Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 17





НА ПУТИ К ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ. ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ ЗАПАДА В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX В. ЛИБЕРАЛИЗМ И СОЦИАЛИЗМ

 

Обсуждаемые вопросы:

1. Основные направления социально-экономического развития (М: 146–148).

2. Последствия расширения международного товарообмена (М: 148–151).

3. Формирование основных идейных концепций индустриального общества (М: 151–156).

4. Рабочий вопрос в последней трети XIX в. (М: 156–160).

5. Эволюция либерализма в XIX в.

Понятие либерализма и его основные традиции. Ведущим идеологическим течением ХIX в. был либерализм. Его социальную базу составляли представители т.н. «среднего класса». По сути своей либерализм имел надпартийный характер, поскольку либеральные идеи разделялись представителями не только либеральных, но и консервативных партий.

Последний факт объясняется как резко изменившимися политическими условиями в Европе после Великой Французской революции и Наполеоновских войн, так и отсутствием в стане консерваторов в эпоху Священного союза таких ярких фигур, как Э.Бёрк, Ж. де Местр, Л. де Бональд и др.

Исследователи различают две либеральных традиции. Первая, англо-саксонская, была распространена в Великобритании и США. Её отличали практическая направленность и национальный характер. Вторая, континентально-европейская, нашла наибольшее применение во Франции, Италии, Германии. Она была более умозрительной (теоретической), имела меньше выходов в практической сфере в результате засилья феодально-абсолютистских режимов в политической жизни этих стран.

Термин «либерализм» – широкий, он включает в себя не только определённый набор идей, но также и движение за свободу, политику правительства, способ жизни индивидов в обществе. В отличие от консерватизма и социализма, других ведущих идеологических течений ХIX в., либерализм явился продуктом века Просвещения, когда были сформулированы основные положения его политической теории.

Они остались практически без изменений в ХIX в., который разделил экономическую и этическую стороны либерального учения. Мыслители целого ряда стран внесли свой вклад в формирование либеральных традиций: Г.Спенсер, Дж.Ст.Милл, Дж.Бентам в Великобритании, Б.Констан, А.Токвиль, Ф.Гизо во Франции, В.Гумбольдт в Германии и др.

Основные положения доктрины классического либерализма. Несмотря на различия национальных традиций либерализма, оригинальных теорий отдельных либеральных мыслителей, основные положения классической либеральной доктрины сводятся к следующим основным идеям:

1. Принцип индивидуализма. Отдельные личности составляют ценность любого общества, индивиды самодостаточны, их основными правами являются право на свободу и частную собственность. Они являются главными критериями прогресса, который либералы понимали как максимальное приумножение частной собственности и накопления богатства нацией.

2. Свобода, трактуемая широко, имела несколько разновидностей, среди которых наиболее значимыми были экономические свободы (торговли, обмена, конкуренции).

3. Государство является надобщественным элементом, оно должно обладать минимумом функций, которые сводятся к защите границ страны от внешней опасности, поддержанию социального порядка внутри страны, охране частной собственности.

4. Среди политических идей либералы отстаивали идею разделения властей на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), развитие парламентаризма и процесса всё большей демократизации общества.

Возникновение социального либерализма. В последней трети ХIX в. сформировалась новая доктрина, которая стала называться социальным либерализмом. Её творцами были в первую очередь английские мыслители Т.Х.Грин, Дж.Гобсон, Л.Хобхауз, а также философы Франции, США, Германии.

Создатели социального либерализма пытались преодолеть узость социальной базы классического либерализма, обнаружившуюся в последние десятилетия ХIX в., и привлечь на свою сторону рабочий класс. Основным отличием нового учения стал пересмотр роли индивида и государства в обществе.

Социал-демократы полагали, что свобода индивидов не должна иметь неограниченный характер, отдельные личности должны согласовывать свои действия с другими членами общества и своими действиями не должны наносить им вреда. Расширились функции государства в обществе, которое должно было заботиться о своих гражданах, предоставлять им равные права для получения образования, медицинского обеспечения.

Прогресс социал-демократы связывали уже не столько с максимальным накоплением богатства, сколько с его равномерным распределением между членами коллектива. Социальные либеральные мыслители отошли от абсолютизации частной собственности.


Поскольку в её производстве участвует всё общество, собственность имеет и общественную сторону. Была пересмотрена и идея о праве на частную собственность как ведущем для индивидов и признано, что для некоторых категорий населения право на труд и прожиточный минимум более важны.

Общие черты либеральных доктрин и их влияние на другие течения общественной мысли. Обе либеральные доктрины были гуманистическими и реформистскими. Все либералы отрицали революционный путь преобразования общества, они были сторонниками поступательных реформ.

Ряд либеральных идей был заимствован консерваторами и социалистами. В отличие от либеральных партий, которые испытывают определённые сложности в современной истории, либеральное учение остаётся важной составляющей современной политической культуры.

Для того чтобы понять коренное отличие либеральных взглядов от социалистических, необходимо чётко осознавать, что освободившееся от средневековых представлений о богоустановленности человеческих сословий общество как бы оказалось между двумя главными духовными устремлениями – к полной свободе и справедливости. Люди, которые ценят более свободу, чем справедливость, придерживаются либеральных взглядов, те, кто предпочитает справедливость полной свободе – социалистических взглядов.

Критика либерализма марксистами. Как известно, для последователей учения К.Маркса об истории (исторического материализма) характерен классовый подход в оценке фактов и явлений прошлого. В связи с этим они стараются всячески подчеркнуть принадлежность идеологов либерализма к классу буржуазии.

По мнению историков-марксистов, из идейного наследия Просвещения либералы выбрали лишь те положения, которые отвечали повседневным нуждам буржуазии как господствующего класса. Свойственная просветителям глубокая вера в человеческий разум сменилась у либералов преклонением перед ограниченным буржуазным «здравым смыслом», идея народного суверенитета уступила место требованию «свободы личности».

Признав историческую правомерность буржуазных революций, французские либералы отказывались признать правомерность революционного движения пролетариата. Марксистские историки подчёркивают, что в обстановке углубления противоречий, а затем обострившегося в 30-х годах ХIX в. (после революции 1830 г. во Франции и парламентской реформы 1832 г. в Англии) антагонизма между буржуазией и рабочим классом буржуазно-либеральные реформы, проводимые всюду путём присвоения либеральной буржуазией результатов борьбы трудящихся масс и компромиссов с монархическо-клерикальной реакцией, всё более приобретают антипролетарский характер. По мнению марксистов, со второй трети ХIX в. лозунги либералов становятся средством маскировки капиталистической эксплуатации.

Деятельность Либеральной партии Великобритании. Английские либералы ХIX в. были наследниками вигов. В отличие от консервативной партии, которая отличалась внутренним единством с момента своего образования в середине ХIX в., Либеральная партия имела коалиционный характер и включала несколько течений: аристократическое (вигов), радикальное, центристов (к которому принадлежали бывшие консерваторы).


Все они объединились вокруг веры в способности человека, понимания прогресса как достижение отдельных индивидов, использования власти государства для максимального раскрытия способностей отдельных индивидов.

Сторонники Либеральной партии по социальной принадлежности были представителями буржуазного класса, по религиозной – нонконформистами (этот термин объединяет группу протестантских течений, которые не признали официальной англиканской веры).

Эволюция вигской партии в либеральную происходила в течение нескольких десятилетий – с середины второго десятилетия ХIX в. Хотя термин «либерал» появился в политической переписке в конце 1830-х годов, официальной датой рождения партии считается 1859 г., когда несколько групп либеральной ориентации договорились о совместной политике поддержки национально-освободительного движении в Италии.

Либеральная партия являлась основным звеном британской двухпартийной системы. Она господствовала на политической арене страны бóльшую часть ХIX в., и в её рядах находились самые яркие государственные деятели Англии.

Наиболее известными среди них были: Джон Рассел (1792–1878), боровшийся за расширение избирательного права и демократизацию страны; лорд Генри Джон Темпл Пальмерстон (1784–1865), крупнейший дипломат, премьер-министр в 1855–1865 гг., много сделавший для укрепления Британской империи; Ричард Кобден (1804–1865) и Джон Брайт (1811–1889), известные социальные реформаторы первой половины ХIX в., благодаря усилиям которых были приняты законы о бедных, безработице на фабриках, тюрьмах, общественном здравоохранении.

Самой значительной фигурой в либеральном движении Англии второй половины ХIX в. был Уильям Юарт Гладстон (1809–1898), четырежды занимавший пост премьер-министра страны в 1852–1894 гг. Именно с ним связаны наиболее значительные начинания Либеральной партии: третья парламентская реформа (1884–1885), введение тайного голосования (1872), введение национальной системы начального обучения (1870), аграрные реформы (1880, 1885), отделение церкви от государства в Ирландии (1868), легализация тред-юнионов (1871), расширение прав женщин, попытки урегулировать политическую ситуацию в Ирландии путём предоставления ей автономии (1886, 1894) и др.

Ирландский вопрос привёл к расколу партии в 1886 г., а также к длительному периоду кризиса в партии, который она смогла преодолеть лишь в 1906 г. В отличие от своего основного политического оппонента, лидера консерваторов Бенджамена Дизраэли (1804–1881), У.Ю.Гладстон был менее озабочен развитием партийной организации, поэтому связь центральных органов партии с низовыми ячейками в избирательных округах была у английских либералов весьма слабой.

 

6. Либеральное движение в Германии. Скандинавизм. Позитивистская историография (Л: 88–90).


Либеральное движение в Германии. В раздробленной стране либералы представляли собой политическое движение, направленное на обновление экономической, социальной и политической сфер жизни немецких земель. Прежде всего к этому направлению можно отнести возникшую в 1861 г. Прогрессистскую партию Пруссии, ставшую затем общеимперской.

Представляя интересы прежде всего промышленного капитала, Прогрессистская партия стремилась добиться ограничения прусской юнкерской политической гегемонии. В 1866 г. часть членов партии, представлявших в основном крупный промышленный капитал, создала Национал-либеральную партию.

Наибольшее внимание представители обеих партий уделяли вопросам бюджета, военного финансирования, колониальной политики и проблемам вмешательства государства в экономическую сферу (прежде всего проблемы пошлин). В 1884 г. Прогрессистская партия с частью Национал-либеральной образовала Свободомыслящую партию, которая, в свою очередь, в силу внутренних противоречий раскололась в 1893 г. на Свободомыслящий союз и Свободомыслящую народную партию.

Возрастание числа либеральных партий в Германии во второй половине ХIX в. было на руку «железному канцлеру» О.Бисмарку. Он и его преемники на посту главы правительства Германской империи, поддерживая раздробленность в рядах немецких либералов, осуществляли эффективный контроль над Бундестагом.

Скандинавизм. В 1818 г. на шведский престол взошёл один из наполеоновских маршалов – Густав Бернадот, принявший лютеранство и имя Карл ХIV Юхан (1818–1844) и положивший начало новой династии Бернадотов. В 1830-х гг. началось становление нейтралитета как основополагающего курса шведской внешней политики. Внутри страны с начала 1830-х гг. развивались либеральное движение и скандинавизм.

Истоки скандинавизма находятся в Дании, где в конце ХVIII в. в интеллектуальных кругах активно проповедовались идеи родства датчан, норвежцев и шведов. Наибольшее распространение скандинавизм получил в 30–40-х годах ХIX в. в студенческой и научной среде.

В Дании скандинавизм имел антигерманскую направленность, против роста немецкого национализма в Шлезвиге и Гольштейне,.в Швеции – антироссийскую, т.к. его приверженцы выступали за возвращение Финляндии в состав Швеции. Датские, норвежские и шведские студенты встречались в Упсале в 1843 г. и в Копенгагене в 1845 г. Идеи скандинавизма проповедовались в либеральной прессе: газета «Федреландет» в Копенгагене и «Афтенбладет» в Стокгольме.

В политике скандинавизм выразился в поддержке Швецией–Норвегией Дании в первой датско–немецкой войне 1848–1850 гг. Однако ко второй половине 1850-х гг. скандинавистские тенденции стали ослабевать, и во время войны между Данией и германскими государствами 1864 г. Дания осталась без поддержки своих скандинавских соседей.

Результатом пропаганды скандинавизма стало значительное усиление межскандинавской солидарности, появление общескандинавской идентичности, когда жители северных стран стали воспринимать друг друга как близких родственников. Во второй половине ХIX в. в духе скандинавизма был заключён ряд соглашений между скандинавскими странами: почтовая и денежная уния, общее законодательство во многих областях.

Появление позитивизма. В 30-е – 40-е годы ХIX в. Огюст Конт сформулировал основные принципы нового направления в философии, поучившего название «позитивизм». Главным из них является отрицание философии как науки. Вместо неё целый ряд наук, прежде всего социология, должны были заниматься получением «позитивного» знания.

Наука социология была также «изобретена» О.Контом. Она должна была заменить собой политэкономию, этику, учение о праве и философию истории и увенчивала созданную французским мыслителем классификацию наук.

Отрицая возможность познания сущности предметов (агностицизм), позитивисты отказывали отдельным наукам в праве выяснять, почему происходят те или иные явления, и ограничивали их задачу внешним описанием результатов непосредственного наблюдения, выяснением вопроса, как совершается тот или иной процесс.

Идеи О.Конта активно разрабатывали в социологии такие крупные учёные, как Дж.Ст.Милл, Г.Т.Бокл, И.Тэн, Г.Спенсер. По своим политическим взглядам все они были либералами. В гуманитарных науках они отстаивали идеи эволюционизма, отвергая модные революционные теории.

Позитивистская историография. Самые крупные европейские историки второй половины ХIX в. также разделяли идеи позитивистов. В соответствии с дуалистической позитивистской методикой они утверждали равноправие воздействия материальных и духовных факторов на историю (плюрализм, т.н. «теория факторов»), непознаваемость конечных исторических законов, отрицали решающую роль классовой борьбы в истории и классовую природу государства.

В то же время, будучи вынуждены отвечать на потребности развивающейся исторической науки, позитивисты сближали последнюю с естественными науками, утверждали значение точных методов исследования (статистический, сравнительно-исторический), ставили в центр внимания историю больших масс людей и исторических процессов. Они резко выступали против сведéния исторического процесса к отдельным событиям и деятельности «великих людей», признавали большую роль экономического фактора в общественной жизни.

Признавая большую роль экономического фактора в общественной жизни, позитивисты выступали против теории общественно-экономических формаций, сформулированной К.Марксом и Ф.Энгельсом. По мнению марксистов, последователи О.Конта понимали экономику поверхностно – как развитие обмена, эволюцию цен, заработной платы и т.п.

Цели исторических работ позитивистов. Исследователи прошлого, принявшие позитивистскую научную методологию, поставили своей главной задачей установить все факты, где это только можно. Результатом был громадный прирост конкретного исторического знания. Это была эпоха, обогатившая историю громадными коллекциями тщательно просеянного материала, такого, как календари королевских рескриптов и патентов, своды латинских надписей, новые издания исторических текстов и документов всякого рода, весь аппарат археологических изысканий.

Лучшие историки этого времени, такие, как Теодор Моммзен (1817–1903) или Фредерик Уильям Мейтленд (1850–1906), стали величайшими знатоками исторической детали. Историческая добросовестность отождествлялась с крайней скрупулёзностью в исследовании любого фактического материала. Цель построения всеобщей истории была отброшена, как пустая мечта, и идеалом в исторической литературе стала монография.

Но в течение всего периода историки испытывали какую-то неловкость, связанную с конечной целью всех этих скрупулёзнейших исследований. Их предпринимали, руководствуясь духом позитивизма, учившего, что сбор фактов – только первая стадия процесса научного познания, а открытие их законов – вторая.

Сами историки по большей части не желали ничего лучшего для себя, чем продолжать её исследование. Но философы, принимавшие позитивистскую программу, смотрели на этот энтузиазм с некоторым сомнением. Когда, спрашивали они, историки перейдут ко второй стадии работы?

В то же самое время обычные люди, не являющиеся специалистами-историками, стали уставать: они не видели больше разницы в том, открыт данный факт или нет. Так постепенно увеличивалась пропасть между историком и просто образованным человеком. Философы-позитивисты жаловались, что история, коль скоро она ставит задачей простое открытие фактов, перестаёт быть научной; обычные читатели сетовали на то, что факты, открываемые историей, неинтересны.

Именно в этой ситуации О.Конт потребовал, чтобы исторические факты использовались в качестве сырья для чего-то более важного и более интересного, чем они сами. Именно это во многом побудило его создать новую науку – социологию.

Значение исследований прошлого позитивистами. Роль и место позитивистской историографии в истории исторической науки оценивается учёными ХХ в. по-разному. Одни считают её направлением, знаменовавшим начало упадка либеральной историографии и ставят её во всех отношениях ниже романтической историографии первой половины ХIX в.

Другие, признавая, что позитивистская методология истории стояла неизмеримо ниже возникшего одновременно с ней исторического материализма, была ему враждебна, отказалась от диалектического подхода к истории, характерного для наиболее прогрессивных течений европейской науки начала ХIX в., всё же считают, что позитивизм принёс много нового и передового в науку.

Позитивизм способствовал развитию новых методов исследования и широкому изучению экономической и социальной истории, ранее мало привлекавшей историков. С позитивистским направлением связано возникновение т.н. экономического направления немарксистской историографии.

Во второй половине ХIX в. позитивизм почти безраздельно господствовал в либеральной исторической науке, а также в социологии. На рубеже ХIX–ХХ в. позитивизм в своей классической форме переживает кризис. Главными причинами тому стали наступление эпохи империализма, когда либеральные идеи были не в почёте, а также обнаружившиеся в полной мере недостатки позитивистского метода.

 

7. Возникновение социалистических учений и их разнообразие.

Появление термина «социализм». Социалисты представляли собой широкое общественное движение, которое включало в себя различные течения, группы и партии. Марксисты считают всех прочих социалистов либо утопистами, либо оппортунистами (соглашателями с буржуазией), однако история человечества ярко показала, что и марксистский социализм (который советские учёные называли научным коммунизмом) не менее утопичен, чем предшествовавшие ему учения о «светлом будущем».

Термин «социализм» возник во Франции в первой половине 1830-х годов. Он включает в себя совокупность разнородных течений левого толка, которые стремятся к созданию таких общественно-политических форм существования человеческого общества, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия для всестороннего развития отдельной личности и социума в целом.

Социалистическая идея ведёт свою историю с ХVI в., когда были написаны первые социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, но как идейное течение и социальное движение социализм возникает в период перехода от традиционного общества к индустриальному, на рубеже ХVIII–ХIX вв. Он появился как реакция на обострение социальных противоречий в результате утверждения буржуазных общественных отношений и отражал недовольство пролетаризующихся масс результатами промышленного развития.

Недостатки либеральных доктрин. Период раннего капитализма, когда в хаотической форме осуществлялся переход к индустриальному обществу, был отмечен разорением миллионов людей, всплеском массовой нищеты, усилением поляризации общества. Либеральная идеология начала ХIX в. не смогла предложить реальных путей устранения либо смягчения общественных противоречий.

Сформировавшись во многом на сходных с либеральными идейных источниках, социализм обозначил слабые места либеральной концепции развития общества. Поэтому ранние социалисты уделяли внимание не столько описанию конструктивного идеала, сколько разоблачению язв капитализма, социальных последствий промышленного переворота.

Они отражали взгляды общественных слоёв, которые были уверены в неспособности утверждающегося социального устройства обеспечить гармонию интересов общества и личности, создать реальные условия достойного существования и развития личности.

Социализм как широкое направление общественной мысли выступил в качестве альтернативной концепции развития европейской цивилизации. Большинство социалистов были приверженцами мирных, ненасильственных методов совершенствования социальных отношений, возлагая основные надежды на убеждение и воспитание широких масс населения.

Общие черты социалистических учений. Многочисленные и разнообразные социалистические течения и учения ХIX в. можно привести к «единому основанию», выделив сближающие их идеи. Если внимание различных национальных либеральных школ было приковано к проблеме индивид – общество, выяснению допустимой степени влияния общества на жизнь индивида, то социалисты делают акцент на соотнесение понятий личность, свобода, коллектив. При этом термин «коллектив» всегда увязывается с термином «равенство».

В центре внимания социалистов стоит проблема угнетения большинства людей узкой элитой. Поэтому главным требованием социалистов различных течений является построение такого общества, где отсутствует эксплуатация, угнетение одними социальными слоями (элитой, капиталистами) других (трудящихся), где нет классового угнетения.

Основные социалистические течения увязывали преодоление классового деления также с преодолением государства как организованного насилия. Если магистральной идеей либералов было сохранение и приумножение частной собственности, в чём и заключался смысл общественного прогресса, то социалисты всегда выступали против её приоритета, за огосударствление средств производства.

Обращаясь к понятию «свобода», социалисты понимали его прежде всего как свободу от эксплуатации, а не свободу экономического, политического и правового выбора, на чём настаивали либералы. Различные модели социализма также предлагали реализовать идею равенства по отношению к обществу, что контрастировало с либеральным равенством прав, возможностей и равенством перед законом.

Сам термин «социализм» происходит от слов социум, социальный, т.е. общество, общественный. Это означает, что важнейшие процессы, происходящие в обществе, должны находиться под общественным контролем, а не под контролем социальной элиты. Т.е., речь шла об усилении коллективного начала в обществе.

Таким образом, социализм как идеология, течение общественно-политической мысли, не отказывается от либеральных ценностей свободы, равноправия, демократии. Он лишь выявляет непоследовательность либерализма, который подчиняет эти принципы господству частной собственности, и доказывает неспособность обеспечить их выполнение. Социализм провозглашает установление общественной собственности.

Разнообразие социалистических движений. Провозгласив основным путём развития общества коренное изменение существующих порядков, социалисты предлагают различные принципы, формы, способы движения вперёд для достижения намеченных целей. Если ранее социалистические идеи опирались на морально-этические и религиозные принципы, то с 1840-х годов социализм стал оперировать научной аргументацией и превратился в важный фактор общественной жизни.

Многообразные течения социалистической мысли можно сгруппировать по разным основаниям. Наиболее очевидным представляется разделение социализма на революционный и реформистский типы в зависимости от предложенного пути движения к прогрессивному обществу.

Социалисты-утописты выступали против любых политических и революционных действий и практически не уделяли внимания политике, государственным институтам. Основной акцент в учениях Анри де Сен-Симона (1760–1825), Шарля Фурье (1772–1837) и Роберта Оуэна (1771–1858) был сделан на критике современного им буржуазного общества. Утописты предлагали установить общественную собственность, равенство прав и обязанностей всех составляющих общество индивидов.

К иному, революционному типу социализма можно отнести утопических коммунистов 1830–1840-х годов французов Огюста Бланки (1805–1881) и Теодора Дезами, немца Вильгельма Вейтлинга (1808–1871), англичанина Джеймса О’Брайена (1802–1864) и других, выступивших от имени рабочего класса с требованием коренного переустройства общества. Их идеи о необходимости ликвидировать частную собственность путём революции легли в основу революционных движений 1848–1849 гг.

Возникновение анархизма. Известным идейным направлением середины ХIX в. стал анархизм, в котором также выделялось реформистское и революционное течения. Первое было представлено известным французским мыслителем, идеологом мирного анархизма Пьером Жаном Прудоном (1809–1865), ставшим знаменитым после выпуска работы «Что такое собственность?» (1840).

На поставленный в названии книги вопрос автор недвусмысленно отвечал: «Собственность – это кража». П.Ж.Прудон аргументировал свою точку зрения, отметив, что собственность большинства была либо получена по наследству, либо присвоена в результате перераспределения, но в любом случае не создана, а украдена.

Автор подверг резкой критике крупный капитал, финансовую аристократию, католическую церковь. Трудящиеся симпатизировали взглядам французского мыслителя, который защищал трудовую собственность мелкого производителя, колебавшегося между пролетариатом и капиталистами. В интересах мелких собственников П.Ж.Прудон предлагал ввести дешёвый или даровой кредит, подоходно-прогрессивный налог на капитал, создать ассоциации мелких производителей при поддержке государства.

Одновременно реформаторским складывается революционный, бунтарский анархизм, социальную основу которого составили не мелкие собственники, а потерявшие экономическую самостоятельность мелкие буржуа, влившиеся в ряды рабочего класса. Идеологом этих слоёв стал М.А.Бакунин, веривший в революционный инстинкт народа, который нуждается лишь в боевом призыве и всегда готов к решительным действиям независимо от социально-политической ситуации.

М.А.Бакунин отрицал любую власть, имеющую авторитарный характер. Так, он последовательно боролся против диктата К.Маркса и его соратников в I Интернационале и предсказал массовые репрессии против простых людей в случае захвата власти коммунистами.

8. Марксизм и его влияние на рабочее движение и понимание истории.

Появление «научного коммунизма». В 1840-е годы начинается оформление самого известного революционного социалистического учения – марксизма. Его идеологи – немецкие мыслители Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) – творчески переработали достижения немецкой философии, английской политэкономии и французского социализма, заимствовав идеи диалектического развития, первичности природы, трудовой стоимости.

Марксизм являлся не только критическим обобщением научной мысли, но и практикой международного рабочего движения. К.Маркс и Ф.Энгельс боролись за создание пролетарской партии, первым шагом на пути к которой стало образование «Союза коммунистов» на конгрессе в Лондоне в 1847 г. Эта организация просуществовала до 1852 г. Все её программные документы были написаны К.Марксом.

В первом и главном из них – «Манифесте коммунистической партии» (1848) – были выдвинуты идеи о классовой борьбе как важнейшей закономерности общественного бытия, а также о несоответствии буржуазных производственных отношений уровню развития производительных сил. Последнее должно было привести к замене капитализма новым обществом, в котором свободное развитие каждого явится условием свободного развития всех.

Авторы «Манифеста» подчеркнули, что в основе любого общества лежит способ производства – совокупность производительных сил и производственных отношений. Их несоответствие вызывает различные формы социального протеста и ведёт к революционному преобразованию общественных отношений.

Разработка марксистской теории в последней трети ХIX в. Идеи, высказанные в «Манифесте», легли в основу программ многих рабочих партий и организаций. Но уже в последние десятилетия ХIX в. стало очевидно, что многие положения документа, выводы немецких мыслителей (о близости социализма, дряхлости капитализма) были преждевременны. Они не нашли подтверждения в процессе последующего исторического развития.

В дальнейшем К.Маркс и Ф.Энгельс развили учение о роли революций в преобразовании общества, диктатуре пролетариата, его союзе с крестьянством, о государстве, о переходном периоде к социализму, фазах коммунизма. После ликвидации классового господства буржуазии мыслители обозначили три этапа движения к прогрессивному строю.

На первом – переходном – государство оставалось орудием диктатуры пролетариата, класса, который подавлял сопротивление свергнутой буржуазии, ликвидировал частную собственность. На втором этапе, который называли социализмом, или низшей фазой коммунизма, средства производства переходили во владение всего общества, эксплуататорские классы исчезали, политическое насилие устранялось, но государство продолжало существовать.

Третий – собственно коммунизм – связывался с полным отрицанием государства, исчезновением классов и утверждением принципа «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям»; труд был долгом каждого человека. Более детальная картина будущего коммунистического общества марксистами не была разработана.

Значительным достижением марксизма стала публикация «Капитала» (1867), в котором дан подробный анализ буржуазной формации, исследованы отношения между трудом и капиталом (теория прибавочной стоимости), доказано, что основным противоречием капитализма является несоответствие общественного характера производства частнокапиталистической форме присвоения его результатов.

Первый Интернационал (1864–1876). Первая международная организация рабочих (международное товарищество) была создана в Лондоне 28 сентября 1864 г. Ведущую роль в её создании и последующей работе сыграли К.Маркс и Ф.Энгельс. Именно К.Маркс подготовил основные документы Интернационала – Учредительный манифест и Устав Международного товарищества рабочих.

Центральным органом Интернационала был Генеральный совет. Целью Интернационала стало вовлечение рабочих масс всех стран в его ряды, организация солидарных действий рабочих за свои права, особенно проявившаяся во время Парижской Коммуны (1871).

В Интернационале не было идейного единства. Основные противоречия наблюдались между сторонниками анархистов П.Ж.Прудона и М.А.Бакунина, с одной стороны, и К.Маркса и Ф.Энгельса – с другой. В 1872 г. на Гаагском конгрессе произошёл раскол между марксистами и бакунистами. Последние создали тайную организацию – Альянс социалистической демократии, с помощью которого они пытались захватить руководство I Интернационалом.

По инициативе К.Маркса Генсовет перебрался в Нью-Йорк, но в 1876 г. на конференции в Филадельфии международное товарищество рабочих было формально распущено. I Интернационал способствовал развитию рабочего движения, предопределил появление в Европе и США социал-демократических и социалистических рабочих партий в последней трети ХIX – начале ХХ в.

Создание II Интернационала. Одной из причин роспуска I Интернационала стали преследования его видных деятелей в некоторых европейских странах и особенно – исключительный закон против социалистов, действовавший в Германии.

При этом «железный канцлер» О.Бисмарк стремился подорвать влияние социалистов в рабочей среде принятием законов, немного улучшавших положение рабочих, главным образом в области социального страхования. Этому умнейшему политику своего времени принадлежит знаменитая фраза: «Социализм построить можно, надо только выбрать для этого страну, которую не жалко».

Несмотря на репрессии, в 70-е – 80-е годы ХIX в. шло активное создание социалистических и социал-демократических партий, которые объединились в общем для всех координирующем органе. Учредительный конгресс II Интернационала, состоявшийся 14 июля 1889 г. в Париже, в день столетия со дня взятия Бастилии, был самым представительным за всю историю мирового социалистического движения. На него съехались 400 делегатов из 20 стран, которые представляли 1 млн. организованных рабочих.

В отличие от I Интернационала во II было предложено не создавать более центральных органов, которые могли бы навязать свои решения отдельным организациям, а проводить периодические конгрессы для обмена опытом национальных рабочих партий. К этому времени К.Маркса уже не было в живых (он умер в 1883 г.), и главным теоретиком II Интернационала вплоть до своей смерти (1895) оставался Ф.Энгельс. Сама же эта международная организация рабочих просуществовала до 1914 г.

Создание II Интернационала стало возможным только из-за роста популярности марксистских идей и рядов рабочих партий. Даже в США – стране с самым высоким уровнем оплаты труда – неуклонно увеличивалась численность социалистической партии, и росло число забастовщиков и стачек.

Конечной целью II Интернационала провозглашалась борьба за социализм, а ближайшими задачами – повсеместное установление в законодательном порядке 8-часового рабочего дня, улучшение условий труда, запрещение труда детей, всеобщее избирательное право.

На рубеже ХIХ–ХХ вв. II Интернационал представлял влиятельную силу в рабочем движении: в него входило 12 партий из 23 стран. Специфика развития рабочего движения привела к формированию трёх основных течений в Интернационале: реформизм (лидер – немец, социал-демократ Э.Бернштейн), центризм (во главе с немецким социалистом К.Каутским и австрийскими социал-демократами) и левый радикализм (представлен Р.Люксембург, К.Либкнехтом и др.).

С начала ХХ в. в центре внимания конгрессов II Интернационала оказались проблемы национализма, шовинизма, гонки вооружений, угрозы мировой войны. Резолюции, принятые в Штутгарте (1907), Копенгагене (1910), и Базеле (1912) призывали бороться за прекращение гонки вооружений и предотвращение войны; в случае же её начала предусматривалось объединение социалистов в международном масштабе и свержение правительств своих стран.

Но с началом Первой мировой войны национальный принцип одержал победу над интернациональной идеей: в августе 1914 г. социал-демократы Германии, а затем социалисты Великобритании, Франции, Бельгии и других стран проголосовали в парламентах за военные кредиты своим правительствам. Эти события привели к фактическому краху II Интернационала.

Истоки марксистского понимания истории. Западные исследователи, не являющиеся приверженцами марксизма, убеждены в том, что многие положения исторического материализма были выработаны К.Марксом и Ф.Энгельсом путём переосмысления «Философии истории» Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831). О влиянии Г.В.Ф.Гегеля на отцов-основателей «научного коммунизма» писал В.И.Ленин в краткой статье «Три источника и три составные части марксизма» (1910) и других работах.

Марксовская концепция истории отражает как сильные, так и слабые стороны гегелевской: с тем же искусством Маркс проникает в глубь фактов и выявляет логические связи понятий, лежащих в их основе; но и слабости Гегеля отражаются на его взглядах: выбирается один из аспектов человеческой жизни (у Гегеля – политический, у Маркса – экономический), который якобы сам по себе наиболее полно воплощает её разумность.

Маркс, как и Гегель, настаивает на том, что человеческая история не некий набор различных параллельных историй, историй политики, искусства, экономики, религии и т.д., но одна, единая история. Но опять же, как Гегель, Маркс мыслит это единство не как органическое, в котором каждый элемент процесса развития сохраняет свою непрерывность и вместе с тем тесную связь с другими, а как единство, в котором лишь один непрерывный элемент (у Гегеля – политическая история, у Маркса – экономическая), в то время как другие факторы исторического процесса не имеют такой непрерывности, но, по мнению Маркса, выступают как простые отражения основных экономических фактов.

Это приводит Маркса к парадоксальному выводу, из которого следует, например, что наличие определённых философских взглядов у людей объясняется не какими-то философскими основаниями, а только экономическими причинами. Исторические исследования политики, искусства, религии, философии, построенные по этому принципу, не имеют подлинной исторической ценности; они – всего лишь упражнения в изобретательности.

Марксу принадлежит знаменитое и горделивое заявление, что он взял гегелевскую диалектику и «поставил её на голову», но эти слова он употребляет не в буквальном смысле. Диалектика Гегеля начинается с мысли, переходит в природу и завершается духом. Маркс не заменил этого порядка на обратный. Его высказывание относится только к двум первым членам отношения, а не к третьему и означает, что если гегелевская диалектика начинается с мысли и переходит к природе, то его собственная диалектика начинается с природы и переходит к мысли.

Смысл заявления Маркса состоял в том, что, в то время как для Гегеля логика, предшествуя природе, определяла модель, по которой действовала история, а природа являлась лишь той средой, в которой происходило историческое действие, для самого Маркса природа была чем-то бóльшим, чем фоном истории, она выступала у него источником, из которого извлекалась модель исторического действия.

 

ДАТЫ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

1864–1876 – Деятельность Первого Интернационала.

1878 – Принятие в Германии исключительного закона против социалистов.

1886 – Создание Американской федерации труда.

1889 – Создание Второго Интернационала.

1890 – Принятие в США закона Шермана.

1899 – «Казус Мильерана».

 

ПЕРСОНАЛИИ

А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, Ж. Прудон, К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Мильеран, О. Конт, Г. Милл, С. Гомперс..

 

ТЕРМИНЫ

Монополия, картель, синдикат, трест, демпинг, таможенные войны, либерализм, социальный либерализм, марксизм, ревизионизм, скандинавизм, позитивизм, анархо-синдикализм,.нонконформизм, оппортунисты.







Date: 2015-09-25; view: 385; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.04 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию