Темная сторона Силы», или Спорные технологии продвижения
В этой главе мы рассмотрим причины появления «серых» способов продвижения, а также некоторые конкретные технические приемы и способы их обнаружения.
21.1. Проблемы легитимности поискового продвижения
Слово «легитимность» (от лат. legitimus — законный) означает состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Читателю может показаться странным, что в книге о продвижении сайтов в поисковых систе- мах мы вдруг обратились к политической терминологии. Тем не менее сравнения с использованием слов «власть», «народ», «законность» позволяют лучше понять некоторые процессы, происходящие на рынке поискового продвижения.
Популярные поисковые системы, безусловно — «власть». Они являются естест- венной точкой встречи огромных потоков спроса на информацию и предложения информации в Интернете. В силу этого любые изменения поисковиков, влияющие на распределение трафика, очень быстро приводят к активным изменениям Ин- тернета — количества, содержания и оформления сайтов, связей между ресурсами.
Владельцы сайтов, поставщики информации в Интернете — «народ». Большинство веб-мастеров хотят «жить» в условиях стабильности, защищенности, уверенности в будущем, получая доход от сайта и осознавая себя уважаемыми членами сообще- ства, руками которого строится Интернет.
Поисковые системы ранжируют сайты в результатах поиска. От этого зависит распределение трафика, соответственно, и прибыли владельцев, чьи сайты ранжи- руются хорошо, и убытки тех, чьи сайты ранжируются плохо. Веб-мастера не отри- цают естественное право поисковых систем ранжировать сайты, но легитимность отношений поисковых систем и владельцев сайтов возможна лишь в том случае, если большинство веб-мастеров согласны с принципами и результатами ранжирова- ния. Иными словами, если веб-мастера видят, что действительно «хорошие» сайты находятся на лучших позициях, а «плохие» практически не видны в результатах поиска, и считают, что это правильно, хорошо и «законно».
На самом деле проблема оценки качества сайта и его соответствия поисковым запросам — сложнейшая. Невозможно однозначно описать, чем отличается «хоро- ший» сайт от «плохого». Но отсутствие однозначности не означает, что отличить «хороший» сайт от «плохого» невозможно.
Общие принципы создания «хороших» сайтов изложены «Яндексом» в документе, который так и называется «Чем отличается качественный сайт от некачественного с точки зрения "Яндекса"»[28].
«Яндекс стремится находить ответ на запрос пользователя, предоставляя на странице результатов информацию и ссылки на нее в Интернете. Мы создали и развиваем поиск исходя из нашего понимания, что нужно пользователям,
и какая информация является ценной. Поэтому следование рекомендациям, приведенным ниже, поможет в индексировании и лучшем ранжировании вашего сайта, в то время как применение обманных техник может привести к понижению его позиций или исключению его из поиска.
Основные принципы
1. Создавайте сайты с оригинальным контентом или сервисом. Реклама не является той ценностью, ради которой пользователи приходят на сайт.
2. Думайте о пользователях, а не поисковых системах. Стали бы вы созда- вать сайт, страницу или ее элемент, если бы не существовало поиско- виков? Приходят ли пользователи на ваш сайт или интернет-магазин не только из поисковых систем?
3. Ставьте только те ссылки, которые будут полезны и интересны пользова- телям вашего ресурса. Не ссылайтесь только потому, что вас попросили сослаться.
4. Тщательно продумайте дизайн — он должен помогать пользователям увидеть главную информацию, ради которой сайт создан.
5. Будьте честны. Привлечь пользователей по запросам, на которые ваш сайт не может достойно ответить, не значит удержать их.
Примеры к принципам
Если в этом разделе не описан какой-то прием, помогающий искусственно повлиять на ранжирование сайта в "Яндексе", это не значит, что мы его при- ветствуем. Следуйте здравому смыслу и духу описанных выше принципов.
Мы стараемся не индексировать или не ранжировать высоко:
♦ сайты, копирующие или переписывающие информацию с других ресурсов и не создающие оригинального контента;
♦ страницы и сайты, единственной целью которых является перенаправ- ление пользователя на другой ресурс, автоматически ("редирект") или добровольно;
♦ автоматически сгенерированный (бессмысленный) текст;
♦ сайты с каталогами (статей, программ, предприятий и т. п.), если они являются только агрегаторами контента, не создают тексты и описания самостоятельно и не предоставляют никакого уникального сервиса;
♦ страницы с невидимым или слабовидимым текстом или ссылками;
♦ сайты, отдающие разный контент пользователям и роботам поисковых систем ("клоакинг");
♦ сайты, предоставляющие товары или информацию по партнерским про- граммам, но не представляющие никакой ценности для пользователя;
♦ сайты, использующие обманные техники (например, вредоносный код скрипты, настройки серверов), перенаправляющие пользователей на сторонние ресурсы или меняющие окно результатов поиска на страницы других ресурсов при переходе из поисковых систем;
♦ сайты, основным предназначением которых является агрессивная де- монстрация рекламных материалов (в том числе popup, popunder, click- under);
♦ сайты, содержащие списки поисковых запросов (многократное повторе- ние и перечисление ключевых слов), предназначенные исключительно для обмана поисковой системы и манипулирования результатами ее работы, в том числе использование элементов страниц, скрывающих ключевые слова, например, посредством скроллинга или других техни- ческих приемов;
♦ группы сайтов одного владельца/компании, предоставляющие пользо- вателю одни и те же товары или услуги, созданные с целью заполнения нескольких позиций в результатах поиска и сбора трафика;
♦ немодерируемые форумы, доски объявлений, содержащие большое ко- личество ссылочного спама;
♦ сайты, ставящие внешние ссылки исключительно для обмана поисковых систем и "накачивания" релевантности и не являющиеся рекомендацией автора посетить ресурс;
♦ сайты или группы сайтов, интенсивно ссылающиеся друг на друга ("линк- фармы");
♦ страницы сайта с результатами поиска».
Прекрасный документ, каждое слово в котором верно! Но жизнь сложнее декла- раций.
Ниже мы попытаемся прокомментировать эти принципы, встав на «эгоистичную» точку зрения, довольно распространенную в сообществе веб-мастеров:
ПОИСКОВИК:_______________________________________________________________
Создавайте сайты с оригинальным контентом или сервисом. Реклама не является той ценностью, ради которой пользователи приходят на сайт.
ВЕБ-МАСТЕР:______________________________________________________________
Каждый клик посетителя моего сайта по объявлению PPC-рекламы приносит мне деньги. Посетитель, который не кликнул по рекламному объявлению, денег не принесет. Таким образом, главной ценностью для меня являются как раз партнерские рекламные объявления, их и нужно показывать пользо- вателям на самом видном месте веб-страницы.
ПОИСКОВИК:_______________________________________________________________
Думайте о пользователях, а не поисковых системах. Стали бы вы созда- вать сайт, страницу или ее элемент, если бы не существовало поисковиков? Приходят ли пользователи на ваш сайт или интернет-магазин не только из поисковых систем?
ВЕБ-МАСТЕР:______________________________________________________________
Я думаю прежде всего о возможности заработать для себя. Если поисковые системы дают возможность заработка с помощью РРС-партнерских про- грамм и дорвеев, почему бы не заняться и этим тоже.
ПОИСКОВИК:_______________________________________________________________
Ставьте ссылки, интересные пользователям вашего ресурса, помогающие найти связанную информацию или проанализировать предложение. Не ссы- лайтесь только потому, что вас попросили сослаться.
ВЕБ-МАСТЕР:______________________________________________________________
Мне предложили деньги за размещение ссылки, а не попросили сослаться. Никому не помешает, если я таким образом заработаю, а ссылку перенесу в самый низ страницы, где пользователи не будут обращать на нее внима- ния.
ПОИСКОВИК:_______________________________________________________________
Дизайн должен помогать пользователям увидеть главную информацию, ради которой сайт создан.
ВЕБ-МАСТЕР:______________________________________________________________
Хороший дизайнер стоит дорого, можно сэкономить. Рекламные объявления поставляются партнером уже профессионально сверстанными.
ПОИСКОВИК:_______________________________________________________________
Будьте честны. При влечь пользователей по запросам, на которые ваш сайт не может достойно ответить, не значит удержать их. Обманутые пользователи уйдут, и, возможно, вместе с ними уйдет с сайта робот поисковой системы.
ВЕБ-МАСТЕР:______________________________________________________________
Моя задача не удерживать пользователей, а зарабатывать деньги. Для этого нужно, чтобы пользователи на моем сайте кликали по партнерским реклам- ным объявлениям, но при этом поисковый робот с сайта «не уходил», и сайт хорошо ранжировался в поисковых системах. Эту задачу я и стараюсь решать всеми возможными способами.
Сравним позиции. С точки зрения «Яндекса» идеальные веб-мастера не знают или не помнят о роли поисковых систем в обеспечении трафика и думают прежде всего об интересах пользователей. Эти принципы комментировали веб-мастера, хорошо разбирающиеся в вопросах привлечения посетителей на сайт с помощью поисковых систем и способах конвертации поискового трафика в деньги, к тому же заботящиеся в первую очередь о собственных интересах, а не об интересах по- исковых систем и интернет-пользователей.
Очевидно, первые идеалисты, а вторые — жесткие прагматики. Это полюса, пол- ные противоположности, что в жизни встречается не так уж часто. Большинство веб-мастеров обычные люди, которые хотят, чтобы в деле обеспечения качества поиска и продвижения сайтов все было справедливо и законно, чтобы поиск был релевантным, особенно когда сами они выступают в роли обычных пользователей. Но на практике веб-мастера используют любые способы получения преимущества в ранжировании, если риск получить штрафные санкции со стороны поисковых систем минимален.
Открытого диалога веб-мастеров с представителями поисковых систем по вопросам качества сайтов и качества поиска нет, поэтому легитимность поискового продви- жения сегодня весьма сомнительна. В частности:
□ поисковые системы запрещают манипулирование результатами поиска, но сама идея «продвижения сайтов в поисковых системах» является по сути именно идеей внешнего вмешательства в алгоритм ранжирования поисковика;
□ поисковые системы запрещают размещение ссылок для накачивания релевант- ности, но торговля ссылками распространена повсеместно, места под «поиско- вые» ссылки продают владельцы наиболее известных сайтов Рунета;
□ поисковые системы утверждают, что места в органической выдаче не продаются, но многие БЕО-компании[29] открыто предлагают купить «позицию по нужному запросу в первой десятке», связывая цены на свои услуги с популярностью запроса и уровнем конкуренции;
О и наконец, в поисковой выдаче, к сожалению, слишком много сайтов, которые не могут претендовать на оценку «хорошие» ни в глазах пользователей, ни в глазах веб-мастеров.
Неопределенность мнений и отсутствие общепринятых стандартов по принципи- альным вопросам создают почву для широкого применения техник, которые на профессиональном сленге называют «серыми».
«Серая» область в поисковой оптимизации достаточно велика, к тому же оценка «цвета» технических приемов и методов изменяется со временем. Не существует открытого для всех свода законов, которым руководствовались бы поисковики, определяя, «прав» или «виноват» веб-мастер, применяя тот или иной прием. По- этому на практике используют следующие простые методы оценки «цвета» таких техник.
□ Приемы, за использование которых никогда не бывает бана или понижения сайта в результатах поиска, считают «белыми». Таковы, например, правка ти- тулов, легкая коррекция текстов с учетом лексики поискового спроса.
□ Приемы, за которые практически всегда сайт исключается из индекса, считаются «черными». Это скрытый текст, клоакинг, создание дорвеев с автоматическим редиректом.
□ Приемы, для которых не определена вероятность наказания за их использование, считаются «серыми». К «серым» техникам относятся размещение на сайте авто- матического каталога, чрезмерный обмен ссылками, покупка-продажа ссылок, создание сайтов с неуникальным бессмысленным содержанием и некоторые другие.
Характерной чертой «серости» метода является ситуация, при которой какие-либо сайты, предположительно именно из-за использования данного приема, подверга- ются штрафам со стороны поисковых систем. В то же время много «почти таких же» сайтов прекрасно чувствуют себя как в индексе, так и в результатах поиска. Подобные случаи являются частым поводом для обсуждений на тематических форумах.
Большинство «серых» технологий обычно относится к попыткам воздействия на наиболее сильный фактор ранжирования в поисковых системах. До введения учета ссылочных факторов поисковыми системами в «серой» области были сосредото- чены технологии сбора на сайте текстов, максимально соответствующих лексике поискового спроса, иными словами — цитат поисковых запросов. Сегодня главный фактор ранжирования — внешние ссылки, поэтому лучше всего рассматривать «серую» область, изучая ссылающиеся сайты.
Приведенные ниже примеры методов изучения были доступны веб-мастерам до 1 сентября 2007 года, пока «Яндекс» поддерживал операторы языка запросов link и anchor. С их помощью можно было получать данные о ссылающихся на любой сайт страницах и текстах ссылок. Потом публичная поддержка этих операторов была от- менена, причиной такого шага явился тот факт, что 100% активно использующих эти операторы людей являлись оптимизаторами и спамерами. Давать инструмент для изучения особенностей ранжирования в руки тем, чьей задачей является влияние на ранжирование, было нецелесообразно. Отметим, что сотрудникам антиспам-от- делов «Яндекса», Google и др. поисковых машин возможность детального анализа ссылающихся сайтов доступна и сегодня.
21.2. Анализ бэклинков
Страницы, на которых установлены ссылки на интересующий нас сайт (страни- цу), называются ссылающимися. Сама такая ссылка именуется (по терминологии Google) BackLink, поэтому среди русских оптимизаторов прижилось слово «бэк- линки» или «бэки».
«Бэк» — это:
□ URL ссылающейся страницы;
□ URL ссылаемой страницы;
□ анкор (от англ. anchor— якорь) — текст ссылки; в качестве анкора также может служить графический файл, но обычно, когда говорят об анкорах, подразумевают именно тексты ссылок.
Таким образом, анализ бэклинков — это анализ совокупности ссылающихся на сайт страниц и текстов ссылок. Список ссылающихся страниц для нужного сайта можно получить с помощью интерфейса расширенного поиска Google, либо зная синтаксис запроса (1 i nk="URL").
Анализ бэклинков применяется, чтобы получить ответ на вопрос, за счет чего тот или иной сайт занимает «хорошую» позицию в результатах поиска. В главе о работе со ссылками мы говорили, что ссылки бывают «естественными» и «неестественны- ми». Поисковые системы стараются учитывать при расчете ранжирования только «естественные» ссылки.
В то же время специалистов по продвижению интересуют прежде всего эффектив- ные ссылки, влияние которых на результаты поиска доказано. К сожалению, не всегда эффективная ссылка может быть названа «естественной», поэтому поисковые системы находятся в постоянном поиске алгоритмов выявления «естественных» ссылок и блокирования влияния «неестественных».
Но так как формальных критериев «естественной» ссылки не существует, то задача оценки ссылки ложится на плечи специалиста, который проводит такой анализ. Осуществляется он следующим образом:
О для анализируемого сайта составляется максимально полный список ссылаю- щихся страниц;
□ для каждой ссылающейся страницы и сайта, которому она принадлежит, опре- деляются следующие параметры:
• 1Р-адрес;
• PageRank;
• тИЦ;
• ВЬ (ЬаскИпкз) — количество ссылок на ссылающийся сайт;
• дата регистрации домена, имя владельца и контактный адрес электронной почты.
После чего несложно выполнить сортировки по каждому параметру и проанали- зировать полученные результаты. Приведем несколько примеров.
Date: 2015-09-25; view: 346; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|