Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие диалектики, ее философский смысл. Роль диалектики в современной жизни, образовании, культуре





Как уже отмечалось, диалектика – это учение о наиболее фундаментальных, коренных качествах бытия и обусловленных этими качествами методах познания и деятельности. Понятие "диалектика" (от греч. dialektike techne – искусство вести беседу, рассуждать) ввел в обращение древнегреческий мыслитель Сократ. Сократ понимал диалектику как метод достижения истины в диалоге путем борьбы мнений, выявления противоречий в позициях спорящих сторон. Становление диалектики, как ядра философского мировоззрения и метода поиска истины, шло по пути углубляющегося осознания того фундаментального обстоятельства, что противоречивость, столкновение противоположных сторон имеют место не только в человеческой деятельности, спорах и дискуссиях, но являются всеобщим, коренным качеством бытия, присущим любому объекту. Добро и зло, истина и заблуждение, анализ и синтез, ассимиляция и диссимиляция, положительный и отрицательный полюса магнита, жизнь и смерть, материализм и идеализм – все это примеры полярных противоположностей, взаимодействие которых пронизывает все уровни бытия и в существенной степени определяет развитие объектов, формирование их качеств и тенденций движения. Понять мир без учета присущей ему полярности, противоречивости явлений невозможно. С другой стороны, по мере развития науки и философии накапливалось все больше свидетельств тому, что выявление противоречий в объектах действительности и исследование путей их разрешения – это универсальный и очень плодотворный путь поиска истины в познании. Спор, в котором, как известно, рождается истина - лишь частный случай движения мысли к сущности явлений через противоречие. Таким образом, изначальной коренной идеей, определявшей развитие диалектики на протяжении многих веков, является идея противоречивости бытия, познания, всего сущего, а также плодотворности познания явлений через исследование присущих им противоречий.

Другой, столь же фундаментальной чертой диалектики является присущее ей рассмотрение объектов и явлений действительности в развитии. Эта сторона по мнению многих философов и мыслителей настолько значима для выражения сути диалектики, что может являться основой для ее определения как общей теории развития. Классическое определение диалектики как науки "о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления" дал Ф. Энгельс.[22] Как "учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде" понимал диалектику и крупнейший продолжатель марксизма В.И. Ленин.[23] До настоящего времени многие философы, авторы учебных пособий по философии трактуют диалектику именно как учение о развитии, считая это понимание наиболее полным и фундаментальным.

В действительности эта трактовка при своей несомненной ценности является все же односторонней и неполной. Развитие объектов невозможно понять и объяснить без учета их связности, взаимодействия. На это в свое время обратил внимание Ф. Энгельс, характеризовавший диалектику также и как науку "о всеобщей связи"[24]. Как отмечалось ранее, именно всеобщая связь и взаимодействие являются согласно современным представлениям субстанциональной основой бытия, лежат в основе образования всего многообразия форм и проявлений мироздания. Заметим кстати, что противоречивость явлений является особой формой их связности, взаимодействия. Поэтому третьим существенным, базисным аспектом диалектики является учение о всеобщей связи явлений действительности.

Рассмотренные идеи (аспекты) диалектики: противоречивость, развитие, всеобщая связь явлений – в течение многих десятилетий рассматривались как основные принципы этого учения, адекватно отражающие его суть. Однако результаты современной науки и состояние общественной практики дают множество свидетельств тому, что указанные принципы не только в отдельности, но даже и совместно недостаточны для познания многих сверхсложных явлений, для адекватного разрешения глобальных проблем современного мира. Весь опыт науки, в особенности опыт познания и проектирования сверхсложных объектов (в экономике, социальной сфере, в решении экологических, демографических, социокультурных, политических т.п. проблем) показывает, что для адекватного исследования и решения подобных проблем необходимо их системное видение. Ведь высшей ступенью познания сложного объекта является его познание как целостной, организованной, развивающейся системы. Как мы сможем далее показать, системность аккумулирует в себе развитие, связность, противоречивость как свои существенные стороны, грани, проявления. Поэтому, не умаляя значение принципов противоречия, связи, развития, которые являются необходимыми аспектами, ступенями восхождения к системному видению объекта, следует все же признать, что высшим и важнейшим принципом диалектики, обобщающим и объединяющим все другие ее принципы, является принцип системности. Соответственно наиболее развитой характеристикой современной диалектики является ее определение как учения о системности. Развитие диалектики как учения о системности отражает назревшую необходимость переориентации в системном духе основных сфер человеческой деятельности и интеллектуальной культуры. Идеи системности со второй половины XX века все более явно становятся маяком современной науки, основным вектором ее преобразований. Поэтому освоение системно-диалектической методологии является необходимым условием полноценного образования современного специалиста высшей квалификации.


Характеризуя в целом роль диалектики в современной науке, культуре, общественных преобразованиях, необходимо отметить, что ее положения определяют основные ориентиры научного мировоззрения, действенного мышления, обусловливают формирование научной картины мира. Они задают эталоны продуктивных подходов в познании, проектировании, преобразовании сложных объектов, предохраняют от ложных путей, тупиков и ошибок. Овладение диалектикой позволяет более эффективно организовать имеющиеся знания, углубляет видение и понимание действительности, развивает строгость мышления, расширяет научный и культурный кругозор.

Как уже отмечалось, диалектический метод не подменяет методы и понятия конкретных наук, а предлагает такие способы их взаимоувязки, координации и развития, которые обеспечивают целостность знания, наиболее естественные и надежные пути движения к истине. Особую значимость имеют идеи диалектики при решении нестандартных, творческих, прогностических проблем, где подходы частных наук недостаточны или вообще не работают. В качестве примеров можно указать следующие виды подобных проблем: как избрать наиболее прогрессивный тип создаваемой машины или технологии? Как наиболее эффективно произвести перестройку производства? Как осуществить выбор из нескольких конкурирующих теорий? Какие качества проводимых реформ обеспечивают их успешность? и т.п. Таким образом, диалектический метод – это философская стратегия истинного познания и эффективной деятельности. Знание его основ приобщает мыслящего человека к генеральным путям осмысления действительности, выработанным многовековым опытом философии.

2. Становление диалектики в истории философии.

 

Истоки диалектики восходят к философским учениям мыслителей древности (Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель и др.). Однако развитую и осознанную форму ядра философской системы она получила лишь в XIX веке в философском учении Гегеля, а затем и в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Значительный вклад в развитие диалектики внес В.И. Ленин. Дальнейшее осмысление, углубление и оформление диалектических идей продолжалось главным образом в нашей стране в эпоху существования Советского Союза. В этот период, особенно в 60-80 годы XX века, были созданы важные предпосылки превращения диалектики в фундаментальную философскую теорию. Однако крушение Советского Союза, обернувшееся для России духовной и социальной катастрофой, роковым образом отразилось и на судьбе диалектики. Диалектическое учение, развивающее способность глубоко мыслить, проникать в суть происходящего, здраво оценивать состояние и пути эволюции общества, оказалось ненужным и неуместным для идеологов и организаторов рыночного капитализма в России начала 90-х годов, ибо обнажало катастрофичность многих их действий для настоящего и будущего страны. В это же время в самом философском сообществе обнаружилось немало "новаторов", которые, стремясь "попасть в ногу" с новыми веяниями, занялись дискредитацией диалектики, вытеснением ее из науки и системы образования, попытками замены ее суррогатами западной методологии. В выходящих друг за другом учебниках философии диалектике либо не находится места вообще, либо же она излагается в односторонних, устаревших формах, неадекватных современным реалиям. Поэтому назревшей необходимостью является модернизация теории диалектики, переосмысление и развитие ее идей с учетом новейших достижений науки и тенденций мирового развития. В настоящей работе осуществлен синтез исторических форм диалектики с достижениями системной методологии, предприняты шаги к повышению ее строгости, точности, прикладной конструктивности.


2.1. Элементы диалектики в философском учении Гераклита. Жизнь и философское творчество Гераклита пришлись на острый период истории древнегреческих полисов – эпоху греко-персидских войн, сочетавшихся с борьбой внутри полисов между демосом и родовой аристократией. Диалектика Гераклита испытала несомненное влияние происходивших в ту эпоху бурных исторических событий. Идеи своего необычайно глубокого и оригинального учения Гераклит выражал в своеобразных чувственно-интуитив-ных, метафорических мыслеобразах[25]. Мы попытаемся определить рациональный смысл этого учения в современных понятиях и принципах. Согласно Гераклиту главными качествами бытия ("Космоса") являются динамизм, борьба, Логос (закономерность), относительность явлений, взаимосвязь единства и борьбы противоположных начал.

Динамизм бытия выражен Гераклитом в предельно лаконичной фразе "все течет", ставшей широко известной еще в античности. Качество динамичности, текучести, изменчивости Космоса связано с тем, что согласно Гераклиту его сущностью является "живой огонь". Но огонь – самое изменчивое, подвижное из природных начал. Пронизывая Космос, огонь придает ему качества активности, динамизма, текучести. Идея Гераклита об "огненности" Космоса при поверхностном прочтении может быть воспринята лишь как поэтический образ. Но "живой огонь" может быть понят и как образная метафора реально присущей космосу энергетики, придающей ему активность, изменчивость. Вскрытая наукой XVIII-XX в.в. насыщенность материи механической, химической, электрической, внутриядерной энергией позволяет рассматривать идею Гераклита об "огненности" Космоса как смелую и продуктивную научную гипотезу.


Борьба (иногда "война") - другое коренное качество Космоса. "Борьба - отец всему и царь. Одним она определила быть богами, а другим - людьми. А из тех одним рабами, а другим – свободными". Борьба у Гераклита – способ существования Космоса и поддержания его гармонии. "Расходящееся сходится… из различных [тонов] образуется прекраснейшая гармония и все возникает через борьбу". Следует отметить, что представления о борьбе, как вездесущем качестве Космоса, были во многом необычными для того времени. Так Пифагор и его последователи считали гармонию состоянием, исключающим борьбу. "Да исчезнет вражда среди богов и людей,"- говорил в "Илиаде" Гомер. По Гераклиту же даже этот "мудрейший из эллинов" не понял, что с исчезновением борьбы "все исчезнет".

Логос по Гераклиту – всеобщий закон Космоса. Космос не хаотичен, а закономерно упорядочен, в нем присутствует скрытый Логос. "Все происходит согласно этому Логосу". Огонь, Борьба, Гармония – различные проявления Логоса. Логос управляет "всем через все". Идея Логоса является краеугольной и в представлениях Гераклита о познании. Путь к мудрости требует умения "внимать Логосу", "действовать согласно природе, к ней прислушиваясь".

Относительность явлений действительности. Согласно Гераклиту один и тот же объект может проявлять различные и даже противоположные качества в различных отношениях. К примеру "прекраснейшая из обезьян безобразна по сравнению с человеческим родом", "морская вода и чистейшая и грязнейшая: рыбам она питье и спасение, людям же гибель и отрава". В мире все относительно и все познается в сравнении. "Болезнь делает сладостным здоровье, голод – насыщение, усталость – отдых", а "ослы скорее предпочтут солому золоту".

Взаимосвязь единства и борьбы противоположных начал в мире. "Признак мудрости – согласиться… Логосу внемля, что все едино", - утверждает Гераклит. Но единство осуществляется через борьбу противоположных начал. "Противоречивость сближает", "и справедливость – борьба". Противоречивость присуща всему, в процессе развития все оборачивается своей противоположностью (живое становится мертвым, молодое – старым, мир – войной и т.п.). Познание должно усматривать единство в многообразии ("знать все как одно"). Без познания единства – нет подлинной мудрости ("многознание уму не научает"). Данные представления позволяют предположить, что Гераклит вплотную подошел к мысли, что мудрость состоит в рассмотрении явлений как единства (гармонии) и борьбы противоположностей. Впоследствии понятие "диалектика" стало связываться именно с таким способом мышления.

Таким образом, согласно Гераклиту Космос предстает как динамичный поток явлений и событий, в котором все связано, переплетено, состоит из противоположных начал, борьба которых дополняет и порождает гармонию. Космос пронизан закономерным порядком ("Логосом"), находится в непрерывном становлении, обновлении ("в одну и ту же реку невозможно войти дважды"); вещам присуща относительность свойств, а лучшее их понимание достигается через сравнение с их противоположностью. В целом философская концепция Гераклита – удивительно яркое, пронизанное динамизмом мировоззрение и одновременно глубокий, поучительный метод мышления, миропонимания, познания. Она оказала влияние на формирование диалектики Гегеля ("нет ни одного положения Гераклита, которое я не принял бы в свою Логику" – утверждал Гегель), а затем и марксистской диалектики. В свое время прочитав труд Гераклита, Сократ сказал: "то, что я понял, превосходно. Думаю, что таково и то, что я не понял". Большинству же современников необычайно краткие, емкие, парадоксальные метафоры, афоризмы и иносказания Гераклита были непонятны, за что он получил прозвище "Темного". Сохранилась легенда, что общаясь с людьми он очень сокрушался этому и даже плакал от ярости.

Диалектика в античной философии после Гераклита получила ряд разветвлений в учениях Демокрита (идея причинного объяснения явлений), Сократа (использование противоречий в диалоге для поиска истины и уточнения понятий), Платона (методы определения и различения понятий), Аристотеля (исследование категорий содержания и формы, количества и качества, многообразия причинных связей и др.). Элементы диалектики имеются и в учениях других античных философов.

В эпоху средневековья засилие в духовной сфере религиозных идей, подавление научной мысли сделали по существу невозможным дальнейшее развитие диалектики как философского рационального учения о всеобщих качествах бытия и научных методах познания. Новые импульсы развитию диалектического миропонимания были даны лишь в учениях мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVIв.в.) Н. Кузанского (идеи бесконечности Вселенной, вза-имосвязи части и целого, единства противоположностей), Леонардо да Винчи (идеи закономерной связи и причинной обусловленности явлений природы, необходимости взаимодействия науки и практики в познании), Дж. Бруно (идеи единства и самодвижения мира) и др. Однако систематическое, многостороннее углубление и обогащение диалектических идей динамизма, противоречивости бытия и мышления, связности и закономерности всего сущего начинается лишь в XVIII-XIX в.в. в классической немецкой философии, прежде всего в учениях Ф.В.Й. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля.

2.2. Диалектические идеи Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) - оригинальный немецкий философ и мыслитель, идеи которого во многом определили дальнейшее развитие диалектики. С позиций объективного идеализма он разработал натурфилософское учение о природе, обществе и мышлении. Согласно Шеллингу материя – это свободное состояние абсолютного духа, тождество субъективного и объективного. Природа в целом представляет собой гигантский организм. "Природа всегда есть жизнь", она одновременно дух и материя, субъект и объект, сознание и бытие. Это положение актуально и для настоящего времени.

В мире согласно Шеллингу господствует всеобщая связь, единство всего со всем. Природе присуща активность, главным источником которой является пронизывающая ее "полярность". Полярность означает единство противоположных начал: притяжения и отталкивания, субъективного и объективного, возбуждения и торможения и т.п. Полярность, которую Шеллинг рассматривал как "подлинную мировую душу" природы, достигает высшей степени в человеке в виде противоположности добра и зла.

До Шеллинга в науке XVII-XVIII в.в. господствовала механистическая картина мира, т.е. все явления объяснялись механическими причинами и законами механики. Он первым дал развернутую критику механицизма, показал, что такие явления как электричество, магнетизм и особенно жизнь невозможно объяснить механически. Преодолевая механистическую картину мира, Шеллинг развивает воззрение, согласно которому природа представляет собой множество качественно различных ступеней, градаций, где низшая ступень является основой для более высокой. Механизм, химизм, организм и, наконец, дух являются градациями (уровнями) развития природы. При этом от уровня к уровню возрастает одухотворенность (субъективность) природы. На уровне механизма она предстает как чистый объект, а на уровне организма приобретает уже многие черты субъекта: активность, способность к некоторым формам мышления и др.

Истинная свобода человека возможна согласно Шеллингу лишь при его действиях в согласии с необходимостью, законами природы. Однако даже предельно рациональная человеческая деятельность ведет зачастую к результатам не только неожиданным, но и противоречащим ее целям, что зримо проявилось в ходе Великой французской революции конца XVIII века. Вопреки высоким идеалам свободы, равенства, братства, под знаком которых она начиналась, ее реальностью стали насилие, террор, подавление свободы, гражданская война, обогащение одних и разорение других. Тем самым Шеллинг приходит к идее отчуждения в обществе, ставшей впоследствии одной из центральных в социальном учении К. Маркса.

Несмотря на то, что для Шеллинга природа – грандиозная арена столкновения противоположных сил и тенденций, мышление по его мнению не способно выразить эту противоречивость рационально. Противоречия в мышлении недопустимы. Противоречивость бытия постижима лишь путем интуитивного озарения, мистического откровения, художественного созерцания.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)- крупнейшая фигура во всей классической немецкой философии. Гегеля отличала энциклопедическая образованность, необыкновенная основательность и работоспособность. "Его творчество было тихим движением ума, непрерывной поступательной работой всего его существа", – писал один из его биографов.

Переработав гигантский материал истории философии, естественнонаучной и гуманитарной мысли, Гегель разработал многогранное философское учение, в котором стремился объять и систематически осмыслить всю совокупность научных знаний своей эпохи. Важнейшими разделами этого учения являются: наука логики, философия природы, философия духа (т.е. самосознания человека и человечества). Наука логики – ядро данной философской системы, в котором изложено основное содержание гегелевской диалектики.

Свое философское учение Гегель определил как "абсолютный идеализм", его базисное понятие – "абсолютная идея". Как уже отмечалось, под абсолютной идеей он понимал некий мировой разум, пронизывающий и определяющий все сущее ("дух господствует над миром…"). Абсолютная идея активна, деятельна, находится в непрерывном изменении, саморазвитии, восхождении от низших ступеней к высшим. Своим развитием она определяет развивающееся содержание всего мирового процесса. По утверждению Ф. Энгельса великая заслуга Гегеля "…состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития…".[26]

Основу истинного, целостного познания действительности составляет по Гегелю разработанная им в труде "Наука логики" система категорий (основных философских понятий), развертывающихся последовательно путем выведения друг из друга в форме ступеней самопознания духом своего собственного содержания. Построение системы категорий осуществляется по принципу имманентного развития, наращивания содержания категорий от бессодержательного вначале "чистого бытия" к закономерным, необходимым связям действительности ("сущность") и, наконец, к синтезу содержания "бытия" и "сущности" на этапе "понятия". Последовательно выделяемые Гегелем категории являются смысловыми звеньями нарастающей конкретизации представлений о действительности. Действуя подобным образом, он последовательно выделяет и исследует категории "бытие", "ничто", "становление"; "качество", "количество", "мера"; "сущность", "тождество", "различие", "противоречие"; "необходимость", "случайность"; "возможность", "действительность" и др. Вскрывая их взаимосвязи, взаимопереходы, он раскрывает их содержание как ступеней познания сущности объектов.

Главным моментом новизны гегелевского учения о сущности является переосмысление им понятия "противоречие". До Гегеля было обычным считать, что противоречие в самих вещах невозможно, а если и возможно, то мысленно непостижимо; оно присуще, якобы, лишь неправильным рассуждениям. Гегель радикально пересмотрел эти представления. "Противоречие, - утверждает он, - вот что на самом деле движет миром и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить"[27]. "…Нечто жизненно только если оно содержит в себе противоречие и … в состоянии вмещать в себе это противоречие"[28]. Для понимания точки зрения Гегеля на роль противоречий в познании особенно характерно его расхождение в этом вопросе с И. Кантом (1724-1804). Если Кант считал, что разум не может познать сущность вещей из-за того, что он противоречив, то согласно Гегелю разум способен познать все именно потому, что он противоречив.

Рассматривая соотношение категорий качества и количества, Гегель показывает их взаимопереходы, выявляет характеристику их единства – меру. Изменение количественных характеристик объекта за пределы меры приводит к скачкообразному изменению его качества. Переход количества в качество – это пример взаимосвязи, "взаимопереливов" категорий, переходов их в свою противоположность, что характерно для всех понятий диалектики. Возможность в процессе развития переходит в действительность, причина – в следствие и обратно, субъективное в объективное, случайное в закономерное и т.п. Идею "взаимопереливов" понятий, перехода их в свою противоположность высоко оценивал В.И. Ленин. "Человеческие понятия не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливаются одно в другое, без этого они не отражают живой жизни"[29].

Важной идеей диалектики Гегеля является представление об отрицании отрицания в процессе развития. Суть диалектического отрицания состоит в закономерной и неизбежной замене старого качества новым. Развитие к более высокому и жизнеспособному качеству требует с одной стороны преодоления, устранения старого, а с другой – сохранения в новом качестве позитивных, непреходящих элементов старого, что в целом Гегель называл "снятием". Следующие друг за другом отрицания образуют своеобразный триадный цикл развития: "тезис" (исходное состояние объекта)→"антитезис" (отрицание тезиса, т.е. исходного состояния)→ "синтез" (отрицание отрицания, завершающее цикл развития объединением позитивных элементов тезиса и антитезиса в более развитую целостность). Второе отрицание, "снимая" результаты первого, восстанавливает на более высокой ступени и в новой форме некоторые черты исходного состояния, что создает определенную повторяемость в развитии. Последовательные "снятия" и синтезы в развитии объекта ведут к накоплению в нем позитивных качеств, становлению более высокой фазы его целостности, т.е. прогрессу в развитии. Гегель был глубоко убежден в закономерности поступательного развития общества, неодолимости прогресса. "Мировой дух скомандовал времени вперед. Этой команде противятся, но целое движется неодолимо и неприметно для глаза как сомкнутая бронированная фаланга, как солнце – несмотря ни на что"[30]. Разработанная Гегелем система категорий и выявленные им связи, закономерные переходы от одних категорий к другим собственно и составляют ядро его диалектики, выступающей одновременно как логика движения мысли к истине и теория познания. Диалектическая логика Гегеля есть по сути метод познавательного движения от проявлений предмета к его глубинным, сущностным связям. Ряд существенных аспектов этого метода, намеченных Гегелем (диалектические идеи конкретности истины, связи исторического и логического, абстрактного и конкретного и др.) получили развитие в современной диалектико-мате-риалистической теории познания.

В целом "Наука логики" Гегеля характеризует бытие как развивающееся, связное, противоречивое единство. Единство, системность должны быть присущи и познанию. "Истинной формой, в которой существует истина, может быть лишь научная система ее", - считал он. Особую значимость приобретает системность в философском мышлении. "Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного… Такое философствование… выражает скорее субъективное умонастроение… и случайно по своему содержанию. Всякое содержание получает оправдание лишь как момент целого"[31]. Тем не менее содержание категории "система" осталась в гегелевской диалектике по существу не раскрытым.

Завершая рассмотрение основных идей диалектики Гегеля, нельзя не обратить внимание, что оригинальность и несомненная плодотворность многих из них сочетаются в его учении с рядом непоследовательностей, мистификаций и необоснованных претензий. Так в учении о природе, вопреки диалектической идее развития он рассматривал природную реальность как нечто пассивное, как "окаменевший", "застывший" интеллект ("отчужденный от себя дух"). Уделом природы, считал он, является не развитие, а лишь развертывание в пространстве и повторение присущих ей форм. Умножая число подобных несуразиц, он полагал, что формы развития мышления исчерпываются в его "Науке логики", а его философская система завершает развитие мышления вообще, не только подытоживая результаты существующих наук, но и предвосхищая все возможное в будущем развитие научных знаний. Подобные непоследовательности и иррациональные притязания обусловлены во многом позицией идеализма, присущей гегелевскому учению. Уже сам исходный принцип идеализма, вносящий в понимание действительности изначальную мистификацию сверхъестественного творения ее Мировым Духом, Абсолютной идеей, Богом и т.п., неизбежно придает философской системе черты мистической одиозности, искажающей и деформирующей ее содержание.

2.3. Развитие диалектики в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина. После Гегеля эстафету дальнейшего развития, мировоззренческого переосмысления и социально-практического применения диалектики продолжил марксизм. Основоположники марксизма К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) – выдающиеся мыслители своего времени, идеи которых оказали глубокое влияние на мировое развитие в XX веке и во многом сохраняют свою актуальность для настоящего и обозримого будущего.

Марксизм возник в середине XIX века на волне революционных движений, охвативших ряд европейских стран. Капитализм, придавший общественному развитию невиданную ранее динамику, породил острейшие противоречия между богатством и нищетой, трудом и капиталом. Результатом его развития стало возникновение класса наемных работников – пролетариата, превратившегося к середине XIX века в мощную социальную силу. Маркс и Энгельс с самого начала своей научной деятельности примкнули к революционному движению пролетариата, стали его теоретиками, идеологами и организаторами. Главной задачей созданного ими учения стало исследование закономерностей развития капитализма, обоснование исторической неизбежности его гибели и замены строем, основанным на принципах социальной справедливости, гуманизма, уничтожения эксплуатации человека человеком, т.е. социализма (коммунизма). Ядром марксистского учения, включающего диалектико-материалистическую философию, политическую экономию и научный социализм, стала материалистически осмысленная и во многом переработанная диалектика Гегеля. Следует отметить, что Маркс и Энгельс не оставили систематического изложения своей теории диалектики. Однако ее положения получили развитие и воплощение в ряде их работ, в особенности в "Капитале" Маркса, а также в работах Энгельса "Диалектика природы" и "Анти-Дюринг". Наиболее характерные черты марксистской диалектики и ее отличия от диалектики Гегеля могут быть выражены в следующих тезисах:

I. Материалистический характер диалектики марксизма. Как писал Маркс: "мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления … есть демиург (творец – Э.В.) действительного … У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней"1. В материалистической диалектике Маркса и Энгельса категории – это не ступени движения абсолютной идеи, а формы развития самой действительности. Классиками марксизма идеи Гегеля о единстве и борьбе противоположностей, переходе количественных изменений в качественные, отрицании отрицания были переосмыслены и сформулированы как фундаментальные законы развития, действующие в природе, в обществе и в мышлении. Развивая эти идеи, Маркс и Энгельс существенно углубили ряд категорий "Науки логики" Гегеля, обогатили и конкретизировали диалектическую логику процесса познания, дали критику метафизических (т.е. искаженных, односторонних, антидиалектических) методов мышления, получивших распространение в философии и естествознании XVII – XIX в.в.

II. Соединение диалектики и материализма в марксистской философии явилось выдающимся достижением, имеющим характер научной революции. До Маркса и Энгельса диалектика развивалась главным образом в русле идеалистических учений. Домарксовский же материализм был во многом недиалектичен, преувеличивал раздельность, обособленность явлений, их устойчивость, недооценивая или пренебрегая их изменчивостью, противоречивостью, связностью, взаимообусловленностью, взаимовлиянием друг на друга. Органическое соединение диалектики и материализма в едином учении привело к созданию качественно нового диалектико-материалистического мировоззрения (см. тему 1, §4), давшего мощный импульс развитию науки и философии, глубинным, революционным преобразованиям во многих конкретных науках и социальной практике[32].

III. Революционно-критический характер марксистской диалектики, ее ориентированность на преобразование общества. Как уже отмечалось, Маркс и Энгельс не были кабинетными мыслителями; свои научные поиски они с самого начала связали с революционной деятельностью. "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том чтобы изменить его", - писал Маркс[33]. Такая позиция придала их учению ориентированность на изучение противоречий социальной действительности, решение задач революционного преобразования общественного строя. Это потребовало глубокого изучения социальной и экономической истории общества, особенно современного им капиталистического строя, условий его формирования, причин и сил его назревающего разрушения, путей перехода к более справедливому и экономически продуктивному общественному строю. В теории марксизма диалектика была применена к изучению истории частной собственности и государства, анализу социально-классовых отношений, выявлению формационных эпох в развитии общества, всестороннему исследованию экономических и социальных основ капиталистической формации, обоснованию идей коммунизма и путей его построения. Развитие марксистской диалектики в процессе решения этих задач придало ей черты прогностичности, позволило выработать теоретические формы ее применения к анализу развивающихся целостностей. В то же время, общий революционный дух эпохи отразился и на марксистской диалектике, придав ей ряд односторонне-революционаристских преувеличений. Подобные преувеличения были характерны и для многих других мыслителей того времени, о чем говорит, например, чеканная формула современника Маркса и Энгельса, русского революционера А.И. Герцена: "диалектика – алгебра революции". В том же ключе понимал диалектику и Маркс. "Диалектика ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна"[34]. В социальной теории марксизма это привело к недооценке эволюционного пути развития общества и переоценке революционного, к определенной абсолютизации фактора классовой борьбы в общественном развитии, к ультрарадикальному пониманию коммунизма как уничтожения частной собственности, что во многом лишало этот строй исторической преемственности с предшествующими историческими эпохами. В последующем эти и другие односторонности были основательно усилены в теориях российского большевизма и других революционных движений, что в конечном итоге весьма болезненно сказалось на исторической судьбе России и ряда стран, пытавшихся практически реализовать радикальные модели социализма. Однако основоположники марксизма не могут нести ответственность за неудачную практику реализации их учений, тем более, что политическая история XX века в целом подтвердила жизнеспособность этих учений и изобилует огромным позитивным опытом их применения, что мы сможем неоднократно проиллюстрировать в дальнейшем. Марксизм был и остается выдающимся философским и социально-экономи-ческим учением, без знания которого невозможно понять развитие современного мира и верно определить стратегию возрождения России.

Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924) – наиболее крупная и яркая фигура среди продолжателей марксистской традиции. С его именем связаны не только создание большевистской партии в России, Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года, основание первого в мире советского социалистического государства, но и огромный вклад в развитие всех аспектов учения Маркса и Энгельса, в том числе диалектики, которую он называл "душой марксизма". "Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни" – писал Ленин[35]. Придавая огромное значение развитию диалектики, В.И. Ленин в 1914 – 1915 гг., находясь в эмиграции, тщательно изучал, анализировал, конспектировал работы Гегеля, ряда других мыслителей прежде всего с точки зрения содержащихся в них диалектических идей[36]. На основе критического осмысления, развития этих идей с позиций потребностей науки, задач революционной борьбы и строительства нового общества ему удалось в дальнейшем разработать ряд четких, концентрированных формул диалектики, отличающихся ясностью, конструктивностью и понятностью широким массам. Приведем основные из этих формул.

"Весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (…) исторически; (…) лишь в связи с другими; (…) лишь в связи с конкретным опытом истории"[37]. В данной формуле первые два условия выражают требования диалектических принципов развития и всеобщей связи. Третье условие является одним из аспектов принципа конкретности истины, играющего важную роль в теории познания. Идея этого принципа, относящегося к важнейшим положениям диалектического метода, была в общих чертах намечена еще Гегелем ("абстрактной истины нет, истина всегда конкретна"). Развивая эту мысль Гегеля, Ленин разработал ряд важных условий достижения конкретности истины в научном познании, которые мы подробнее рассмотрим в дальнейшем.

В трудах Ленина принципы развития и всеобщей связи были существенно углублены. Конкретизируя принцип развития применительно к познанию, он развертывает его содержание в своеобразный алгоритм познавательных действий. "… Самое важное, чтобы подойти к … вопросу с точки зрения научной, это – не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь"[38]. Исторический подход к объекту позволяет понять и объяснить почему данный объект обладает именно такими качествами, а не другими, в силу каких исторических причин и условий данные качества, структуры, тенденции у него возникли и как они могут повлиять на его настоящее и будущее.

Значительный методологический интерес представляет изложение Лениным важнейших принципов диалектической логики в их комплексе: "Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и "опосредствования". Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок … Это во 1-х. Во 2-х, диалектическая логика требует брать предмет в его развитии, "самодвижении" … изменении … В 3-х, вся человеческая практика должна войти в полное "определение" предмета и как критерий истины, и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. В 4-х, диалектическая логика учит, что "абстрактной истины нет, истина всегда конкретна …"[39]. Этот перечень важнейших положений диалектической логики естественно дополняется принципом, играющим стержневую роль во всей ленинской концепции диалектики: "В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов" [40].

В изложенных формулах диалектической логики раскрывается ряд новых существенных сторон диалектического метода и прежде всего такой его момент как всесторонность рассмотрения аспектов и связей объекта. Требование всесторонности – необходимое условие объективного, целостного исследования. Однако это требование не означает, что всем сторонам и связям должно уделяться одинаковое внимание в исследовании. Различные аспекты и связи неравноценны для объекта. Поэтому для глубокого, целостного познания его сущности и эффективного управления необходимо умение выделять главные звенья (элементы, аспекты, связи) объекта и отделять второстепенные, третьестепенные и т.п. Именно главным звеньям должно уделяться первостепенное внимание в познании и основные усилия, ресурсы в управлении. "Надо уметь найти в каждый особый момент то особое звено цепи, за которое надо всеми силами ухватиться, чтобы удержать всю цепь …"[41] "Мы умели побеждать … неслыханные трудности … ибо правильно определяли самую неотложную, самую насущную, самую злободневную задачу и на ней сосредоточивали действительно все силы …"[42] Выраженный в этих высказываниях принцип выделения главного (решающего) звена не противоречит принципу всесторонности рассмотрения объекта, а наоборот дополняет и уточняет его, указывает каким образом в реальных условиях возможно "объять необъятное", т.е. достичь подлинной всесторонности. В дальнейшем при изложении современной (системной) теории диалектики данные принципы и их взаимосвязи будут рассмотрены более основательно. С их использованием будут разработаны методические алгоритмы анализа связности и развития объектов, их системного исследования и оптимального проектирования.

В целом диалектика Ленина, как и все его философское наследие, отличается глубиной и остротой мысли, конструктивностью и гибкостью подходов, ясностью стиля, доступностью для понимания в самых трудных вопросах. Выдающийся вклад в развитие диалектики сочетался у него с успешным применением данного метода к решению научных и практических проблем. Колоссальное воздействие его идей и деятельности на политическую историю мира в XX веке является во многом следствием продуктивности его диалектического метода. Вместе с тем, характерный для Ленина политический радикализм, резкое неприятие капитализма, стремление найти наиболее быстрые и решительные пути перехода общества к социализму сказались и на его диалектике. По выражению Н.А. Бердяева в России марксизм был "соединен со Стенькой Разиным". И если общие положения ленинской диалектики могут быть включены в современную диалектику практически целиком, то в его социальной методологии встречаются черты гипертрофированного динамизма и революционаризма. Однако необычайная гибкость, критичность и трезвость мысли Ленина всегда помогали ему преодолевать ошибки и находить действенные решения.

2.4. Системная теория диалектики как современная форма развития этого учения, соответствующая назревшим потребностям науки и практики. Развитие диалектических традиций домарксовской и марксистской философии после Ленина продолжалось главным образом в Советском Союзе. Успехи советской философии в развитии диалектики, в углублении ее принципов, законов и категорий значительны и неоспоримы. Однако они не увенчались созданием качественно новой, высшей ее формы, отвечающей новым реалиям науки, назревшим потребностям образования и общественного развития, сложившимся на рубеже XXI века. Создание системной теории диалектики, отвечающей этим новым реалиям и современным потребностям, требует решения следующих проблем:

I. Преодоление односторонних подходов к построению диалектики, абсолютизирующих ее понимание как учения о развитии. Некритический подход к воззрениям классиков марксизма, подчеркивавших в диалектике прежде всего аспект развития, привел к тому, что такие важнейшие стороны диалектического учения как принципы связности, системности оказались в советской диалектике на обочине исследований, не получили должной разработки, либо развивались в поверхностных формах.

II. Преодоление суммативности, нецелостности существующих форм диалектики. Представление диалектики в виде суммы принципов, законов, категорий, что имеет место в настоящее время, означает незрелость ее формы, несоответствие ее статусу теории. Построение целостной теории диалектики возможно лишь на основе принципа системности, включающего принципы связи, развития, противоречия как свои необходимые, взаимодополняющие стороны. Принципы связи и развития отражают структурный и динамический аспекты принципа системности, который характеризует взаимосвязь структуры и динамики в разрешении актуальных противоречий (проблем) объекта. Такое понимание принципа системности связывает все другие диалектические принципы в единое целое и позволяет сформулировать определение системы как организованного целого, обеспечивающего свою устойчивость, функционирование и развитие на основе разрешения актуальных противоречий (проблем) в заданных условиях среды.

III. Построение системной диалектики требует синтеза ее исторических форм с достижениями системной методологии, синергетики и других современных методологических направлений. Попытки отгородить развитие советско-марксистской диалектики от влияния мировой философии, достижений методологической мы-сли и прежде всего от идей системности привели к узости и бедности ее оснований, односторонности и искусственности форм ее построения. Соединение диалектики с системной методологией, осуществленное в ряде наших работ1, показало огромные возможности ее содержательного обогащения, конструктивизации методологической формы, развития в ней ряда новых методологических подходов и направлений (праксиологического, прогностического, проективного, диагностического и др.). В новой форме ведущая роль в диалектике переходит к идеям самоорганизации, целостности, сложности, интегративного синтеза, в которых концентрируется влияние всех ее принципов.

IV. Переход к системной диалектике открывает широкие воз-можности конструктивизации, алгоритмизации ее основных принципов (развития, связи, системности). Конструктивизация системной диалектики означает повышение ее строгости и точности, превращение ее в качественный аналог математики, актуальный для исследования сверхсложных объектов (социальных, экономических, экологических, политических и др.), где обычная количественная математика недостаточна, неадекватна или вовсе неприменима. Алгоритмизация диалектики, создание прикладных системно-диалектических подходов (прогностического, диагностического, эвристического и др.) будет означать переход от существующих односторонне-гуманитарных форм ее развития к синтезу идеалов гуманитарной, естественнонаучной и инженерной культур в ее построении.

В заключение раздела отметим, что в логическом плане задача целостного построения системной диалектики вытекает из известной гегелевской формулы: "тезис→антитезис→синтез", отражающей закономерные этапы завершенного суперцикла развития объекта. В качестве исходного этапа развертывания диалектики ("тезиса") выступает принцип всеобщей связи, поскольку связность, взаимодействие явлений составляют субстанциональную основу бытия. Вторым этапом является изложение принципа развития, что в логическом плане означает переход к противоположности ("антитезис"). Наконец, третьим, высшим этапом, реализующим синтез идей связи и развития, является изложение принципа системности. Тем самым развертывание содержания диалектики соответствует закономерной логике развития целого.

 







Date: 2015-09-18; view: 749; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию