Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская философия 19 века





СЛАВЯНОФИЛЬСТВО (СЛАВЯНОЛЮБИЕ) - религиозно-философское течение русской общественной мысли к. 30 - н. 60-х 19 в., в основе которого лежала проблема осмысления исторических судеб России, ее места и роли во всемирной истории и культуре. Представители С: "старшие" славянофилы -Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Самарин; "младшие" - И.С. Аксаков, А.И. Кошелев, П.В. Киреевский, Д.А. Валуев, Ф.В. Чижов и др.; "поздние" славянофилы - Данилевский, Страхов, в некоторой степени, Леонтьев. Можно выделить группу т.н. правых (официальных) славянофилов - М.П. Погодин и СП. Шевырев - которые использовали идеи С. в целях утверждения официальной политики и церковности Российской Империи. Основные журналы: "Москвитянин", "Русская беседа". Формально появлению С. и западничества способствовала дискуссия по поводу "Философических писем" (1829-1831) Чаадаева, которые задали тему - Россия и Европа. Сущность С. сводится к постулированию самобытности России, ее духовного и социального уклада, что дает возможность говорить о ее особой (мессианской) роли во всемирной истории. Самобытность видится в тех сторонах русской действительности, которые менее всего поддались изменению за период с преобразований Петра I. Своеобразие России фиксируется в характере христианства (православие пришло на Русь в чистом, первозданном виде из Византии, а не с Запада, где учение Христа преломлено рационализмом теологов и философов), в соборности (ее двух аспектах: во-первых, общинном землевладении и артельности и, во-вторых, в гносеологии "живознания" (Хомяков), когда человек познает мир и Бога не через рассудок, а через цельность духа (ума, чувств и воли). Самобытность России дает повод, согласно С, сомневаться в целесообразности принятия западноевропейских стандартов политического и культурного развития, которые в 19 веке породили в Европе социальную напряженность и пессимизм Социально-политические взгляды С. можно свести к следующим: критика крепостничества (как не отвечающего христианским заповедям), отмена крепостного права (Самарин, Кошелев и В.А. Черкасский активно участвовали в подготовке реформы 1861), отмена цензуры, смертной казни и телесных наказаний, создание гласных судов присяжных. Представители С. резко выступали против социальной революции, социализм и капитализм считали болезнью западного духа, но, в то же время, критиковали социально-политические последствия капиталистических отношений на Западе.

 

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (род. 28 нояб. 1822, с. Оберце Орловской губ. – ум. 7 нояб. 1885, Тбилиси) – рус. социолог, естествоиспытатель, идеолог славянофильства. В книге «Россия и Европа» (1869) изложил социологическую теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), находящихся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой и проходящих предопределенные стадии возмужания, дряхления и гибели. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Наиболее исторически перспективным типом считал «славянский тип», наиболее полно выраженный в рус. народе и противостоящий культурам Запада. Идеи Данилевского предвосхищали аналогичные концепции нем. философа культуры Освальда Шпенглера.

 

ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (1831-1891) - русский мыслитель, писатель и публицист: ведущий идеолог панславизма. По окончании медицинского факультета Московского университета принимал участие в Крымской войне 1853-1856 в качестве военного медика. В 1863-1873 - на дипломатической службе (консул в различных греческих городах). За три месяца до смерти тайно постригся в монахи. Своим учителем Л. называл Данилевского, но все творчество Л. свидетельствует о нем как о самостоятельном и оригинальном мыслителе, "предшественнике Ницше" (Бердяев). В философии Л. центральное место отведено двум принципам: личному Православию (религиозности) и эстетизму (доходящему до принципиального аморализма), которые тесно переплетены и взаимно обусловлены, Историософия, антропология и политические доктрины Л. покоятся на принятии за истину "космического закона разложения" всего существующего. В истории этот закон выражен в "триедином процессе" развития любого общества, которое проходит три стадии существования: первичной простоты; цветущей сложности (апогея, полноты развития); вторичного смесительного упрощения (всеобщей нивелировки и как следствие - смерти). Это - естественный ход вещей, который человек не может изменить: история фаталистична, в ней нет места человеческой свободе и активности. Антропология Л. отрицает веру в земного Человека, в идеальное, самостоятельное, автономическое достоинство лица, которому поклоняются в Европе с конца 18 в. "Византизм" способен задержать Россию, а с ее помощью и все славянство, от вступления на путь либерально-эгалитарного прогресса, который разъедает уже Европу и начал проникать в Россию. К концу жизни Л. разуверился в возможности России стать благодатной почвой для "византизма", стал пророчествовать кровавые социальные революции и приход царства антихриста. Социально-политические взгляды Л. проникнуты тем же духом натурализма и пессимизма, что и его философия. Л. выступает за сильное и жестокое монархическое государство.


ЗАПАДНИЧЕСТВО (ЕВРОПЕЙСТВО) - течение русской общественной мысли 40-60-х 19 в., противостоящее идеологии славянофильства. Первоначальной организационной базой 3. являлись Московские литературные салоны, где западники и славянофилы дискутировали об историософии русской судьбы (Флоровский). Идеология 3. формировалась в кружках Станкевича (П.В. Анненков, Бакунин, Белинский, В.П. Боткин, Грановский и др.) и Герцена - Н.П. Огарева. Социальный состав представителей 3. весьма разнообразен: дворяне, купцы, разночинцы, ученые, писатели, журналисты. 3., объединяя довольно широкий круг мыслителей, никогда не было единой, сформированной на четкой, общепринятой системе взглядов школой. К общим чертам идеологии 3. следует отнести: 1) неприятие феодально-крепостнических порядков в экономике, политике и культуре; 2) требование социально-экономических реформ по западному образцу: "западники... были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый этап развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения" (Н.О. Лосский); 3) подозрительное отношение к революционным методам разрешения социальных противоречий: представители 3. считали возможным установить буржуазно-демократический строй мирным путем - посредством просвещения и пропаганды сформировать общественное мнение и вынудить монархию на буржуазные реформы; 4) высокая оценка преобразований Петра I, 5) преимущественно светский характер философии. Мировоззрение 3. сформировалось в полемике со славянофилами приблизительно в начале 40-х. Западники выступали за преодоление социальной и экономической отсталости России за счет опыта ушедшей вперед Европы. В середине 40-х гг. в среде западников произошел принципиальный раскол - после диспута Герцена с Грановским 3. разделилось на либеральное (Анненков, Грановский, Кавелин и др.) и революционно-демократическое (Герцен, Огарев, Белинский). Разногласия касались отношения к религии (Грановский и Е.Ф. Корш отстаивали догмат о бессмертии души, демократы и Боткин выступали с позиций атеизма и материализма) и вопроса о методах реформ и постреформенного развития России (демократы выдвигали идеи революционной борьбы и построения социализма). Эти разногласия были перенесены и в сферу эстетики и философии. На философские изыскания 3. оказали влияние: на ранних этапах - Шиллер, Гегель, Шеллинг; позже под влиянием Фейербаха, Конта и Сен-Симона многие западники отошли от немецкого идеализма к позитивизму и антропологизму. К середине 60-х 19 в. в России установился четкий внутриполитический курс капиталистического характера, и 3., особенно его либеральное крыло, сходит на нет; революционно-демократическое крыло 3. послужило базой для идеологии разночинцев.


ГЕРЦЕН Александр Иванович (род. 6 апр. 1812, Москва – ум. 21 янв. 1870, Париж) – рус. писатель, публицист и философ; основоположник народничества; создатель Вольной типографии в Англии, издававший «Полярную звезду» (1855 – 1862), «Колркол» (1857-1867) и др. На Герцена оказали влияние франц. социалистическая литература, юношеские драмы Шиллера, Якоб Бёме и Гегель («Гегель – это Шекспир и Гомер в одном»). Сначала он примкнул к левогегельянцам, но постепенно пришел к фаталистическому, грубо материалистическому, даже нигилистическому мировоззрению. На склоне жизни стал религиозным искателем. Благодаря публицистическим выступлениям из Лондона за отмену крепостного права в России и блестящей, остроумной манере письма оказал сильное влияние на своих современников и на развитие «русского», крестьянского социализма.

 

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (род. 12 июля 1828, Саратов – ум. 17 окт. 1889, там же) – рус. просветитель и писатель; радикальный материалист. Своим утопическим и нигилистическим тенденциозным романом «Что делать?», написанным во время заключения в Петропавловской крепости, оказал большое влияние на современников. Теория искусства, изложенная в диссертации Чернышевского «Об эстетических отношениях искусства к действительности», заключает в себе зачатки нравственно-философского учения, которое он позже развил в философской работе «Антропологический принцип в философии» (1860), где он заявляет себя последователем Фейербаха и Бюхнера, страстным защитником естественных наук и их метода в применении к изучению явлений нравственной и общественной жизни человека. Увлекшись Оуэном и Фурье, Чернышевский перерабатывал и дополнял теории своих учителей, не разделяя их веры в возможность быстрого проведения крупных социальных реформ.

 

КОСМИЗМ русский - особый духовно-теоретический феномен, возникший в России в конце 19 - начале 20 вв. Будучи целостным социокультурным явлением, К. ориентирован на целостное мировоззрение, восприятие человека в качестве части космического единства, способного реализовать свою природу в деле творческого изменения мироздания. В русском К. традиционно принято выделять несколько направлений: религиозно-философское, методологическо-философское и поэтически-художественное. Однако в качестве концептуальной системы К. конституируется именно в философской традиции. Это предполагает определение двух основных измерений в русском К.: религиозно-философского (Федоров, В. Соловьев, Бердяев, Булгаков, Флоренский и др.) и методологическо-философского (Вернадский, Холодный, Чижевский, Н.А. Умов, Циолковский и др.). Если первое видит в человеке замысел Божий, состоящий в необходимости активного участия человечества в божественном творении (обожения природы), то второе рассматривает преобразующую деятельность человечества как космическую (в первую очередь, планетарную) силу, играющую значительную роль в преобразовании мироздания. Идеи, качественно характеризующие как религиозно-философскую, так и мето-дологическо-философскую традиции русского К., оказываются во многом схожи, что позволяет выделить некоторые общие идеи: 1) идея всеединства; 2) идея незавершенности развития мира и человека, их негармоническое состояние; трактовка человечества как органичной части космоса, идея единства микро- и макрокосма: - признание активности как необходимого атрибута человеческой природы; идея преображения мира как смысл человеческой жизни; - идея достижения духовного самосознания; вечность жизни; переосмысление единства очеловеченной природы и ноосферы как Царства Божьего.


ФЕДОРОВ Николай Федорович (род. 1828 – ум. 28 дек. 1903, Москва) – рус. религиозный мыслитель, философ, православный священник, объявленный в конце жизни еретиком. В соч. «Философия общего дела» (т. 1-2, 1906-1913), изданном после смерти Федорова его учениками и последователями, он предложил целую оригинальную неохрист, систему – космизм, – подчиненную идее «патрофикации» (воскрешения предков – «отцов»), которая подразумевала воссоздание всех живших поколений, их преображение и возвращение к Богу. Их «воскрешение» усматривал в возможности регуляции слепых сил природы средствами развивающихся науки и техники, в распространении нравственности, связанной с «долгом воскрешения», являющимся общим делом человечества. Это, по мысли Федорова, могло бы привести к всеобщему братству и родству Христ. идею личного спасения считал противоположной делу всеобщего спасения и потому безнравственной. Некоторые философские идеи Федорова вызывали интерес еще у Ф. Достоевского, Л. Толстого, В. Соловьева. Признание пришло к нему после его смерти, в нач. 20 в., в период повального увлечения мистицизмом. Космизмом увлекались даже некоторые большевики, как, напр., Луначарский; среди почитателей Федорова называли также «пролетарского» писателя М.Горького и поэта В. Маяковского. У учения много поклонников и в настоящее время. Это гл. о. философы-мистики.

 

ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (род. 28 фев. 1863, Петербург – ум. 6 янв. 1945, Москва) – рус. естествоиспытатель и мыслитель, основоположник учения о живом веществе, работавший на стыке наук: геологии, биологии, химии. Огромное значение придавал роли философии, логики и методологии для исследований в области естественных наук. Совершенно по-новому подошел и развил понятия «биосфера» (греч. bios – жизнь и sphaira – область, сфера; сфера жизни), введенное в науку Э. Зюсом, и «ноосфера» (греч. nous – разум и sphaira – сфера; сфера разума), введенное П. Тейяром де Шарденом и Э. Леруа. Биосфера, по Вернадскому, – земная оболочка, охваченная биологической жизнью, которая налагает на нее своеобразную геологическую и физико-химическую организованность. Возникновение жизни на Земле и связанное с ним образование биосферы рассматривал не как изолированное появление очагов жизни в отдельных ареалах, а как единый монолитный процесс образования жизни на всей планете с зарождением соответствующих для этого условий. С появлением человека разумного и развитием человеческого общества биосфера постепенно переходит в ноосферу. Согласно Вернадскому, человечество, овладевая законами природы и развивая технику, преобразует природу соответственно своим потребностям, и потому ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению, чему способствует выход человека в космос и проникновение в глубины планеты. Вернадский – один из создателей антропокосмизма – системы, в которой природная (космическая) и человеческая тенденции развития науки сливаются в единое целое.

 

НООСФЕРА (греч. nous - разум, sphaira - шар) - сфера взаимодействия природы и общества. Термин Н. впервые употребил французский математик Э. Леруа в 1927, в лекциях, которые он читал в Коллеж де Франс в Париже. Леруа признавал, что данное понятие возникло у него под влиянием лекций Вернадского о биосфере Земли. Термин Н. встречается и в работах французского теолога, философа и палеонтолога Тейяра де Шардена, который, разрабатывая учение о перерастании биосферы в Н., дал один из первых образцов построения интегрального учения о Н.Н. для Тейяра де Шардена - часть природы, которая представляет собой чисто духовное явление, т.е. "мыслящий пласт", который разворачивается над миром растений и животных - вне биосферы и над ней. У Вернадского, Н. - это качественно новый этап эволюции биосферы, детерминированный историческим развитием человечества, его трудом и разумом. Становление этого этапа связано, по Вернадскому, со следующими параметрами: планетарным характером человеческого бытия и единством человеческого рода; соизмеримостью человеческой деятельности по преобразованию природы земной поверхности с геологическими процессами; развитием демократических форм человеческого общежития; интенсивным развитием науки и техники. В современной литературе можно встретить различные определения термина Н., однако все авторы под Н. - сферой разума - понимают ту область биосферы, которая находится под влиянием человеческой активности, и поэтому многие ее процессы в принципе могут быть управляемы и направляемы человеком. Учение о Н. часто называют био-сферно-ноосферной концепцией Вернадского и трактуют как переход от биосферы к Н., который должен обязательно состояться.

 

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853-1900) - русский философ. Окончил Московский университет. В 70-е 19 в. защищает магистерскую и докторскую диссертации, преподает. В связи с публичным призывом к помилованию убийц императора Александра II вынужден прекратить академическую карьеру. В 80-е занимается активной публицистической деятельностью. В 90-е обращается к систематической разработке своей философии. Уже современники воспринимали С. как загадочную и таинственную личность. С. обладал несомненными медиумическими способностями (поэма "Три свидания"). Как поэт является предшественником поэтики русского символизма. Особое значение для творчества С. имели платонизм, патристика, немецкая мистика, Шеллинг, Гегель, славянофильство и др. Однако, как мыслитель С. проявлял предельную самостоятельность в стремлении адаптировать идеи изученных им философов к собственному мировоззрению, важнейшей чертой которого является универсализм. Выступив в период, когда перед русской общественной мыслью встала задача органического синтеза накопленного материала, С. создал первую русскую категориально-понятийную систему, не сводимую к какой-либо одной традиции. Основным делом жизни С. стало создание христианской православной философии. С. считает необходимым построение новой философии как выражения "цельной жизни", получающего свое исходное содержание от религиозного знания. Конечным итогом должна стать организация всей области истинного знания в полную систему свободной и научной теософии - всестороннего синтеза преодолевших свою отвлеченность теологии, философии и науки, причем в основу синтеза кладется нравственный элемент. Философия, по мысли С, есть прежде всего свобода и духовное освобождение и благодаря этому она делает самого человека именно человеком. С разрабатывает понятие положительного всеединства, учение о котором выступило ведущей линией русского философствования. Всеединство есть такое состояние, в котором единое существует как некое гармоническое единство множеств, идеальный строй бытия, определяющий направленность его эволюции Особое место в онтологической модели С занимает учение о Софии, божественной премудрости, ставшее основой софиологического направления русской философии, а также ведущей темой символической поэзии. Метафизика С оборачивается антропологией и этикой. Человек есть связующее звено между божественным и тварным миром, в нем "природа перерастает саму себя и переходит (в сознании) в область абсолютного", безусловного значения человеческой личности как нравственного существа Совмещая в себе безусловное и условное, человек двойственен, он есть вместе и божество и ничтожество. Будучи сыном 19 в, С безоговорочно верил в прогресс и только в конце жизни перешел на позиции социального катастрофизма. Кос мический процесс рождением человека переходит в исторический, где всеединство выступает как социальный идеал, смысл истории, уже явленный богочеловеком Христом, давшим человечеству всю полноту положительного откровения Соответственно история представляет собой богочеловеческий процесс воплощения Божества и обожения человека, или богодействие. С. видел историческую миссию России в участии в развитии великой христианской цивилизации с целью восстановления на земле верного образа божественной Троицы. Эта миссия носит исключительно моральный, а не политический характер и потому С. всегда резко выступал против национализма. К концу жизни С. все острее ощущает трагизм и катастрофичность истории и отказывается от своей теократической утопии. Осуществив глубокий философский синтез, С. определил последующие пути развития русской религиозной и философской мысли. Соглашаясь или отталкиваясь, большинство русских мыслителей 20 в. разрабатывало темы и мотивы, обозначенные С.

Тест 11:

Вопрос1: Смена средневекового типа философствования новоевропейским в русской философии произошла в... в.

а) XVII б) - XIV
в) - XV г) - XVI

Вопрос 2: Древнерусский мыслитель, изложивший в своем труде этический кодекс поведения- …

а) Иван Калита б) Владимир Святой
в) Мономах г) Патриарх Никон

Вопрос 3: Философия Ломоносова, составившая основу физической химии -…

а) эмпирическая б) корпускулярная
в) теоретическая г) атомная

Вопрос 4: Основная ценность человека, по Новикову - …

а) материальная б) нравственная
в) социальная г) религиозная

 

Вопрос 5: Течение русской философской мысли, трактовавшее историю России как часть общемирового исторического процесса - …

а) консерватизм б) западничество
в) славянофильство г) почвиничество

 

Вопрос 6: Течение, утверждавшее самобытный характер развития России - …

а) консерватизм б) западничество
в) славянофильство г) почвиничество

 

Вопрос 7: Западники (3 варианта ответа):

а) Чаадаев б) - Белинский
в) - Аксаков г) - Самарин
д) - Аничков е) - Станкевич

Вопрос 8: Течение русской философской мысли 30-40 г. XIX в., в котором вера выступает первичным фактором, обуславливающим историческую деятельность народа - …

а) марксизм б) западничество
в) славянофильство г) революционный демократизм

 

Вопрос 9: Фамилия лидера философского кружка западников - …

а) Данилевский б) - Белинский
в) Бакунин г) - Достоевский
д) Петрашевский е) - Станкевич

Вопрос 10: Представители революционно-демократической идеологии

(2 варианта ответа):

а) Белинский б) - Герцен
в) - Бакунин г) - Аксаков
д) - Самарин е) - Радищев

Вопрос 11: Ученый, доказавший зависимость биологической и общественной жизни на Земле от влияния Космоса:

а) Циолковский б) - Вернадский
в) Чижевский г) - Флоренский
д) - Федоров е) Пирогов

Вопрос 12: Русский философ 19 в., считавший религиозную веру выше разума:

а) Соловьев б) - Федоров
в) - Флоренский г) - Вернадский

Вопрос13: Почвенники (2 варианта):

а) Данилевский б) Достоевский
в) - Чернышевский г) - Флоренский
д) - Писарев е) - Самарин

Вопрос 14: Фамилия мыслителя, разработавшего идею многообразия типов культур:

а) Достоевский б) - Григорьев
в) Данилевский г) - Страхов

Вопрос 15: Мыслитель, разработавший оригинальную социально-философскую концепцию консерватизма:

а) Леонтьев б) - Катков
в) - Федоров г) - Розанов

Вопрос 16: Течение русской социально-философской мысли, определявшее самодержавную монархию как единственную форму правления государства, способную обеспечить целостность и устойчивость России:

а) космизм б) либерализм
в) консерватизм г) - западничество

Вопрос 17: Основная проблема, рассматриваемая Федоровым в его учении:

а) познания б) - сознания
в) бессмертия г) - бытия

Вопрос 18: Представитель русского космизма, первым выдвинувший идею "овладения" космосом:

а) Федоров б) - Циолковский
в) - Чижевский г) - Флоренский

Вопрос 19: Один из основоположников культурологического понимания хода истории:

а) Достоевский б) - Вернадский
в) - Флоренский г) Данилевский

 

Вопрос 20: Представитель русской философии, утверждавший, что человек - высшее произведение природы:

а) Чернышевский б) - Белинский
в) - Герцен г) - Бердяев

 

Вопрос 21: Русский ученый, изучавший влияние биосферы на общество и природу:

а) Вернадский б) - Чижевский
в) - Циолковский г) - Гумилев

 

Вопрос 22: Общественное устройство, характеризуемое Кропоткиным как "полная свобода, отсутствие власти":

а) монархия б) - олигархия
в) анархия г) - тирания

 

Вопрос 23: Многие идеи славянофильства оказали влияние на...

а) В.Соловьева б) Н.Чернышевского
в) Д.Писарева г) А.Герцена

 

Вопрос 24: Ф.Достоевский в 60-е годы Х1Х века стал одним из лидеров(несколько вариантов) …

а) почвенничества б) народничества
в) социалистического движения г) "классического" славянофильства
д) анархизма е) русского космизма

 

Вопрос 25: Будущее социалистическое общество в романе "Что делать?" нарисовал...

а) А.Герцен б) Н.Чернышевский
в) Ф.Достоевский г) К.Аксаков

 

Вопрос 26: Н.Чернышевский разрабатывал этику...

а) "разумного гедонизма" б) "разумного эгоизма"
в) "разумного альтруизма" г) "разумного эвдемонизма"

 

Вопрос 27: Н.Чернышевский был сторонником...

а) антропологического материализма б) диалектического материализма
в) объективного идеализма г) субъективного идеализма

 

Вопрос 28: Л.Н.Толстой на первое место ставил не философию, а представленную в религиозной форме...

а) идеологию б) эстетику
в) этику г) право

 

Вопрос 29: Термин "ненасилие" в мировоззрении Л.Н.Толстого означает...

а) бездействие б) непричинение зла другому
в) сотворение добра г) середину между добром и злом

 

Вопрос 30: Представитель русской религиозной философии второй половины Х1Х - начала ХХ веков...

а) В.Соловьев б) П.Чаадаев
в) М.Бакунин г) В.Вернадский

 

Вопрос 31: Наибольшее влияние на формирование русской идеалистической философии оказал...

а) А.Чехов б) Ф.Достоевский
в) И.Тургенев г) И.Гончаров

 

Вопрос 32: Философию В.Соловьева называют философией... всеединства

а) отрицательного б) абсолютного
в) относительного г) положительного

 

Вопрос 33: Согласно В.Соловьеву, три абсолютные ценности - благо, истина и красота - всегда образуют единство, смыслом которого является...

а) вера б) надежда
в) любовь г) справедливость

 

Вопрос 34: Автор произведений "Оправдание добра" и "Чтение о Богочеловечестве" -...

а) Н.Бердяев б) Л.Толстой
в) Ф.Достоевский г) В.Соловьев

 

Вопрос 35: Основой философии В.Соловьева является идея...

а) непротивления злу насилием б) всеединства
в) перехода к социализму, минуя капитализм г) правового государства

 

Вопрос 36: Разрабатывал принцип всеединства в русской религиозно-идеалистической философии...

а) В.Соловьев б) А.Герцен
в) Н.Чернышевский г) И.Киреевский

 

 

Вопрос 37: Основа всего существующего, согласно В.Соловьеву, -...

Мир идей

а) Абсолютно сущее б) Абсолютная идея
в) Мировая воля г) Мировая душа

 

Вопрос 38: Истоки и смысл русской идеи и русского коммунизма раскрыл перед миром...

а) Н.Бердяев б) Ф.Достоевский
в) П.Чаадаев г) Г.Плеханов

 

Вопрос 39: Высшую ценность Н.Бердяев видел в...

а) "правильных законах" и справедливости б) вере в Бога и любви
в) красоте г) свободе личности и творчестве

 

Вопрос 40: Главное понятие философии Н.Бердяева -...

а) богочеловечество б) свобода
в) непротивление злу насилием г) Бог

Вопрос 41: Автор произведений "Смысл творчества" и "Истоки и смысл русского коммунизма" -...

а) Л.Толстой б) Ф.Достоевский
в) Н.Бердяев г) В.Соловьев

Вопрос 42: Учение в русской философии конца ХIХ - начала ХХ веков о неразрывном единстве человека, Земли и космоса -...

а) геоцентризм б) антропоцентризм
в) космоцентризм г) космизм

Вопрос 44: Идеалом для этики ненасилия является…

а) принцип человеколюбия б) принцип творчества
в) принцип всеобщего равенства г) абсолютная свобода

 

Вопрос 45: Движением общества, по мысли Соловьева, управляет…

а) политическая элита б) духовенство
в) руководитель государства г) Божественный промысел

Вопрос 46: В русской философии создателем религиозно-философского учения о всеединстве был…

а) М. Бакунин б) Н. Федоров
в) А. Лосев г) В. Соловьев

Вопрос 47: Первые представления о философии на Руси сложились после…

а) монголо-татарского ига б) принятия христианства
в) возвышения Московского государства г) составления «Русской Правды»

 

 

Вопрос 48: Автором «Философских писем», написанных в 1829-1830 гг., являлся…

а) А.И. Герцен б) Н.В. Станкевич
в) П.Я. Чаадаев г) В.Г. Белинский

Вопрос 49: Представитель радикально настроенного западничества, проповедовавший идею безгосударственного социализма - …

а) П.Я. Чаадаев б) М.А. Бакунин
в) А.С. Хомяков г) В.С. Соловьев

 

Вопрос 50: Душа мира, связующее звено между Богом и его творением, по Вл. Соловьеву, есть…

а) София б) Логос
в) Демиург г) Единое

Вопрос 51: Центральным понятием философии С.Л. Франка было понятие…

а) Логоса б) ноосферы
в) всеединства г) Софии

Вопрос 52: Материалистическую позицию в отечественной философии 19-20 вв. представляют…

а) А. Герцен, В. Белинский, Д. Писарев б) Н. Трубецкой, Г. Флоровский, В. Ильин
в) Н. Бердяев, В. Розанов, С. Франк г) В. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский

 

Вопрос 53: Автор работы «Государственность и анархия» - …

а) В.И. Ленин б) А.И. Герцен
в) В.С. Соловьев г) М.А. Бакунин

 

Вопрос 54: По мнению Вл. Соловьева, Центром всемирного исторического процесса является…

а) Мухаммед б) Христос
в) Будда г) Логос

 

Вопрос 55: Согласно Н.А. Бердяеву, смысл существованию человека придает…

а) его социальный статус б) стремление к успеху
в) творчество г) вера

 







Date: 2015-09-18; view: 1008; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.048 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию