Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пространство и время как атрибуты материи. Специфика физического, биологического и социального пространства и времени





Понятия пространства и времени являются дальнейшей конкретизацией философской картины мира, углублением общей концепции материи и движения. Наличие пространственно-временных параметров является неотъемлемым качеством любого объекта действительности. Весь опыт развития науки, а также практический опыт человечества убеждают, что пространство и время - это реальные параметры мироздания, а материя не может существовать и развиваться иначе как в пространстве и во времени. В этом заключается основание признания данных параметров атрибутами (т.е. всеобщими, неотъемлемыми качествами) материи.

Пространство характеризует протяженность и взаиморасположение объектов, их объемы, формы, диапазоны воздействия и взаимодействия. Время характеризует длительность существования объектов, последовательность и темпы изменения их состояний в процессе движения. В истории философии сложились два существенно различных подхода к пониманию пространства и времени: субстанциональный и реляционный.

С точки зрения субстанционального подхода пространство и время рассматриваются как самостоятельные сущности, не связанные друг с другом, существующие наряду с материей и независимо от нее. Основы субстанционального подхода к пониманию пространства и времени были заложены Демокритом, Платоном, Эпикуром и получили свое теоретическое оформление в классической механике И. Ньютона в понятиях абсолютного пространства и времени. Субстанциональный подход в трактовке И. Ньютона исходит из представления об абсолютном пространстве как пустом, однородном, неподвижном вместилище Вселенной, не зависящем от своего наполнения. Абсолютное время по Ньютону - это равномерная, неизменная, ни от чего не зависящая "чистая" длительность. Основ-ными свойствами пространства и времени в их субстанциональном понимании являются:

· объективность этих параметров материи, т.е. принадлежность их самой действительности. Идея объективности пространства и времени противостоит линии субъективного идеализма, согласно которой эти феномены не имеют реального существования, а являются лишь субъективными формами восприятия вещей, чисто психологическими средствами организации впечатлений (И. Кант, Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах, К. Пирсон и др.);

· независимость пространства и времени от наполняющей их материи и друг от друга:

· трехмерность пространства и одномерность времени;

· однонаправленность и необратимость времени (от прошлого, через настоящее к будущему);

· изотропность (однородность) пространства и времени во всех точках Вселенной и для всех типов материальных объектов;

· бесконечность и безграничность пространства и времени (Ньютон, однако ограничивал время начальным моментом, когда Бог, создав Вселенную, запустил "мировые часы" абсолютного времени).

Подобные представления о свойствах пространства и времени в основном согласуются с интуитивным опытом и вполне достаточны для ориентировки в большинстве ситуаций обыденной жизни. Однако философское осмысление пространства и времени позволяет разорвать заскорузлую паутину обыденного мышления и дать человеку более глубокое, точное и конструктивное видение действительности.

Прежде всего заметим что представления о неизменности пространства и времени и их независимости от материи и друг от друга противоречат фундаментальным положениям диалектики об изменчивости всего сущего и универсальной взаимосвязи всех без исключения явлений бытия. Во-вторых, как утверждает диалектика и показывает опыт, рассмотрение явлений в их взаимосвязи, соотнесенности друг с другом, дает более богатую и глубокую картину действительности по сравнению с их изолированным познанием. Неизбежное стремление к осмыслению пространственно-временных характеристик бытия в их единстве, взаимосвязи, соотносительности с материей и друг с другом, составило основу развития реляционного подхода к их пониманию (англ. relation - отношение, связь).

Истоки реляционного понимания пространства и времени восходят к Аристотелю; свое продолжение оно получило в учениях немецкого философа и математика Г. Лейбница (1648-1716), классика немецкой философии Г. Гегеля и др. Как утверждал Гегель "мы не можем обнаружить никакого пространства, которое было бы самостоятельным пространством; оно всегда есть наполненное пространство и нигде не отличается от своего наполнения... Не во времени все возникает и преходит, а само время есть это становление, есть возникновение и прехождение"[20]. Естественнонаучным обоснованием и теоретическим оформлением реляционной концепции пространства и времени явилась созданная выдающимся физиком А. Эйнштейном (1879-1955) теория относительности (1905-1916 гг.). В этой теории выявлена и доказана связь пространства и времени с такими параметрами материи как масса и движение. Как показал А. Эйнштейн, распределение гравитационных масс в пространстве влияет на его геометрию и на течение времени. В мощных гравитационных полях, созданных скоплениями вещества, пространство искривлено, его геометрические свойства отклоняются от эвклидовых, а течение времени замедлятся. Пространственно-временные свойства объектов зависят также от скорости движения. При скорости объекта близкой к световой, его линейные размеры заметно сокращаются в направлении движения, а ход времени замедляется. Эти выводы теории относительности, получившие экспериментальные подтверждения, убеждают в отсутствии "абсолютного" пространства и времени, единого и неизменного для всей Вселенной. Они говорят о том, что пространственные характеристики и ритм времени различных сфер бытия определяются качеством, строением, массой и параметрами движения объектов. С позиций реляционной концепции понятие пространства имеет смысл постольку, поскольку самой материи присущи протяженность, дифференцированность, связность. Смысл понятия времени обусловлен движением материи, длительностью процессов, последовательностью и темпами смены состояний. Новизну представлений, внесенных теорией относительности в картину мира, А. Эйнштейн разъяснял с помощью следующего мысленного эксперимента: "суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время".


Таким образом, реляционная концепция пространства и времени является более глубокой, точной и диалектичной чем субстанциональная. С реляционных позиций представления о свойствах пространства и времени приобретают ряд важных уточнений, дополнений и новых системных смыслов:

· существенно новым представлением, внесенным теорией относительности в картину мира, является идея единого четырехмерного пространственно-временного континуума. Согласно этой идее пространство и время понимаются как неразрывно связанные формы существования объектов и для регистрации любого события необходима его фиксация в четырехмерной системе координат, включающей наряду с тремя пространственными координатами также и время;

· неоднородность (кривизна) пространства-времени, обусловленная неравномерным распределением масс во Вселенной, означает необходимость использования для точных астрономических расчетов в масштабах космических событий геометрии искривленного пространства Н.И. Лобачевского и Б. Римана. Геометрия Эвклида, описывающая пространство нулевой кривизны, является по сути научной идеализацией, упрощением реальности. Ее применимость для практических расчетов обусловлена незначительной кривизной пространства в условиях Земли, которой в большинстве случаев можно пренебречь;

· логическим следствием представления о зависимости пространства и времени от материи является вывод о качественной специфичности пространственно-временных характеристик в микромире, макромире и мегамире, а также на основных уровнях макромира: в неживой природе, живой природе и обществе. Так, например, в микромире специфика пространственно-времен-ных характеристик обусловлена корпускулярно-волновой природой элементарных частиц. С появлением на нашей планете живой природы возникла особая пространственно-временная организация, присущая только биологическим организмам. Только у живых организмов имеет место "левосторонняя" пространственная асимметрия молекул. При прохождении световых лучей через биологические жидкости (кровь, лимфу) происходит вращение плоскости поляризации света. Специфичность функционирования биологических организмов проявляется и в наличии у них внутренних регуляторов времени - своеобразных биологических "часов", которые запускают и отключают в определенной последовательности цепи биохимических и других реакций, что обеспечивает как внутреннюю согласованность физиологических процессов, так и приспособление организмов к ритмам внешней среды. Яркой иллюстрацией колоссальных различий биологических ритмов жизни могут служить жизненные циклы бабочки - однодневки и черепахи, живущей 300 лет.


Возникновение социальной организации на нашей планете привело к формированию целого ряда новых, качественно специфичных пространственно-временных структур. Особенности этих стру-ктур обусловлены их связью с человеческими смыслами. Так "в представлениях древних египтян освоенное ими пространство по берегам Нила было центром Вселенной, а течение Нила с юга на север закладывало главное направление в пространстве"[21]. Средневековое мышление разделяет пространство Вселенной на мир "горний", т.е. высший, священный, озаренный божественной благодатью, и мир "дольний", т.е. земной, греховный, лежащий "во зле". В эпоху динамичного развития Советского Союза, стремившегося установить коммунистический строй во всем мире, пространство его экономического, политического и военного влияния распространялось далеко за пределы собственной территории, на многие регионы и страны мира: Восточную Европу, Ближний Восток, Юго-Восточ-ную Азию, Китай, Кубу, Эфиопию и др. Крушение Советского Союза привело не только к резкому сокращению пространства внешнего геополитического влияния России, но и к заметному ослаблению этого влияния на ряде ее собственных территорий. В то же время, в мире возникли новые центры геополитической экспансии, стремящиеся к расширению пространства своего влияния или даже господства ("продвижение НАТО на Восток", агрессивное наступление "исламского фундаментализма" во многих регионах мира, выполнение США функций "мирового жандарма" и произвольное объявление ими сферой своих "национальных интересов" любого региона мира).


Социальное время, являющееся мерой изменчивости, темпов, динамизма социальных процессов, также существенно различается в различных цивилизациях и на различных этапах истории. По мере развития общества происходит своеобразное "ускорение" исторического времени, проявляющееся в нарастании интенсивности, глубины, социальной и духовной значимости совершающихся перемен. Период существования первобытного общества - сотни тысяч лет, рабовладельческого – 3-4 тыс. лет, феодального 1-1,5 тыс. лет, буржуазно-капиталистического - примерно 300 лет. Однако уже за первое столетие своего существования капитализм по оценке К. Маркса создал производительные силы более грандиозные, чем созданные человечеством за всю предшествующую историю. Характерно, что именно в эпоху капитализма и именно в недрах западной цивилизации появился знаменитый афоризм "время – деньги", выражающий глубинную суть этой цивилизации. Нелишне отметить, что и в Советском Союзе в эпоху его форсированной индустриализации, культурной революции, других глубинных преобразований послереволюционного времени многомиллионные массы советских людей жили с ощущением динамизма происходящего, интенсивности перемен, стремлением ускорить приближение коммунизма. Динамичный дух этого времени отразился в характерных афоризмах советской эпохи ("время – вперед", "догнать и перегнать", "страна на марше" и т.п.). Однако к началу 70-х годов ХХ века динамизм развития страны был утерян и начавшаяся эпоха застоя закончилась разрушением СССР. Деградация и разрушение многих жизненно важных структур (армии, систем образования, воспитания, здравоохранения, правопорядка и др.) сопровождали развитие России и в 90-е годы. Достаточно очевидно, что сама возможность дальнейшего существования нашей страны зависит от того, сможет ли она вновь обрести динамизм развития, преодолеть хроническое отставание от развитых стран мира.

Таким образом, философский анализ понятий пространства и времени показывает, что они имеют не только естественнонаучное и общетеоретическое но и важное жизнеориентирующее, социальное значение. Этот анализ приводит к выводу, что для формирования современного человека, огромное значение имеет ориентация на бережное, экономное отношение к времени, интенсивное его использование для образования, творчества, развития личности, продуктивного труда. Подлинно современный человек с высоким уровнем культуры и общего развития отличается ответственным отношением к своему времени и времени других людей, умением достигать поставленных целей в сжатые сроки, стремлением сделать за время своей жизни как можно больше полезного.

 

Вопросы для самоконтроля.

1) Почему понятие бытия является исходным во многих философских учениях?

2) В чем состоит жизнеориентирующий смысл понятия "бытие"? Какие ориентации дает это понятие для познания и человеческой деятельности?

3) Охарактеризуйте основные сферы материального бытия. Укажите специфику каждой из этих сфер и их взаимосвязь между собой.

4) Дайте характеристику основных сфер духовного бытия. Объясните в чем заключается духовность человека и общества.

5) В чем состоит специфика человеческого бытия? Как вы понимаете мысль древнеримского философа Сенеки о том, что "тело является оковами и темницей души"?

6) В чем состоит суть антропного космологического принципа. Какие ориентации дает этот принцип для научного познания и понимания места человека во Вселенной?

7) Какие способы человеческого бытия выделяет Э. Фромм? К каким последствиям для человека и общества ведет выбор каждого из этих способов?

8) Какие потребности развития науки и философии явились причиной формирования понятий субстанции и материи? Какое значение имеют эти понятия для развития научной картины мира?

9) Охарактеризуйте основные события научной революции в физике на рубеже XIX - XX веков и объясните почему она вызвала кризис механистического материализма.

10) Объясните какие методологические ориентации для развития науки и философии вытекают из определения материи, данного В.И. Лениным?

11) Каковы основания классификации форм движения материи, предложенной Ф. Энгельсом? В чем состоит научная ценность этой классификации?

12) Сформулируйте и объясните закономерные взаимосвязи форм движения материи.

13) В чем состоит активность материи, и как эта активность проявляется на различных уровнях действительности?

14) Сформулируйте основные критерии активности личности и попытайтесь проанализировать свой характер и деятельность с позиции этих критериев.

15) Укажите основные условия, содействующих развитию самоорганизационных процессов в системах. В каких случаях эти условия содействуют прогрессивному развитию и в каких случаях - деградации систем?

16) Как называется наука о самоорганизации и каково ее значение для развития научного мировоззрения?

17) Какие представления лежат в основе субстанционального и реляционного подходов к пониманию пространства и времени. Какой из этих подходов дает более глубокое и точное понимание действительности?

18) В чем состоит новизна представлений, внесенных теорией относительности А. Эйнштейна в понимание пространства и времени?

19) В чем состоит качественная специфичность биологического и социального пространства и времени?

20) Какие жизненные и социальные ориентации дает философское осмысление понятий пространства и времени?

Литература

 

1. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М. 1982.

2. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1987. №9.

3. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.1986.

5. Зиновьев А.А. Посткоммунистическая Россия. М. 1996.

6. Князева Е.Н., Курдюмов Е.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М. 1994.

7. Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. М. 1996.

8. Фромм Э. Иметь или быть? М. 1986.







Date: 2015-09-18; view: 1470; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию