Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диалектический принцип всеобщей связи
4.1. Закономерная связность явлений бытия, ее значение для познания. Алгоритм исследования связей объекта. Суть диалектического принципа всеобщей связи выражают следующие положения: Все объекты и явления действительности находятся в универсальной связи друг с другом. Связь – это такое отношение между объектами, в силу которого они способны влиять друг на друга, изменять состояния и даже качества друг друга. Взаимное влияние и воздействие объектов друг на друга отражаются в понятии взаимодействие. Природа связности объектов характеризуется рядом диалектических закономерностей. Главная из них отражена в определении связи и состоит в способности изменения состояний и качеств объекта под влиянием его связей с другими объектами. К другим закономерным характеристикам связности можно отнести многообразие и разнокачественность связей (например в обществе люди связаны экономическими, политическими, правовыми, психологическими и другими типами связей), взаимовлияние связей (так связи человека с трудовым, учебным, спортивным коллективами неизбежно отражаются на его связях с семьей, с друзьями и т.п.), неравноценность связей для объекта (различные связи в различной степени влияют на его состояние и возможности развития). Отмеченные закономерности характеризуют значимость учета связности в познании и определяют главные направления ее исследования. Для глубокого, истинного познания объекта необходимо рассматривать его не изолированно от других объектов, а с учетом его многообразных связей, взаимодействий. Одна из главных причин неполноты, неточности, искаженности наших знаний заключается в упущении из поля зрения существенных связей, которые присущи объекту. К примеру опытный грибник отличается от неопытного прежде всего знанием многообразных связей грибов с характером леса, породами деревьев, растущих в нем, освещенностью, высотой и характером травяного покрова и т.п. Знание этих связей делает его поиск не "слепым" и случайным, а целенаправленным и результативным. Подобным же образом знание и активное использование связей проявляются в любой другой деятельности, повышая ее эффективность, точность, надежность. Для адекватной реализации принципа всеобщей связи в познании конкретизируем его общую ориентацию в форме алгоритма исследования существенных связей объекта с другими объектами. Построение этого алгоритма будем осуществлять с учетом сформулированных выше закономерностей связности (многообразие и разнокачественность связей, их взаимовлияние, неравноценность для объекта). С позиции этих закономерностей основные этапы алгоритма исследования существенных связей объекта, выражающие требования (ориентации) принципа связи, имеют следующий вид: I. Всесторонность выявления существенных связей и обусловленных ими аспектов объекта. II. Учет взаимовлияния связей и аспектов объекта. III. Выделение главных (решающих) связей и аспектов объекта. Рассмотрим эти требования (ориентации) принципа связи подробнее. I. Всесторонность выявления существенных связей и обусловленных ими аспектов объекта. Под существенными связями понимаются такие, которые могут изменять его состояние, влиять на характер его поведения и развития, формировать в нем новые качества. В поисках существенных связей следует выделить основные сферы действительности, с которыми взаимодействует данный объект. Так для студента сферами его существенных связей являются семья, коллектив вуза, предприятие, где он работает, друзья и знакомые, с которыми он общается и т.п. Именно в этих сферах находятся его существенные связи с внешним миром, которые реально влияют на его деятельность и развитие. Важно отметить, что каждая выявленная связь объекта с внешним миром открывает исследователю особый способ его проявления, самораскрытия, особую его сторону, аспект или качество. Поэтому всестороннее выявление существенных связей объекта, создает необходимую основу его всестороннего познания вообще. Если в процессе познания какая-либо существенная связь, аспект или качество объекта упущены, то это неизбежно приводит к неполноте, неточности его образа, а значит к его существенному искажению. Требование всестороннего подхода к объекту имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Например при решении проблем технического перевооружения производства, приобретении нового оборудования, важно всесторонне оценить возможные варианты требуемой техники (технологии). Пытаясь самостоятельно сформулировать критерии такой оценки, многие студенты ограничиваются указанием технологических критериев (надежность, производительность, качество производимых продуктов и т.п.). Реже называются экономические критерии (стоимость, срок окупаемости и т.п.). Весьма редко называются экологические критерии. И почти никогда не называются критерии эстетичности (дизайн), эргономичности (удобство в управлении), медико-биологические критерии (безопасность для здоровья персонала), социальные (воздействие на развитие личности работников). Подобная односторонность при решении производственных задач может негативно отразиться на эффективности работы предприятия, его конкурентоспособности, здоровье работников, их удовлетворенности трудом. II. Учет взаимовлияния связей объекта. Закономерным свойством связей является, как уже отмечалось, их способность взаимовлиять друг на друга. Так воздействие, которое оказывает на человека семья, может существенно повлиять на выбор им друзей, места работы, учебы, т.е. определить множество других его связей. Взаимовлияют также и аспекты (качества) объекта, обусловленные его связями. Если не учесть эти взаимовлияния, то картина связей (аспектов) объекта окажется суммативной, нецелостной. Поэтому после всестороннего выявления существенных связей (аспектов) объекта вторым необходимым этапом их исследования является учет взаимовлияния данных связей (аспектов), который усиливает целостность представления об объекте. В приведенном ранее примере выбора критериев оценки производственного оборудования важно не только добиться всесторонности набора этих критериев, но и учесть что данные критерии связаны друг с другом и могут противоречить друг другу. К примеру, стремление максимизировать технологические, экологические и др. критерии может привести к тому, что избранный вариант окажется слишком дорогим, недоступным по финансовым критериям. III. Выделение главных (решающих) связей и аспектов (качеств) объекта. Данное требование является логическим следствием неравноценности различных связей (аспектов, качеств) для функционирования (развития) объекта. Одни связи (качества) могут определять его жизнеспособность, другие – влиять лишь на вариации его поведения. Поэтому выявленные существенные связи необходимо ранжировать по их значимости: выделять первостепенные (главные, решающие) связи и отделять от них второстепенные, третьестепенные и т.п. Выделение главных связей (аспектов) объекта дополнительно усиливает целостность его представления, ибо данные связи не только в наибольшей степени влияют на объект, но и во многом обусловливают характер действия других связей (аспектов, качеств). Умение выделять главные связи, качества, проблемы чрезвычайно важно в любой деятельности, но особенно в управленческой, организаторской, политической и т.п. Именно этим связям, аспектам должно уделяться первоочередное внимание и главные усилия в познании и управлении, ибо воздействие на них может в наибольшей степени повлиять на общее состояние объекта. К примеру, причиной многих неудач в управлении, реформировании сложных комплексов является стремление руководителей решать все возникающие проблемы одновременно, что, как правило, невозможно и приводит к общему провалу. Опытный же руководитель всегда выделяет главные проблемы, первоочередное решение которых создает необходимые условия для решения других проблем. Принцип выделения главного (решающего) звена в сложном явлении был глубоко разработан В.И. Лениным, который широко применял его в познании, управлении, выработке военной и политической стратегии. "Все искусство политика в том и состоит, - писал он, - чтобы найти и крепко – крепко уцепиться за такое звенышко, которое всего меньше может быть выбито из рук, которое всего важнее в данный момент, которое всего более гарантирует обладателю звенышка обладание всей цепью …"1 Таковы основные этапы алгоритма анализа связей объекта, конкретизирующие требования принципа всеобщей связи в познании. С целью упрощения мы отразили в данном алгоритмелишь внешнюю связность объекта. При полном исследовании необходимо анализировать не только внешнюю, но и внутреннюю связность (т.е. связи между элементами объекта), а также взаимовлияние его внешних и внутренних связей. Для наглядности представим основное содержание и требования принципа всеобщей связи на схеме 1 (с.96). На этой же схеме представим противостоящие диалектике метафизические искажения принципа связности в форме эклектики и софистики. 4.2. Эклектика и софистика как искажения диалектики. Формы эклектики и софистики многообразны. Однако наиболее рельефно они проявляются в аспектах связности и системности. Эклектика – это способ мышления, состоящий в рассмотрении объекта как механической суммы сторон, без вскрытия их единства и целостности. Иными словами с позиций эклектики объект рассматривается суммативно, хаотично, нецелостно. Характерной особенностью эклектики является и то, что ей не чуждо требование всесторонности подхода к объекту, что придает ей внешнее сходство с диалектикой (это сходство требований обозначено на схеме знаком). Однако диалектическая всесторонность отличается от эклектической коренным образом. Если диалектика требует целостной картины, т.е. учета взаимовлияния связей (аспектов, качеств) объекта, выделения главных связей (аспектов, качеств), играющих доминирующую роль в целом, то эклектика рассматривает объект как беспорядочную сумму элементов, связей, качеств, а кроме того смешивает главное с второстепенным, не учитывает разноценность аспектов и связей ("всем сестрам по серьгам"), что и показано на схеме 1 (с. 96). Характерным примером эклектики, понятным каждому студенту, является состояние "каши в голове" перед экзаменом, когда все темы и вопросы как будто изучены, но не хватило времени привести знания в четкую систему, расставить знания "по полочкам", продумать связи понятий и способы их использования в решении задач и проблем. Эклектика весьма распространена в экономической сфере (принятие экономических планов, элементы которых сами по себе "хороши", но не согласуются или даже противоречат друг другу), в политике, в обыденной жизни. Необходимость борьбы с эклектикой обусловлена тем, что она ведет к искажению действительности, препятствует пониманию сути явлений (из-за неспособности представить их целостно, выделить их главные качества), порождает безрезультатность действий на практике. Софистика – это сознательное применение в спорах или доказательствах ложных доводов (софизмов), замаскированных внешней формальной правильностью. Одним из наиболее характерных приемов софистики является односторонность подхода к объекту, вырывание отдельных сторон, событий из их связи с другими. Односторонность, произвольное вырывание сторон обычно используются для того чтобы обратить внимание на выгодные субъекту стороны явления и увести внимание от невыгодных, что в целом искажает картину явления. Подобный прием часто используется в недобросовестной рекламе, в пропаганде, в политической борьбе и т.п. Нередко студенты при написании рефератов неправомерно используют цитаты, которые в контексте первоисточника имели смысл, противоположный тому, который им приписывается в реферате. Это тоже пример софистики. Другим характерным приемом софистики является подмена картины действительных связей объекта искаженными представлениями об этих связях. К примеру, строительство социализма в СССР осуществлялось во многом по навязанным обществу догматическим идеологическим схемам (достиже- ния социальной однородности общества, абсолютизации планомерности и подавления рыночных начал в экономике и др.). Реализация подобных схем, противоречивших рекомендациям науки, практиче-
ского опыта и выгодных лишь верхушке партийной бюрократии, придала социализму в СССР застойный, нежизнеспособный характер, явилась существенным фактором его крушения. Третьим из характерных приемов софистики является подмена главного второстепенным, а второстепенного главным. Этот прием кажется на первый взгляд парадоксальным, ведь такое сильное искажение должно замечаться сразу, казаться очевидным. На самом деле в силу особенностей человеческой психологии крупное искажение выглядит порой более правдоподобным чем мелкое. На идеологии тотальной лжи была построена вся пропаганда в фашистской Германии. И эта пропаганда оказалась весьма эффективной. Подмена главного второстепенным характерна для ряда американских учебников истории, в которых главными сражениями, определившими исход II Мировой войны, называются не битвы под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, а сражения англо-американских войск с немецкими в Африке, Италии, Нормандии и т.п. Характерным приемом софистики является также построение умозаключений на основе подмены смысла понятий, произвольного использования их многозначности. Примером может служить известный древний софизм: "Кто лжет, говорит то, чего нет. Но о том, чего нет, нельзя сказать. Следовательно, никто не может лгать".
Date: 2015-09-18; view: 1019; Нарушение авторских прав |