Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема: Профессиональное консультирование. Активные методы профессионального консультирования
План: 1. Выступление с докладами и коллективное обсуждение вопросов темы. 2. Апробация активных методов профессионального консультирования.
Вопросы для обсуждения: 1. Что такое активные методы консультирования? 2. Цели и задачи активных методов профессионального консультирования. 3. Средства группового консультирования. Групповые механизмы психотерапевтического воздействия на личность. 4. Фазы развития группы. 5. Роли консультанта и членов группы в процессе группового консультирования. 6. Проблема эффективности индивидуального и группового консультирования: критерии оценки эффективности.
Задания для самостоятельной работы: 1) выписать из работы К.Рудестам «Групповая психотерапия» характеристику ролей участников терапевтической группы; 2) подготовить ответы на вопросы; 3) подготовиться к тестированию знаний по пройденному материалу.
Основная литература Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб., 2003 (и др. издания, посл. 4-е изд. - 2009). Добрович, А. Б. Общение: наука и искусство / А. Б. Добрович. – М.: Яуза, 1996. (и др. издания) Климов, Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е. А. Климов. - М., 1983. Пряжников, Н. С. Игровой метод в профориентации / Н. С. Пряжников; под ред. Е. Н. Климова. - Пермь, 1989. Рабочая книга школьного психолога. / И. В. Дубровина и др. - М.: Просвещение, 1991. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб.: Питер, 1999. (и др. издания) Самоукина, Н. В. Сравнительная эффективность применения в профориентации активных методов и консультации / Н. В. Самоукина // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 1990. - № 1. – С. 33-36. Умеете ли вы общаться? / И. Н. Горелов [и др.] – М.: Просвещение, 1991. Цзен, Н. В. Психотренинг: игры и упражнения / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. - М.: Просвещение; Владос, 1995.
Дополнительная литература Головей, Л. А. К разработке теоретических и прикладных проблем профориентации / Л. А. Головей, Н. А. Грищенко // Психологический журнал. - Т. 8. - 1987. - № 1. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров, В. Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 1989. Индивидуальная психологическая профессиональная консультация. Методическое пособие. - Л., 1990. Климов, Е. А. Школа... а дальше? / Е. А. Климов. - Л., 1971. Климов, Е. А. Психолого-педагогическая профконсультация / Е. А. Климов. - Л., 1974. Климов, Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. – М.: Просвещение, 1984. (или 1985). Методические материалы в помощь работникам школ и УПК, читающим курс «Основы выбора профессии». - Л., 1989. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб.: Питер, 2005. – Глава XI. Психолого-педагогическая диагностика (занятие 11.7; 11.8; 11.9; 11.10; 11.11; 11.12; 11.13). – С. 374-406. Прошицкая, Е. Н. Выбирайте профессию / Е. Н. Прошицкая. – М.: Просвещение, 1991. Профконсультационная работа со старшеклассниками / под ред. Б. А. Федоришина. - Киев, 1980. Система профориентационной работы со старшеклассниками / под ред. Б. А. Федоришина. Киев, 1988. Степанов, А. Н. Азбука профориентации / А. Н. Степанов, М. А. Бендюков, И. Л. Соломин. – СПб., 1995. Титма, М. Х. Выбор профессии как социальная проблема / М. Х. Титма. - М., 1975. Худик, В. А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте / В. А. Худик. - Киев, 1992. Человек и профессия / под ред. Е. А. Климова. - Вып. 1, 1975; Вып. 2; 1977; Вып. 3, 1978; Вып. 4, 1979; Вып. 5, 1980; Вып. 6, 1981. Цзен, Н. В. Психотехнические игры в спорте / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. – М.: Физкультура и спорт, 1985. Чистякова, С. Н. Основы профессиональной ориентации школьников / С. Н. Чистякова. - М., 1983. Школьнику о рабочих профессиях / cост. Ю. П. Аверичев. – М., 1985. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины Основная литература Актуальные проблемы практической психологии: в 2 т.: сб. материалов регион. науч.-практ. конференции / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т; [науч. ред. и сост. Е. Б. Петрушихина]. - Мурманск: МГПУ, 2006. -Т. 1. - 2006. - 99 с. Актуальные проблемы практической психологии: в 2 т.: сб. материалов регион. науч.-практ. конференции / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т; [науч. ред. и сост. Е. Б. Петрушихина]. - Мурманск: МГПУ, 2006.Т. 2. - 2006. - 130 с. Использование современных психокоррекционных технологий в практической деятельности работников общего и специального образования: материалы всерос. науч.-практ. конференции, апрель 2007. Ч. 2 / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т; науч. ред. Н. И. Кривошеева. - Мурманск: МГПУ, 2007. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. - СПб.: Питер, 2009. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М.: Медпресс, 2007. Оконешникова О. В. Методология и методика психологического исследования. – М.: ИПКиППРО, 2011. Психология XXI века: учебник для вузов / под ред. В. Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003. Ученые записки МГПУ. Психологические науки: сб. науч. ст. / М-во образования РФ. - Мурманск: МГПУ, 2003 -.Вып. 3 / науч. ред. Г. А. Урунтаева, И. А. Синкевич. - 2003. - 82 с. Вып. 4 / науч. ред. Г. А. Урунтаева. - 2003. - 108 с. - ISBN 5-88476-637-8: 23-73. Вып. 5 / науч. ред. И. А. Синкевич, Е. И. Скиотис. - 2005. - 98 с..Вып. 6 / отв. ред. Г. А. Урунтаева. - 2006. - 127 с. Ученые записки МГПУ. Психологические науки: сб. науч. ст. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск: МГПУ, 2007 -.Вып. 7 / [под ред. И. А. Синкевич, А. А. Сергеевой]. - 2007. - 392 с. Вып. 8 / [под ред. И. А. Синкевич, А. А. Сергеевой]. - 2008. - 371 с. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. 2-ое изд. – М.: Акад. Проект, 2006.
дополнительная литература Айзенк, Г. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта / Г. Айзенк. – «Ай Кью», 1993. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. – Екатеринбург: Деловая книга, 1995. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. – 1994. - № 1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1994. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. /Общ. ред. М.С.Мацковского, - М.: Лист-нью, 1997. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб., 1994. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. В 2-х тт. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: изд-во Эксмо, 2006. Большой психологический словарь / Сост. и общая ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб., 2003. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. - М.: Просвещение, 1986. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. - М.: Просвещение, 1988. Буянов М. Тяжелые люди. – М., 1993. Гарбузов В. И. Нервные дети. - М.: Медицина, 1990. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия.- СПб, 1994. с. 57-66. Головей, Л. А. К разработке теоретических и прикладных проблем профориентации / Л. А. Головей, Н. А. Грищенко // Психологический журнал. - Т. 8. - 1987. - № 1. Голомшток, А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника /А. Е. Голомшток. - М.: Педагогика, 1979. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – СПб. (Любое издание). Грановская Р. М., Никольская И.М. Защита личности. (Любое издание). Групповая психотерапия/ Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера. – М., 1980. Диагностика характера подростков / под ред. Н.Я.Иванова, А.Е.Личко – СПб.: Фолиум, 1994. Диксон У. 20 великих открытий в детской психологии. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987. Добрович А. Б. Искусство быть собой. (Любое издание) Добрович А. Б. Искусство быть другим. (Любое издание) Добрович, А. Б. Общение: наука и искусство / А. Б. Добрович. – М.: Яуза, 1996. (и др. издания) Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1993. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - М., 1982. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров, В. Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 1989. Индивидуальная психологическая профессиональная консультация. Методическое пособие. - Л., 1990. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л.: Медицина, 1983. Калитиевская Е.Р., Ильичева В.И. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии // Психол. журн. –1995. – №1. Калмыкова Е. С., Мергенталер Э. Нарратив в психотерапии: рассказы пациентов о личной истории (часть I) // Психол. журн. – 1998. – № 5. Калмыкова Е.С., Мергенталер Э. Нарратив в психотерапии: рассказы пациентов о личной истории (часть II) // Психол. журн. – 1998. – №6. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. - М.: Медицина, 1982. Кемпински А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. – М. – Л., 1991. Клиническая психология. Учебник / под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. Климов, Е. А. Школа... а дальше? / Е. А. Климов. - Л., 1971. Климов, Е. А. Психолого-педагогическая профконсультация / Е. А. Климов. - Л., 1974. Климов, Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е. А. Климов. - М., 1983. Климов, Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. – М.: Просвещение, 1984. (или 1985). Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. - М.: Медицина, 1979. (и др. издания) Кон И. С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967. Корди Х., Кэхеле Х. Изучение результатов психотерапии // Психол. журн. – 1995. – № 3. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д., Григоренко Е.Л. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизированного интервью и листов наблюдения // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. Кочарян Г.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. – М., 1994. Кратохвилл С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М., 1991. Крэйн У. Теории развития: Секреты формирования личности. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. – СПб., 1996. Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков. Практическое пособие / Приложение №2 к журналу практического психолога. – М.: Фолиум, 1996. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону, 1997. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М.: Медицина, 1977. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: ЭКСМО ПРЕСС, 1999. Личко А.Е. Шизофрения у подростков. – М.: Медицина, 1989. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. – М.: Класс, 1998. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. – СПб.: Речь, 2001. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. – СПб.: СПбГУ, 2000. Мастерс У., Джонсон В., Колодны Р. Мастерс и Джонсон о любви и сексе. – СПб., 1991. Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика. – М.: Медицина, 1997. Методические материалы в помощь работникам школ и УПК, читающим курс «Основы выбора профессии». - Л., 1989. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн. – 1997. – № 5. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб.: Речь, 2002. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – СПб.: Питер, 2002. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996. - с. 174-203 (изучение семьи ребенка). Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психол. журн. – 2001. – № 1. Пантилеев С. Р., Жилина Е. Ю. Методика диагностики защитных механизмов личности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2009. – № 1. Патохарактерологические исследования у подростков / под ред. А.Е.Личко и Н.Я.Иванова - Л., 1981. Первин Л., Джон О. – М.: Аспект Пресс, 2000. Перре М., Бауманн У. Клиническая психология. – СПб.: Питер, 2002. Прайер К. Не рычите на собаку. Практикум по патопсихологии./ под ред. Б.В.Зейгарник, В.В.Николаевой, В.В.Лебединского - МГУ, 1987. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб.: Питер, 2005. Прошицкая, Е. Н. Выбирайте профессию / Е. Н. Прошицкая. – М.: Просвещение, 1991. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике / Н. А. Сирота [ и др.]. – М.: Генезис, 2001. Профконсультационная работа со старшеклассниками / под ред. Б. А. Федоришина. - Киев, 1980. Прутченков А.С., Сиялов А.А. Эй ты, параноик!!! – М., 1994. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. / Под общ. ред. М.М.Семаго. – М.: АРКТИ, 1999. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 1998. Психотерапия / под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2000. Пряжников, Н. С. Игровой метод в профориентации / Н. С. Пряжников; под ред. Е. Н. Климова. - Пермь, 1989. Рабочая книга школьного психолога. / И. В. Дубровина и др. - М.: Просвещение, 1991. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – СПб.: ЛЕНАТО, 1998. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб.: Питер, 1999. (и др. издания) Сатир В Как строить себя и свою семью. – Педагогика-Пресс, 1992. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб.: Ювента, 1999. Семья в психологической консультации. / под ред. А.А.Бодалева, В.В. Столина. М.: Педагогика, 1989. Самоукина, Н. В. Сравнительная эффективность применения в профориентации активных методов и консультации / Н. В. Самоукина // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 1990. - № 1. – С. 33-36. Система профориентационной работы со старшеклассниками / под ред. Б. А. Федоришина. Киев, 1988. Степанов, А. Н. Азбука профориентации / А. Н. Степанов, М. А. Бендюков, И. Л. Соломин. – СПб., 1995. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. – СПб., 1996. Титма, М. Х. Выбор профессии как социальная проблема / М. Х. Титма. - М., 1975. Торохтий В. С. Общая характеристика методики оценки психологического здоровья семьи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996. – № 4. – С. 20-30. Торохтий В. С. Методика оценки социально-ролевой сферы жизнедеятельности семьи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. – № 2. – С. 28-42. Торохтий В. С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996. – № 3. – С. 36-44. Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. – М., 1996. Умеете ли вы общаться? / И. Н. Горелов [и др.] – М.: Просвещение, 1991. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989. Худик, В. А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте / В. А. Худик. - Киев, 1992. Хьелл Д., Зиглер Л. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997. Хрестоматия по патопсихологии. / Сост. Б.В.Зейгарник и др. - МГУ, 1981. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития / сост. В.М. Астапов. - М.: Межд. пед. акад., 1995. Хрестоматия по патопсихологии / под ред. Н.Л.Белопольской. – М., 1999. Цзен, Н. В. Психотехнические игры в спорте / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. – М.: Физкультура и спорт, 1985. Цзен, Н. В. Психотренинг: игры и упражнения / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. Человек и профессия / под ред. Е. А. Климова. - Вып. 1, 1975; Вып. 2; 1977; Вып. 3, 1978; Вып. 4, 1979; Вып. 5, 1980; Вып. 6, 1981. Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. - М.: Просвещение; Владос, 1995. Чистякова, С. Н. Основы профессиональной ориентации школьников / С. Н. Чистякова. - М., 1983. Школьнику о рабочих профессиях / cост. Ю. П. Аверичев. – М., 1985. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. - Прага: Авиценум, 1978. Штроо В.А. Исследование групповых защитных механизмов // Психол. журн. – 2001. – № Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990. Яффе М., Фенвик Э. Секс в жизни женщины. – М.: Медицина, 1992. Яффе М., Фенвик Э. Секс в жизни мужчины. – М.: Медицина, 1990. Якимчук О.В. Специфика совладающего поведения юношей с наркотической зависимостью // Психол. журн. – 2001. – № 2.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 1. Задачи и содержание деятельности практического психолога. 2. Основные проблемы практической деятельности психолога. 3. Характеристика основных методов психологического исследования. Наблюдение. Эксперимент. Беседа. Интервью. Анкетирование. Тест. Анализ продуктов деятельности. 4. Проективные методики. Общая характеристика и классификация методов. Методика ТАТ. 5. Рисуночные тесты. «Рисунок человека». «Нарисуй свою семью». 6. Психологические практики: психологическая диагностика, психологическое консультирование; психологическая профилактика; информационно-просветительская работа; коррекционная и психотерапевтическая работа. 7. Направления психотерапии и психокоррекции (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, экзистенциальная психология, когнитивная психология, транзактный анализ, системный семейный анализ). 8. Этика и профессиональные позиции психолога при работе с клиентом. 9. Определение индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. 10. Характеристика субъекта деятельности. 11. Понятие группы и малой группы. Фазы развития группы. 12. Семья как малая группа. Структура семьи. Коммуникация в семье. Динамика развития семьи. Функции-роли в семье. 13. Транзактный анализ. Анализ взаимодействия «Родитель-Взрослый-Ребенок». 14. Определение дисгармонии личности. Разновидности дисгармоний личности. 15. Типы характера и акцентуации. 16. Типы личностных реакций человека. Патологические и непатологические реакции. 17. Факторы формирования акцентуаций личности. 18. Классификация акцентуаций по А. Е. Личко. 19. Классификация акцентуаций по К. Леонгарду. 20. Методы изучения акцентуаций. 21. Возможности адаптации акцентуированной личности в учебе, труде, общении. 22. Фрустрация. Психологическая защита. Функции и классификация психологических защит. 23. Копинг (стратегия совладания). Классификации копингов. 24. Групповые психологические защиты и копинги. Поиск козла отпущения как групповая и семейная психологическая защита. 25. Методы изучения психологических защит. 26. Иррациональные установки человека. Семейные мифы. 27. Факторы развития личности ребенка. 28. Семейное воспитание. Влияние структуры семьи и констелляции на формирование личности ребенка. 29. Тип коммуникации и типы власти в семье. Патриархальная, матриархальная и биархальная семья. Авторитарная семья. Эгалитарная семья. 30. Стили семейного воспитания. 31. Самосознание личности. Самооценка, уровень притязаний личности, их роль в адаптации человека. 32. Выбор профессии и профессиональное самоопределение. 33. Профессиональные планы, методы диагностики. 34. Профессиональное консультирование: формы (индивидуальная и групповая; диагностическая и развивающая); мотивы обращения оптанта и основные принципы консультирования.
· Примерная тематика рефератов, эссе
Date: 2015-09-25; view: 809; Нарушение авторских прав |