Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Полемика о путях воспитания 4 page
Итальянский педагог А. Берти придумала для школьников игру ╚Необитаемый остров╩. Предлагается изобразить группу людей из разных стран, высадившихся на пустынную землю. Нужно воспроизвести их поведение в необычных условиях. У участников игры в зависимости от возраста обнаружились разные представления о законах и политических структурах общества. Фантазии 7-летних хватило лишь на то, чтобы вообразить заботы отдельной семьи; 9-летние считали, что всяким сообществом должны руководить лидеры; 10—11-летние уже рассуждали об управлении социальными институтами; 12—13-летние подростки твердо заявляли, что законы устанавливаются не лидерами, а сообществом; 14—15-летние утверждали о целесообразности разработки и введения законодательства. В настоящее время ролевые игры в школах Запада организуются регулярно и повсеместно. 1.4. Воспитывающее обучение Общий взгляд. Учебные программы учитывают те или иные аспекты нравственного, интеллектуального, физического, трудового воспитания. Первое место при этом отводится предметам гуманитарного содержания: литературе, истории, обществоведению, т. е. предметам, обычно входящим в обязательную программу. Их изучение и освоение рассматривается как источник духовности, патриотизма, гуманности, гражданственности, как противоядие от жестокости, черствости. Так, авторы новых школьных программ в Японии (1990≈2000) определяют четыре основных приоритета воспитывающего обучения: 1) воспитание духовности; 2) социальная адаптация; 3) формирование уважения к культуре и традициям собственного и других народов; 4) формирование гражданских качеств. Программы общеобразовательной школы России также предусматривают главные направления воспитания: формирование прочных нравственных принципов, гражданской ответственности на основе общепринятых духовных ценностей, приобретение духовного богатства отечественной и мировой культуры, навыков общежития с представителями иных наций. Нравственно-воспитывающее обучение. Во многих странах проводятся специальные занятия по нравственному воспитанию. В школах США начиная с 1-го класса учитель в течение учебной четверти уделяет каждому ученику 5≈6 минут для индивидуальной беседы на нравственные темы. В Японии курс морали в школе введен с 1958 г. В центре программы курса ≈ воспитание члена национального и мирового сообщества. В начальной школе практикуются особые ╚часы нравственности╩. Во время уроков и иных мероприятий используются различные дидактические материалы и виды работы: читаются рассказы, поэтические произведения, пишутся сочинения, проводятся просмотры видео- и аудиозаписей, устраиваются беседы, детские спектакли. Особое место в нравственном воспитании школьника занимает религия. Вопросы религиозного воспитания тесно связаны с проблемами сосуществования частных и общественных учебных заведений, светскости обучения, отделения школы от Церкви. Если в Японии и России частные школы создаются преимущественно светскими лицами и компаниями, то на Западе большинство таких школ принадлежит конгрегациям различных церквей. Церковь и государство в школьном вопросе отказываются от конфронтации или прочного союза и переходят к лояльному сотрудничеству. Примером примирения государства и Церкви в школьном вопросе является Франция, где ранее не раз происходили социальные конфликты, в основе которых лежал антагонизм светской общественной школы и частных учебных заведений, находившихся под контролем Католической церкви. Постепенно, однако, светское государство и Церковь сближались в вопросах образования; с 50-х гг. XX в. госфинансирование частных школ по общегосударственному и муниципальному бюджету стало официальной политикой. В США уроки религии можно получать только за стенами учебных заведений (в 1983 г. была сделана неудачная попытка ввести обязательную молитву в школах). Во Франции служители культа имеют доступ в общественные школы и все желающие получают религиозное образование. Уроки проводятся в дни, свободные от занятий (обычно по средам). В некоторых учебных заведениях они пользуются большой популярностью. Например, в 70-е гг. XX в. абсолютное большинство учащихся лицея им. Ампера в Лионе посещали лекции католических священников. В России с 1990-х гг. при христианских церквах, мусульманских мечетях, иудаистских синагогах действуют центры религиозного обучения, куда приходят школьники. В Японии конституцией запрещено преподавание любой конфессии в общественной школе, вместе с тем законом позволено включать религиозное обучение в программу частных учебных заведений. Запреты на обучение религии вовсе не означают, что мировая школа отбрасывает общечеловеческие идеалы, заложенные в ней. О приверженности таким идеалам говорится в официальных документах и работах некоторых педагогов. Так, например, основной закон Японии взывает к идеалам уважения религии и ее места в жизни общества. Американский педагог Д. Ховард пишет, что в школьном воспитании необходимо возвратиться к Богу. Имеется в виду не столько религиозное обучение, сколько приверженность евангельским заповедям при воспитании характера школьников. В нравственном воспитании не меньшее значение придается учебным дисциплинам, связанным с искусством. Во Франции, например, в школе реализуется концепция ╚воспитание через искусство╩, определяющая 3 главные цели: нравственно-духовное становление и создание эмоциональной воспитательной атмосферы; У этих целей есть конкретные задачи: эмоционально развивать через изучение дисциплин художественно-эстетического цикла; формировать на основе изучения произведений искусства критерии собственного нравственного поведения; развивать творческие способности в различных областях искусства через импровизацию и самовыражение. Помимо традиционных дисциплин ╚Музыка╩ и ╚Изобразительное искусство╩, в программу общеобразовательной школы входят живопись, скульптура, архитектура, искусство кино, танца, театра и пр. На дисциплины художественно-эстетического цикла в начальной школе отведено до 58% учебного времени. Широко представлен этот цикл и в среднем образовании. Обучение и гражданское воспитание. Задачи гражданского воспитания решаются в процессе преподавания общественно-политических дисциплин. Кроме традиционных предметов, вводятся новые дисциплины общественно-политического содержания: ╚Элективный курс╩ ≈ в американских средних учебных заведениях; ╚Руководящий курс╩ ≈ в английских школах; ╚Политика╩ ≈ в немецких гимназиях; ╚Граждановедение╩ ≈ во французских лицеях; ╚Особая деятельность╩ и ╚Граждановедение╩ ≈ в японской школе; ╚Демократия: государство и общество╩ ≈ в российских общеобразовательных школах. Гражданское воспитание осуществляется на специальных занятиях в течение всего учебного процесса. В США, например, в начальных школах на обязательных уроках граждановедения знакомят детей с правами и обязанностями граждан. В учебных заведениях есть перемена, которая длится не 5 минут, как все другие, а 10 минут. Дополнительное время дано для того, чтобы учащиеся могли выразить свои патриотические чувства: под звуки гимна они отдают честь звездно-полосатому флагу, который вывешен в каждом учебном заведении. Кроме того, обычно в коридорах школ висят портреты американских президентов, текст Билля о правах. Граждановедение в американских школах входит в учебный цикл, именуемый ╚социальные науки╩. Так, в штате Огайо есть междисциплинарные курсы, которые включают 6 основных блоков: ╚Американское наследие╩, ╚Человек и общество╩, ╚Мировое сотрудничество╩, ╚Принятие решений и ресурсы╩, ╚Демократические процессы╩, ╚Гражданские права и ответственность╩. В начальной средней школе ребята постигают представления о таких сообществах, как семья, школьный класс, штат, государство, мировое сообщество. В младшей средней школе изучают всеобщую историю и место США в мировом пространстве. В старшей средней школе знакомятся с деятельностью правительства. Главная цель подобных занятий ≈ помочь ученику стать членом гражданского общества, поверить в право и возможность влиять на общественную жизнь. В России программы обучения по истории, географии, литературе разрабатываются по-новому: развитие человеческой цивилизации рассматривается как интегральный процесс. Это означает изучение отечественной и мировой культуры как единого и разнообразного процесса, как приобщение школьников к общечеловеческим ценностям. Факультативный курс, например, ╚Демократия: государство и общество╩ включает темы, которые позволяют получить представление о соотношении прав и обязанностей человека в демократическом обществе, политических системах в современном мире, формах государственного устройства: ╚что такое демократия╩, ╚общество и демократические ценности╩, ╚права человека при демократии╩, ╚государство и политическая власть╩, ╚выборы ≈ важнейший механизм осуществления демократии╩, ╚политические партии и организации╩ и др. Безусловно, новые предметы имеют определенную политическую окраску. Так, курс ╚Граждановедение╩ в средней школе Японии уделяет усиленное внимание воспитанию уважения к национальному флагу и символике. Вместе с тем обучение направлено на воспитание духовности, выработку высоких нравственных устоев. Занятия ╚особой деятельностью╩ должны формировать навыки цивилизованного поведения и общения; они организуются в форме групповой работы (спорт, искусство, уроки труда и пр.), бесед, участия в детских клубах, при выездах на природу, на экскурсиях. Школа и физическое воспитание. В мировой школе традиционные составляющие школьного обучения и воспитания ≈ физическая культура и спорт. Эти уроки прежде всего укрепляют здоровье детей, способствуют формированию общественной личности. Вот почему, например, в начальных школах Великобритании программа включает не столько спортивные занятия, сколько упражнения по развитию ребенка (игры, соревнования и т. п.). В Японии сломали представление о теннисе как спорте для избранных ≈ им занимаются сотни тысяч школьников. В почете бейсбол, футбол, бег, плавание, национальные виды спорта. Школы имеют спортивные залы, стадионы, плавательные бассейны, в случае необходимости арендуют частные и муниципальные спортивные сооружения. Особых рецептов физического воспитания нет. Преимущество отдается возможно большему объему нагрузок, разнообразным играм. Это не означает равнодушия к спортивным достижениям. Ежегодно проводятся общенациональные чемпионаты старшеклассников по волейболу и бейсболу. Постоянно соревнуются спортивные команды классов и школ. Если на стадионе сражаются команды, на трибунах активно действуют болельщики, которые заранее разучивают ритмичные песни, готовят знамена и транспаранты. В Японии в каждом учебном заведении работает коллектив медицинских работников: куратор здоровья, доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт. Если в начальной и младшей средней школе Японии успехи физического воспитания неоспоримы, то в учебных заведениях полного среднего образования картина менее радужная. Многие старшеклассники имеют избыточный вес, плохое зрение. Среднестатистический ученик старшей средней школы в 1991 г. хуже прыгал и бегал, чем его сверстник в 1965 г. Это явилось следствием сокращения активного отдыха и спорта. Гиподинамия ≈ враг здоровья учащихся. Если младшекласснику еще есть время погонять мяч по выходным, то для старшеклассника это непозволительная роскошь. Состояние физического воспитания в школах России вызывает тревогу. По данным на 1996 г., при поступлении в начальную школу не вызывает опасений здоровье у 13% детей, после окончании начальной школы ≈ только у 7%. В целом за период обучения в школе число здоровых детей сокращается в 3≈4 раза. Это следствие недостатков в работе школьной медицинской службы, организации физического воспитания. В школах не хватает спортивных залов, плавательных бассейнов, а из медицинских работников работает лишь медсестра. Неблагополучие со здоровьем российских школьников усугубляется учебными перегрузками и иными негативными педагогическими факторами. Учителя плохо знают особенности работы с больными детьми. В классах с бескомпромиссным, властным учителем учащаются случаи текущей заболеваемости. Иная картина в классах с мягким, доброжелательным преподавателем. Новые направления в воспитывающем обучении. Учебные программы мировой школы дополняются антинаркотическим, антиалкогольным, сексообразовательным, природоохранительным материалом. Проводятся специальные курсы лекций по этим темам, а также соответствующий материал предлагается на межпредметной основе, т. е. включается в различные предметы школьного образования. Так, в США проводится широкая кампания по искоренению детской наркомании. В 1986 г. Конгресс США принял специальное постановление, по которому были отпущены значительные средства на подготовку и использование учебных аудиоматериалов о вреде наркотиков. Специальная кампания против употребления наркотиков ведется также в средних школах Франции. Материалы о вредных последствиях наркотиков и алкоголя введены в программу преподавания биологии. Перестает быть запретной в мировой школе сексуальная тематика. Так, учебные заведения Германии руководствуются ╚Рекомендациями по сексуальному воспитанию в школах всех типов╩ (1968). Соответствующими педагогическими инструкциями предусмотрено формировать у школьников гуманность сексуального поведения и приучать к ответственному половому поведению. Сексуальная тематика включена в программы по биологии, социологии, немецкому языку, искусству, религии и во Франции. Уже в начальной школе на занятиях используется популярная литература по половому воспитанию. Однако идеи межпредметного сексуального воспитания реализуются с трудом. Фактически оно ограничивается занятиями по естественным наукам. Учителя по остальным дисциплинам зачастую внутренне не готовы создать на занятиях атмосферу доверительности и сдержанности. Проблемы у них начинаются уже с подыскивания слов, уместных при беседах с учениками. Яркий пример воспитывающего обучения ≈ включение в школьные программы экологической тематики. Согласно педагогическим рекомендациям международного совещания в США (1970), экологическое образование должно складываться из следующих рубрик: ╚Пространство╩, ╚Атмосфера и космос╩, ╚Рельеф и полезные ископаемые╩, ╚Растения и животные╩, ╚Воды╩, ╚Население╩, ╚Социальные структуры╩, ╚Экономика╩, ╚Этика, эстетика, языки╩. На международной конференции в Швейцарии (1971) был определен Образовательный минимум по экологии в трех направлениях: физическая окружающая среда, живые организмы, деятельность человека. В подкрепление этим решениям Совет Европы рекомендовал европейским странам включать в учебные программы всех уровней вопросы охраны природы и экологии. Такое включение предлагалось осуществлять комплексно, на межпредметной основе. Имелось в виду, что такой подход обеспечит овладение экологическими знаниями с учетом специфики той или иной ступени школы. В начальных школах поощряется интерес к природе, сообщаются первичные сведения об экологических системах организмов, взаимовлиянии человека и природы, о естественных ресурсах. В средних школах все учебные предметы ориентируются на экологическую тематику: курс биологии пронизывают концепции связи живых существ со средой обитания; курсы географии и экономики включают информацию о биосфере, круговороте воды в природе, воздействиях человека на ландшафт и природное равновесие; курсы физики и химии ≈ данные о загрязнении почвы, водного и воздушного бассейнов; курс истории ≈ сведения о последствиях для общества нарушения гармонии человека и среды обитания и т. д. В итоге экологическая тематика заняла прочное место в учебных программах. Мировая школа решает задачи всеобщей экологической грамотности как важного условия утверждения гуманных общественных и межличностных отношений. Учащиеся должны не только осознать необходимость охраны окружающей среды для всего человечества, но и лично приобщаться к такого рода деятельности. С особым вниманием к экологическому воспитанию в процессе обучения относятся в США. В 80-е гг. XX в. учащиеся почти 200 колледжей изучали проблему кислотных дождей. Занимаясь по программе естественных наук, они делали замеры в водоемах, сравнивали свои данные с данными из других штатов, составляли банк сведений о флоре и фауне, нуждающихся в особой защите. В школах США популярны ╚полевые маршруты╩ ≈ разновидность экскурсий на природу, во время которых у учащихся воспитывают ╚кодекс экологического поведения╩: не уничтожать редкие образцы природы, не разорять птичьи гнезда, не срывать редкие растения и т. д. Нравственное начало формируется в учебных играх экологической направленности. Например, у школьников распространена игра ╚Земля ≈ космический корабль╩, когда они убеждаются, что богатства нашей планеты, несущейся в космосе, небеспредельны, что без заботы о природе Земля из просторного дома превратится в тесную комнату. Однако практика экологического воспитания в процессе обучения отнюдь не всегда достигает желаемого эффекта. Как замечает эксперт ЮНЕСКО А. Эйсхлер, одна из основных причин этого ≈ трудности сочетания экологической тематики с остальной школьной программой. 1.5. Школа и семья Общий взгляд. Трудно переоценить роль семьи в воспитании школьников. Постоянной и жгучей проблемой является сотрудничество родителей и учителей. Проблема усугубляется явлениями, порожденными особенностями социального развития. Меняется структура семьи. Часто в ней нет представителей старших поколений ≈ бабушек и дедушек, которые ранее брали на себя обязанности воспитания внуков. Воспитательный потенциал семьи снизился из-за нестабильности браков, роста неполных семей, увеличения числа матерей-подростков и др. В учебных заведениях большинства стран мира существуют родительские комитеты либо школьные советы, куда обычно входят родители благополучных учащихся. Отцы и матери трудных детей, как правило, не поддерживают со школой постоянных связей. США. В каждой крупной школе США есть филиал общенациональной Ассоциации родителей и учителей. Родители ≈ активные участники школьных реформ. В некоторых школах мнение родительских комитетов играет доминирующую роль в организации учебного процесса вплоть до утверждения программ и методов обучения. Традиция сотрудничества школы и родителей давняя и прочная. Школа является эпицентром общественной жизни: регулярно проводятся заседания родительских комитетов, собрания родителей, приемы учителями и администрацией отдельных родителей; ведутся так называемые ученические папки для родителей, где собираются сведения о проблемах, с которыми сталкивается школьник. Но многие школы стремятся к еще большему взаимодействию с родителями: например, устанавливают ╚горячую телефонную связь╩ ≈ дежурство опытных педагогов у школьного телефона для родителей, нуждающихся в безотлагательной беседе и консультации. Любопытными впечатлениями о сотрудничестве семьи и школы в США делится наша соотечественница Н. Коптюг, чьи дети несколько лет обучались в американских учебных заведениях. Так, в Нью-Йорке поощряется присутствие родителей на уроках. Если желающих посидеть в классе слишком много, устанавливается график. Родители приходят погулять с детьми, помочь раздать ланч, возят школьников на экскурсии, проводят занятия по домоводству, устраивают благотворительные мероприятия, организовывают ярмарки, обеды, лекции. Гостями класса были родители из разных социальных групп: врачи, программисты, ученые, продавцы, уборщики. На встречах дети усваивали, что лучше работать, чем быть наркоманом или бездельником. Но взаимоотношения школы и родителей учеников в США неидеальны. Многих учителей беспокоят попытки некоторых родительских организаций навязать школам свои особые требования. Западная Европа. Связь школы с семьей в Западной Европе постоянно усиливается. Показателен в этом отношении пример Франции. Еще несколько лет назад французская школа стояла особняком от семьи. Сказывалось влияние традиционных идей о нецелесообразности вмешательства родителей в процесс обучения и одновременно мнение о семейном воспитании как главном пути формирования характера ребенка. Философ и писатель Ален считал, например, что семья живет прежде всего кровными, биологическими связями, которые могут превращать жизнь детей в настоящую трагедию. Родители своим авторитетом гнетут сыновей и дочерей, нередко мечтают, чтобы дети прошли успешнее тот жизненный путь, который некогда выбрали они сами. В таком случае подавляются идущие вразрез родительским планам детские мечты и интересы. Слепая любовь не позволяет отцам и матерям быть хорошими учителями. Вместе с тем Ален отлично сознавал, что семья ≈ важнейшая среда детского развития, в которой родители остаются главными наставниками своих детей. Иной подход к проблеме ╚школа ≈ семья ≈ ребенок╩ у представителей нетрадиционной педагогики ≈ ╚нового воспитания╩. Французский ученый Г. Миаларе считает, что уже с самого рождения ребенок попадает в зависимость от матери, под влиянием которой начинается его развитие. Родители оказываются первым связующим звеном между ребенком и окружением, они первые воспитатели и учителя. Родители должны развить у ребенка желание учиться. Для этого предлагается постоянно находить поводы для мотивации обучения. При случае рекомендуется посетить будущую школу. Родителям советуют набраться терпения, не отмахиваться от многочисленных детских вопросов, научить ребенка быть на ╚ты╩ с книгой, поощрять самостоятельное чтение. Вредно говорить юному книгочею, что он меньше преуспел, чем кто-либо из сверстников. Педагоги рекомендуют не спешить обвинять детей за школьные неудачи, поскольку их причиной может быть непонимание, а то и конфликт между родителями и учителями. Чтобы избегать педагогических неудач, родителям советуют заботиться о благоприятном психологическом климате в семье, прочных контактах со школой. Учителям предлагают лучше узнать своих учеников в школе и за ее стенами. Недопустимой считается практика, когда родители и учителя встречаются лишь при возникновении у школьника проблем. Активными сторонниками сотрудничества семьи и школы являются во Франции общественные организации родителей учащихся. Они выступают в защиту интересов и потребностей образования, учащихся и их семей. Существуют три общенациональных объединения родителей общеобразовательных учебных заведений: два ≈ в сфере общественного и одно ≈ в сфере частного образования. Наиболее массовой и влиятельной является основанная в 1946 г. Федерация родителей учеников общественной школы (около 1 млн членов). Основанный в 1934 г. Национальный союз родителей учеников свободных школ лоббирует кредитование частных учебных заведений, находящихся под контролем Церкви. Кроме указанных общенациональных ассоциаций, в последнее двадцатилетие возникли и другие объединения родителей, среди которых можно указать Национальный союз автономных ассоциаций учеников всех типов школ (создан в 1968 г.), который главной своей задачей считает защиту светскости воспитания и обучения, а также Национальную федерацию школ родителей и педагогов (создана в 1970 г.), которая занимается педагогическим образованием учителей и родителей. Все объединения родителей учащихся сходятся на том, что школа должна быть не только местом учебы, но и воспитания. Федерация родителей учеников общественной школы вступает в диалог с представителями школьных властей. Ее члены входят в различные структуры образования: школьные и классные советы, стипендиальные комиссии и пр. Особенно активна их деятельность в сентябре, когда они пикетируют государственные учреждения, бойкотируют занятия, настаивая на требованиях дополнительного финансирования образования. В некоторых школах родители руководят детскими кружками, клубами, заведуют библиотекой, ведут факультативные занятия по иностранному языку, спортивные занятия, организуют учебные экскурсии и пр. ╚Воспитание слишком серьезное дело, чтобы доверять его только педагогам╩, ≈ пишет, приветствуя такую деятельность, С. Оноре ≈ активист Федерации родителей учеников общественной школы. Ушли в прошлое времена, когда французская школа отстранялась от родителей, пытаясь самостоятельно решать все проблемы школьного воспитания и обучения. Такая традиция ослабла в начале 60-х гг. XX в., когда учителям было рекомендовано устраивать регулярные родительские собрания. Тогда же родителей допустили в школьные советы, а позже стали включать в административные советы, дисциплинарные комиссии и пр. С 1969 г. родители принимают участие в классных советах, созданных в лицеях. Несколько медленнее сближение родителей с учителями проходило в начальной школе. Ускорило этот процесс учреждение в 1977 г. родительских комитетов. Япония. В Японии первый учитель малыша ≈ мать. Когда ребенок поступает в школу, его не учат началам чтения, письма и арифметики, так как эти знания он получил в семье. Матери учеников регулярно переписываются с преподавателями, чтобы быть в курсе школьных успехов и проблем своих детей. ╚Кеику-мама╩ (родительница, помешанная на образовании) делает еще больше. Если ребенок болеет, она занимает его школьную парту, тщательно записывает учебные задания. В присутствии ребенка родители никогда не подвергнут сомнению суждения педагога. Они всегда могут рассчитывать на обстоятельную беседу с учителем. В японском обществе господствует убеждение, что семья и школа имеют свои особые педагогические функции: семья как важнейшая ячейка воспитания, учителя как главные ретрансляторы образования. Японские ученые Т. Эндо и Ч. Накаучи считают, что семья ≈ главный источник самопознания, социализации, нравственного становления личности. Этой точки зрения придерживается большинство родителей. Во время массового опроса в 1994 г. около 64% родителей утверждали, что им принадлежит главная роль в воспитании ребенка; остальные респонденты вообще сочли, что воспитание должно быть полностью делом семьи. Однако не все в Японии думают, что школе следует отказать в функциях воспитания. Профессор Ю. Мурата считает, что школа в состоянии брать на себя задачи семейного воспитания при организации детского питания, обучении правилам уличного движения, соблюдении правил гигиены, половом воспитании и пр. Он приветствует традицию создания семейной атмосферы в школе, когда учащиеся почитают директора как отца, а учителей — как старших братьев и сестер. В Японии укрепляются воспитательные функции школы и семьи, причем роль школы становится все более значимой. В 1993 г. такой взгляд разделили, например, 75% опрошенных родителей. Указывая причины снижения воспитательно-образовательных функций семьи, родители говорили о тенденциях перекладывания семейных обязанностей на репетиторов, потере интереса к воспитанию детей. В самом деле, многие главы семейств не спешат после работы домой к детям, а предпочитают провести время в компании сослуживцев. Встревоженные падением воспитательной роли семьи, японские педагоги считают, что одним из путей исправления ситуации является развитие домашних форм обучения. В связи с этим профессор Накаучи Тошио предлагает поощрять репетиторство (дзюку) как модель семейного эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания. В японской школе сохраняются традиции изоляционизма. Учебный процесс (программы, формы, методы обучения) остается для родителей запретной зоной. Между тем родители стремятся стать полноправными и активными участниками жизни школы. И это отчасти удается. Они проводят учебные экскурсии, праздники, спортивные состязания, благотворительные акции, уборки школы и т. д. Координируют такую деятельность родительские советы и собрания. В последние годы все чаще стали приглашать родителей на занятия и совместно обсуждать проблемы поддержания дисциплины в классе. Россия. В России традиции домашнего воспитания были существенно ослаблены в результате политики огосударствления практики воспитания. В настоящее время в российском обществе возрождается понимание того, что семья едва ли не основной источник развития интеллекта, нравственного и эстетического формирования, эмоциональной культуры и физического здоровья детей. Однако решаться эти задачи должны совместно со школой. Проводниками такого сотрудничества могут стать как традиционные структуры (родительские комитеты), так и новые органы учебных заведений (школьные советы с участием родителей). 1.6. Обновление воспитания Общий взгляд. Организация воспитательного процесса в школе имеет заметные недостатки. Учащиеся нередко мало проявляют самостоятельность, инициативу, творчество. В ходу преимущественно модель ╚ребенок как объект воспитания╩, что далеко от запросов и планов учащихся. Необходимость обновления воспитания не вызывает сомнений в мировой педагогике. Пожалуй, наиболее радикальную позицию при этом заняли сторонники так называемой неинституционной педагогики ≈ И. Иллич, Ж. Гуллэд, Дж. Холт (США). Считая, что пришло время отказаться от ╚косметических операций╩ и приступить к решительной модернизации школьного воспитания, Дж. Холт писал, что пора перестать жить мифом, будто нынешняя школа ≈ чудесное место для детей. Date: 2015-09-05; view: 317; Нарушение авторских прав |