Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика человеческого бытия





 

Для понимания глубинных основ человеческого бытия, его взаимосвязи с бытием мира (Вселенной, общества, человечества) принципиальное значение имеют три вопроса:

I. В чем состоит специфика человеческого бытия в ряду других бытийных сфер действительности?

II. Каково отношение законов мирового Универсума к возможности физического существования человека во Вселенной (вопрос "укорененности или неукорененности человека в мире")?

III. Каково отношение человека к собственному бытию, точнее к возможным способам его бытия в мире?

Рассмотрим последовательно возможные ответы и представления по этим вопросам.

Многомерность и противоречивость человеческого бытия, его "пограничный" характер в ряду разнокачественных форм и сфер действительности. Своеобразие человеческого бытия обусловлено прежде всего тем, что человек является "точкой пересечения", узловым звеном разнокачественных и во многом противоположных друг другу миров. Как уже отмечалось, изначальное противоречие человеческого существования обусловлено тем, что человек одновременно принадлежит как естественному миру, так и миру искусственному, созданному им самим. Человек вынужден был уйти из мира естественной природы, но частично в нем остался. Покинув естественную "нишу", к которой были приспособлены его животные предки, он перешел в другой мир - мир общественной жизни, искусственный мир, обеспечивающий ему выживание и возрастающее могущество, но в то же время в чем-то чуждый ему, в чем-то уже неподвластный, несущий реальные и еще неведомые угрозы.Искусственное никогда до конца не становится естественным и человек обречен вновь и вновь воспроизводить их отчуждение и стремиться к его преодолению[12].

Другим источником многомерной противоречивости человеческого бытия является принадлежность человека одновременно и к материальному и к духовному мирам. В материальном аспекте он предстает как физическая система, биологический организм, элемент социума, экономический субъект и т.п. В духовном аспекте человек наделен разумом, эмоциями, идеалами. Разнокачественность этих миров, совмещающихся в человеке, разнонаправленность требований, предъявляемых ими, создает извечную для человека напряженную коллизию, борьбу "тела и духа". Как утверждал древнеримский философ Сенека "тело является оковами и темницей души": идеалы человека сталкиваются с ограниченностью его физических, биологических, экономических возможностей и качеств. Но с другой стороны именно эти материальные качества, их развитие и использование обеспечивают саму возможность достижения человеком его духовных идеалов.

Будучи связующим звеном между материальным и духовным мирами, человек одновременно является деятельной силой во взаимоотношениях Общества, Природы и "Второй природы". Существование и деятельность на стыке разнородных миров и сфер бытия придает человеческой жизни характер напряженного преодоления, внутренней борьбы, противоречивого и зыбкого существования. Психологически это воспринимается и переживается человеком как страдание, борьба мотивов, непредугаданность происходящего, порывы к неизведанному, преодоление себя, жажда свободы, стремление разорвать путы обыденности, чувство отчуждения и т.п. Нарастающий разлад между различными интересами человека, между его потребностями и возможностями ведет к росту психических заболеваний, являющихся печальной привилегий человека, своеобразной расплатой за многомерность существования. Нынешнее сложное, а для России еще и смутное время как никогда остро ставит проблему психологической цельности, гармоничности, жизнеспостойкости человека перед лицом возрастающей опасности крупномасштабной психологической катастрофы[13].

3.2 Антропный космологический принцип и его роль в формировании представлений о месте и укорененности человека в мире. Суть данного принципа состоит в установлении фундаментальной связи между физическими качествами Вселенной и фактом возможности и закономерности существования в ней человека (человечества). Идея антропного принципа (от греч. антропос - человек) явилась следствием открытия удивительной взаимосогласованности ряда фундаментальных физических констант (масса и заряд электрона, массы нейтрона и протона, скорость света, гравитационная постоянная, квантовая постоянная Планка, скорость космологического расширения Вселенной и др.) с точки зрения поддержания устойчивости и возможности эволюционного усложнения основных структурных единиц Вселенной: атомов, звезд, планетных систем и др. А устойчивость этих физических структур и возможность их усложняющих преобразований являются определяющими условиями той эволюции, которая привела к возникновению жизни на Земле, а затем и высшей формы жизни - человека и общества. Если бы указанные физические константы отличались от их современных значений всего на доли процента, то это сделало бы невозможным возникновение во Вселенной стабильных образований, а значит и невозможность появления жизни, тем более разумной жизни. Таким образом, с точки зрения антропного принципа возможность и закономерность возникновения человека (человечества) как бы "запрограммирована" в фундаментальных физических качествах (параметрах) мироздания. Современная наука пока не дала рационального объяснения выявленному факту удивительной взаимосогласованности (своеобразной "тонкой настройки") основных физических констант на устойчивую эволюцию структур Вселенной, которая привела к закономерному возникновению человека. Однако эту согласованность можно рассматривать как фундаментальную закономерность Универсума, характеризующую глубинную связь человека с Космосом. Тем самым, антропный принцип предполагает рассмотрение Вселенной как сложной, самоорганизующейся, эволюционирующей системы, существенным элементом которой является человек. Признание антропного принципа дает импульс формированию ряда качественно новых представлений о мире и человеке. Его основное мировоззренческое содержание и методологические ориентации могут быть сформулированы следующим образом:

· данный принцип фиксирует связь человека (человечества) с физическими параметрами Вселенной;

· он формирует взгляд на Вселенную как на "человеко-размер-ный" объект (т.е. такой, который в принципе совместим с существованием человека);

· из него вытекает неслучайность возникновения человека и общества в эволюции Вселенной, а наоборот закономерность такого события. Тем самым, этот принцип говорит об укорененности человека в мире;

· антропный принцип ориентирует на учет и включение в естествознание, даже в науки о неживой природе, факторов, связанных с существованием жизни на нашей планете и в особенности с человеком, человеческой деятельностью. Так в геологии установлено, что возникновение ряда месторождений минералов и руд связано с существенным участием определенных микроорганизмов в геохимических процессах. Поэтому понимание геологических явлений как чисто физико-химических, т.е. мертвых, без участия факторов живой природы, становится уже принципиально недостаточным. На Земле нет уже воды первозданного мирового океана. Вся вода многократно прошла через живые организмы и переструктурирована ими. Современный лик Земли в огромной степени обусловлен воздействием живой природы. Что касается человеческой деятельности, то ее масштабы сравнимы или даже превосходят мощность крупнейших геологических сил и оказывают растущее воздействие на состояние нашей планеты. С человеческой деятельностью непосредственно связаны такие явления планетарного масштаба как возникновение "озоновых дыр", рост концентрации углекислого газа в атмосфере за последние 100 лет на 17-19%, катастрофический рост площади пустынь, исчезновение с лица Земли множества видов животных и растений, глобальное изменение климата на планете и т.п. Поэтому без учета влияния человеческой деятельности на исследуемые объекты их познание не может быть признано полноценным;

· антропный принцип формирует взгляд на человека и человечество как на естественный и закономерный атрибут Космоса, благодаря которому Вселенная обретает способность самоотражения, самопознания и, возможно, даже саморегулирования.

3.3. Отношение человека к бытию и способы бытия человека в мире. В предыдущих разделах темы анализ проблемы бытия был сосредоточен в основном на ее объективных аспектах. Однако с позиций философии важнейшим ракурсом этой проблемы является личностное отношение человека к бытию, осознанный выбор им достойного способа своего бытия в обществе. Современный западный философ Э. Фромм в работе "Иметь или быть" (Нью-Йорк, 1976г.) выделил два принципиально различных способа существования человека в мире: способ, ориентированный на Бытие и способ, ориентированный на Обладание. "Под обладанием и бытием я понимаю... два разных вида ориентации в мире..., преобладание одной из которых определяет все, что человек думает, чувствует и делает"[14].

Существование по принципу Бытия выражает ориентацию человека на сопричастность и приобщение к миру, переживание его во всей полноте. Такая ориентация означает сознательный отказ человека от эгоцентризма и себялюбия, способность к сочувствию и сопереживанию, стремление делиться с другими, жертвовать собой ради других, продуктивно использовать свои человеческие потенции. Ориентация на Бытие присуща людям с продуктивным типом характера. В основе продуктивного характера лежат начала любви и деятельного созидания. Этому типу характера присущи творческое отношение к жизни, вера в людей, забота, внимание и уважение к ним, ответственность за все происходящее в ближнем и дальнем мире. продуктивный характер проникнут стремлением к защите и сопереживанию любой, а не только человеческой жизни. Для человека с таким типом характера естественно стремление отдавать и тем самым побуждать к отдаче других, ощущая при этом взаимную радость дара друг другу. Распространенность в обществе людей с продуктивным характером - показатель здоровья и процветания общества. Однако по мнению Фромма современное общество больно и порочно, что вызвано растущей переориентацией людей на противоположный тип существования, связанный с приоритетом обладания.

Существование по принципу Обладания выражается в стремлении превратить все существующее в свою собственность. Такая ориентация обусловлена рыночным типом характера, наиболее характерным для буржуазного общества. Она состоит в стремлениях к накоплению собственности, превращению других людей, в том числе и близких, в зависимых от себя, в разновидность своей собственности. Человек рыночного типа стремится к максимальной власти над другими. Причем в отличие от человека с продуктивным характером, для которого осуществление власти основано на компетентности и авторитете, человек рыночного типа отдает предпочтение власти, основанной на деньгах, насилии, обмане. Обычной реальностью многих "демократических" обществ стало появление у руля государственной власти людей, отличающихся не компетентностью и моральным авторитетом, а наибольшей суммой денег, вложенных в предвыборную кампанию, криминальными связями, моральной неразборчивостью, склонностью к демагогии и прямому обману избирателей. В современных условиях ориентация на обладание приобрела в развитых странах Запада особенно разрушительный, антиэкологический характер: если в XIX веке человек, делая покупку, стремился ее сохранять, чтобы она ему дольше служила, то в наше время акцент делается на сам процесс потребления. Человек общества "массового потребления" стремится не сохранять вещи, а как можно чаще их заменять на более дорогие и престижные, стремясь этим повысить свой статус.

Ориентация на обладание означает подход к людям только как к "объектам". Для человека с рыночным характером отдать - значит чего-то лишиться, потерять, почувствовать себя обедневшим. Рыночный человек скорее согласится потерять жизнь, чем свое владение. Стремление обладать деньгами, вещами, имуществом стимулирует его больше чем что-либо. Автомобили, обустройство своего владения, телерадиоаппаратура, всевозможные технические игрушки и предметы быта интересуют его больше чем семья, любовь, природа. Рыночный тип характера незаметно превращается в тюрьму для собственного "Я". Даже свобода понимается обладателем такого характера как свобода распоряжаться собой на рынке, иметь частную собственность. "Рыночного" человека не волнуют вопросы истины, смысла жизни, будущего. Он живет одним днем, по принципу "после нас - хоть потоп" и готов приспосабливаться к любой действительности.

Характерный для стран Запада в ХХ веке сдвиг в ориентациях людей в пользу обладания получил любопытное лингвистическое отражение. Э. Фромм отмечает изменения в западных языках и разговорной речи в последние десятилетия, связанные с заменой глаголов, выражающих ДЕЙСТВИЕ, на существительные, эквивалентные ОБЛАДАНИЮ: вместо "я думаю", человек говорит – "у меня ЕСТЬ идея"; если в начале века пациент, приходя к врачу, говорил: "я обеспокоен, я не могу заснуть", то в современном языке это выглядит иначе: "у меня ЕСТЬ проблемы. У меня бессонница".

Распространенность личностей "рыночного" типа в современном западном, а в последние годы и в российском обществе привела к невиданному взрыву эгоизма, моральной глухоты, одиночества, продажности, цинизма, принижению ценности человеческой жизни вообще. "Рыночный" человек в силу односторонне-эгоистической ориентации своей жизни чувствует себя несчастным и ущербным, что является одной из причин массовой наркомании, алкоголизма, роста числа самоубийств, преступности, терроризма и других опасных социальных тенденций.

Есть ли выход из этого положения? По мнению Э. Фромма выход состоит в гуманизации общества методами социальной терапии. Построение здорового общества состоит в создании условий, при которых на смену рыночному характеру придет характер продуктивный, гуманистический, ориентированный на всю полноту Бытия. Социально-экономической основой воспроизводства "рыночного" характера в западном обществе является частная собственность. Именно она представляет главный источник отчуждения человека от гуманистических начал. Тем не менее, происходящая в последние десятилетия заметная трансформация обществ Запада в направлениях социальной справедливости, социального равенства, социальной защищенности, отражающих опыт социализма, расширяет возможности формирования человека продуктивного, гуманистического типа.

Date: 2015-09-18; view: 1043; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию