право собственника? Но ведь и "третье лицо", покупатель, – тоже собственник, вещь приобретена в соответствии с действующими юридическими нормами, на законном основании. Так почему же тем не менее в ряде случаев предпочтение отдается "первому" собственнику? В специальной юридической литературе основания порядка виндикации стали уже в наше время предметом обстоятельных исследований. И когда в качестве исходного пункта в таких исследованиях было взято то обстоятельство, что виндикационный иск удовлетворяемое в зависимости от того, выбыла ли вещь из обладания собственника по его воле или вне его воли, стали постепенно выясняться глубокие разумные, духовные, поистине утонченные философские основания рассматриваемого порядка: начала доверия между людьми, риска и ответственности, связанных с таким доверием. Но вот что удивительно – такого рода основания, их духовная, гуманитарная суть, раскрываются только сейчас, в результате современной исследовательской работы. Сам же порядок виндикационной защиты права собственности сложился – к тому же тысячелетия тому назад – в практической жизни, в сложных жизненных ситуациях, отборе вариантов их решения. Именно – в практической жизни, без каких-либо специальных предварительных разработок философских тонкостей того или иного варианта, их целенаправленного включения в данную юридическую конструкцию. Значит, неизбежен вывод, правовая материя (именно "материя" в развитых формах – юридических конструкциях, иных развитых структурах) является носителем рациональных, интеллектуальных начал, утвердившихся непосредственно в практической жизни. Такой же вывод следует при углубленном анализе других выработанных на практике, отработанных юридических конструкций. Например, ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности – конструкции, также ранее уже упомянутой. Ведь те серьезные рациональные основания существующей в этом случае "ответственности без вины" (да к тому же не непосредственного причинителя вреда, а "владельца источника"), о которых говорилось в предшествующем изложении, раскрываются наукой только в настоящее время. Сам же порядок такого варианта имущественной ответственности также сложился на практике, причем – не сразу, главным образом в ходе решения юридических дел, осмысления практики, но во всяком случае – без какого-либо предварительного проникновения в сложные философские проблемы, которые раскрываются только сейчас. Еще один пример, пожалуй, в чем-то, рискну сказать, фантастический, когда, казалось бы, сугубо техническая конструкция, известная в юриспруденции с давних времен, касается гуманитарных ценностей, получающих признание только в самые последние годы. Речь идет о конструкции "владельческая защита", также утвердившейся со времен античности в практике юриспруденции. Суть этой своеобразной (даже, казалось бы, "нелогичной") конструкции – в том, что фактический владелец вещи, независимо от того, есть ли у него или нет основания на такое владение, и даже при серьезных сомнениях на этот счет, имеет в более или менее развитой юридической системе право на защиту своего владения, в том числе и в отношении законного собственника. Какова причина такого порядка? В этом уже ряд десятилетий разбирается юридическая наука. Быть может, это просто защита, так сказать, промежуточного порядка до окончательного решения суда? "Неизбежное зло", как полагал знаменитый немецкий юрист Р. Иеринг, в отношении "владельцев неправомерных"? Какое-то иное чисто прагматическое или социальное основание? Только в XX веке стала обнаруживаться глубокая гуманитарная суть рассматриваемой юридической конструкции (которая по-настоящему, как это ни парадоксально, может понято, пожалуй, только сейчас, в наши дни). Вот что сказал наш отечественный правовед И. А. Покровский по этому вопросу: "...Для частных лиц фактическое господство владельца должно быть неприкосновенным; этого (внимание! – С. А.) требует растущее уважение к человеческой личности, этого требует истинно культурный строй отношений между людьми". И далее: "Поэтому, если для Иеринга защита владельцев неправомерных является лишь неизбежным злом... то нам она кажется, напротив, кульминационным пунктом основной идеи. Именно по отношению к этим владельцам принцип уважения к человеческой личности подвергается наибольшему искушению, и потому охрана даже этих владельцев является его наивысшим торжеством". А вот завершающий вывод: "Как бы то ни было, но во всяком случае ясно одно: в институте защиты владения дело идет не о собственности и вообще не о таком или ином имущественном праве, а о начале более высоком и идеальном – о насаждении уважения к человеческой личности как таковой"1.
Самое же поразительное, что конструкция "владельческая защита" – это, как принято считать, всего лишь заскорузлая юридико-техническая "деталь", некие формалистические изыски, элемент схоластики (надо же! – предоставлять какому-то "фактическому владельцу" защиту даже против "законного собственника"), да плюс к тому сложившаяся в исторических условиях прежних эпох, когда высокие гуманные идеалы, "обнаруженные" только в XX веке, даже в передовых философских разработках прошлого в лучшем случае только намечались. Подобные "прорывы в будущее" касаются и юридических разработок современности1. Не менее примечательно то, что даже, казалось бы, весьма абстрактные юридические конструкции содержат значительное интеллектуальное богатство, а отсюда – существенные резервы (нередко – не имеющие альтернативы, уникальные), позволяющие решать сложные демократические и гуманитарные проблемы современности. Так, оказывается, что конструкция "общий принцип с исключением" – и это уже во многом реализовалось в документах о правах человека – представляет собой, по сути, единственную правовую форму, обеспечивающую перевод на язык права основных гуманитарных ценностей и идеалов. Конструкция "исчерпывающий перечень" уже сейчас (даже без углубленной ее проработки) справедливо понимается в законотворческой деятельности как правовая форма, которая может служить преградой к произволу, самовластию чиновников и произвольным действиям иных лиц. Можно уверенно предположить, что развитие юридической науки и повышение юридической культуры в практической деятельности позволит увидеть существенный интеллектуальный капитал, который заложен во многих других юридических формах и которые раскрывают свои ценности при решении современных задач. Такие, в частности, как обеспечение независимости и "суверенности" отдельных лиц (при помощи конструкции "абсолютные права" в различных их модификациях), или надежного достижения необходимого социального результата, минуя бюрократические процедуры (при помощи конструкции "автоматического" действия предусмотренных в законе последствий) и т. д. 4. Несколько "почему?" Подытожим. И притом – в виде вопросов, которые позволят перекинуть мостик к следующей главе книги. При детальном (и вместе с тем – обобщенном, теоретическом) рассмотрении правовой материи оказывается ряд поразительно совпадающих моментов, образующих важнейшую сторону собственной логики права. Причем – таких моментов, которые при внимательном анализе права, его юридически совершенных конструкций очевидны и вместе с тем – таких, оснований которых в самой материи права нет. И на вопросы "почему?" при попытках найти суть таких оснований данные о праве сами по себе (даже при широком подходе к правовой материи) не дают ответа. Что, по-видимому, может даже породить представление, особенно у тех людей, кто детально не знаком с тонкостями и практикой юридического регулирования, о чуть ли не мистическом характере указанных особенностей права. В самом деле, почему, спрошу еще раз, право повсеместно, на всех языках мира называется словом, совпадающим по смыслом с русским "право", имеющим во всех своих значениях гуманистический оттенок? И почему в связи с этим своего рода центром материи права (первоначально формировавшейся при неразвитых или отсталых социальных порядках) являются субъективные права? Почему сама по себе правовая материя, в особенности рассматриваемая под углом зрения юридически со-вершенных конструкций, раскрывает себя как явление высокого человеческого, гуманистического порядка? А в этой связи разве нет какой-то загадки в том, Что правовая материя, как свидетельствуют фактические данные, сопротивляется, протестует против ее использования в реакционных, иных неадекватных праву целях? И когда подобное использование правовой материи происходит, например, при реакционных режимах, она деформируется, не обретает качества "права", становиться одной лишь его "видимостью". И, напротив, правовая материя сама идет навстречу гуманитарным ценностям: оптимально отработанные юридические конструкции с такой легкостью ("с охотой") воспринимают положения, связанные со свободой людей. Поставленные выше вопросы ("почему?") приобретают еще более основательный характер, если согласиться на основе приведенных данных с тем, что в правовой материи заложена "своя заданность" – цепочки правовых средств объективно выстраиваются от одного из исходных начал правовой материи – юридических дозволений – в направлении субъективных прав, свободы и активности людей. Более того. Свобода в строго позитивном значении как раз и раскрывается через объективное право, и, стало быть, выступает в таком виде и облике (в виде и облике субъективных юридических прав), когда она именно объективным правом "дана". И именно праву "дано" переводить активность людей как разумных существ в творчество, в созидательное дело. Но если это верно, то наука сталкивается с самой что ни на есть тайной. Тайной – потому, что правовая материя, которая формируется и утверждается по жестким, деловым "императивам цивилизации", притом – первоначально всегда при неразвитых социальных системах, непосредственно в "прозе жизни", в практической жизнедеятельности людей, в лабиринтах и круговерти интересов и страстей, в потоке потребностей практики по решению многообразных жизненных ситуаций, сама по себе не содержит оснований, которые бы могли дать удовлетворительный ответ на выше обозначенные "почему". Неужели перед нами – нечто мистическое, как может показаться людям, не ведающим о тонкостях юридической материи? Или такое, что уходит своими корнями в явления по ту сторону представлений о природе (предположение, не лишенное известных резонов; недаром "правовое", и не только на первых фазах своего формирования, неизменно состыковывается с религиозными началами, со "святым", с верой). Но ведь сверхчувственные, трансцендентные начала касаются совести, добра, раскаяния и Бога, а не самой по себе свободы во внешних, практических, по большей части сугубо прозаических, грубых отношениях, обители эгоизма и низменных страстей, с которыми имеет дело позитивное право. Так чем же все же объяснить, что материя права по самой своей органике имеет некую гуманистическую "заданность" ("заряженность") -- целеустремлена к субъективным правам, свободе человека? Глава восьмая Право – высшее назначение Date: 2015-09-25; view: 384; Нарушение авторских прав |