Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность конституционализма выражается в общественном согласии по вопросам государственного и общественного строительства, которое выступает необходимым условием его прочности. 5 page
Гарантированная в Российской Федерации государственная защита прав человека и гражданина не исключает возможности человека предпринимать самостоятельные действия по защите своих прав. Конституция РФ (ч. 2 ст. 45) гласит: "Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". Закрепление в Конституции РФ права человека самостоятельно защищать свои права, которое в отечественной юридической науке определяется как право на самозащиту, стимулировало появление дополнительных способов законной правозащитной деятельности. Среди них санкционированная Конституцией РФ возможность человека обращаться лично, а также направлять коллективные обращения по поводу нарушенных прав в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46). Характерно, что, реализуя свое конституционное право на самозащиту, граждане Российской Федерации при обращении в российские суды все чаще ссылаются на международные нормы, а также обращаются в межгосударственные органы, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Международно-правовой механизм индивидуальной защиты прав и свобод человека признается Конституцией РФ, согласно которой (ч. 3 ст. 46) каждый, кто находится под юрисдикцией Российской Федерации, имеет право обращаться по поводу защиты своих прав в соответствующие межгосударственные органы. В международной практике такие органы называются "конвенционными" (договорными), так как создаются государствами-участниками того или иного международного соглашения, которые и наделяют их компетенцией - правом рассмотрения жалоб, полученных от жертв нарушения (физических лиц). Такими органами являются Комитет по правам человека, учрежденный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. и дополняющим его первым Факультативным протоколом; Комитет по пыткам, учрежденный в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; Комитет по расовой дискриминации, учрежденный в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. Россия является участницей целого ряда таких соглашений (пактов, конвенций, протоколов) и, соответственно, признает компетенцию утвержденных ими конвенционных органов принимать и рассматривать индивидуальные жалобы. Это означает, что каждый, кто считает свои права нарушенными Российским государством, при соблюдении необходимых условий может прибегнуть к соответствующим международным процедурам. Перечень таких процедур после присоединения России к Совету Европы и Конвенции о защите прав человека и основных свобод пополнился обращением в Европейский суд по правам человека. Россия признала как юрисдикцию Суда, так и право каждого на индивидуальные обращения в этот международный орган. Это означает, что каждый, находящийся на территории Российской Федерации, может без предварительного разрешения государства обращаться в Европейский суд, если посчитает, что его права, закрепленные в Конвенции, не защищены должным образом внутригосударственными механизмами. Российская Федерация со своей стороны согласилась признавать решения Суда и выполнять их. Федеральный закон от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, которым была ратифицирована Европейская конвенция, гласит: "Российская Федерация, в соответствии со ст. 46 Конвенции, признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации". Эта норма во многом реализует и наполняет практическим содержанием как ст. 15, так и ст. 46 Конституции РФ, а также договорное обязательство России, принятое в соответствии со ст. 46 Европейской конвенции, которая гласит: "Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами". Предпринимаемые субъектом права действия при помощи как внутригосударственных, так и международных механизмов в процессе реализации конституционного права на самостоятельную защиту принадлежащих ему прав и свобод, оказывают значительное влияние на укрепление складывающихся в России демократических институтов и процедур, развитие правового государства и становление гражданского общества. Международные стандарты защиты прав человека предполагают также создание таких национальных (внутригосударственных) правозащитных органов, которые, как правило, учреждаются национальным правом (конституцией или законом) для осуществления конкретных функций в области прав человека. Во внутригосударственной системе защиты прав человека эти органы, которые не являются ни судебными, ни законодательными, выполняют функцию механизма, дополняющего деятельность государственных органов. Национальные правозащитные органы не правомочны выносить постановления, являющиеся обязательными с правовой точки зрения. Однако это не означает, что рекомендуемые ими меры государство и общественность могут игнорировать. Согласно Конституции РФ и соответствующим российским законодательным правовым актам к таким учреждениям относятся Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также Общественная палата РФ. Совет при главе Российского государства ведет свою историю с 1 ноября 1993 г., когда Указом первого Президента РФ Б.Н. Ельцина в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина была образована Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Нормативно-правовую базу деятельности Совета составляет Указ Президента РФ от 1 февраля 2011 г. N 120 "О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека". Согласно этому нормативному правовому акту Совет образован в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента РФ о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета. В целях укрепления гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в 1993 г. в Российской Федерации была учреждена должность Уполномоченного по правам человека, который, согласно Конституции РФ, назначается и освобождается от должности Государственной Думой РФ. Согласно Федеральному конституционному закону от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" <1> Уполномоченный призван способствовать восстановлению нарушенных прав; совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина, приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; развитию международного сотрудничества в области прав человека; правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека. -------------------------------- <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 9. Ст. 1011.
Институт Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и государственным лицам. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Одним из главных методов реализации Уполномоченным функции восстановления нарушенных прав граждан является рассмотрение индивидуальных и коллективных жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе (ст. 16 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"). Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Данное ограничение является необходимым и направлено на то, чтобы сделать институт Уполномоченного жизнеспособным, поскольку отказ от подобного требования может обернуться "лавиной" обращений граждан к Уполномоченному, что чрезвычайно затруднит его деятельность. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ, а также законодательных органов государственной власти субъектов Федерации. Основанием для начала правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека является не только жалоба заявителя, но и поступление информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан в случаях, имеющих особое общественное значение, либо когда необходимо защищать интересы лиц, которые не способны самостоятельно использовать правовые средства защиты. Уполномоченный наделен широкими полномочиями при проведении проверочных действий, в том числе беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы; проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц; поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы; знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения по которым вступили в законную силу. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, администрацией мест принудительного содержания. Уполномоченный осуществляет взаимодействие с общественными наблюдательными комиссиями, сформированными в субъектах Федерации в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе: обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в судебном процессе в установленных законом формах; обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления судьи; изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Уполномоченный также обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он обнаружит нарушение прав и свобод граждан, свое заключение с рекомендациями относительно возможных и необходимых способов восстановления указанных прав и свобод. Получив подобное заключение, соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны рассмотреть его в течение месяца и сообщить в письменной форме Уполномоченному о принятых мерах. По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера; обращаться к субъектам законодательной инициативы с предложениями об изменении и дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов РФ. В случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный имеет право выступать по этому поводу на очередном заседании Государственной Думы с докладом, т.е. доводить до сведения депутатов факты нарушений. Кроме того, Уполномоченный имеет право обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию, непосредственно либо через своего представителя принимать участие в ее работе, а также участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания РФ при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада комиссии. Уполномоченный также вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушений прав и свобод граждан, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых парламентских слушаниях. Важной формой реагирования, которая присуща всем омбудсменам и российскому Уполномоченному в частности, является Ежегодный доклад парламенту, в котором Уполномоченный анализирует наиболее часто встречающиеся нарушения прав и свобод граждан, отмечает недостатки в деятельности органов государственной власти, высказывает свои рекомендации по совершенствованию законодательства и практики его применения. В случае необходимости для привлечения особого внимания к отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации Уполномоченный имеет право направить специальный доклад в Государственную Думу. В специальных докладах обобщаются типичные и носящие массовый характер нарушения прав граждан, отражается деятельность федерального Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав, предлагается комплекс законодательных, экономических, организационных, воспитательных и иных мер для искоренения этих негативных явлений. Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" (в ред. от 10 июня 2008 г.) <1> создан еще один орган, в компетенцию которого входит взаимодействие общественных организаций с органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам защиты прав человека. Общественная палата Российской Федерации призвана обеспечить активное участие в механизмах защиты прав человека правозащитных неправительственных организаций, роль которых постоянно усиливается. -------------------------------- <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 15. Ст. 1277; 2008. N 24. Ст. 2791.
Согласно указанному Закону Общественная палата РФ избирается каждые три года (до 2012 г. - каждые два года) и осуществляет взаимодействие граждан с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания. Распорядок работы Палаты, порядок принятия ею решений, проведение пленарных заседаний регулируются регламентом Общественной палаты РФ. Общественная палата РФ проводит общественную экспертизу социально значимых проектов федеральных законов, проектов законов субъектов РФ, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления. Общественная палата формируется следующим образом: после проведения консультаций Президент РФ определяет кандидатуры 42 членов Палаты. Они, в свою очередь, должны согласиться или отказаться от предложения в течение 30 дней, после чего Президент РФ своим указом окончательно утверждает 42 членов Общественной палаты. Вторым этапом формирования нового состава Общественной палаты РФ является процедура конкурсного отбора в члены Общественной палаты РФ 42 представителей от общероссийских общественных организаций. Принимают решение о приеме 42 члена Общественной палаты РФ, назначенные Указом Президента РФ от 23 сентября 2009 г. N 1070 "Об утверждении членов Общественной палаты Российской Федерации", в течение 60 дней со дня своего утверждения. Представители региональных и межрегиональных общественных объединений выдвигают свои кандидатуры в члены Палаты, которые принимаются уже утвержденными ранее 2/3 состава Палаты. В соответствии с поправками к Федеральному закону "Об Общественной палате Российской Федерации", принятыми 15 июня 2007 г., не допускается выдвижение кандидатов в члены Палаты организациями, в отношении которых было вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, а также организациями, деятельность которых была приостановлена судом в соответствии с Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности". В состав Совета Общественной палаты РФ входят председатели комиссий Палаты, а также секретарь Палаты и его заместитель. В функции Совета ОП, согласно ст. ст. 7 - 14 Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", входит определение численности общественных наблюдательных комиссий в субъектах Федерации, назначение их членов и досрочное прекращение их полномочий, приостановление и прекращение деятельности составов общественных наблюдательных комиссий. Аппарат Общественной палаты РФ, в соответствии с законом, обеспечивает деятельность Палаты и работает под общим руководством ее секретаря.
§ 4. Соблюдение и защита прав человека как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов
Особенности развития отдельных правозащитных институтов, как и комплексной системы защиты прав человека в Российской Федерации в целом, обусловлены тем, что правоотношения в этой области относятся как к ведению Российской Федерации, так и к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Конституционный принцип "совместного ведения", определяющий механизм реализации конституционных прав и свобод человека, введен в силу значительных территориальных масштабов России, разнообразия социально-политических, экономических и национальных особенностей регионов, плюрализма исторических, религиозных и культурных традиций населения, поэтому Конституция РФ, определяя в вопросах защиты прав и свобод человека ведущую и направляющую роль Федерации, закрепляет в этой сфере определенную и значимую роль субъектов Федерации, обладающих своими конституциями и законодательством (ст. 5). Отнесение вопросов защиты прав человека к совместному ведению отражает признание того, что субъекты Федерации ближе к специфическим проблемам прав человека, и подчас именно они могут лучше определить те средства, которые неотложны и необходимы для их обеспечения. Закрепленный в Конституции РФ порядок разделения полномочий между Федерацией и ее субъектами в сфере прав человека призван обеспечить единый правовой статус человека и гражданина для лиц, проживающих на территории Российской Федерации, повышение "государственной гарантированности" конституционных прав и свобод. Параметры и основные направления разделения полномочий между Федерацией и ее субъектами в рамках единой правозащитной системы определены Конституцией РФ. К ведению Российской Федерации Конституция РФ (п. "в" ст. 71) относит прежде всего вопросы "регулирования" в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Согласно Конституции РФ функция "регулирования" состоит в том, чтобы максимально полно и последовательно закрепить на федеральном уровне основные права и свободы человека и гражданина, органически включить их во все остальные конституционные институты, обеспечить их взаимосвязь с федеральным устройством. Эти задачи Российская Федерация выполняет прежде всего посредством правотворческой деятельности. Конституция РФ (ч. ч. 2, 3 и 5 ст. 76) определяет, что по предметам совместного ведения, к которым относятся и вопросы защиты прав человека, в Российской Федерации принимаются федеральные законы, которые в определенной мере дополняют Конституцию РФ и конкретизируют ее. Определяющим фактором является то, что в сфере защиты прав человека, как и в любой сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов, федеральные законы обладают верховенством, имеют приоритет в применении. Например, только федеральным законом, в случае массового нарушения прав человека, на определенной территории может вводиться чрезвычайное положение (ст. 88 Конституции РФ). Этот "жесткий" институт требует особого юридического оформления и не может рассматриваться в числе обычных механизмов обеспечения прав и свобод человека. Вместе с тем необходимость его наличия в комплексе правозащитных средств усиливается с учетом участившихся на территории субъектов Федерации локальных конфликтов, в ходе которых имеют место грубейшие нарушения общепризнанных норм международного (в частности, гуманитарного) права. Функция федерального правительства по "регулированию" деятельности, направленная на реализацию конституционных прав и свобод человека на всей территории Российской Федерации, на деле означает обязанность федеральных исполнительных органов власти направлять и проверять работу правительств республик в этой сфере, осуществлять ее координацию и организацию тесной взаимосвязи с органами уровня субъектов Федерации в федеративном государстве в вопросах защиты прав и свобод человека. Российское законодательство исходя из закрепленного в Конституции РФ положения (ч. 4 ст. 78), согласно которому Президент РФ и Правительство РФ осуществляют свои полномочия на всей территории страны, вводит определенные механизмы, при помощи которых Президент и Правительство могут участвовать в регулировании и координации вопросов обеспечения и защиты прав и свобод человека. Так, определенная Конституцией РФ форма государственного федеративного устройства, предусматривающая возможность создания федеральными органами исполнительной власти своих территориальных органов, расширяет способность Федерации осуществлять и контролировать посредством соответствующих должностных лиц ситуацию с правами человека на местах. Выполнению Президентом РФ роли гаранта соблюдения прав и свобод человека и гражданина способствуют определенные Конституцией РФ институты, которые могут быть им использованы для осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Один из них закреплен в п. "к" ч. 1 ст. 83 - институт полномочных представителей Президента РФ в округах. Сложившийся в настоящее время правовой статус представителей Президента РФ в федеральных округах ориентирован на обеспечение взаимодействия Президента РФ с органами государственной власти на местах в сфере обеспечения прав человека, на информационно-контрольную функцию в этой сфере, на координацию деятельности федеральных органов и органов субъектов Федерации в сфере защиты прав человека. Статья 85 Конституции РФ предусматривает варианты действий Президента РФ в случае, когда акты субъектов Федерации противоречат Конституции РФ или международным обязательствам России и нарушают права и свободы человека и гражданина. В этих ситуациях Президент РФ вправе приостановить действие акта до окончательного решения вопроса судом. Для входящих в состав Российской Федерации республик конституционная формула "совместного ведения" означает, что они, как субъекты конституционного права, вступают в систему особых правоотношений, связанных с обеспечением и защитой прав человека на своих территориях. Конституцией РФ совместная деятельность Федерации и ее субъектов предусмотрена и в других областях, которые хотя и не имеют прямого отношения к вопросам защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, но в определенном смысле взаимосвязаны и нуждаются в координации. Это защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (п. "б" ст. 72); обеспечение экологической безопасности (п. "д" ч. 1 ст. 72); общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта (п. "е" ст. 72); вопросы здравоохранения; защита семьи, материнства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение (п. "ж" ч. 1 ст. 72); административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное законодательство (п. "к" ст. 72); защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (п. "м" ч. 1 ст. 72). Субъекты конституционного права, реализуя свое право принимать соответствующие законы и иные нормативные акты по любым составляющим сферу "совместного ведения" с Российской Федерацией вопросам, должны руководствоваться установленным в Конституции РФ (п. "а" ст. 72) правилом обеспечения их соответствия федеральному законодательству. Это означает, что осуществление правового регулирования вопросов прав человека на территориях краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов хотя и может учитывать свои особенности и свою специфику, но должно неукоснительно следовать как конституционным нормам, так и уже принятым в этой сфере федеральным законам. Анализ конституционного процесса в Российской Федерации подтверждает, что именно по такому пути идет правотворчество в субъектах Федерации. В целом принимаемые субъектами Федерации законодательные или иные нормативные акты, касающиеся тех или иных вопросов защиты прав человека, следуют духу и букве Конституции РФ, не вступают в противоречие с федеральным законодательством. Нельзя не признать, что новые конституции республик в составе Российской Федерации, принятые после 1993 г., отражая демократический характер произведенных на постсоветском пространстве преобразований, закрепляют основанные на общих демократических принципах нормы обеспечения и защиты прав человека. Вместе с тем, реализуя свою долю государственной ответственности, связанной с их соблюдением и защитой, субъекты Российской Федерации нередко самостоятельно вырабатывают и применяют собственные законодательные меры, отвечающие как общефедеральным основам организации правозащитной деятельности государства, так и региональным условиям. В целом действия Российской Федерации и ее субъектов находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, что повышает эффективность единой системы защиты конституционных прав и свобод человека.
§ 5. Международные обязательства России в сфере защиты прав человека
Россия является участницей практически всех международных соглашений по правам человека, большинство из которых были ратифицированы Советским Союзом. Статус, приданный Конституцией РФ международным договорам, повышает ответственность России за исполнение своих обязательств, в том числе и по тем из них, которые относятся к сфере международной защиты прав человека. Согласно Конституции РФ и законодательно закрепленной в российском законодательстве готовности России "продолжать" исполнение обязательств по заключенным СССР международным договорам эти договоры, как и те, которые были заключены Российской Федерацией, составляют часть национальной правовой системы. Это обязывает органы государства в своей деятельности по обеспечению и защите прав человека руководствоваться не только внутренними законами, но также международно-правовыми нормами, заключенными в имеющие для России юридическую силу договоры. Это принципиальное положение было подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации. В его Постановлении от 31 июля 1995 г. N 10-П говорится: "В соответствии с принципами правового государства, закрепленными Конституцией РФ, органы власти в своей деятельности связаны как внутренним, так и международным правом". Date: 2015-09-18; view: 457; Нарушение авторских прав |