Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 14. Философская антропология





ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – философское направление, сложившееся после второй мировой войны в Германии. Осн. идеи и методологические установки восходят к работам М. Шелера, Г. Плеснера, в которых на базе многообразных способностей человека определяется способ постановки и решения касающихся его философских проблем. Это течение вовлекает в сферу исследования все слои душевно-духовной жизни человека (эмоции, инстинкты, влечения), занимается поисками антропологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, права, социальных институтов. В богатство социальной жизни философская антропология включает широкий спектр межличностных отношений, основывающихся на естественных симпатиях людей, на актах признания «другого», взаимоприобщения благодаря сопереживанию или общности языка. Для представителей этого направления определение человека никогда не может быть завершенным, т. к. незавершенным, открытым остается само существование человека.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ – в широком смысле слова всякая философия, ставящая вопросы о смысле, цели, ценности жизни, особенно если она оставляет в стороне теоретическое знание, обращаясь к неподдельной полноте непосредственного переживания. Философия жизни стремится «понять жизнь из нее самой»; она стоит на стороне чувства, инстинкта, выступая против интеллекта; она защищает иррационализм и мистику от всякого рационализма, созерцание – от понятия, «творческое» – от «механического». К сторонникам философии жизни причисляют представителей иррационализма 18 в. (особенно Гаманна, Гердера и Гёте), нем. идеализма (особенно Шеллинга), романтизма и биологизма. Основателем современной, подчеркнуто антирационалистической философии жизни считается Шопенгауэр и в еще большей степени Ницше. В нач. 20 в. философия жизни в лице Бергсона, Зиммеля, Дилътея, Кейэерлинга и Клагеса достигла вершины своего развития. В настоящее время философия жизни имеет только историко-философское значение, являясь предшественницей экзистенциализма – философии существования.

 

ПЕРСОНАЛИЗМ – философское направление, для которого человек является не мыслящим существом, а действующей, занимающей определенную позицию личностью. В частности, в теории познания личность рассматривается как участвующая в познавательном процессе. В этом смысле вся философия после Ницше /в той или иной мере персоналистична. Формой проявления персонализма можно считать также и философскую антропологию.

НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (род. 15 окт. 1844, Реккен, близ Лютцена, Саксония – ум. 25 авг. 1900, Веймар) – нем. философ. Ницше был человеком болезненным, необщительным и неловким. Стыдясь своих недостатков, он старался держаться с преувеличенным достоинством. Поскольку Ницше был погружен лишь в мир порожденного им идеального образа человека (сверхчеловека) и обречен на одиночество, то в конце концов жизнь для него стала нереальной, иллюзорной и даже привела его к самообожествлению. Значительное влияние на ницшеанскую философию оказали волюнтаристская метафизика Шопенгауэра и дарвиновский закон борьбы за существование. Отправляясь от этих учений, Ницше стремился создать идеал нового человека, сверхчеловека, призванного уничтожить все лживое, болезненное, враждебное жизни. Его философия должна была занять место того философского нигилизма, приближение которого он видел. Борясь против христианства, Ницше утверждал, что продуктом его является «рабская мораль Ницшеанская модель сверхчеловека есть не что иное, как образ человека – господина эпохи Возрождения, воплотившегося, напр., в лице Чезаре Борджа (1475 – 1510). Метафизический лейтмотив ницшеанства имеет следующее содержание: все существующее, в т. ч. и человеческое познание, есть только форма проявления воли к власти; никакого абсолютного бытия нет: бытие – это становление, но не беспрестанное возникновение нового, а лишь «вечный круговорот» всего того, что в прошлом уже повторялось бесконечное число раз («Вечные песочные часы бытия снова и снова оказываются перевернутыми»); идентичное, неизменное Я – такая же фикция, как и истинное бытие. Для современной экзистенциалистской философии важно также и следующее положение (из работы «Шопенгауэр как воспитатель»): «Человек, который не хочет слиться с толпой, должен прежде всего отбросить свою лень и следовать голосу своей совести, взывающей к нему: «Будь самим собой. Все, что ты теперь думаешь и делаешь, к чему стремишься, – все это не ты!» В противном случае ты будешь только манекеном, мыслящим по общему шаблону» («Несвоевременные размышления». М., 1906). Этот манекен, мыслящий лишь по общему шаблону, и есть нечто безличное, Man в философии Хайдеггера. Несомненно, Ницше был выдающимся критиком и писателем, создавшим новые языковые формы, виднейшим мастером афоризма, крупнейшим эссеистом и поэтом.


ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. exsistentia – существование), или философиясуществования, – направление в философии иррационализма, возникшее в нач. 20 в. в России, Германии, Франции и др. странах. Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьёркегора,которая освобождает человека от всякой целостности (человеческих организаций, мира идей, понятий), обусловливающей его жизнь и тяготеющей над ним, и ставит его перед лицом Бога, перед которым он предстает «со страхом и трепетом». Экзистенциализм возник накануне первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после первой мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер): понятие экзистенциализма впервые введено К. Ясперсом («Die geistige Situation der Zeit», 1931), наиболее четко выразил его Мартин Хайдеггер.Экзистенциализм антирационалистичен. Он считает рассудок непригодным инструментом для исследования истины и приписывает ценность процессу познания только в том случае, если познание рассматривается как естественный образ действий личности в целом. Связанный повседневностью, инстинктивно действующий человек мыслит экзистенциально, т.е. он не мыслит абстрактно. Экзистенциальное мышление – это такое мышление, в котором по мере надобности участвует физически-душевно-духовный человек целиком, вместе со всеми своими чувствами и желаниями, со своими предчувствиями и опасениями, своим опытом и надеждами, своими заботами и нуждами. Только такому «мыслителю» открывается истина, существенное в вещах. Рассудок по своей природе слеп к ценностям, он исторически сложился как таковой, а ценности и являются именно тем, что делает вещи познаваемыми данностями и приводит в движение жизнь. Экзистенциализм есть попытка дать картину изначального экзистенциального мышления и представить его результаты. Благодаря осн. принципу существования снимается противопоставление субъекта и объекта. Согласно экзистенциализму, мир – то же самое, что совместный мир; «другие» всегда уже существуют вместе, со мной, и их не нужно предварительно познавать; существование есть совместное бытие. Подлинное существование есть существование в качестве экзистенции. Экзистенциализм – философия суровая и трезвая; в центре его исследований стоит человек, ставший благодаря опыту двух мировых войн реалистичным, враждебным идеологии; человек, сил которого хватает только на то, чтобы существовать, и преследующий единственную цель – внешне и внутренне справиться с бременем своей судьбы.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ (от лат. exsistentia) существование в его простой фактичности; экзистенциальный – относящийся к существованию, ссылающийся на него.

КЬЁРКЕГОР (Kierkegaard) Серен (род. 5 мая 1813, Копенгаген – ум. 11 нояб. 1855, там же) – дат. философ и теолог. B 1841 в Берлине Кьёркегор слушал Шеллинга; позднее же резко выступал против него и Гегеля и проповедовал «неуместность» философии как чистой теории абсолютного духа для существующей деятельности и для реального существования человека. Ибо, только принимая во внимание эту реальность и возможность человеческого бытия, философия имеет смысл. Универсально-онтологический вопрос о бытии также мог приобрести философский смысл только благодаря решительному сосредоточению внимания на вопросе о человеческом существовании. Он выступает против всякой попытки опереться, сослаться на внешний мир (такая попытка может иметь лишь «эстетический» характер), он не доверяет ответственному перед самим собой «внутреннему», т.е. «эстетическому», и рекомендует, чтобы индивид полностью отдал себя на волю Бога; для Кьёркегора это – жизнь в «религиозном» и, конечно, также в «парадоксальном». При этом он полностью отрицает официальное христианство христ. народов, изменившее требованию, которое вполне ясно предъявляет истинное христианство: думать «экзистенциально», т.е. исходя из подлинного существования, жить согласно абсолютному, быть беспредельно преданным христ. истине, даже если это грозит мученической кончиной. С именем Кьёркегора связаны понятия диалектической теологии экзистенциализма.


ХАЙДЕГГЕР (Heidegger) Мартин (1889—1976) — немецкий философ, один из крупнейших мыслителей 20 в. Ученик и последователь Гуссерля, от которого он, однако, постепенно отходил все дальше и дальше. В основу своей философской системы Хайдеггер положил анализ человеческого существования. Результатом этого анализа было создание им т. н. фундаментальной онтологии, которая предполагает личность как целое (в сущности, непознаваемой) экзистенции человека, который, однако, сначала находит себя не в экзистенции, а в заброшенности. С точки зрения фундаментальной онтологии Хайдеггера практически необходимые в жизни человека вещи в пределах бытия-в-мире выступают как «имеющиеся под рукой», а вещи, которые имеют для человека лишь теоретическое значение, которые только созерцаются, выступают просто как «наличные». Осн. вопросом метафизики является, по Хайдеггеру, вопрос: почему вообще есть сущее, а не ничто? На каком основании мы говорим о сущем, а не о ничто? Отвечая на этот вопрос, Хайдеггер примыкает к Кьёркегору. По мнению Хайдеггера, человек на своем опыте испытывает ничто гл. о. в переживании страха. Страх как состояние есть способ бытия-в-мире; то, перед чем возникает страх, есть ставшее бытием-в-мире; то, что боятся потерять, есть возможность бытия-в-мире. Взятое в его полноте, явление страха характеризует поэтому существование (человека) как фактически существующее бытие-в-мире. Существование – это забота, сущностью которой является забегание вперед. Забота априорна, т.е. всегда заранее заложена в любом фактическом отношении. Но к существованию принадлежит также и конец его самого – смерть. Существование берет на себя смерть, как скоро оно есть. Заброшенность в смерть раскрывается в явлении страха – тем самым мы снова стоим у самого начала, т.е. перед лицом ничто. Бытие есть бытие, направленное к смерти, но не бытие во времени, а бытие как время. С точки зрения этой философии человек, в отличие от вещей, не имеет сущности, в которой он мог бы выступить самостоятельным (см. также В-себе-бытие). Это «существенное мышление» есть «событие бытия», оно далеко от всякой готовой логики, от всякого искусства мышления, склонного только к размышлению о самом себе, вместо того чтобы следовать своему назначению: извлечь на свет бытие из его убежища. Человек – это существо, обитающее в мире, связанное в своем бытии с космосом и с др. людьми, существо понимающее, настроенное в своей глубочайшей основе, заботящееся об окружающем мире, пекущееся о людях и призываемое смертью к своей самой подлинной возможности бытия. Хайдеггер объединяет, т. о., учение об экзистенции Лютера и Кьёркегора, перенесенное в чистую посюсторонность, с исторической герменевтикой Дильтея, создает новое учение о смысле бытия и о сущности человека. Философия Хайдеггера и созданная им необычная своеобразная терминология были сильнейшим толчком для современной мысли. Его философия открывает новый этап в истории европейского мышления. Известнейшим учеником Хайдеггера являлся франц. экзистенциалист Жан Поль Сартр.


 

САРТР (Sartre) Жан Поль (род. 21 июня 1905, Париж – ум. 15 апр. 1980, там же) – франц. философ, влиятельнейший представитель экзистенциализма, отталкивавшийся от феноменологической философии Гуссерля и экзистенциализма Хайдеггера; в решении проблем смысла и цели бытия занимал реалистическую позицию. Его главное произв. «Бытие и ничто», 1943, – экзистенциальная онтология, в которой он пытался доказать, что человек противопоставляет кошмару бытия-в-себе и становлению событий только веру в свою способность «создавать» самого себя и (в силу того, что он обладает свободой) превращаться из вещи в «ничто». «Осмысленное творение ничто – благородный почерк человеческой свободы. Благодаря этим мыслям, которые человек не обнаруживает ни у животного, ни у какого-либо иного существа, благодаря мышлению «ничто», перед которым отступает вся душевная грязь (salaud), благодаря всему этому человек Сартра спасается от калечащего кошмара бытия; однако «ничто» не может быть воспринимаемо с такой плодотворностью, с какой воспринимается бытие. Омерзение, отвращение к неразумному, вещественному, детерминированному, естественному, к привязанности к жизни, к нежеланию «не быть» становятся для Сартра повивальной бабкой свободы» (К. Вайс).

 

СВОБОДА – возможность поступать так, как хочется. Свобода – это свобода воли. Воля по своей сущности всегда свободная воля. Проблема свободы в истории философии усложнялась тем, что многие мыслители пытались вывести из сущности свободы долг человека, стремились или вообще не употреблять понятия свободы, или употреблять, ограничив его определенным образом. Но долг никогда не может вытекать из самой свободы, а только из этических соображений. Будучи не ограниченной по своей сущности, свобода как раз должна предполагать этику, чтобы сделать людей неограниченно ответственными за все то, что они делают и позволяют делать другим. В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, каузальности, судьбы). В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе и судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура) и о бедствиях человеческого существования (у Эпикура, стоиков, в неоплатонизме). В средние века подразумевалась свобода от греха и проклятие церкви, причем возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом Бога. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности. Со времени Просвещения возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и философии естественного права (Альтузий, Гоббс, Гроций, Пуфендорф; в 1689 в Англии – Билль о правах), сдерживаемое все углубляющимся научным взглядом, признающим господство всемогущей естественной причинности и закономерности. В нем. религии и философии, начиная от Мейстера Экхарта, включая Лейбница, Канта, Гёте и Шиллера, а также нем. идеализм до Шопенгауэра и Ницше, ставится вопрос о свободе как вопрос о постулате нравственно-творческого соответствия сущности и ее развития. Марксизм считает свободу фикцией: человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды, причем осн. роль в его среде играют экономические отношения и классовая борьба. Согласно экзистенциализму Хайдеггера, осн. состоянием бытия является страх – страх перед возможностью небытия, страх, который освобождает человека от всех условностей действительности и, т. о., позволяет ему достигнуть в некоторой степени свободы, основанной на ничто, выбрать самого себя в своем неизбежном возлагании ответственности на себя самого (см. Заброшенность), т.е. выбрать себя как собственное, имеющее ценность существование. Согласно экзистенциализму Ясперса, человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть трансценденции Всеобъемлющего. Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю. Добрая воля обладает достоверностью безусловного, божественного; она ограничивается бессознательным жизненным упрямством простого определенного бытия и подлинного бытия. Согласно экзистенциализму Сартра, свобода не свойство человека, а его субстанция. Человек не может отличаться от своей свободы, свобода не может отличаться от ее проявлений. Человек, т. к. он свободен, может проецировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является. Вместе с целеполаганием возникают и все ценности, вещи выступают из своей недифференцированности и организуются в ситуацию, которая завершает человека и к которой принадлежит он сам. Следовательно, человек всегда достоин того, что с ним случается. У него нет оснований для оправдания.

 

ЛИЧНОСТЬ, персона (лат. persona - маска, роль актера) - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самосознание и т.д.), самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности и общении. Для всех дисциплин социогуманитарного цикла фундаментальным значением обладает понятие "человек". Понимание Л. как раз и выражает целостность устойчивых свойств и качеств индивида, хотя и сформированных на основе его биопсихологических задатков, но вырастающих: а) из системы связей и отношений групп, общностей и институтов, в которые он был включен и тех, в функционировании которых он в данный момент участвует, б) из его воспитания и социализированности в определенную культуру, в) из его пребывания и активности в определенных макро- и микро-социокультурных средах и ситуациях. Однако уже обсуждение вопроса о мере социальности человека вызывает существенные расхождения. Так, социобиологи, не отрицая значения социальных детерминант формирования человека, обращают внимание на недооценку природных, генетических и психофизиологических факторов в сложившихся моделях индивидуального и коллективного поведения. Психоаналитическая традиция в философии и социологии акцентирует прежде всего репрессивное начало социальности и культуры по отношению к человеческой природе, изначальную конфликтность общества и индивида. Другой полюс представляют теории, редуцирующие (сводящие) сущность человека к тем частичным функциям, которые он выполняет в системе социальных институтов, общностей и групп, социальных связей, отношений и взаимодействий в целом.

Тест14:

Вопрос 1:... - направление в философии морали, которое смысл жизни человека усматривает в достижении успеха.

а) гедонизм б) эвдемонизм
в) гуманизм г) прагматизм

 

Вопрос 2:...... связывает смысл жизни с личным самосовершенствованием.

а) гедонизм б) эвдемонизм
в) альтруизм г) перфекционизм

 

Вопрос 3:...... видит смысл жизни человека в служении другим людям.

а) гедонизм б) эвдемонизм
в) гуманизм г) прагматизм

 

Вопрос 4:...... утверждает сострадание к другим людям и готовность к самоотречению во имя их блага и счастья.

а) аскетизм б) альтруизм
в) гуманизм г) прагматизм

 

Вопрос 5:... Cоответствие между понятиями и их определениями:

1.гедонизм а) учение о сущности, путях достижении, критериях счастья
2.аскетизм б) учение, которое смысл человеческой жизни видит в получении наслаждении
3.эвдемонизм в) учение, которое предписывает людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений

 

Вопрос 6:... Cоответствие между понятиями и их определениями:

1.гуманизм а) смысл жизни человека усматривает в достижении успеха
2.перфекционизм б) учение, которое смысл жизни человека видит в служении другим людям
3.прагматизм в) связывает смысл жизни с личным самосовершенствованием

 

Вопрос 7:... Концепцию обретения бессмертия, направленную на изменение законов природы разрабатывал...

а) Н.Бердяев б) Н.Федоров
в) В.Вернадский г) К.Циолковский

 

Вопрос 8:...... концепции рассматривают свободу человека как его изначальное свойство, данное ему Богом.

а) субъективно-идеалистические б) религиозные
в) рационалистические г) иррационалистические

 

Вопрос 9:... Свобода есть внутренняя творческая энергия человека, - утверждал...

а) Н.Чернышевский б) В.Белинский
в) А.Герцен г) Н.Бердяев

 

Вопрос 10:...... учение, в котором абсолютизируется свобода воли и игнорируются реальные возможности.

а) детерминизм б) волюнтаризм
в) провиденциализм г) эгоизм

 

Вопрос 11:... Представителями волюнтаризма являются (несколько вариантов):

а) Ницше б) Спиноза
в) Декарт г) Маркс
д) Шопенгауэр е) Фромм

 

 

Вопрос 12:...... - учение, согласно которому жизнь человека заранее предопределена Богом, судьбой или объективными законами природы.

а) перфекционизм б) эгоизм
в) индивидуализм г) фатализм

 

 

Вопрос 13:...... философия трактует свободу как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

а) марксистская б) неопозитивистская
в) прагматическая г) экзистенициальная

 

 

Вопрос 14:...... признают человека целиком повинным в последствиях его поступков, не учитывая при этом влияния внешних обстоятельств.

а) марксисты б) позитивисты
в) постпозитивисты г) экзистенциалисты

 

Вопрос 15:... Cоответствие между понятиями и их значениями:

1.фатализм а) воля - высший принцип социального бытия и способа социального действия
2.свобода б) человеческая жизнь - неотвратимая реализация изначального предопределения
3.волюнтаризм в) способность самостоятельно действовать со знанием дела ради избранной цели

 

Вопрос 16:... Социальными качествами человеческого индивида являются…

а) инстинкты б) темперамент
в) внешность г) мировоззрение

Вопрос 17:... Сущностью деятельности человека является…

а) бессознательное б) мышление
в) творчество г) инстинкт

 

Вопрос 18:... Социальные качества личности проявляются в ее (несколько вариантов)…

а) действиях б) телесной конституции
в) внешности г) темпераменте
д) поступках е) характере

Вопрос 19:... Важнейшим философским направлением ХХ века, ставящим во главу угла проблему человеческого существования, был…

а) экзистенциализм б) сенсуализм
в) прагматизм г) неотомизм

Вопрос 21:... Ключевыми компонентами в содержании понятия «личность» являются (несколько вариантов)…

а) индивидуальность б) религиозность
в) принадлежность к миру природы г) темперамент
д) социальная роль е) социальный статус

Вопрос 22: Осознание человеком смысла жизни невозможно без осознания себя в качестве…

а) объекта познания б) индивида
в) субъекта познания г) личности

 

Вопрос 23: «Все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога», - утверждает…

а) волюнтаризм б) фатализм
в) нигилизм г) провиденциализм

Верным является утверждение, что биологическое…

а) тождественно социальному б) существует и проявляется в самой сфере социального
в) существует как рядоположенное с социальным г) противоположно социальному

Вопрос 24: Проблема смысла и значения жизни и смерти была одной из центральных в философии…

а) Аристотеля б) А. Шопенгауэра
в) Р. Декарта г) К. Маркса

 

Вопрос 25: Представители ___________ считают, что человек обретает свою сущность в процессе своего существования.

а) герменевтики б) экзистенциализма
в) позитивизма г) неотомизма

 

Вопрос 26: Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, называется…

а) трудом б) поведением
в) проектированием г) активностью

Вопрос 27: «Жить – значит наслаждаться», - считают сторонники…

а) прагматизма б) аскетизма
в) утилитаризма г) гедонизма

Вопрос 28: «Смысл жизни личности состоит не в спасении души и служении Богу, а в служении обществу», - доказывали...

б) Тертуллиан, Августин, Аквинат в) Лиотар, Деррида, Рикер
г) Камю, Сартр, Ясперс д) Платон, Гегель, марксисты

Вопрос 29: Человек и природа как единое, гармонически взаимосвязанное целое рассматривались в эпоху...

а) античности б) средневековья
в) ренессанса г) просвещения

 

Вопрос 30:... - исторический период в развитии философии, когда вмешательство человека в природу с целью ее познания рассматривалось как дело греховное.

а) античность б) возрождение
в) просвещение г) средневековье

 

Вопрос 31: Покорение природы человеком - центральная идея философии...

а) нового времени ХVII в. б) античности
в) средневековья г) возрождения

 

 

Вопрос 32: Хронологический порядок появления представлений об отношениях между природой и человеком:

а) Познание природы человеком - дело греховное

б) Человек и природа - единое, гармонически взаимосвязанное целое

в) Покорение природы человеком - центральная идея философии

Вопрос 33: Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности - …

а) потребности б) предпосылки
в) способности г) мотивы

 

Вопрос 34: Определение единичного представителя человеческого рода - …

а) личность б) индивидуальность
в)индивид г) человек

 

Вопрос 35: Определение человека как совокупности характерных социальных качеств -….

а) юридическое лицо б) личность
в) рабочая сила г) актор

Вопрос 36: Направление философии, рассматривающее индивида и общество как противоположные образования, находящиеся в постоянном конфликте -

а) постпозитивизм б) - структурализм
в) - экзистенциализм г) - неотомизм

Вопрос 37: Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания:

а) А. Шопенгауэр б) - О. Шпенглер
в) - В. Дильтей г) - Г. Зиммель

Вопрос 38: Автор концепции сверхчеловека, признающей неравенство людей

а) Маркс б) - Ницше
в) - Ясперс г) - Поппер

Вопрос 39: Философия существования - …

а) фрейдо-марксизм б) аналитическая философия
в) философия жизни г) экзистенциализм

Вопрос 40: Представитель оптимистического направления в экзистенциализме:

а) К. Уилсон б) - А. Камю
в) - Ж.-П. Сартр г) - М. Хайдеггер

Вопрос 41: Проблемы отчуждения и свободы являются основными для...

а) постструктурализма б) экзистенциализма
в) - структурализма г) - постпозитивизма

Вопрос 42: Понятие "воля к власти" ввел в философию …

а) Гуссерль б) Бергсон
в) Дильтей г) Ницше

Вопрос 43: Учение о сверхчеловеке разрабатывал …

а) Шопенгауэр б) Ницше
в) Фихте г) Шеллинг

 

Вопрос 44: Ницше считал, что волю к власти подрывают (несколько вариантов) …

а) христианская мораль б) мораль господ
в) свобода от морали г) культ сильной личности
д) интеллект е) социалистические идеи

 

Вопрос 45: Свою философию Ницше называл (несколько вариантов) …

а) антихристианской б) христианской
в) заступническим инстинктом смерти г) моральной

 

Вопрос 46: "Бог умер: мы хотим - пусть живет сверхчеловек", - утверждал...

а) Шопенгауэр б) Гегель
в) Ницше г) Маркс

 

Вопрос 47: Человека как конечное, "заброшенное в мир" существо, жизнь которого трагична и в отдельных ситуациях абсурдна, рассматривают в философии …

а) неотомизма б) неопозитивизма
в) персонализма г) экзистенциализма

 

Вопрос 48: "Бытие-в мире" у Сартра характеризуется такой категорией, как …

а) истина б) тошнота
в) забота г) заброшенность

 

Вопрос 49: Одно из главных понятий философии А. Камю -...

а) революция б) стабильность
в) бунт г) долг

 

Вопрос 50: Высказывание "решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы жить, значит дать ответ на основной вопрос философии" принадлежит...

а) С.Кьеркегору б) Ф.Кафке
в) Ж.-П. Сартру г) А.Камю

 

Вопрос 51: Основу экзистенциализма составляет философская традиция...

а) рационализма б) иррационализма
в) эмпиризма г) агностицизма

Вопрос 52: «Воля к власти, влечение всего живого к самоутверждению есть основа жизни», - утверждал…

а) Ф. Ницше б) О. Конт
в) А. Шопенгауэр г) К. Маркс

 







Date: 2015-09-18; view: 779; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.041 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию