Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспекты (презентации) лекций





Лекция 1. Деловое общение и его стороны

Вопросы.

1. Деловое общение как средство реализации управленческих функций руководителя

2. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны делового общения

1. Деловое общение как средство реализации управленческих функций руководителя

Для эффективной реализации управленческих функций (планирование, организация, руководство и контроль) руководитель в числе других средств применяет деловое общение. Общение– это обмен мыслями, чувствами, переживаниями, оценками, в результате которого появляется что-то общее.Деловое общение – вид общения, который включён, как частный момент, в какую-либо продуктивную совместную деятельность и служит средством повышения качества этой деятельности. От делового общения следует отличать личностное общение. Личностное общение - вид общения, который сосредоточен вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека (поиск смысла жизни, определение отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта).

Деловое общение формирует и развивает способности, служит средством приобретения знаний и навыков, совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивает деловые и организаторские качества руководителя. Оно помогает при формировании общих целей и объединении усилий участников совместной деятельности для их достижения, придавая совместной деятельности целенаправленный и организованный характер.

2. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны делового общения

В деловом общении исследователи различают три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона делового общения – аспект делового общения, связанный с обменом информацией. Содержание конкретной информации может быть различным: обсуждение новостей, сообщение о погоде, спор о политике, решение деловых вопросов и т.п. Обмен сообщениями происходит по какой - то причине, ради достижения каких - то целей, удовлетворения потребностей. Информация влияет на собеседника, но не каждый человек хочет этих изменений, поэтому многие защищаются от полученных сведений, чтобы не нарушить представление о себе, образ мыслей, отношения с другими людьми, своё душевное спокойствие.

Для руководителя очень важно общаться таким образом, чтобы его правильно понимали, чтобы слушали и слышали. Со своей стороны он тоже должен уметь быть эффективным понимающим и слушающим.

Интерактивная сторона делового общения - аспект делового общения, связанный с обменом действиями (что делает партнёр в общении, чего он хочет, какие цели преследует).

Для того, чтобы проанализировать свои действия в общении, оценить адекватность ситуации, нужно ответить на два вопроса:

- Как соотнести ситуацию и действие?

- Как выбирать правильные действия?

Основой для такого анализа является предположение транзактного анализа о том, что основными действиями в общении являются действия, осознанно или неосознанно направленные на изменение или регулирование своей или чужой позиции в общении (более подробно об этом можно узнать в книгах Э. Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры»,Т. Харриса, «Я-о’кей – ты - о’кей», М. Джейс, Д. Джондевал «Родиться, чтобы победить»).

Перцептивная сторона делового общения аспект делового общения, связанный с восприятием и пониманием делового партнёра.

Чтобы прочитать другого человека, нужно ответить на четыре вопроса:

- Как формируется первое впечатление?

- Как происходит восприятие и понимание другого в длительном общении?

- Как мы понимаем действия партнёра?

- Как проявляется самоподача (самопредъявление) в общении?

Во время делового общения следует учитывать, что первичное восприятие другого человека всегда ошибочно. Это проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека (эффект ореола).

Наиболее эффективным механизмом восприятия и понимания другого является эмпатия. Она основана на умении поставить себя на место другого, взглянуть на всё его глазами, прочувствовать его состояние, позицию и учесть их в своём поведении.

При возникновении трудностей и конфликтов, при столкновении интересов или взглядов деловые партнеры прибегают к каузальной атрибуции (приписывание причин) своего или чужого поведения и пытаются таким образом оказать влияние на дальнейшие события.

Способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнёра называется самоподачей (самопредъявление, самопрезентация). Она заключается в управлении вниманием.

Лекция 2. Механизмы воздействия в процессе общения, структура коммуникативного акта, простая и сложная коммуникация

Вопросы.

1.Механизмы воздействия в процессе общения

2. Структура коммуникативного акта

3. Простая и сложная коммуникация

1. Механизмы воздействия в процессе общения

Основными механизмами воздействия партнеров друг на друга являются: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение – механизм воздействия в процессе общения, заключающийся в бессознательной, невольной, подверженности человека определённым психическим состояниям.

Внушение – механизм воздействия в процессе общения, заключающийся в целенаправленном неаргументированном влиянии одного человека на другого. Основано на некритическом восприятии информации. Решающим условием эффективного внушения является авторитет внушающего.

Убеждение – воздействие в процессе общения, заключающееся в том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Представляет собой интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к её собственному критическому суждению.

Подражание – механизм воздействия в процессе общения, заключающийся в том, что человек воспроизводит черты и образы демонстрируемого поведения. Существует два плана подражания: конкретному человеку или нормам поведения, выработанным группой.

2. Структура коммуникативного акта

Коммуникативный акт – мельчайшая единица коммуникации. Коммуникативный акт состоит из акции (А), реакции (Р), ответной акции (А*), и ответной реакции (Р.*).

 

 


Рис.1 Структура коммуникативного акта.

3. Простая и сложная коммуникация

Простая коммуникация - обмен информацией между двумя участниками: автором (А) и понимающим (П).

 

 


Рис.2 Простая коммуникация.

В процессе простой коммуникации автор излагает текст, а понимающий его понимает. Сложная коммуникация- коммуникация в группе при наличии четырёх позиций: автора (А), понимающего (П), критика (К) и организатора (О).

 

       
 
   
 

 

 


Рис.3 Сложная коммуникация.

Критик уточняет, углубляет, расширяет, дополняет авторскую точку зрения, а организатор помогает взаимодействию остальных коммуникантов.

Лекция 3. Виды и стили делового общения

Вопросы.

1. Виды делового общения

2. Стили общения

1. Виды делового общения

Деловое общение делится на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (между партнёрами существует пространственно – временная дистанция).

2. Стили общения

Стиль общения – модель поведения в общении, которая накладывает характерный отпечаток на его действия в любых ситуациях.

Различают три основных стиля общения: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

Ритуальный стиль – стиль общения, при котором главной задачей партнёров является поддержание связей с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. Ритуал требует знания правил игры, участия в нём в качестве «маски» с заранее заданными свойствами. Главным в ритуальном стиле является подкрепление связи со своей группой, своих установок, ценностей, мнений, повышения самооценки и самоуважения.

Манипулятивный стиль – стиль общения, при котором к партнёру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. В манипулятивном общении демонстрируется только то, что поможет достижению цели. Победит тот, кто окажется лучшим манипулятором, т.е. кто лучше знает партнёра, лучше понимает цели, владеет техникой общения.

Гуманистический стиль – стиль общения, который позволяет удовлетворять потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.

Ц ели гуманистического общения не закреплены, не запланированы изначально. Особенность гуманистического стиля – совместное изменение представлений обоих партнёров, определяемое глубиной общения (интимное, исповедальное, психотерапевтическое).

В гуманистическом общении партнер воспринимается целостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества.

Лекция 4. Цели и средства общения

Вопросы.

1. Цели общения

2. Невербальные средства общения: кинесика, просодика, проксемика, визуальное общение

3. Психологические особенности невербального общения

4. Межнациональные различия невербального общения

5. Речь как средство общения

1. Цели общения

Цель общения – то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Различают 11 целей общения:

- побуждение;

- предупреждение;

- передача информации;

- получение информации;

- обучение;

- воспитание;

- согласование действий в совместной деятельности;

- установление личных взаимоотношений;

- прояснение личных взаимоотношений;

- установление деловых взаимоотношений;

- прояснение деловых взаимоотношений.

2. Невербальные средства общения: кинесика, просодика, проксемика, визуальное общение

Кинесика - изучение собеседника (партнёра по общению) по его жестам мимике и позам.

Просодика (паралингвистика) - особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта.

Проксемика – дистанция, которую соблюдают люди во время общения и взаимная ориентация людей в пространстве. Размеры личной пространственной территории человека можно поделить на четыре зоны:

- интимная зона - от 15 до 45 см.;

- личная зона - от 46 до 120 см.;

- социальная зона – от 120 до 360 см.;

- общественная, или публичная зона – более 360 см.

Визуальное общение – средство невербального общения, заключающееся во взгляде, его направлении и частоте контакта глаз.

3. Психологические особенности невербального общения

Психологические особенности невербального общения - особенности образа, манеры, поведения, интонационной окраски голоса, флюидного свечения глаз, токов, исходящих от собеседника. Они управляют эмоциями партнёра, возбуждают, работу человеческого восприятия. Главная особенность заключается в том, что собеседник остаётся незамеченным.

4. Межнациональные различия невербального общения

Невербальный язык у каждого народа свой. Один и тот же выразительный жест у разных народов может иметь совершенно различное значение. Даже костюм и его цвет могут нести неоднозначную информацию в разных частях света. Тот жест, которым русский человек сокрушённо демонстрирует пропажу или неудачу, у хорвата означает признак успеха и удовольствия. Это показывает, как легко непреднамеренно обидеть своих деловых партнёров – представителей другой национальной культуры. Если осознанно предугадать реакцию собеседников, наблюдая за их невербальным языком, то это поможет избежать многих недоразумений.

5.Речь как средство общения

«Ведь бывает, что человек судит здорово, но внятно изложить свои мысли не может»,- сказал великий оратор древности Цицерон. Хорошая речь должна удовлетворять следующим требованиям:

- правильность- соответствие принятым литературным нормам;

- точность - соответствие мыслям говорящего;

- ясность - доступность пониманию слушающего;

- логичность соответствие законам логики;

- простота – безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей слога»;

- богатство - разнообразие используемых в ней языковых средств;

- сжатость - отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений;

- чистота – устранение из неё слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости;

- живость – отсутствие в ней шаблонов, её выразительность, образность, эмоциональность;

- благозвучие – её соответствие требованиям приятного для слуха звучания, набор слов с учётом их звуковой стороны.

Лекция 5. Эффективные приёмы коммуникации и барьеры общения

Вопросы

1. Эффективные приёмы коммуникации

2. Барьеры общения

1. Эффективные приёмы коммуникации

Во время коммуникации слушающий – пассивная сторона, говорящий активная. Эффективность коммуникации – дело общее. Эффективными приёмами коммуникации являются преодоление избегания и управление вниманием. Во время коммуникации важно, чтобы внимание было привлечено к говорящему и к тому, что он говорит, а также, чтобы внимание было постоянным и не рассеивалось. Главная задача приёмов коммуникации – привлечь внимание и удержать его. Этому служат приёмы «нейтральной фразы», установления зрительного контакта, «приём изоляции», «навязывания ритма», приёмы акцентировки.

 

2. Барьеры общения

Во многих ситуациях человек сталкивается с тем, что его слова, его желания и побуждения как-то неправильно воспринимаются собеседником, «не доходят» до него. Контрсуггестия (противовнушение) является главной причиной возникновения тех барьеров, которые появляются на пути коммуникации.

Б.Ф.Поршнев выделил три вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание.

Под избеганием подразумевается уход от источников воздействия, уклонение от контактов с партнёром. Со стороны это выглядит так: человек невнимателен, не слушает, «пропускает мимо ушей», не смотрит на собеседника, постоянно находит повод отвлечься, использует любой предлог для прекращения разговора.

Действие авторитета заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Только учитывая характер формирования представлений об авторитете у собеседника, можно надеяться на реальную эффективность общения.

Непонимание самого сообщения является третьим видом барьеров в общении.

Барьеры представляют собой автоматизированную охранную систему – при срабатывании сигнализации автоматически перекрываются все доступы к человеку.

Лекция 6. Деловая беседа

Вопросы

1. Деловая беседа как основная форма делового общения

2. Функции деловой беседы

3. Цели беседы, её фазы и средства, позволяющие наиболее эффективно реализовать цель на каждой из фаз

4. Начало беседы

5. Информирование партнёров

6. Аргументирование выдвигаемых положений

7. Принятие решения

8. Завершение беседы

1. Деловая беседа как основная форма делового общения

Деловое общение реализуется в различных формах: деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, публичные выступления.

При всём многообразии форм делового общения деловая беседа является наиболее распространённой и чаще всего применяемой.

Под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.

2. Функции деловой беседы

Беседа выполняет ряд важнейших функций:

- взаимное общение сотрудников из одной деловой сферы;

- совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;

- контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;

- поддержание деловых контактов;

- стимулирование деловой активности.

3. Цели беседы, её фазы и средства, позволяющие наиболее эффективно реализовать цель на каждой из фаз

Цель беседы – убедить партнёра принять конкретные предложения.

Основные фазы беседы:

- начало беседы; информирование партнёров;

- аргументирование выдвигаемых положений;

- принятие решения;

- завершение беседы.

Каждая фаза имеет свои собственные средства, позволяющие достигнуть цели данного этапа деловой беседы.

4. Начало беседы

Начало беседы – своеобразный мостик между нами и собеседником.

Задачи первой фазы:

- установить контакт с собеседником;

- создать благоприятную атмосферу для беседы;

- привлечь внимание к теме разговора;

- пробудить интерес собеседника.

Следует иметь в виду, что именно несколько первых предложений часто решающим образом воздействуют на собеседника, т. е на его решение выслушать нас или нет.

5. Информирование партнёров

Информация не поступает к нам сама по себе. Для её получения надо задавать вопросы.

Не следует бояться вопросов собеседников, так как они позволяют активизировать участников беседы и направить процесс передачи информации в необходимое русло. Существует пять основных групп вопросов, использующихся для информирования собеседников: закрытые, открытые, риторические, переломные и вопросы для обдумывания.

6. Аргументирование выдвигаемых положений

Для осуществления эффективного общения большое значение имеет правильное использование приёмов аргументации и убеждения. Во время деловой беседы используйте следующие законы: встраивания (внедрения), общность языка и мышления, минимизации аргументов, объективности и доказательности, диалектичности, (единства противоположностей), демонстрации равенства и уважения, авторитета, рефрейминга, постепенности, обратной связи, этичности.

7. Принятие решения

Принятие решения может осуществляться в стиле сотрудничества, равноправия и взаимной ответственности, либо в форме авторитарного принятия решения одним из партнёров и добровольным либо вынужденным согласием, подчинением другого собеседника.

8. Завершение беседы

Итоги беседы должны быть резюмированы. Полезно сделать записи о сути решения в рабочий блокнот в присутствии партнёра (или даже составить официальный протокол решения). Полезно установить конкретные сроки, способ информирования друг друга о результатах намеченных действий. Поблагодарите собеседника, поздравьте его с достигнутым решением.

Лекция 7. Деловое совещание

Вопросы

1. Функции совещания в образовательном учреждении

2. Задачи руководителя по ведению совещания

3. Структура и участники совещания, их основные характеристики

4. Типы совещаний

5. Организация и ведение дискуссий

6. Этапы процесса принятия решения

7. Подготовка совещания

8. Причины снижения эффективности совещаний

1. Функции совещания в образовательном учреждении

· Информационная (сообщить информацию и принять её).

· Оперативная (обмен информацией в целях оценки действительного положения на объекте управления и выработки решения по дальнейшему управлению).

· Дискуссионная (с целью коллективного обсуждения возникших проблем).

· Учебная (с целью сообщения дополнительных профессиональных знаний).

· Разъяснительная (в ходе совещания руководство стремится убедить сотрудников в правильности проводимой им политики неизбежности предпринятых шагов).

· Проблемная (для выработки метода решения существующих проблем).

2. Задачи руководителя по ведению совещания

Во время совещания руководитель должен:

· начать его вовремя;

· согласовать правила работы;

· назначить ответственного за регламент и протокол;

· исключить ненужные паузы и «убийственные» фразы;

· не упускать критические моменты в дискуссии;

· контролировать движение к поставленным целям;

· повторно называть решения и намеченные меры;

· подвести итоги;

· завершить в точно назначенное время;

· провести заключительное слово на позитивной ноте.

3. Структура и участники совещания, их основные характеристики

Различают совещания по планированию, по мотивации труда, по внутрифирменной организации, по контролю за деятельностью работников. Среди участников совещания могут быть люди, играющие блокирующие роли и мешающие проведению совещания. Это: «агрессор», «блокировщик», «удалившийся», «ищущий признания» «прыгающий с темы на тему», «доминирующий», «повеса», «адвокат дьявола».

4. Типы совещаний

· Плановые и неплановые.

· Текущие – посвящаются обсуждению ряда взаимосвязанных вопросов.

· Целевые – по одному или группе взаимосвязанных вопросов.

5. Организация и ведение дискуссий

Дискуссией называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как её участники сами приходят к тому или иному выводу.

Во время дискуссии следует придерживаться следующих правил.

· В ходе аргументации используйте только те доводы, которые вы и ваш оппонент понимаете одинаково.

· Если ваш довод не принимается, то найдите причину этого и далее в разговоре на нём не настаивайте.

· Не преуменьшайте значение сильных доводов противника, лучше, наоборот, подчеркните их важность и, тем самым, своё правильное понимание.

· Свои аргументы, не связанные с тем, что говорил ваш противник или партнёр, приводите после того, как вы ответили на его доводы.

· Точнее соизмеряйте темп аргументации с особенностями темперамента партнёра.

· Имейте в виду, что излишняя убедительность всегда вызывает отпор: так как превосходство в споре всегда обидно.

· Приведите один или два ярких аргумента, и если достигнут желаемый эффект, то ограничьтесь ими.

6. Этапы процесса принятия решения

При принятии решения выделяют пять основных этапов: диагностика проблемы, формулировка ограничений и критериев принятия решения, определение альтернатив, оценка альтернатив, выбор альтернативы.

7. Подготовка совещания

· Чётко и однозначно определить тему совещания и его цель.

· Тщательно разработать повестку дня, выбрать наиболее целесообразную последовательность вопросов.

· Заранее познакомить участников с теми фактами, которые будут осуждаться в ходе дискуссии.

· Как можно раньше пригласить участников.

· Выбрать помещение для заседаний с хорошей вентиляцией, звукоизоляцией нормальной температурой (около 19 градусов).

8. Причины снижения эффективности совещаний

· Нечёткость цели.

· Недооценка техники проведения совещания.

· Нарушение педагогических принципов убеждения.

Лекция 8. Публичное выступление

Вопросы

1. Публичное выступление как форма делового общения

2. Структура выступления

3. Критерии эффективности публичного выступления

1. Публичное выступление как форма делового общения

Публичное выступление – форма делового общения, целью которой является воздействие на мысли, чувства и желания слушателей.

Задачи публичного выступления:

· побудить и вдохновить на практическую деятельность (воздействие на волю);

· информировать (обращение к интеллекту);

· убедить (воздействие на эмоции).

2. Структура выступления

Вступление.

Цель – привлечь внимание слушателей к предмету и наладить контакт с аудиторией.

· цитаты;

· пословицы и поговорки;

· интересные примеры и факты;

· обоснование темы;

· утверждения;

· определения.

Основная часть.

Цель – убедительность.

· анализ проблемы;

· ясность построения, идейное содержание;

· систематизация содержания, композиция;

· логически чёткое изложение основных и второстепенных вопросов;

· единство ясности мыслей (непротиворечивость) и точности языка;

· эмоциональный накал и его усиление;

· доходчивость, образность (фактические примеры, цитаты, цифры);

· неопровержимость выводов.

Заключение.

Цель – поставить эмоционально – интеллектуальную точку в своей речи.

· изложение основной мысли выступления в виде тезисов;

· заключительные выводы из своих высказываний, предложения;

· личное отношение к содержанию речи;

· указания на нерешённые проблемы и пути их решения;

· апеллирование к слушателям (предостережение, пожелание, призыв к действию);

· остроумное высказывание, ссылка на регламент, благодарность за внимание.

3. Критерии эффективности публичного выступления

· Способность человека психологически правильно «настроиться» на партнёров, исходя из знания их жизненных интересов, надежд, ситуации, эмоционального отношения к предмету речи.

· Изложение мыслей так, чтобы слушатели понимали цель и содержание речи.

· Сочетание изложения предмета мысли с разъяснением его значимости для понимания поступков личности, тех или иных жизненных ситуаций, в которые попадает человек.

· Ссылка на общественные представления о ценностях.

· Активизация работы слушателей, аргументация суждений, управление восприятием и закрепление информации в основной части.

· Зацепить внимание в начале речи.

· Говорить ясно, понятно, литературным языком.

· Выделять голосом существенные моменты речи.

· Поддерживать визуальный контакт со слушателями.

· Умение удержать внимание и интерес слушателей.

Планы семинарских занятий

Семинар № 1-2.

Понятие, структура, виды и содержание делового общения. Цели и невербальные средства общения.

Вопросы и задания.

1. Понятие делового общения.

2. Структура делового общения.

3. Виды делового общения.

4. Содержание делового общения.

5. Стили делового общения.

6. Структура коммуникативного акта.

7. Цели общения.

8. Невербальные средства общения.

9. Психологические особенности невербального общения.

10. Освоить в ходе игрового задания признаки лживости и правдивости, доверия и недоверия.

Литература.

1. Абалакина М.А. Анатомия взаимопонимания.- М., 1990.

2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.- Брест, 1993.

3. Айзенк Г. Проверьте свои способности.- М.,1992.

4. Брудный А.А Понимание и общение.- М.,1989.

5. Власов Л.В. Сементовская В.К. Деловое общение.- Л., 1980.

6. Гойхман О.Я. Надеина Т.М Основы речевой комммуникации.- Инфра – М,1997.

7. Лабунская В.А. Невербальное поведение.- Ростов, 1986.

8. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли людей по их жестам.- Новгород, 2000.

Семинар № 3-4.

Средства и барьеры общения. Структура деловой беседы.

Вопросы и задания

1. Речь как средство общения.

2. Эффективные приёмы коммуникации.

3. Барьеры общения.

4. Деловая беседа как основная форма делового общения.

5. Функции деловой беседы.

6. Цели беседы и её фазы.

7. Научиться преодолевать барьеры в общении в ходе игрового задания.

8. Принять участие в деловой игре и её рефлексии.

Литература.

1. Гисберт Бройниг. Руководство по ведению переговоров.- Инфра - М., 1996.

2. Головаха Е.И. Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания.- Киров, 1989.

3. Дебольский М. Психология делового общения.- М., 1992

4. Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении.- М.,1990.

5. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М., 1983.

6. Пейсахов Н. М., Шевцов М.Н. Практическая психология.- Казань,1991.

7. Снелл Ф. Искусство делового общения. М., 1990.

8. Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам.- М., 1996.

9. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта.- Минск, 1996.

10. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания.- Казань, 1991.

Семинар 5-6

Средства и критерии эффективности деловой беседы. Деловое общение и его особенности.

Вопросы и задания

1. Методы начала беседы.

2. Психологическая сущность вопросов собеседника.

3. Виды замечаний.

4. Психологические приёмы влияния на партнёра.

5. Запрещённые приёмы во время деловой беседы.

6. Критерии эффективности беседы.

7. Особенности делового совещания.

8. Определить эффективность деловой беседы в игровом задании.

9. Принять участие в деловой игре и её рефлексии.

Литература.

1. Власова Н. И. И проснёшься боссом … - Справочник по психологии управления. - Т.1-3.- М.: Инфра – М,1994.

2. Кампони В., Новак Т. Сам себе психолог. - СПб.,1994.

3. Карандашёв В.И. Основы психологии общения.- Челябинск,1990.

4. КрижанскаяЮ.С., Третьяков В.П. Грамматика общения.- Л.,1990.

5. Лунёва О.В.,Хорошилова Е.А. Психология делового общения.- М.,1987.

6. Методы практической психологии общения. - Л.,1990

7. Панасюк а. Ю. Управленческое обющение.- М., 1990.

8. Эрнст О. Слово предоставляется Вам. Практические советы по ведению деловых бесед и переговоров.- М.,1988.

Семинар 7-8

Структура, типы и критерии эффективности проведения совещаний. Публичное выступление.

Вопросы и задания

1. Структура и участники совещания.

2. Типы совещаний.

3. Цели руководителя на совещании и средства их достижения.

4. Этапы процесса принятия решения.

5. Критерии эффективности проведения совещаний.

6. Структура публичного выступления.

7. Основные части выступления.

8. Приёмы владения вниманием аудитории.

9. Критерии эффективности публичного выступления.

10. Подготовить и осуществить публичное выступление перед группой.

Литература.

1. Кови С. Семь навыков лидера: Пер. с англ.- Минск, 1996.

2. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель.- М., 1993.

3. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха.- М., 1993.

4. Кузин Ф.А. Культура делового общения. - М., 1997.

5. Омаров А.М. Предприимчивость руководителя.- М.,1990.

6. Паркинсон С. Искуство управлять. - СПб.,1992.

7. Радченко В.Н. Изучение ораторского искусства в США.- М.,1991.

8. Сухорев В.А. Как достичь успеха деловому человеку.- Минск, 1997.

Date: 2015-09-05; view: 545; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию