Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Полемика о путях воспитания 2 page
Обновленная программа школьного воспитания представлена в официальных документах Министерства образования России 90-х гг. XX в. Перед школой поставлена цель содействовать духовному обновлению общества. Отказавшись от авторитарного воспитания, школа должна обеспечить персональное внимание к учащимся. Сформулирована необходимость посредством воспитания изменять психологию нации, формировать у нее новые ценности, соответствующие идеалам демократии, самоуправления, прав и свобод человека, открытости, плюрализма. Школа ориентируется на воспитание высоких нравственных стандартов, гражданской ответственности и самостоятельности. Новой задачей является подготовка к возможной деятельности за пределами России. Вплоть до конца 80-х гг. XX в. определенный отпечаток на воспитание накладывала глобальная идеологическая конфронтация. На рубеже 1980≈1990-х гг. холодная война закончилась. В школьное воспитание были внесены серьезные коррективы. Их хорошо иллюстрирует, например, один из учебников обществоведения, принятый в школе Японии в 1994 г. В нем дана картинка: на боксерском ринге стоят российский и американский президенты с поднятыми в знак победы руками, а на полу лежит старуха ≈ холодная война. Социально-политические особенности внутренней и международной жизни приводят к возникновению в школьном воспитании новых ориентиров. Воспитание и политика. На Западе традиционно сильна концепция нейтралитета школы, т. е. осуществления школьного воспитания вне каких-либо политико-идеологических установок. Отстаивая такой подход, французский педагог Ален, например, требовал избавить школу от диктата и тирании властей. Он отмечал, что, если школа ограждена от внешних влияний, возникают прекрасные условия работы этого самодостаточного мира. Как показывает опыт, существование школы вне политики является скорее декларацией, чем действительностью. Вопросы школьного образования и воспитания ≈ заметный компонент тактики и стратегии политических партий. Трактовка этих вопросов, школьная политика зачастую разделяет политическую оппозицию и власти или, напротив, скрепляет действия различных политических сил. При всей проблематичности оградить школу от политики концепция нейтралитета школьного воспитания ориентируется на отход от идеологизированного воспитания и поворот к формированию поколений, являющихся хозяевами своей судьбы. В бывшем СССР школьное воспитание было взаимосвязано с политикой коммунистической партии. В начале 90-х гг. XX в. подобное моноидеологическое воспитание ушло в прошлое. В учебных заведениях была запрещена деятельность любых политических партий. В российской школе возник идейно-политический вакуум, который необходимо было заполнить новым содержанием. Подобная новизна просматривается в концепции нейтралитета школы, которая трактуется как политический и идеологический плюрализм и многообразие, отказ от крайностей левого и правого толка при формировании подрастающего поколения. Новая парадигма воспитания предусматривает идейную толерантность. Утверждается свобода совести, т. е. право учащихся приобщаться к таким политическим, религиозным, моральным идеям, которые они находят верными и привлекательными. Интернациональное воспитание. На фоне ослабления планетарного идеологического и политического противостояния на первый план выходят проблемы, связанные с ростом национализма в отдельных регионах и странах. В эпоху интенсивной международной интеграции, информационного, культурного, экономического, технического обмена и сотрудничества по-новому актуально интернациональное воспитание. В его основе лежат не идеологические приоритеты, а потребность в изучении и освоении научных, культурных достижений других народов. В 1989 г. в Москве состоялась международная конференция ╚Новое мышление и педагогика мира╩. Ее участники подчеркивали необходимость воспитания в духе дружбы и взаимопонимания людей планеты. В педагогических кругах утверждается концепция воспитания жителей Земли ≈ общего дома человечества. По мнению японского ученого Судзуки Синьичи, воспитание миротворческой направленности содействует единению народов, помогает избежать общих для человечества опасностей. Движение за воспитание в духе общечеловеческих ценностей объединяет представителей различных общественных и педагогических сил, кредо которых ≈ приоритет общественного блага. Показательна в этом отношении деятельность Римского клуба, где объединены авторитетные ученые, политики, общественные деятели многих стран. Участники клуба предлагают сосредоточиться в воспитании на вопросах, которые волнуют все человечество: экологический кризис, неизлечимые болезни, религиозно-этнические конфликты, войны, стихийные бедствия и пр. Изменение социальной среды и воспитание. Школьник находится в непрестанно меняющейся социокультурной среде, где отношения человека с человеком все чаще заменяются отношением человека с вещью. Избыточное материальное потребление в ведущих странах Запада и Японии гипертрофирует детский эгоизм. Сегодняшнее общество атакует присущие детям доброту и чувства сострадания к ближним. Высокотехнологические условия жизни нередко превращают в ненужные непосредственные детские контакты, что отнимает возможность воспитания душевной отзывчивости. В высокоразвитых странах мир школьников переполнен вещами: многие имеют видеоигры, видео- и аудиотехнику, собственный компьютер и пр. Обилие вещей порождает новые проблемы в воспитании. Дети реже участвуют в конкретной трудовой деятельности, для многих из них труд делается плохо воспринимаемой абстракцией. Меняется повседневная жизнь школьника. Она регламентирована рутиной школьных занятий, которые становятся все более напряженными и насыщенными. На фоне этого распадаются ребячьи компании, усиливается одиночество ребенка. Дети несут в себе груз внутренней неустойчивости, замкнуты в себе. Серьезные проблемы в воспитании породили процессы урбанизации и экологического кризиса. Дети отдаляются от природы как важного условия накопления жизненного опыта, гуманного воспитания. Мировое сообщество стремится преодолеть эти недостатки посредством экологического воспитания. На международной конференции в Тбилиси (1977) была принята декларация, где определены принципы воспитания, направленные на формирование новой этики, базирующейся на любви к природе. Тогда же были провозглашены принципы экологического воспитания: непрерывность, реализация в процессе обучения, учет региональных и национальных особенностей. Международное совещание экологов в США (1970) провозгласило необходимость экологического воспитания с учетом возраста, ступеней школьного образования. Так, в начальной школе предлагалось помочь ученикам осознать единство и разнообразие природы, в средней школе ≈ среду как систему взаимосвязанных природных и социальных компонентов. Кризис идеалов и поведения учащихся. Современная цивилизация порождает кризисные явления в школьной среде. Тревожат антигуманность, снижение этических, нравственных критериев у многих учащихся. Среди школьников распространены пессимизм, неверие в светлые жизненные перспективы. Во Франции, например, из 5 тыс. опрошенных в 1978 г. подростков каждый второй заявил о разочаровании в таких ценностях, как гуманизм и прогресс. Из опрошенных в 1991 г. 12 тыс. японских школьников 39% увидели будущее в сером цвете, 15% ≈ в черном. Среди детей и подростков усиливаются инфантильные тенденции: недостаточная самостоятельность, скудный опыт социальной жизни. К примеру, в Японии, как показали исследования 1985 г., 46% школьников не встают по утрам самостоятельно, 56% не убирают свою комнату. Из тысяч школьников средних учебных заведений около 35% никогда не готовили себе еду. Дети часто не умеют затачивать карандаш перочинным ножом, не могут хорошо отжать мокрую тряпку и пр. В последние 40 лет средний школьник весьма подрос; более ранним становится половое созревание подростков. Весьма заметна, например, физическая акселерация детей в Японии. Рост выпускника начальной школы с 1950 по 1992 г. увеличился на 13,5 см, выпускника младшей средней школы ≈ на 17,7 см, выпускника старшей средней школы ≈ на 8,9 см. Соответственно средняя масса ≈ на 9,5; 15; 9,8 кг. Аналогичные явления наблюдаются и в других странах мира. В связи с физической акселерацией детей возникли серьезные педагогические проблемы. Как замечает японский исследователь С. Мураяма, поскольку у школьников взросление души не поспевает за физическим развитием тела, возникает разлад между переполняющей душу энергией и общепринятыми нормами поведения. Опасность дегуманизации подрастающего поколения нарастает. Мир переживает вспышку наркомании, алкоголизма, проституции, преступности среди подростков. Многие школы захлестнула волна насилия. Эти тревожные явления ≈ следствие роста нечувствительности многих подростков, что опустошает их внутренний, духовный мир. Жертвами издевательств обычно оказываются наиболее развитые дети, что отражает специфику детских отношений, в которых часто присутствует болезненно-нервозная реакция при контактах различающихся по уровню развития интеллекта подростков. Среди подростков-правонарушителей можно выделить несколько специфических групп. Российский ученый Д. И. Фельдштейн называет пять таких групп: 1) подростки с устойчивым комплексом общественно-отрицательных, аномальных, примитивных потребностей, с системой откровенно антиобщественных взглядов, деформированных отношений и оценок; 2) подростки с деформированными потребностями, низменными устремлениями, стремящиеся подражать правонарушителям первой группы; 3) подростки, которых характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, взглядами; 4) подростки со слабодеформированными потребностями; 5) подростки, вставшие на путь правонарушений случайно. В США, по официальным оценкам, школа оказалась ╚очагом наркомании и насилия╩. В течение 80-х гг. XХ в. число выпускников начальной школы, употреблявших наркотики, утроилось. К концу 80-х гг. 51% учеников младшей средней школы пользовались тем или иным наркотиком; ежегодно около тысячи учителей подверглись со стороны учащихся нападениям, около 70 тыс. ≈ ограблениям, до 125 тыс. ≈ угрозам физической расправы. С 1977 по 1983 г. процент учителей, пострадавших от физического насилия, вырос на 50%. Волна насилий и преступлений среди учащихся не спадает: в 1980-х гг. она устойчиво держалась на отметке 3 млн. От преступлений ежегодно страдало свыше 180 тыс. учащихся; почти 135 тыс. детей и подростков приходили на занятия с огнестрельным оружием. Растут жестокость и правонарушения в школах Западной Европы. В Германии, например, в 29 учебных заведениях Берлина лишь за один месяц 1990 г. было зарегистрировано около 100 преступлений (разбой, вымогательство, увечья, шантаж и пр.). Не менее огорчительна статистика во Франции, где в середине 80-х гг. XX в. более 6% старшеклассников систематически употребляли наркотики, 13% ≈ алкоголь. На улицах французских городов орудуют шайки подростков ≈ ╚экзистенциалы╩, ╚плуты╩, ╚чернорубашечники╩. Не пустуют исправительные заведения для подростков. Так, в детской тюрьме Иври (пригород Парижа) постоянно находятся около 3 тыс. заключенных. Не миновали проблемы детской жестокости, преступности и Японию. В 1983 г. было арестовано 190 тыс. (20 чел. на тысячу сверстников). Специалистов настораживает увеличивающийся процент преступлений, совершенных девочками-подростками. Не менее тревожна статистика юных наркоманов, которых насчитывалось уже в 1987 г. около 40 тыс. Головная боль японских педагогов ≈ драки школьников. В обстановке насилия и физических расправ отмечены самоубийства школьников. Рост насилия и издевательств в среде подростков едва ли не основная причина роста непосещаемости в японской школе. Около 1/3 от числа прогульщиков в 90-х гг. XX в. отказывались ходить в школу, не желая подвергаться унижениям и избиениям со стороны однокашников. Лавина детской преступности, насилий и издевательств нахлынула на школу России. В 1990-х гг. в среднем ежегодно до 90 тыс. детей совершали уголовные преступления. В одном только 1997 г. детьми и подростками совершено было свыше 200 тыс. уголовных преступлений. Мировая общественность крайне встревожена ростом бездуховности школьной молодежи. О глубокой озабоченности этим говорят, например, результаты одного из опросов в 1989 г. Института Гэллапа (США). На вопрос: ╚Каковы наиболее острые проблемы, стоящие перед школой?╩ ≈ американцы в порядке убывающей значимости дали следующие ответы: распространение наркотиков, низкая дисциплина, алкоголизм, преступность, низкие моральные стандарты, неуважение преподавателей и товарищей. Изъяны в духовном становлении учащихся ≈ результат множества слагаемых. Здесь и неблагоприятные семейные, социальные условия, и массовая культура с ее насилием и жестокостью, и особенности групповой психологии подростков, и, наконец, пробелы школьного воспитания. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения ≈ таковы недостатки воспитания в школе, которое нередко несет печать авторитарности и антигуманности. ╚Утешающим обманом╩ называет, например, английский ученый Дж. Холден утверждение, будто английская школа добилась значительных успехов по гуманизации учебно-воспитательного процесса. В школах немало педагогов, которые формально относятся к своим обязанностям духовного наставника. Многие преподаватели, отмечает тот же Дж. Холден, напоминают иных тюремных священников: бормочут подопечным что-то благочестивое, хотя сами давно в это не верят. При анализе проблем насилий и истязаний в среде школьников подчеркнем некоторые особенности. Приведенная статистика не отражает всего драматизма ситуации, которая в различных странах отнюдь не одинакова. Если в Японии бьют тревогу, сообщая, что в 1987 г. в 10% младших средних школ отмечены случаи физических расправ в детской среде, то в России нет ни одной школы, где бы не было драк и хулиганства. На Западе и в России уровень насилия в детской среде устойчиво высок, тогда как в Японии его удалось несколько сбить. Если в 1985 г. здесь зафиксированы драки в 22 тыс. школ, то в 1987 г. ≈ в 7,3 тыс. За 10 лет, с начала 80-х до начала 90-х гг. XX в. число случаев насилия в младших средних школах уменьшилось на 4%, в старших средних школах ≈ на 3%. Как это удалось сделать? Отнюдь не с помощью кар и репрессий. Прекрасно организованные физическое воспитание и детский спорт позволяют японским подросткам выплескивать энергию в цивилизованной форме. Кроме того, подростков всячески приобщают к традиции ценить успех в образовании. Так что лидерами среди подростков часто оказываются не драчуны и забияки, а первые в учении. 1.3. Практика школьного воспитания Общий взгляд. Главное в воспитании ≈ духовное, нравственное становление личности. При этом, с одной стороны, сохраняются традиции авторитарного воспитания, с другой ≈ воспитание направляется на поощрение самостоятельности, эвристического мышления, коммуникативности, высокой культуры и гуманности. Педагог: роль и подготовка. В столкновении старых и новых веяний неоднозначно оценивается место наставника как одной из центральных фигур педагогического процесса. Играет роль традиция разделения функций воспитания и обучения. В США, например, в учебных заведениях есть особая структура (деканофис), глава которой специально занимается вопросами воспитания. По-прежнему сильны традиции, при которых педагог обладает неким правом ╚вето╩, когда его суждения должны быть для ребенка ╚словом священным╩. Но такой подход выглядит все более несостоятельным. Попытки сохранить его не дают желаемого результата. Даже в Японии, например, где учащиеся, особенно в начальной школе, подчиняются учителю беспрекословно, его культ не столь безоговорочен, как прежде. Послушанию, основанному на авторитаризме педагога, противостоят иные критерии педагогического труда: любовь к детям, инициативность, терпимость, открытость, умение сотрудничать с коллегами, учениками и их родителями. Подобные критерии сказываются на подготовке учителей. В педагогических колледжах США, например, предусмотрены курсы педагогического искусства и мастерства. На этих курсах уделяется особое внимание шлифовке речи, предлагаются позитивные модели общения. Например, рекомендуют обращаться к школьнику с просьбами в следующих формулировках: ╚Попробуй, это интересно и должно тебе понравиться╩, ╚Тебе это пригодится╩, ╚Если ты это сделаешь, будешь чувствовать себя хорошо╩ и пр. Одновременно предостерегают от слов, которые могут вызвать негативную реакцию ребенка: угроза наказания, ссылка на собственный авторитет, апелляция к долгу, ответственности перед сверстниками и пр. С подобными установками перекликаются рекомендации французского педагога С. Френе. В своей книге ╚Педагогические инварианты╩ он предлагает тесты, ориентирующие на создание в классе гуманных и демократических отношений. К тестам приложен код: зеленый цвет ≈ рекомендации к применению, красный ≈ отказ от использования, желтый ≈ рекомендация эффективна в отдельных случаях. Вот один из таких тестов: ╚Ребенок не любит, чтобы его наказывали╩. Ответ ≈ зеленый цвет. Учитель играет особенно важную роль в воспитании и обучении. Он вовлекает своих питомцев в круг разнообразных проблем, показывает главные способы их решения. От его деятельности в конечном счете во многом зависит судьба человечества. Учителя ≈ одна из наиболее массовых профессиональных групп интеллигенции. Учитель должен быть профессионально компетентным, политически лояльным, высоконравственным человеком. В США и Франции, например, претендент на пост учителя не должен иметь в прошлом судимостей, быть замешанным в аморальных проступках. В США, Западной Европе и Японии состав преподавательского корпуса разных ступеней образования имеет определенные отличия: в начальных школах больше женщин-преподавателей, в средних школах ≈ мужчин. В России педагогические коллективы на всех ступенях общего образования прочно феминизированы. Согласно некоторым статистическим данным, учителя не испытывают особых перегрузок. Так, в США в среднем на одного учителя приходится около 17 учеников, в Западной Европе ≈ 20, в Японии ≈ 24, в России ≈ 15. Однако в этих среднестатистических данных не учитывается то, что в районах, где сосредоточены основные массы учащихся, школы перегружены. Например, в Японии обычная наполняемость класса не менее 40 учащихся. В России из-за переполненности школ учителя вынуждены заниматься со значительной частью учеников во вторую и третью смены. Требование разгрузить переполненные классы ≈ одно из постоянных в выступлениях французских лицеистов 1990-х гг. Учитель работает много и интенсивно. Так, во Франции обязательная недельная нагрузка учителя начальной школы составляет 27 ч, преподавателя средней школы ≈ 12≈18 ч. Недельная учебная нагрузка немецкого учителя в среднем 20 ч. По прогнозу американского журнала ╚Футурист╩, в начале XXI в. нагрузка учителя в крупнейших странах Запада еще более увеличится. В России и на Западе столкнулись с нехваткой квалифицированных учителей. О тревожной ситуации в США свидетельствует, например, то, что в 1992 г. была потребность в 200 тыс. новых учителей, а выпускников с дипломом преподавателя ожидалось лишь 130 тыс. Во Франции в том же году некоторые частные учебные заведения, не заполнив вакансии для преподавателей, запоздали с началом занятий или отказались от нового набора учащихся. Не хватает преподавателей математики и естественных наук в школах Англии. В России в 1995/96 учебном году не хватало около 13,5 тыс. учителей. Одной из главных причин создавшегося положения является снижение престижа профессии педагога. Об этом, например, свидетельствует статистика, согласно которой студентами педагогических вузов в США становятся обычно выпускники средних школ, не отличающиеся высокими академическими достижениями. Предпринимаются специальные меры, чтобы создать вокруг профессии учителя ореол привлекательности. В США, например, стремясь возвести на почетный пьедестал учителя-интеллектуала, ежегодно устраивают национальный конкурс ╚Учитель года╩. Участники конкурса должны обладать глубокими профессиональными знаниями, успешно работать в школе, любить своих учеников и быть любимыми ими. Победителю торжественно вручается приз ≈ хрустальное яблоко. Аналогичный конкурс организуется в России. Его победитель становится обладателем денежной премии и приза ≈ хрустального пеликана. Иная ситуация в Японии. Традиция почитать наставника, учителя в крови у японцев. ╚Отступи на три шага, но на тень учителя не наступай╩, ≈ гласит древняя мудрость. Если хотят подчеркнуть уважение к человеку независимо от профессии, его называют учителем. На исходе ушедшего столетия определились главные тенденции развития педагогического образования: ориентация на высшее образование как непременное условие приобретения профессии учителя; усложнение и усиление психолого-педагогической подготовки; разнообразие специализаций в программах обучения; совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров; одновременная подготовка в различных учебных заведениях. В мировой педагогике разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки. Соответствующие проблемы ≈ одни из животрепещущих в западной педагогике. Обращаясь к ним, американский педагог М. Грин отмечает, что, как бы точно и рационально ни руководил учитель классом, он вовлечен в этот процесс как личность. Практически все, что происходит в классе, несет печать его присутствия, настроений, поведения, реакций. Американская педагогика (М. Грин, А. Комбс, Дж. Лембо и др.) предлагает модель ╚эффективного учителя╩. Она предполагает коммуникабельность, способность к эмпатии, т. е. пониманию чувств воспитанников, готовность откликнуться на нужды своих подопечных, личностную окраску преподавания, неформальное общение, эмоциональную устойчивость, жизненный оптимизм. Во главу угла воспитания ставят педагога японские ученые и практики. Рефреном их размышлений звучит призыв к учителю прежде всего любить свою профессию и своих воспитанников. Томомучи Киучи предлагает модель учителя, в которую включает существенные, по его мнению, признаки и качества: способность одновременно учить и воспитывать, прочное теоретическое педагогическое образование, высокая культура и осознание ценностей воспитания, свобода и ответственность, причастность к интеллектуальной элите. Оригинальная модель подготовки учителя предложена российским ученым В. А. Сластениным. Она построена на основе подхода, который позволяет формировать целостную личность учителя. Подобная модель предполагает, что современный педагог должен обладать началами экономического образования, умениями организационной и воспитательной работы, компьютерной грамотностью, высокой культурой, хорошим знанием иностранного языка, быть инициативным и ответственным человеком, иметь потребность в постоянном обогащении и обновлении знаний, способным к инновациям. Будущий учитель должен быть открыт для экспериментов и одновременно оставаться толерантным в отношении сложившейся организации обучения. Идеальный учитель должен обладать высокими моральными качествами, любить своих учеников. Личностные качества идеального учителя должны находиться в гармонии с профессиональными знаниями и способностями. У будущего учителя необходимо воспитывать культуру мышления. Он должен уметь самостоятельно приобретать информацию. Программа педагогического образования переполнена информативным материалом, вследствие чего относительно стабильные кардинальные принципы и идеи теряются в море фактов. Педагогическое образование должно давать общие педагогические знания и умения, формировать типичные профессионально-личностные качества учителя и качества, соответствующие специализации. Личность учителя должна быть индивидуальной. Метод такого педагогического образования ≈ проблемное обучение, когда знания приобретаются в ходе дискуссий, при преодолении определенных трудностей в их понимании. Будущий учитель должен обучаться, соприкасаясь с проблемами, с которыми ему предстоит столкнуться в школе. Получая педагогическое образование, студенты должны систематически анализировать различные педагогические ситуации, искать выход из них. Между идеальными моделями и фактической подготовкой учителей существует, однако, заметная разница. На практике в педагогическом образовании доминирует функциональный подход, который выражается в подготовке к отдельным видам педагогической деятельности. Подготовка учителей в разных странах имеет общие и особенные черты. В США при 4≈5-летней подготовке в первые два года на занятиях значительное место занимают гуманитарные дисциплины: экономика, философия, литература, история, политология, социология и т. д. Программа включает изучение теоретических психолого-педагогических дисциплин: общая педагогическая психология, психология развития ребенка, основы образования, философия воспитания, история педагогики, педагогическая социология, сравнительная педагогика, методы обучения, педагогическая этика. На эти дисциплины отводится 25≈35% учебного времени. В структуре знаний, которые надлежит усвоить будущему учителю, выделяются общие знания, специальные знания (например, методы научного исследования), поведенческие науки (теория поведения, идеальное, нормальное и анормальное поведение). Кроме лекций и семинаров, практикуются нетрадиционные методы и формы обучения: моделирование, ролевые игры, микропреподавание. При моделировании и ролевых играх студенты могут изображать школьный класс. Микропреподавание означает создание маломасштабной ситуации со всеми компонентами обучения. Например, студенты дают 10≈15-минутные уроки для небольших групп учеников, которые записывают на видеокамеру, после чего просматривают и обсуждают. Подобные нестандартные приемы обучения должны готовить к активным самостоятельным педагогическим действиям. Важная часть педагогического образования ≈ практика и стажирование. В университетах на педагогическую практику отводится 4≈5 недель. В педагогических колледжах она введена на всех курсах. В программу педагогической практики входит наблюдение учебно-воспитательного процесса, анализ преподавания, собственные уроки (от одного до серии). Руководят школьной практикой специально подготовленные учителя. На экзаменах иногда тестируют на компьютерах. Компьютерная аттестация разбита на несколько этапов. У первокурсников пытаются определить, обладают ли они достаточными базовыми знаниями, верно ли ими выбрана будущая профессия. На предпоследнем курсе компьютер ╚беседует╩ со студентами, ставя общеобразовательные и педагогические проблемы. И наконец, выпускникам предлагается проверить академические и педагогические знания и умения (например, при разборе ситуации, с которой может столкнуться учитель). Повышение квалификации учителей в США предусмотрено федеральными программами, а также программами в отдельных штатах и учебных заведениях. Так, правительство выделяет стипендии для учителей, занимающихся научными исследованиями. Отличившихся торжественно чествуют в Белом доме. Для совершенствования профессиональной подготовки в школах применяют некоторые формы и методы работы: взаимопосещение и обсуждение уроков, консультирование молодых учителей опытными педагогами, деятельность учительских объединений, где идет обмен методическим опытом, работа педагогической командой, участники которой практикуют профессиональный тренинг, взаимные оценки работы и т. д. В Великобритании школьных учителей готовят общие и педагогические колледжи, а также педагогические отделения университетов. Имеются частные и государственные высшие педагогические учебные заведения. В университетах годичную педагогическую подготовку проходят после трех лет обучения на каком-либо факультете, т. е. освоив определенный академический курс и получив специализацию по 1≈3 дисциплинам. Педагогические колледжи не имеют единого учебного плана. Обычно в учебный план 3-летнего педагогического колледжа входят курс по основному предмету, профессиональный курс, педагогический курс, практика в школе. Особое внимание уделяется курсу по тому основному предмету, который в будущем станет преподавать студент. Свыше 40% учебного времени отводится на профессиональный курс, который, как правило, включает дисциплины общеакадемического профиля: английский язык, математика, география, история ≈ всего до 8 дисциплин. Четвертая часть учебного времени отводится на педагогический курс, который состоит из таких дисциплин, как философия педагогики, психология, педагогическая социология, методика обучения, история педагогики, сравнительная педагогика, школьная гигиена, школоведение и др. Основными видами аудиторных занятий остаются лекции и семинары. В последнее время при обучении чаще применяются технические средства, ролевые игры, микропреподавание и др. Традиционно важны занятия студентов с преподавателями (тьюторами). Такие занятия создают прочный контакт между учащимися и преподавателями. Персонально прикрепленный к студенту тьютор не только передает знания, но и учит своего подопечного самостоятельно действовать и мыслить. Date: 2015-09-05; view: 308; Нарушение авторских прав |