Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды процессов в компании
процессы: разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они создаются и протекают на допроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции. Выработка управляющих решений производится на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления. Иногда в качестве объекта управления выступает конкурентоспособность, технический уровень или другой показатель. Субъект управления – управляющие органы всех уровней и ответственные лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Цель управления качеством – это обеспечение выпуска продукции, отвечающей заданным требованиям конкуренции на рынке при минимизации затрат, с учетом интересов потребителя и требований безопасности и экологичности продукции. Для эффективности организации процесса управления и взятых обязательств разрабатывается стратегия по качеству. Руководители среднего звена несут полную ответственность за разработку стратегии. Стратегия по качеству тесно взаимосвязана с общей стратегией предприятия и предусматривает последующие шаги для достижения целей и решения задач. Разработка стратегии основана на учете жизненного цикла товара и принципа «товар – рынок». Наряду со стратегией разрабатывается тактика управления качеством продукции. Тактика представляет целенаправленную деятельность, которая определяется на краткосрочный период. Тактика определяет пути, обеспечивающие постоянное приближение к заданным параметрам качества. Она разрабатывается и внедряется низшим руководящим звеном, а исполняется рядовыми сотрудниками предприятия. Политика в области качества является начальной точкой программы руководства по качеству и одним из элементов общей политики предприятия. Политика в области качества – это ориентир общего направления и выявления ее роли и места в деятельности предприятия. Основными факторами, влияющими на формирование политики в области качества, являются: ситуация на рынке сбыта; конкурентоспособность продукции; научно–технический прогресс и борьба с конкурентами; состояние дел внутри предприятия; вложение инвестиций в развитие предприятия. Разработанная политика в области качества в виде основных направлений и целей включается в «Руководство по качеству». Все действия управления качеством осуществляются на основе специальных функций, многообразие которых затрагивает различные стороны объекта и субъекта управления. В этой связи их можно классифицировать на следующие управленческие функции. Функции прогнозирования потребностей, технического уровня и качества продукции направлены на: выявление требований потребителей к номенклатуре, ассортименту и качеству продукции на перспективный период ее производства и потребления; выявление научно–технических и экономических возможностей и путей удовлетворения перспективных требований потребителя; определение номенклатуры, ассортимента и показателей качества при разработке перспективных видов продукции и модернизации существующих. Функция планирования повышения качества продукции предполагает: разработку новых видов продукции (номенклатура, ее основные показатели, этапы и сроки разработки); освоение новых видов продукции; повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции; разработку задания по освоению новой продукции и снятию с производства устаревших изделий; повышение качества изготовленной продукции и качества работы. Нормативы и требования к качеству продукции предусматривают: изучение прогрессивных тенденций и перспектив развития данного вида продукции; выбор номенклатуры показателей качества и методов стандартизации; оптимизацию показателей качества продукции и их нормирование; установление в нормативно–технической документации правил организации и проведения испытаний. Аттестация продукции включает комплекс организационно–технических и экономических мероприятий, обеспечивающих подготовку к аттестации продукции по категориям качества, а также проведение фирменной аттестации. Функция разработки и налаживания производства продукции направлена на создание и освоение в короткие сроки образцов новой продукции, технический уровень и экономические показатели которой соответствуют лучшим отечественным и зарубежным достижениям или превосходят их. Функция технологического обеспечения качества продукции призвана обеспечить технологическую готовность к производству продукции с первых образцов или партий в соответствии с заданными показателями. Функция метрологического обеспечения качества продукции предполагает своевременное осуществление в полном объеме мероприятий по достижению единства и требуемой точности измерений параметров изделий, характеристик оборудования и инструмента. Функция материально–технического обеспечения качества продукции направлена на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий и др. Функция подготовки и повышения квалификации персонала в области улучшения качества продукции направлена на организацию обучения всех категорий работающих передовым методам разработки, изготовления и использования продукции. Функция организации взаимоотношений по качеству продукции между потребителями и поставщиками предполагает наличие широких информационных связей между поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий, с одной стороны, и между потребителями продукции и изготовителями, с другой. Функция обеспечения стабильности запланированного уровня качества направлена на предупреждение и ликвидацию причин, отрицательно действующих на качество продукции, и поддержание показателей качества на уровне значений, установленных нормативно–технической документацией. Функция стимулирования повышения качества продукции направлена на расширение выпуска изделий высокого качества и обеспечение систематического обновления ассортимента продукции. Включает широкий набор мер морального, материального поощрения работников и коллективов за выпуск продукции высокого качества, а также меры ответственности за производство некачественных изделий. Функция контроля качества и испытаний продукции направлена на предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий, чертежей, утвержденным образцам, условиям поставки и договорам. Функция внутрипроизводственного учета и отчетности по качеству продукции заключается в систематической регистрации данных о фактическом количестве продукции и труда подразделений и отдельных работников, составлении отчетов на разных уровнях управления принятием решений. Учету и отчетности подлежат: выполнение этапов разработки новых видов продукции; освоение новых видов продукции и мероприятия по повышению качества продукции; результаты аттестации; учет брака и потерь от брака; рекламация; качество труда, возврат на доработку; этапы разработки, внедрения, функционирования и совершенствования системы управления качеством; результаты проверки. Функция технико–экономического анализа улучшения продукции направлена на выявление конечных результатов деятельности предприятий. Функция правового обеспечения системы управления качеством продукции призвана обеспечить эффективное использование средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления на всех стадиях жизненного цикла продукции. Информационное обеспечение системы управления качеством продукции необходимо для своевременного обеспечения руководителей и органов управления обоснованными и достоверными данными, характеризующими технический уровень и качество продукции на всех стадиях ее жизненного цикла. Необходимо различать принципы управления качеством продукции: единство количества и качества продукции; эффективность качества; повышение уровня качества; системный подход к качеству; экономическое стимулирование; непрерывность и комплексность контроля; комплексность стандартизации и сертификации; создание систем управления качеством продукции. Методы и средства управления – способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производительного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции. В процессе управления качеством используется пять групп методов (рисунок 1.3). Организационные методы в основном применяются для разработки и реализации обязательных для исполнения директив, приказов, предписаний, направленных на повышение качества деятельности организации. На рисунке 2 видно, что они включают стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные методы. Стабилизирующие методы связаны непосредственно с регламентацией деятельности организации (разработка руководства по качеству, политика в области качества, положение о структурных подразделениях и др., а также с ознакомлением персонала с содержанием основополагающих документов в области управления качеством путем объяснений, проведения обучения и консультаций. Распорядительные методы предполагают разработку, издание и выполнение определенных распоряжений, приказов, инструкций, указаний, нацеленных на решение конкретных проблем в области управления качество Применение дисциплинарных методов обусловлено установлением ответственности за те или иные поручения, а также определением форм поощрения работников за достижение в работе. Использование организационных методов играет существенную роль в процессе реализации таких функций, как планирование и организация. Экономические методы управления качеством непосредственно нацелены на реализацию функции мотивации персонала качественно выполнять свою работу в рамках стимулирования деятельности отдельного работника, группы и организации в целом. Социально–психологические методы управления качеством включают методы воспитательного характера, а также методы психологического воздействия на сотрудников организации. Применение социально–психологических методов играет особую роль при реализации функции мотивации и принципа вовлеченности персонала в совершенствование деятельности организации. Одной из важнейших целей применения этих методов является мотивация высококачественного труда персонала путем создания возможностей для самовыражения в этом процессе. Применением методов воспитательного характера нацелено: на воспитание особого отношения к высококачественному труду как искусству; воспитание патриотического отношения к организации; воспитание дисциплины и ответственности; воспитание и стимулирование инициативы; Использование психологических методов связано с решением следующих задач: воздействие на неформальные коллективы и формирования общественного мнения о престижности высококачественного труда; создание положительного психологического климата в коллективе; разрешения конфликтных ситуаций, обеспечения психологической совместимости работников; воздействия положительными примерами. Технологические методы включают методы контроля качества продукции и процесса, а также методы воздействия на качество продукции и процесса. Экспертные методы основываются на экспертных оценках. Сущность экспертных методов заключается в устранении полученных различными способами мнений (суждений) специалистов – экспертов по рассматриваемым вопросам (методы рангов, непосредственного оценивания, сопоставления, организационный и социальный методы). Также, средства управления включают оргтехнику (в том числе компьютеры), средства связи, все то, что используют органы и лица, выполняющие специальные функции в системах управления качеством. В состав средств управления качеством продукции также включаются: банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций управления качеством; метрологические средства, включающие (в зависимости от уровня системы) государственные эталоны физических величин, образцовые и/или рабочие средства измерений; государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ); государственная служба стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД). Средства управления должны воздействовать на неудовлетворительные факторы и условия, а также координировать действия всех исполнителей. Итак, в соответствии со стандартом ISO 9000 «Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные потребности». Таким образом, качество продукции формируется на всех этапах жизненного цикла. Для того, чтобы оценить качество продукции необходимо определить показатели качества. Показатели качества – количественные характеристики одного или нескольких свойств продукции, входящих в качество и рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания. Основными факторами, влияющими на формирование политики в области качества, являются: ситуация на рынке сбыта; конкурентоспособность продукции; научно–технический прогресс и борьба с конкурентами; состояние дел внутри предприятия; вложение инвестиций в развитие предприятия. Разработанная политика в области качества в виде основных направлений и целей включается в «Руководство по качеству». Все действия управления качеством осуществляются на основе специальных функций, многообразие которых затрагивает различные стороны объекта и субъекта управления. В этой связи их можно классифицировать на следующие управленческие функции. Функции прогнозирования потребностей, технического уровня и качества продукции направлены на: выявление требований потребителей к номенклатуре, ассортименту и качеству продукции на перспективный период ее производства и потребления; выявление научно–технических и экономических возможностей и путей удовлетворения перспективных требований потребителя; определение номенклатуры, ассортимента и показателей качества при разработке перспективных видов продукции и модернизации существующих. Функция планирования повышения качества продукции предполагает: разработку новых видов продукции (номенклатура, ее основные показатели, этапы и сроки разработки); освоение новых видов продукции; повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции; разработку задания по освоению новой продукции и снятию с производства устаревших изделий; повышение качества изготовленной продукции и качества работы. Нормативы и требования к качеству продукции предусматривают: изучение прогрессивных тенденций и перспектив развития данного вида продукции; выбор номенклатуры показателей качества и методов стандартизации; оптимизацию показателей качества продукции и их нормирование; установление в нормативно–технической документации правил организации и проведения испытаний. Аттестация продукции включает комплекс организационно–технических и экономических мероприятий, обеспечивающих подготовку к аттестации продукции по категориям качества, а также проведение фирменной аттестации. Функция разработки и налаживания производства продукции направлена на создание и освоение в короткие сроки образцов новой продукции, технический уровень и экономические показатели которой соответствуют лучшим отечественным и зарубежным достижениям или превосходят их. Функция технологического обеспечения качества продукции призвана обеспечить технологическую готовность к производству продукции с первых образцов или партий в соответствии с заданными показателями. Функция метрологического обеспечения качества продукции предполагает своевременное осуществление в полном объеме мероприятий по достижению единства и требуемой точности измерений параметров изделий, характеристик оборудования и инструмента. Функция материально–технического обеспечения качества продукции направлена на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий и др. Функция подготовки и повышения квалификации персонала в области улучшения качества продукции направлена на организацию обучения всех категорий работающих передовым методам разработки, изготовления и использования продукции. Функция организации взаимоотношений по качеству продукции между потребителями и поставщиками предполагает наличие широких информационных связей между поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий, с одной стороны, и между потребителями продукции и изготовителями, с другой. Функция обеспечения стабильности запланированного уровня качества направлена на предупреждение и ликвидацию причин, отрицательно действующих на качество продукции, и поддержание показателей качества на уровне значений, установленных нормативно–технической документацией. Функция стимулирования повышения качества продукции направлена на расширение выпуска изделий высокого качества и обеспечение систематического обновления ассортимента продукции. Включает широкий набор мер морального, материального поощрения работников и коллективов за выпуск продукции высокого качества, а также меры ответственности за производство некачественных изделий. Функция контроля качества и испытаний продукции направлена на предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий, чертежей, утвержденным образцам, условиям поставки и договорам. Функция внутрипроизводственного учета и отчетности по качеству продукции заключается в систематической регистрации данных о фактическом количестве продукции и труда подразделений и отдельных работников, составлении отчетов на разных уровнях управления принятием решений. Учету и отчетности подлежат: выполнение этапов разработки новых видов продукции; освоение новых видов продукции и мероприятия по повышению качества продукции; результаты аттестации; учет брака и потерь от брака; рекламация; качество труда, возврат на доработку; этапы разработки, внедрения, функционирования и совершенствования системы управления качеством; результаты проверки. Функция технико–экономического анализа улучшения продукции направлена на выявление конечных результатов деятельности предприятий. Функция правового обеспечения системы управления качеством продукции призвана обеспечить эффективное использование средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления на всех стадиях жизненного цикла продукции. Информационное обеспечение системы управления качеством продукции необходимо для своевременного обеспечения руководителей и органов управления обоснованными и достоверными данными, характеризующими технический уровень и качество продукции на всех стадиях ее жизненного цикла. Необходимо различать принципы управления качеством продукции: единство количества и качества продукции; эффективность качества; повышение уровня качества; системный подход к качеству; экономическое стимулирование; непрерывность и комплексность контроля; комплексность стандартизации и сертификации; создание систем управления качеством продукции. Методы и средства управления – способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производительного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции. В процессе управления качеством используется пять групп методов (рисунок 1.3). Организационные методы в основном применяются для разработки и реализации обязательных для исполнения директив, приказов, предписаний, направленных на повышение качества деятельности организации. На рисунке 2 видно, что они включают стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные методы. Стабилизирующие методы связаны непосредственно с регламентацией деятельности организации (разработка руководства по качеству, политика в области качества, положение о структурных подразделениях и др., а также с ознакомлением персонала с содержанием основополагающих документов в области управления качеством путем объяснений, проведения обучения и консультаций. Распорядительные методы предполагают разработку, издание и выполнение определенных распоряжений, приказов, инструкций, указаний, нацеленных на решение конкретных проблем в области управления качеств Применение дисциплинарных методов обусловлено установлением ответственности за те или иные поручения, а также определением форм поощрения работников за достижение в работе. Использование организационных методов играет существенную роль в процессе реализации таких функций, как планирование и организация. Экономические методы управления качеством непосредственно нацелены на реализацию функции мотивации персонала качественно выполнять свою работу в рамках стимулирования деятельности отдельного работника, группы и организации в целом. Социально–психологические методы управления качеством включают методы воспитательного характера, а также методы психологического воздействия на сотрудников организации. Применение социально–психологических методов играет особую роль при реализации функции мотивации и принципа вовлеченности персонала в совершенствование деятельности организации. Одной из важнейших целей применения этих методов является мотивация высококачественного труда персонала путем создания возможностей для самовыражения в этом процессе. Применением методов воспитательного характера нацелено: на воспитание особого отношения к высококачественному труду как искусству; воспитание патриотического отношения к организации; воспитание дисциплины и ответственности; воспитание и стимулирование инициативы; Использование психологических методов связано с решением следующих задач: воздействие на неформальные коллективы и формирования общественного мнения о престижности высококачественного труда; создание положительного психологического климата в коллективе; разрешения конфликтных ситуаций, обеспечения психологической совместимости работников; воздействия положительными примерами. Технологические методы включают методы контроля качества продукции и процесса, а также методы воздействия на качество продукции и процесса. Экспертные методы основываются на экспертных оценках. Сущность экспертных методов заключается в устранении полученных различными способами мнений (суждений) специалистов – экспертов по рассматриваемым вопросам (методы рангов, непосредственного оценивания, сопоставления, организационный и социальный методы). Также, средства управления включают оргтехнику (в том числе компьютеры), средства связи, все то, что используют органы и лица, выполняющие специальные функции в системах управления качеством. В состав средств управления качеством продукции также включаются: банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций управления качеством; метрологические средства, включающие (в зависимости от уровня системы) государственные эталоны физических величин, образцовые и/или рабочие средства измерений; государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ); государственная служба стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД). Средства управления должны воздействовать на неудовлетворительные факторы и условия, а также координировать действия всех исполнителей. Итак, в соответствии со стандартом ISO 9000 «Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные потребности». Таким образом, качество продукции формируется на всех этапах жизненного цикла. Для того, чтобы оценить качество продукции необходимо определить показатели качества. Показатели качества – количественные характеристики одного или нескольких свойств продукции, входящих в качество и рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания. Date: 2015-09-18; view: 584; Нарушение авторских прав |