Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правоведение в структуре права
Распространенные в нынешнюю пору характеристики правоведения нуждаются в принципиальной переоценке. Прежде всего, вопреки расхожим представлениям, юридическая наука, связанная с практической юриспруденцией, – юридический позитивизм (юридический догматизм) – это не описательная дисциплина "низшего сорта", а полновесная отрасль научных знаний, ничуть не уступающая в данной плоскости общепризнанным по высокому статусу техническим наукам. Она наряду с иными задачами решает коренную задачу в области права – отработку оптимальных правовых средств и, что особо существенно, – юридических конструкций, специальных правовых принципов, от уровня которых (прежде всего – уровня выраженных в них рациональных, разумных начал) решающим образом зависит надлежащее функционирование, да и само существование современного гражданского общества. Наиболее яркий, выразительный феномен, демонстрирующий влияние юридической науки на мир права, проявился в тех вариантах исторического государственного и правового развития, когда в области юриспруденции решающее значение приобретали практикующие юристы, образующие влиятельные слои общества, особые сословия. Именно с такими направлениями государственного и правового развития, вызвавшего формирование влиятельного сословия правоведов-практиков, во многом связано само "появление на свет" общего, прецедентного права. Прежде всего – в том его классическом, "чистом" виде, как это произошло в Англии (а затем в США, в других странах англо-американской группы). Появление в Англии в XII—XIII вв. королевской юстиции с общей императивной юрисдикцией, осуществляемой профессиональными судьями, как раз и положило начало тому процессу, который в последующие столетия привел к утверждению в жизни общества мощной юридической системы, имеющей по отношению к местным обычаям единый, унифицированный характер (что и обусловило само наименование действующего права как "общего"). Нередко при освещении своеобразия общего, прецедентного права подспудно проскальзывает мысль, что здесь, в отличие от права континентальной Европы (в особенности германского права), юридическая наука осталась в стороне от мирового правового развития. Да, английская юридическая система не испытала того прямого влияния, которое на европейском континенте оказали на развитие позитивного права философия просветителей, теория естественного права, пандектистика. Но в Англии произошло явление не менее значительное. Еще в средневековую эпоху в ней в связи с формулярным процессом – как тысячелетием ранее в Древнем Риме – начало складываться и развиваться, так сказать, первородное юридическое мышление, выраженное в ориентировке на строгие юридические конструкции, соответствующие правовые идеи и концентрируемое в устойчивых представлениях сословия юристов. Оно, это своеобразное юридическое мышление, не получило такого же (как это тысячелетие до того произошло в культуре римского права) "теоретизирован-ного выражения" в логических суждениях юристов-классиков "золотого века" римской юриспруденции, а затем уже в Средневековье в разработках глоссаторов, в пан-дектистике. Здесь, на английской земле, в самом ходе правового развития оказались как бы кристаллизованными, заложенными в саму органику правовой жизни первородные основы истинного правоведения, которое в силу самой по себе юридической логики неизбежно выводит на фундаментальные юридические идеалы и ценности. И надо отдавать отчет в том, что это – тоже истинная юридическая наука, притом – в исконном, самом строгом ее значении, что впоследствии оказало столь внушительное позитивное влияние на демократическое развитие Великобритании, других стран. В том числе – и на формирование юридической системы США1. Наряду с той значительной ролью, которую играют в мире права юристы-практики, сословия юристов (притом, что наиболее существенно, - - через сферу юридического мышления, правовых идей), необходимо отдать должное также и тому направлению развития правоведения, стержнем которого являются научные обобщения высокого уровня – теория права. Конечно, понимание "глубин" юридической материи требует хотя бы адекватного восприятия самого феномена права, а отсюда – непростых специальных юридических знаний, стремления проникнуть в существо, казалось бы, простейших юридических понятий, выработанных догматической юриспруденцией, – "субъект", "объект", "правомочие", "притязание" и т. д., знание хотя бы простейших юридических конструкций. Но стоит только встать на путь основательной научной проработки даже такого, казалось бы, схоластического правового материала, как оказывается, что в юридической материи обнаруживается своя "высшая математика" – свои своеобразные свойства, сложные и тонкие связи и соотношения, для которых характерны и построения высокого порядка (юридические конструкции), образующие уникальное социальное богатство, и особая юридическая логика. Эта логика, базирующаяся на сочетании "должного" и "сущего", "долженствования" и "возможного", в ряду других уже отмеченных в предшествующем изложении оснований, состоит, в частности, в том, что особенности права, характерные для него связи и соотношения неизбежно стягиваются (даже в неблагоприятной для права социальной среде) к своему центральному звену - - к субъективным юридическим правам, как бы по самой юридической логике требуя в том или ином виде и значении свободы для субъектов, исключения произвола, насилия. И она, эта юридическая логика, в силу своих оснований и особенностей уже несет в себе необходимые предпосылки и перспективу движения человечества к более высоким ступеням цивили-зационного развития. Думается, с учетом изложенного выше материала, есть основания утверждать, что в связи с особенностями права, его уникальным, не имеющим альтернативы богатством, правоведение и правоведы призваны занимать высокое место в социальной иерархии общества. И не только потому, что они имеют ближайшее отношение к ключевым проблемам общества, прежде всего – к политической власти и к собственности, нередко напрямую включаясь в соответствующие политические и коммерческие структуры. Но и потому как раз, что состояние действующего права, выступающего наряду с другими характеристиками в качестве явления интеллектуального порядка, существенным, а нередко и решающим образом зависит от состояния науки, творческой активности правоведов, и юристов-практиков и юристов-теоретиков. С этой точки зрения имеются весомые основания полагать, что именно в области юриспруденции науке и специалистам-профессионалам уготовано особое, если угодно, "повышенно значимое" место, ничуть не уступающее, а в чем-то превосходящее значение науки и профессиональной деятельности в иных социальных сферах (включая экономику, управление). Конечно, подобная оценка оправдана постольку, поскольку имеется в виду действительная независимая наука, исповедующая высокие идеалы истины, приверженности к общечеловеческим ценностям, служения людям. И тут в сфере правоведения нужно видеть действительность такой, какая она есть на самом деле. Видеть то, что деятельность юристов во многих случаях "замкнута" на обслуживании интересов государственного аппарата, а порой, в особенности при доминировании авторитарной власти и тоталитарных режимов, напрямую носит "придворный" характер, строится по принципу "чего изволите" и, к несчастью, подчас утрачивает даже подобие правовой деятельности в ее истинном значении. Но как бы то ни было, в праве даже при самых неблагоприятных условиях имеются гуманитарные начала. А наука всегда есть наука, в ней изначально заложен "кодекс научной чести и научного подвижничества", и во все времена в правоведении, как по своей проблематике и в иных отраслях знаний, служили истине, ценностям и идеалам права крупные ученые-правоведы, великие умы, такие как Р. Иеринг, Л. Дюги, Г. Кельзен, Л. Петражицкий, И. Покровский, Э. Рабель и др. Всегда, даже в самых тяжелых политических и социальных условиях, в практической юриспруденции наряду со всем негативным и в противовес ему достойное место занимали юристы-профессионалы, стремящиеся утвердить в жизни – пусть и сообразно условиям и времени – высокие идеалы и фундаментальные ценности права. Здесь есть предпосылки и для более основательных выводов. Надеюсь, не будет преувеличением утверждать, что именно истинное положение правоведения и правоведов в том или ином обществе является показателем использования в обществе потенциала науки и одновременно – действительного состояния права и законности в данной стране. Стремится ли государственная власть "приручить" правоведов, втянуть их в свою машину властвования и сформировать податливую и облагодетельствованную властью "придворную" юриспруденцию (первый вариант), или же государственная власть (второй вариант) поддерживает самостоятельность и независимость отечественного правоведения, поддерживает его как суверенную сферу социальной жизни, "терпит" любые ее основательные разработки и неизменно считается с ней в практической жизни – именно это является безошибочным "индикатором" фактического положения в области права данной страны, его действительных возможностей и судьбы. 6. Назначение – "увековечивание" разумных начал в практической жизни Положения данной главы открывают научную перспективу понимания назначения права - - носителя и проводника высоких разумных начал, их претворения в реальность, в практическую жизнь людей. Это значит, что в ситуациях, когда те или иные жизненные вопросы решаются с "помощью права", то тут, в данной ситуации, вступает (или – должен и может вступить) в работу "объективированный Разум" – нормативные формы, юридические конструкции и принципы, выражающие высокие рациональные начала и способные претворить их в практику, в реальную жизнь. Причем – так, что в жизнь, в реальные жизненные отношения в той или иной мере должны войти важнейшие ценности цивилизации – справедливость, принцип "равновесности", а главное – направленность ("за-ряженность") регулирования на субъективные права, свободу человека как носителя субъективных прав, его активность и творчество. Словом, коль скоро на данном участке жизненных отношений действует право, то это означает, что здесь работают (или – должны и могут работать) "увековеченные рациональные начала", утвердившиеся на основании опыта и отработки при решении юридических дел, а в этой связи, "заряженные" Разумом на высокие цивилизационные ценности и идеалы. Таким образом, получается, что углубление рациональных начал в праве и есть оптимальное направление развития гражданского общества в области социальной регуляции, утверждения в нем ценностей и идеалов свободы человека, его статуса и достоинства, условий его созидательной активности, творческого дела. Конечно, право каждой страны, в том числе и стран, достигших передовых рубежей постиндустриального и демократического развития, – явление пестрое, с элементами различной культурной и гуманистической значимости. И, конечно же, – различных юридических реалий, несущих на себе следы сложного исторического развития той или иной страны, состоявшихся и не оправдавшихся проектов, прозрений и иллюзий, политических страстей, влияния своекорыстных политических сил и расчетов, произвола и капризов правителей, и вместе с тем – выражающих значительные, порой потрясающие достижения ума и таланта. Но, думается, при всей неожиданности и даже парадоксальности положений данной главы (недаром для обоснования привлечены философские данные!) есть весомые научные основания полагать, что важнейший путь возвышения права и придания уготованного ему значения в жизни людей – это путь признания и разработки чистого права (которое и выражает потенциал Разума). И что здесь есть центральное звено, в обычных представлениях относимое к "заскорузлой, далекой от жизни юридической догматике" – юридические конструкции, а также связанные с ними специфические правовые идеи и принципы. И что как раз основанная на многообразной жизненной практике и вместе с тем углубленная, утонченная отработка оптимальных юридических конструкций и специфических правовых идей (принципов) обеспечивает такое возвышение права, когда оно в условиях развитой юридической системы гражданского общества становится носителем и проводником наиболее высоких цивилизационных ценностей и идеалов. При таких подходах и таком развитии права можно с достаточной обоснованностью предположить, что неизбежно отпадут бытующие ныне настроения, в соответствии с которыми удел юристов – сугубо "оформительское" дело, всего лишь приспосабливать те или иные юридические "формы" к проектным разработкам экономистов и управленцев. Напротив, в данной области практической деятельности и знаний напрашиваются иные ориентации, требующие безусловного учета и безусловного использования специалистами всех отраслей деятельности и знаний, "законов права", его логики, фундаментальных правовых ценностей и в первую очередь тех, которые выражены в отработанных юридических конструкциях, специфических правовых идеях, принципах. Сверх того, есть серьезные основания полагать, что правоведению самой логикой развития социальной действительности и науки уготовано будущее приоритетной области знаний. Ибо все то, что относится к реальной жизни экономических и управленческих принципов, – это (коль скоро имеются развитые, совершенные формы) не что иное, как отработанные юридические конструкции. Впрочем, – это всего лишь попутное замечание, и, надо признать, весьма далекое от нынешних реальностей. И не только потому, что фактическая ситуация с иерархическими зависимостями между специалистами различных отраслей деятельности и знаний ("экономистами", "управленцами", "правоведами"), по-видимому, еще долго по ряду причин останется такой, какая она есть сейчас, но и потому, что и само правоведение находится еще в начале пути достаточно полного и основательного овладения всем арсеналом правовых средств, всего комплекса юридических механизмов, в особенности – отработанных, совершенных юридических конструкций. Здесь еще непочатый край для науки права, многоплановой исследовательской работы по освоению многообразных юридических механизмов. И когда О. Шпенглер – правда, по иным основаниям – говорит о том, что перед современным правоведением еще "не менее столетия напряженнейшей и глубочайшей работы мысли"1, он в таком прогнозе недалек от истины. Глава девятая Право человека Date: 2015-09-25; view: 374; Нарушение авторских прав |