Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XII. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ИХ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ





§ 1. Понятие нормативно-правового акта, его особенности и отли­чие от других источников права. § 2. Виды нормативно-правовых актов. § 3. Систематизация нормативно-правовых актов. § 4. Ин­формационная служба по законодательству.

§ 1. ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ

ПРАВА

Нормативно-правовой акт является одним из основных источни­ков права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Дру­гие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулирова­нии общественных отношений.

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координи­руют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, на­циональных и международных отношений в данный исторический пе­риод.

Мировая юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юри­дических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуис-гческий и не всегда определенный характер. Эти нормы складьшаются»степенно, по мере повторения частных случаев, применения опреде-нного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в


указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенно­го выражения.

С развитием общественной жизни, усложнением общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом обще­ственного прогресса. Как отмечал в свое время Н. М. Коркунов, «государственная власть, призванная поддерживать и охранять господ­ство права, не может помириться с таким положением дела. Как только она достаточно окрепнет и организуется, она везде стремится поставить на место неопределенных начал обычного права и судебной практики ею самой сформулированные и по возможности общие положения или законы»1.

Переход к всеобщему нормативному регулированию осу­ществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование рас­пространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непо­средственно касались интересов государственной власти. Частные иму­щественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нор­мативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобла­дающей формой правового регулирование общественных отношений.

В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:

1. Нормативно-правовой акт создается в результате правотвор­ческой деятельности компетентных органов государства или всенарод­ным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая со­стоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

Правотворчество — это деятельность, направленная на подготов­ку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опо­средованное (государственное) правотворчество.

Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке прини­мают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.

Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства пра­вовых норм, охраняемых государством.



1 Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894. С. 299. 240


2. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права,
t0
есть правила общего характера, обладающие государственной обяза-
тельностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать
ох индивидуальных правовых актов, которые источниками права не яв­
ляются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие
на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового
регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится пер­
сонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализа­
цией конкретного права или обязанности (например, назначение орга­
ном социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о
принудительном возвращении долга обязанным лицом).


Индивидуальные правовые акты являются важным и необходи­мым средством реализации общих предписаний правовых норм, содер­жащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный госу­дарственный характер, их осуществление обеспечивается компетентны­ми органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источ­никами права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифициро­ванным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

3. От нормативно-правового акта как источника права следует
отличать источники правоведения, или источники нашего знания о пра­
ве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников
законодательства, из исторических правовых памятников, из произве­
дений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания
правовых норм, а не источники права.

4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального го­
сударственного документа,
который имеет обязательные атрибуты: на­
звание акта (закон, указ, постановление); наименование органа, при­
нявшего акт (парламент, президент, правительство, • местный орган
власти).

5. В нормативных актах нормы права группируются по определен­
ным структурным образованиям:
разделам, главам, статьям (например, в
Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение
обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).

Итак, нормативно-правовой акт — это официальный акт право­творчества, в котором содержатся нормы права.







Date: 2015-09-18; view: 460; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию