Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим. По юридической силе все нормативно-правовые акты подраз,:, ляются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно, правовых актов является наиболее существенным признаком их класс;;. фикации. Она определяет их место и значимость в общей системе гсс,. дарственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вы-шестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами. Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах с держатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержавд нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уг ловное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативные актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они вклв чают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенна сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морскс законодательство — примеры комплексных нормативно-правовь; актов. По объему и характеру действия нормативно-правовые акты п разделяются: — на акты общего действия, охватывающие всю совокупи» — на акты ограниченного действия — распространяются тол — на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регу По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера). ЗАКОН. Это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Из данного определения вытекают признаки закона как основного источника права, как нормативно-правового акта, обладающего высшей Юридической силой: 1) законы принимаются высшими представительными органами 2) законы принимаются по основным, наиболее существенным во 3) законы принимаются в особом законодательном порядке, что не 4) законы не подлежат контролю или утверждению со стороны ка 5) законы представляют собой ядро всей правовой системы госу Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности — верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен. В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные закочы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция по отношению к другим нормативно-правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей юридической силой. Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ Это правотворческие акты компетентных органов, которые осно. ваны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов. По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты. 1. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты К общим подзаконным актам относятся нормотворческие пред писания высших (центральных) органов исполнительной власти. Ою исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правленич (президентской или парламентской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов. Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением. Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д. 2. Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты орцей. Нормативные предписания местных органов государственной дасти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на дан-й„й территории. Это могут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различена вопросам местного характера. 3. Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструк 4. Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие норма Система нормативно-правовых актов современных государств неоднородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, национальными и другими факторами. Тем не менее подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности общественной жизни и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой. Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства. И последнее. В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовой' государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности. АКТЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ Решения судебных органов приобретают нормативный характер результате обобщения судебной практики, которая в своей основе ноо ; индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практик выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, пр тиворечивости или неопределенности нормативных предписании с\ вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых нор или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в прав; Правотворческие функции судов формируются самой судебнс! практикой, потребностями правового урегулирования тех общих жи; ненных случаев, которые не предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать так* решения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрение той или иной группы юридических дел. Высшие органы судебной власти не только конкретизируют де$ етвующие нормы права, но и создают в пределах свой компетенции ж вые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применен» законодательства по вопросам, возникающим при практическом разре шении юридических дел (примером таких норм будут постановлен Верховного суда). Однако необходимо иметь в виду, что обязательная сила судеб практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной вла Правотворческая деятельность судов в правовом государстве всег. основывается на своих законных полномочиях, в рамках законное) принципов данной системы права. § 3. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ AKTOI- Нормативно-правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на раз личных субъектов и разное территориальное пространство. Естественно, что с течением времени между ними появляются противоречия. Ко личественное увеличение нормативного материала создает трудности в его использовании. Выход из этой затруднительной ситуации, нарушающей оптимальные основы правового регулирования общественных отношений, состоит в систематизации законодательства. Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно-правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование обществен „ой жизни, наиболее эффективное управление государственными дела- Ф в интересах личности. Date: 2015-09-18; view: 514; Нарушение авторских прав |