Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 18





НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ПЕРЕХОДА К ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ. СТАНОВЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ

 

Обсуждаемые вопросы:

1. Американская формула успеха (М: 161–165).

2. Политическое развитие США в конце XIX в. (М: 165–169).

3. Эпоха господства либералов в политической жизни Великобритании (М: 169–174).

4. Столкновение либеральных ценностей со складыванием Британской колониальной империи (М: 174–179).

5. Воздействие «катастрофы 1870 года» на французскую модель перехода к индустриальному обществу (М: 179–185).

6. Особый путь Германской империи (М: 185–191).

7. Становление женского движения до появления «женского вопроса».

Истоки движения за эмансипацию женщин. Историки-марксисты считают, что все ранние общественные течения, боровшиеся за уравнение женщин в правах с мужчинами, находились в рамках буржуазной идеологии. Идеи Просвещения о необходимости повышения общественного статуса женщин материализовались в возникновении женского политического движения в годы бурных общественных потрясений последней трети ХVIII в.

Впервые требование женского равноправия было выдвинуто в ходе Войны за независимость английских колоний в Америке. Активное участие в борьбе за эмансипацию принимали жена второго президента США Дж. Адамса Абигайл Смит Адамс и жена видного американского политического деятеля Дж.Уоррена Мерси Отис Уоррен.

Во время Великой Французской революции во многих городах Франции возникло движение за создание женских клубов, во главе которого стояли либеральные общественные деятельницы Олимпия де Гуж (автор «Декларации прав женщины и гражданки») и Роза Лакомб. Восстановление Наполеоном монархии во Франции привело к свёртыванию деятельности женских организаций в стране. Однако борьба француженок за свои права продолжилась, прежде всего, на страницах литературных произведений.

Сочинения Ж. де Сталь и Жорж Санд. Дочь французского политического деятеля банкира Неккера, выданная замуж за шведского посла, Жермена де Сталь (1767–1816) была восторженной почитательницей просветителей, особенно Ж.-Ж.Руссо, и придерживалась политических либеральных взглядов. Не пожелав подчиниться деспотизму Наполеона, она была отправлена им в изгнание, которое разделила с близким другом и во многом единомышленником Бенджаменом Констаном (1767–1830).

В.Г.Белинский назвал Ж. де Сталь «повивальной бабкой юного романтизма во Франции». В двух своих романах, «Дельфина» (1802) и «Коринна, или Италия» (1807), где она в значительной мере остаётся публицистом и моралистом, мадам де Сталь первой из французских литераторов выступила в защиту женщины против лицемерной общественной морали, за свободу её личности.

Идеи, высказанные Ж. де Сталь, развила и придала им яркие феминистские черты французская писательница нового поколения Аврора Дюдеван (1804–1876), известная всему миру под именем Жорж Санд. В молодости, бросив вызов буржуазной морали, она бросила мужа и сделалась профессиональным писателем. Её бунт довершили мужской псевдоним и мужская одежда.

Начиная с первого самостоятельного романа «Индиана» (1832), Жорж Санд повела решительную борьбу за эмансипацию женщины, против института буржуазного брака, основанного на корысти и угнетении. Наивысший творческий взлёт писательницы пришёлся на годы, предшествовавшие революциям 1848 г. в Европе. Убеждённая республиканка, она увлекается в это время различными течениями утопического социализма, сотрудничает в левой прессе, сближается с рабочими поэтами.

Несмотря на то, что Жорж Санд проповедовала в своих романах идеалы добра, справедливости, человечности, в жизни она не всегда соответствовала своим идеалам. Жертвой её борьбы против «буржуазных» представлений о любви и браке стал безумно влюблённые в неё выдающийся французский романтический поэт Альфред де Мюссе (1810–1857).

Попытки первых феминисток обосновать свои взгляды ссылками на Библию. На первых этапах истории феминизма новая женщина не задавала себе вопроса: должна она смириться с установлениями, данными от Бога, или сломать их? «И душа негра, и душа женщины, облечённые в плоть, несут ответственность перед Всевышним. Лишь одному закону подчинены души человеческие, и, чтобы толковать его, нужен не человек и не сын человеческий, но Сын Божий».

Только при подобном возвышении мысли мужчина перестаёт быть хозяином и учителем, но становится братом и другом. Эти высказывания и мысли принадлежат М. Фуллер, редактору газеты «Трибюн», которая выходила в Новой Англии ещё в 40-е годы ХIX в.

Люди равны перед Богом, значит, мужчины и женщины равны. Недаром сторонницы женских прав проповедовали свои взгляды в церквах. Они переинтерпретировали Библию точно так же, как это делали ранние протестанты. Человек одиноко предстоит перед Богом и отвечает только перед ним. Человек – не только мужчина, но и женщина. Кстати, недаром именно квакеры признавали равенство мужчин и женщин.

Марксизм о женском равноправии. В связи с дальнейшим развитием капитализма, разорением ремесленников, а также мелкой и средней буржуазии в первой половине ХIХ в. становится актуальным вопрос о самостоятельном заработке женщин этих общественных слоёв. Отсюда – требование права на труд, на образование, на доступ женщин к различным профессиям, а затем и требование политических прав, которыми пользовались только мужчины.

Впервые родоначальники «научного коммунизма» высказались о семье и роли женщины в коммунистическом обществе в 1847 г. Это сделал Ф.Энгельс в проекте программы Союза коммунистов, получившем название «Принципы коммунизма». Эта работа написана в форме катехизиса (ответов на вопросы).

На вопрос 21 «Какое влияние окажет коммунистический общественный строй на семью?» Ф.Энгельс отвечает: «Отношение полов станут исключительно частным делом, которое будет касаться только заинтересованных лиц и в которое обществу нет нужды вмешиваться. Это возможно благодаря устранению частной собственности и общественному воспитанию детей, вследствие чего уничтожаются обе основы современного брака, связанные с частной собственностью, – зависимость жены от мужа и детей от родителей. В этом и заключается ответ на вопли высоконравственных мещан по поводу коммунистической общности жён. Общность жён представляет собою явление, целиком принадлежащее буржуазному обществу и в полном объёме существующее в настоящее время в виде проституции. Но проституция основана на частной собственности и исчезнет вместе с ней. Следовательно, коммунистическая организация вместо того, чтобы вводить общность жён, уничтожит её».

Более подробно Ф.Энгельс рассмотрел недостатки «буржуазной» семьи в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Здесь он констатировал: «первой предпосылкой освобождения женщины является возвращение женщины к общественному производству, что, в свою очередь, требует, чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества».

Положение женщин на Западе в ХIX в. Общий процесс демократизации европейского общества не мог не затронуть прекрасную половину населения континента. В течение столетия доля женщин в используемой капиталистами рабочей силе неуклонно возрастала. К началу ХХ в. женщины в Великобритании составляли 30% от всего количества трудящихся. Приблизительно такое же соотношение наблюдается там и в настоящее время.

Быстрая индустриализация привела к тому, что в конце ХIX в. каждая из трёх жительниц Европы старше 15 лет зарабатывала на жизнь собственным трудом. Большинство работающих женщин были незамужние. Впрочем, эти данные не вполне отражали истинную картину. Сплошь и рядом взрослые женщины, равно как и девочки-подростки, не числясь официально в работницах, помогали по работе главе семьи – в лавчонках, а мастерских или на пашне в сельском хозяйстве.

В городах женщины из рабочих семей также трудились, стремясь своими заработками хоть как-то пополнить скудный бюджет семьи. Они занимались шитьём и вязанием, сколачивали ящики, сдавали внаём комнаты, были прачками, подёнщицами, няньками. Для рабочей семьи дом, в котором женщина имела бы возможность целиком посвятить себя ведению хозяйства и воспитанию детей, оставался несбыточной мечтой.

На заводах и фабриках существовало чёткое разделение труда. В тех отраслях, где зарплата была достаточно высокой, таких, например, сталелитейная или судостроительная промышленность, трудились исключительно мужчины, рабочие высокой квалификации. Что же касается женщин, то они составляли большинство на текстильных фабриках и в производстве продуктов питания. Это было вполне естественно, так как дома, в семье, забота об одежде и провизии также лежала на них. Вместе с тем при тех же трудовых затратах жалование у женщин чаще всего было вдвое ниже, чем у мужчин.

К концу ХIX в. появился целый ряд новых профессий, который открывал дополнительные возможности для использования женского труда. В городах появлялось всё больше лавок и крупных магазинов, где женщины могли работать в качестве продавщиц. Правда, владельцы магазинов предпочитали принимать на службу преимущественно молодых и привлекательных девушек.

Женский персонал требовался также в почтово-телеграфном ведомстве, в конторах банков, компаний и административных учреждений. В образовании и здравоохранении также можно было использовать женский труд. Правда, жалование здесь было не слишком велико, но зато условия труда выгодно отличались от фабричных. Здесь женщины находились в чистоте, и рабочий день длился меньше. Поэтому на такие должности нанимались преимущественно женщины из средних классов, а на представительниц рабочего сословия здесь смотрели как на выскочек, «севших не в свои сани».

До определённого времени секретарская работа, машинопись, ведение конторских книг были исключительно прерогативой мужчин, но постепенно они стали «феминизироваться» и перешли почти целиком в ведение женщин. Вместе с тем престиж подобных профессий стал падать и, естественно, понизилась зарплата.

Появление «женского вопроса». Освобождаясь от пут средневекового религиозного мировоззрения, европейское общество должно было пересмотреть традиционные взгляды на роль женщины в семье и обществе. Наиболее благоприятные условия для постановки на повестку дня проблемы женской эмансипации сложились в самой передовой стране ХIX в. – Великобритании.

Первое десятилетие второй половины этого столетия считается «золотым веком» английского либерализма. Самым ярким политическим сочинением той эпохи стала книга Джона Стюарта Милла «По поводу свободы», вышедшая в 1859 г. В этом сочинении Дж.Ст.Милл показал себя наиболее радикальным либералом своего времени, выступавшим не только за лишение родовой аристократии всех её исключительных прав, но и за предоставление права голоса всем взрослым гражданам, в том числе женщинам.

Выступления Дж.Ст.Милла в защиту прав женщин нашли сочувственный отклик за пределами Англии, особенно в скандинавских странах. Его произведения были переведены на многие языки. На позиции Дж.Ст.Милла по женскому вопросу сказалось влияние его жены Гарриет Тэйлор, которую также считают соавтором многих его книг.

 

8. Борьба против викторианства. Феминистская идеология.

Борьба английских женщин против устоев «викторианства». Своеобразие викторианской эпохи английской истории заключалось в том, что в ней причудливо переплетались самые передовые либеральные идеи с господствующим традиционализмом и официальным консерватизмом.

Сама Виктория старалась подавать своим подданным-женщинам пример добропорядочной матери семейства, послушной мужу и уделявшей всё своё время, свободное от исполнения королевских обязанностей, заботе о муже и детях. Правда, Виктория значительную часть своей жизни прожила вдовой, но за непродолжительный период супружеской жизни успела родить девятерых детей.

Именно в викторианскую эпоху, когда было предписано прикрыть «срам» на всех обнажённых статуях, в Англии впервые серьёзно обсуждался вопрос о сексуальной жизни в браке. При этом официальной прессе проводилась идея о том, что женщине не подобает проявлять инициативы в супружеских отношениях, но в то же время она обязана была всегда быть к услугам мужа.

По свидетельству одной из дочерей Виктории, королева наставляла её перед первой брачной ночью следующими словами: «Лежи спокойно и думай об империи!». В 1884 г. в Великобритании был издан закон, позволявший мужу держать жену под замком, если она отказывалась исполнять свой супружеский долг.

Одним из направлений борьбы английских женщин за равноправие было требование права инициативы расторжения брака. В середине ХIX в. в Великобритании был принят закон, разрешавший жёнам требовать развода с опостылевшими мужьями через суд. До этого каждый развод должен был рассматриваться в парламенте, точно это был законопроект.

Однако новый бракоразводный процесс оказался делом трудным и дорогостоящим. Даже через полвека после принятия названного закона в Англии за разводом обращалось не более 500–600 семейный пар в год. В это же время в США число разводов ежегодно достигало около 10 тысяч. К тому же бракоразводное английское законодательство второй половины ХIX в. предоставляло больше прав мужчине, в первую очередь на детей.

Английские поборницы женской эмансипации также требовали права женщин на владение собственностью. До начала 80-х годов ХIX в. всё имущество и все доходы жены с момента заключения брака по закону переходили в собственность мужа.

В течение долгих лет женщины добивались права на получение высшего образования. В начале 80-х годов ХIX в. им было разрешено сдавать экзамены в университеты, за исключением Оксфорда и Кембрижда. Английские мужчины-врачи всячески препятствовали получению женщинами медицинского образования, утверждая, что учёба вообще вредит способности женщин к деторождению.

Начало борьбы женщин за избирательные права. Идеи Дж.Ст.Милла о необходимости отмены всех ограничений по имущественному и половому признаку в избирательной системе вызвали всплеск возмущения в среде добропорядочных «викторианцев». Естественной и не нуждающейся в комментариях была позиция англиканской церкви.

Однако совершенно неожиданно одними из ярых противников предоставления женщинам избирательных прав стали английские врачи. Ввиду длительного отсутствия в стране врачей-женщин, местные доктора-мужчины уверовали в то, что лишь они могут быть квалифицированными экспертами в отношении женской психики и психологии.

Видные деятели английской медицинской науки в разгар полемики в прессе на полном серьёзе утверждали на страницах консервативных газет о том, что женщины в период менструаций, а ещё больше – с наступлением климакса, становятся психически неуравновешенными, а значит – не могут делать осмысленный политический выбор.

Первая Ассоциация борьбы за избирательные права была основана в Англии в 1867 г., однако в течение сорока лет после возникновения она вела безуспешную борьбу за вовлечение женщин в выборный процесс. В то же время женщины получили право работать в школах и благотворительных организациях. Впрочем, такое право предоставлялось только вдовам и незамужним, т.к., согласно викторианскому традиционализму, считалось, что замужнюю женщину может представлять в обществе только её муж.

Феминизм. Под термином «феминизм» понимают как доктрину равных прав для женщин, основанную на идее равноправия полов, так и движение за равноправие женщин. Хотя идеология феминизма возникла в период буржуазных революций конца ХVIII в. под влиянием идей Просвещения, однако как общественное движение феминизм проявил себя в странах Запада и в России с середины ХIX в.

Автором термина «феминизм» считается французский социалист-утопист Шарль Фурье. Следует различать феминистское и женское движения. Женское движение, также возникшее в середине ХIX в., было более широким понятием и включало в себя все виды женской активности, не обязательно ставившие своей целью достижение равноправия: благотворительность, взаимопомощь, религиозные организации, кампании против алкоголизма и т.п.

В качестве причин возникновения феминизма исследователи выделяют следующие: промышленный переворот, нанесший удар экономической деятельности женщины в семье; активную колонизационную политику, осуществляемую европейскими странами во второй половине ХIX в., результатом которой был отток молодых мужчин в колонии и, как результат этого, большое количество незамужних женщин в Европе, что остро поставило вопрос о трудоустройстве одиноких женщин среднего класса; резкое разграничение буржуазного общества на сферы частного и публичного.

Появление женских организаций. В 1848 г. состоялся первый конгресс американских женщин. Первоначально социальная база феминистского движения состояла в основном из представительниц высших и средних слоёв общества, что дало основания обвинять его в буржуазности, однако в начале ХХ в. в нём начинают участвовать и женщины-рабочие.

Феминистское движение ХIX – начала ХХ в. включало в себя такие кампании как борьба за право на труд и образование, за равную оплату мужского и женского труда, за избирательные права женщин, против сексуальной эксплуатации женщин и двойного стандарта морали. Специфический характер оно приобрело в Англии и США, где с самого начала феминистское движение приобрело политический характер и выдвинуло на первый план требование политического равноправия женщин (суфражизм).

В конце ХIX – начале ХХ в. были созданы международные феминистские организации: Международный женский союз (1888), Международный женский суфражистский альянс (1902) и Международный альянс за избирательные права женщин, объединявшие женские организации многих стран и координирующие их деятельность.

Поскольку заработная плата женщин оставалась крайне низкой, а условия труда – тяжёлыми и губительными для здоровья работниц и их детей, женщины активно включались в забастовочное движение. Так, на спичечных фабриках, располагавшихся на восточных окраинах Лондона, с 1898 г. неоднократно устраивались забастовки женщин, составлявших подавляющее большинство трудящихся этих предприятий.

В начале ХХ в. феминистки начинают применять воинственные методы борьбы за избирательные права. Так, в Англии суфражистки, требовавшие предоставления женщинам избирательных прав, осаждали парламент, устраивали уличные процессии, отказывались платить налоги. В период Первой мировой войны феминистки во всех странах временно прекратили свою деятельность.

Формулирование новой феминистской идеологии. На первом конгрессе американских женщин был выработан документ, получивший название «Декларация чувств». В качестве образца для него послужила Декларация независимости. В первом официальном феминистском документе провозглашаются право голоса как неотъемлемое право человека, право представительства, право на профессию.

Отстаивая эти права, передовые американские женщины ссылались на мысль У.Блэкстона (1723–1780), автора «Комментариев к законам Англии», что право есть начало универсальное, а потому не имеет пола. Двойной морали (для мужчин и женщин отдельно) противопоставлялась универсальная мораль. То же относилось к любым социальным нормам. Словом, идея общечеловеческого потенциала женщин тесно связана с представлением об универсальной норме.

Нельзя не обратить внимания ещё на один важный момент. Голос первых «самосознательных» феминисток был вполне определённо локализован социально. Позиция по отношению к существующим практикам, которая и привела к возникновению феминизма как идеологии и движения, отмечалась в привилегированных социальных пространствах. Непривилегированные были вынуждены, как это всегда бывает в истории, «следовать правилу» или (в меру возможностей) нарушать правила, не подвергая сами правила сомнению.

Феминистки конца ХIX – начала ХХ в. принадлежали, по меньшей мере, к среднему классу. Именно они стали «подопытными наблюдателями», которые смогли выработать способ говорения о своём положении. У этих женщин были досуг и хорошее образование.

ДАТЫ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

1870 – Объединение Италии.

1871 – Провозглашение Германской империи.

1875 – Принятие Конституции Третьей республики во Франции.

1888 – Вступление на германский престол Вильгельма II.

1890 – Отставка О. Бисмарка.

 

ПЕРСОНАЛИИ

С. Гомперс, У. Гладстон, Б. Дизраэли, Ж. Буланже, Р. Пуанкаре, Вильгельм II, Л. фон Каприви, Ж. де Сталь, Жорж Санд, Дж. С. Милл, королева Виктория,.

 

ТЕРМИНЫ

Викторианство, «женский вопрос», женское движение, феминизм, суфражизм.

 


[1] Кин Д. Демократия и гражданское общество. О трудностях европейского социализма. М., 2001. С. 48.

[2] Государство и общество в условиях глобализации: взгляд слева. М., 2000. С. 27.

[3] Habermas J. Strukturwandel der Öffentlichkeit. Untersuchungen zu einer Kategorie der bürgerlichen Gesellschaft. Frankfurt a. M., 1990.

[4] Constituciones españoles. Constitucion de Kadiz. Madrid, 1977. P. 12.

[5] Vilar P. Histoire de l’Espagne. Paris, 1957. P. 54.

[6] Конституция Бельгии 7 февраля 1831 г. // Конституции буржуазных государств Европы. М., 1987. С. 113, 114.

Date: 2015-09-25; view: 261; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию