Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действительности





 

Согласно современным представлениям в основе возникновения сознания и психики лежит присущее всей материи фундаментальное свойство отражения. Отражение означает способность объектов воспроизводить в своей структуре и свойствах особенности взаимодействующих с ними объектов. Иными словами, в процессе взаимодействия в каждом из объектов образуются "следы", запечатлевающие характер другого объекта. Эти "следы" и есть отражение. Отражение в неживой природе носит стихийный характер. В живой природе оно начинает направленно использоваться живыми существами для поиска пищи, избегания опасностей, нахождения подходящей среды обитания, т.е. для выживания. Это означает, что на уровне живой материи отражение приобретает качественно новый, информационный характер. Собственно, формирование информационно-функционального характера отражения и явилось одной из главных предпосылок возникновения жизни на нашей планете.

2.1. Эволюция форм отражения в живой природе. Простейшей формой отражения в живой природе является раздражимость, т.е. способность избирательно реагировать на внешние воздействия. Раздражимость присутствует уже у растений. Многие растения, например, реагируют на движение Солнца (раскрывают и закрывают бутоны, сопровождают это движение как корзинка подсолнуха и т.п.). Более высокой формой отражения является чувствительность, т.е. способность отражать отдельные свойства предметов в виде ощущений. Ощущение – это элементарный субъективный образ отдельных свойств предмета, возникающий при его воздействии на органы чувств. Способность к ощущению имеется уже у беспозвоночных животных (медузы, кольчатые черви и др. способны ощущать изменения температуры, механические воздействия и т.п.). У человека способность ощущать обусловлена наличием органов чувств (зрения, осязания, слуха, вкуса, обоняния). Дальнейший прогресс отражения в живой природе связан с интеграцией ощущений, отражающих отдельные свойства предмета в его целостный чувственный образ, который называется восприятием. Способность к восприятию целостного образа предмета появляется лишь на уровне позвоночных животных. Высшей ступенью чувственного отражения действительности является формирование представлений, т.е. образов предметов, которые не воздействуют непосредственно на органы чувств. Представления существуют в форме воспоминаний и в образах конструктивно-творческого воображения, которое определяет способность человека к творчеству, изобретательству, игре фантазии и т.п. Способность к формированию представлений присуща человеку и в определенной степени высшим животным. Таким образом, ощущение, восприятие, представление являются закономерными ступенями развития чувственного отражения в живой природе, присущими как животным, так и человеку. Эти виды отражения связаны с деятельностью первой сигнальной системы (И.П. Павлов), которая обеспечивает отражение в форме чувственных образов действительности.

Коренным отличием человека от животных в сфере отражения является наличие у него второй сигнальной системы, связанной с появлением языка, речи, формированием абстрактных понятий, логическим мышлением. Вторая сигнальная система, развиваясь в ходе эволюции человека, надстраивается над первой. "Если наши ощущения и представления, - писал И.П. Павлов, - есть для нас … сигналы действительности, конкретные сигналы, то речь, раздражения, идущие … от речевых органов, есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют … человеческое высшее мышление"[50].

Основными формами логического мышления являются понятия, суждения, умозаключения. Понятие – смысловая единица мышления, выделяющая общие и существенные стороны объектов. Например, понятие "общество" фиксирует те характеристики, которые присущи всем обществам: производственный способ существования, социальность, духовность и др. В понятиях концентрируются итоги познания человеком мира. Под суждением понимается логическая связь понятий в определенное утверждение (или отрицание) о каком-либо явлении, событии, отношении. Утверждение "сознание – высшая форма отражения действительности" - типичный пример суждения, показывающий сопряженность этой формы мышления с абстрагированием, отражением зависимостей и отношений между вещами. Умозаключение – вывод новых утверждений логическим путем, исходя из двух или нескольких суждений. Умозаключение, вытекая из своих посылок, не является их простым суммированием, а дает качественно новое знание, выходящее за пределы чувственного опыта, наблюдений, экспериментов.

Функционирование человеческого сознания осуществляется на основе интеграции и тесного взаимодействия чувственных и логических форм отражения. Характерной особенностью исторического формирования сознания в ходе социальной эволюции явилось усиление и качественное обогащение способности к опережающему отражению действительности, присутствующей в определенных формах уже у животных. Однако у человека способность к опережающему отражению, т.е. предвидению будущих ситуаций, моделированию вариантов развития событий, целеполаганию и планированию будущих действий, приобрела свои высшие, более развитые формы за счет способности к логическому мышлению, отсутствующей у животных.

2.2. Основные качества сознания и особенности его функционирования. К основным качествам сознания относятся мышление, рефлексия (т.е. самосознание), идеальность, материализация в языке и речи, активность, общественно-практическая природа и др.

· Способность к мышлению. Мышление, являющееся главной функцией сознания, представляет собой организованный поисково-исследовательский процесс формирования знаний и осмысленного управления деятельностью человека в обществе. Человеческое мышление как и сознание в целом изначально носит социальный характер и может полноценно осуществляться лишь в обществе во взаимодействии с другими людьми. Характерной особенностью мышления является соответствие логики его движения объективным связям и функциям предмета. Иными словами, мышление – это не хаотичная игра ассоциаций, а целенаправленное постижение собственной логики изучаемого предмета. В мыслительном процессе взаимодействуют многообразные компоненты психики: память, воля, эмоции, чувственные образы, интуиция, воображение, логическое мышление. Логико-понятийная сфера мышления определяет цели и задачи сознательной деятельности, обеспечивает обобщение и осмысление данных органов чувств, позволяет выйти за пределы чувственной достоверности к глубоким, неочевидным, сущностным качествам и связям объекта. Однако было бы ошибкой абсолютизировать рациональную логику мыслительной деятельности. Продуктивное, конструктивно-творческое мышление возможно лишь во взаимодействии логико-понятийной, чувственно-эмоциональной и интуитивной сфер психики. Как заметил В.И. Ленин "… без "человеческих эмоций" никогда не было, нет и быть не может человеческого искания истины"[51]. Согласно современным данным функционирование логико-понятийной и образно-эмоциональной сфер мышления связано с функциональной асимметрией мозга. У большинства людей левое полушарие мозга ответственно за язык, речь, логико-понятийный аппарат мышления. Оно осуществляет переработку информации аналитически и последовательно. Правое полушарие ответственно за образно-эмоциональную сферу сознания и перерабатывает информацию одновременно и целостно. Доминирование у человека левого полушария проявляется в том, что он по своему духовному складу тяготеет к логическому типу, доминирование правого – в тяготении к художественно-образному типу.

· Рефлексивность сознания означает его способность отражать не только внешний мир, но и свое собственное содержание. Рефлексивность означает наличие у человека самосознания, т.е. осознания собственного "Я". Благодаря самосознанию человек способен анализировать и критически оценивать свои знания, поступки, интересы, нравственный облик, что создает возможность самосовершенствования. Наличие самосознания составляет одно из коренных отличий человека от животных. Степень развития самосознания, т.е. объективность, всесторонность, критичность анализа и оценки собственного "Я", составляет один из важнейших критериев уровня развития личности.

· Идеальность сознания означает отражение им материальных объектов в форме субъективных образов. Идеальные образы являются своеобразными субъективными "двойниками" материальных объектов. Они отражают эти объекты в преобразованном виде с позиций имеющихся знаний, целей и интересов человека. Тем самым идеальные образы сознания составляют субъективную реальность. Поскольку манипулирование идеальными образами значительно экономнее чем создание материальных объектов, сознание благодаря качеству идеальности приобретает колоссальные творческие возможности моделирования, прогнозирования, изобретательства, конструирования, поиска оптимальных вариантов среди множества возможных и т.п. Благодаря идеальности сознания эволюция человечества приобрела колоссальный динамизм по сравнению с биологической эволюцией.

· Материализация сознания в языке и речи. Язык, являясь средством общения людей, составляет непосредственную действительность мысли. Речь – конкретная форма существования языка. Язык и речь представляют собой сложные знаковые системы. На их основе осуществляется внутренний процесс мышления (получение и накопление знаний, их переработка, формирование новых выводов в процессе внутренней речи и др.) и через них сознание реализует свои внешние коммуникативные, координационные, предметно-практические функции. Язык – необходимое связующее звено между сознанием и практикой. Он обеспечивает как общение и согласование действий индивидов в обществе, так и передачу накопленных знаний и умений новым поколениям. Язык, являясь непосредственной "одеждой" мысли, проявляет ее существование и качество. Состояние языка отражает состояние духовности общества. Так по многим наблюдениям "за последние сто лет русский язык сильно обеднел … Его уровень резко понизился … Некоторые наши современники, общаясь между собой, вообще обходятся тремя-четырьмя нецензурными словами, выражая ими все оттенки своих мыслей и чувств …"[52]. Тревожные процессы в языковой среде говорят о серьезных разрушениях в духовной сфере, образовании, культуре и в целом в жизни современной России.

Активность сознания. Своеобразием природы сознания является активный характер его функционирования. Уже элементарные процессы чувственного отражения (например, зрительного) осуществляются не путем пассивной регистрации внешних световых воздействий, а благодаря активным движениям глаза, как бы "ощупывающим" предмет с различных сторон. Аналогичным образом и сознание активно "ощупывает" предмет, углубляясь в его сущностные связи и качества. Активность сознания проявляется в ряде аспектов. Во-первых, предмет отображается сознанием не беспорядочно, а целенаправленно, избирательно. Сознание действует как своеобразный "фильтр", собирающий и концентрирующий информацию, необходимую для решения актуальных проблем и отсекающий ненужную. Без целенаправленной избирательности оно представляло бы полный хаос и было бы неработоспособно. Во-вторых, действительность воссоздается в сознании не в виде зеркального отражения, а в творчески преобразованном виде. "Подход ума … не есть простой, непосредственный, зеркально-мертвый акт, а сложный … зигзагообразный, включающий в себя возможность фантазии …"[53]. Формирование мысленного образа определяется не только объектом, но и многообразными компонентами психики субъекта, участвующими в процессе мышления: особенностями памяти, мотивами, воображением, интуицией и т.п. В силу этого мысленные образы одного и того же объекта могут существенно различаться у различных субъектов (как картины художников, изображающие один и то же пейзаж). К тому же формирование сознанием образа объекта не есть единовременный акт, а являет собой динамичный процесс уточнения, дополнения, переосмысления данного образа, опережающего прогнозирования изменений объекта и т.п. В-третьих, сознание не только отражает мир, но и управляет его преобразованием в интересах человека и общества. Сознание, будучи общественным явлением, функционирует по законам общества, жизнедеятельность которого носит существенно преобразовательный характер. Если животный и растительный мир развиваются на основе адаптации к окружающей среде, то для общества основным способом существования является преобразование материального и духовного мира. Сознание, обеспечивающее преобразовательную деятельность, в силу этого существенно связано с творчеством. Творческий характер сознания человека проявляется в преобразовании окружающей предметной среды, создании научных теорий, произведений искусства, архитектуры, орудий труда, машинной техники, новых технологий, преобразовании собственного духовного мира и т.п.

2.3. Основные отличия сознания человека от психики животных и "искусственного интеллекта" кибернетических устройств. Подытоживая рассмотрение основных качеств сознания, определим его существенные отличия от естественных и искусственных интеллектуальных систем. Основными чертами, отличающими сознание человека от психики животных, являются:

· Наличие развитого языка, речи, логического мышления, функционирующих на основе второй сигнальной системы, отсутствующей у животных.

· Наличие самосознания, т.е. способности к осознанию собственного "Я", составляющего духовный стержень личности, к самоанализу, самооценке, самокритике, самосовершенствованию.

· Развитая способность к опережающему отражению действительности, т.е. многовариантному прогнозированию и целенаправленному планированию своей деятельности, предвидению ее результатов.

· Способность сознания обеспечивать конструктивно-творче-скую, преобразовательную деятельность человека в обществе.

Степень развитости этих качеств характеризует интеллектуальный потенциал человека. Тем самым они указывают направления и критерии совершенствования интеллекта.

Вопрос о соотношении человеческого сознания и "искусственного интеллекта" возник в связи с колоссальным прогрессом компьютерных систем и программ за последние десятилетия. Этот прогресс порождает у многих специалистов надежды, что "с годами мозг мыслителя искусный, мыслителя искусственно создаст" (Гете). Не отрицая огромную роль компьютерной техники в современной жизни и значимость ее дальнейшего развития, укажем на основные причины, по которым "искусственный интеллект" не сможет никогда полностью заменить человека:

· Человеческое сознание в отличие от компьютеров и математических программ, на основе которых функционирует "искусственный интеллект", является не технико-математическим, а социально-историческим качеством. При совершении мыслительных операций и принятии решений человек опирается на огромный исторический опыт человечества, опыт культуры, нравственности, искусства, принципиально невыразимый математически, а поэтому недоступный компьютеру;

· В отличие от человека "искусственный интеллект" не обладает такими важными средствами отражения как эмоции, интуиция, фантазия, позволяющими человеку принимать решения в условиях неопределенности, неформализуемости, действовать в принципиально новой ситуации и т.п.

Таким образом, "искусственный интеллект" является лишь интеллектуальным орудием человека, усиливающим его мыслительные возможности, облегчающим переработку больших массивов информации. Он способен частично заменить человека лишь в тех случаях, когда выполняемая работа может быть математически формализована и выполняться на основе компьютерных программ.

 

Date: 2015-09-18; view: 491; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию