Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Марксистская философия





МАРКС (Marx) Карл (1818-1883) - немецкий социолог, философ, экономист. Основную задачу своего творчества, М. видел в научном и объективном объяснении общества как целостной системы через теоретическую реконструкцию его экономической структуры в контексте деятельностного подхода. Этому посвящен основной труд М. – «Капитал». Марксизм рассматривает общество как естественно исторический процесс. Основой функционирования и развития общества, в марксистской философии, является материальное производство, а определяющее отношения между людьми - производственно-экономические. "Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот... ", - писал К. Маркс. Марксистская философия сформировалась под влиянием немецкой классической философии, английской политэкономии и французского утопического социализма. По М., социально-философское исследование противоречий современного ему общества оказывалось неизбежно сопряженным с прогнозами об его исторических судьбах. М. пришел к выводу о том, что эволюция производительных сил буржуазного общества сопровождается противоречивым в собственной основе процессом роста богатства немногих и обнищанием пролетарского большинства. Данная революция будет впервые в истории революцией в интересах трудящегося большинства. На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". Не будучи особо влиятельными при жизни М., его идеи, пройдя региональную и национальную адаптацию и модернизацию (зачастую весьма кардинальную): Лабриола в Италии, Плеханов и Ленин в России, Каутский и Люксембург в Германии и др. - стали смысловым ядром революционных идеологий, теорий и программ 20 в.

ЭНГЕЛЬС (Engels) Фридрих ( 1820-1895) - немецкий философ, социолог, основатель (вместе с Марксом) идеологии "научного социализма". В молодости находился под влиянием идей Гегеля, Гейне и немецкого социалиста М. Хесса. Уже в начале 40-х 19 в. Э. пришел к выводу, что социальные конфликты индустриального общества неустранимы без ликвидации института частной собственности посредством классовой борьбы, кульминацией и результатом которой должно явиться коммунистическое общество. В сочинении "Положение рабочего класса в Англии" Э. акцентировал эти идеи и проанализировал колоссальный статистический материал, могущий представлять интерес для социолога и в конце 20 ст. Встреча с Марксом, состоявшаяся в Париже в 1844, положила начало творческому содружеству, продолжавшемуся вплоть до смерти Маркса. Стремление Э. разработать новую и оригинальную философскую концепцию - "диалектический материализм" - и обозначить его место в историко-философском процессе ("Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", 1886; "Диалектика природы").

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - диалектической философии объективистского типа, основные положения которой были сформулированы Энгельсом ("Анти-Дюринг") и Сталиным ("О диалектическом и историческом материализме"). Д.М. являл собой официальную советскую философию в 1930-1980-х. Квинтэссенцией Д.М. правомерно считать следующие интеллектуальные допущения и гипотезы: 1) трактовка движения как атрибута материи и понимание его как "изменения вообще"; "вечных" истин, как и абсолютных ценностей, согласно Д.М., не существует: моральные нормы, содержание любых понятий исторически изменчивы. 2) Природа эволюционирует от неорганического мира до социума, общество также развивается под влиянием объективных законов. 3) Суть изменений в обществе и природе может быть описана с помощью законов диалектики - закона взаимоперехода количественных изменений в качественные, закона единства и борьбы противоположностей, закона отрицания отрицания.

 

МАТЕРИЯ (лат. materia - вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла; 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие), 2) некатегориальный, в пределах которого М. отождествляется со всем Универсумом. Подготовительным этапом новой трактовки категории М. может рассматриваться концепция марксизма, формирующаяся как рационалистическая теория, которая ассимилировала диалектический метод Гегеля, и как философская программа для развития естествознания (результат научной революции первой половины 19 в.). Поэтому Маркс и Энгельс трактуют М. как философскую абстракцию; определяют статус М. в рамках основного вопроса философии (об отношении мышления к бытию); вводят практику как критерий познания и образования понятий. В условиях фундаментальной революции в естествознании конца 19 - начала 20 вв., радикально меняющей представления человека о мироздании и его устройстве, вводится представление о М. как о том, "что, действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или другие ощущения" (Плеханов). Согласно позиции Ленина, М. - это философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений - быть объективной реальностью; данное понятие может быть определено не иначе, как только через отношение М. к сознанию: понятие М. "не означает гносеологически ничего иного, кроме как: объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им".


МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ (материалистическое, или экономическое, понимание истории) – восходящая к Сен-Симону, базирующаяся на материализме и упорно защищаемая марксизмом философия истории, переносящая гегелевскую схему на социально-экономическую структуру и присущие ей диалектические связи. «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс). Энгельс рассматривает экономические условия – характер и способ, которым люди определенного общества производят средства поддержания собственной жизни и обменивают продукты между собой, как нечто, определяющее общественное развитие. Исторический материализм стремится быть не только орудием познания, но и инструментом (наряду с политическими средствами власти), могущими в ходе истории содействовать развитию социализма. Его научным методом является позитивизм, его метафизическую основу (хотя он и отклоняет самую возможность всякой метафизики) составляют натурализм и причинно-механическая картина мира, но гл. о. законы диалектики (см. Диалектика, Гегельянство). Исторический материализм верит в прогресс, в способность человека к совершенствованию и в солидарность человечества. Смысл и цель исторического развития – счастье для всех (см. Эвдемонизм).

ДВИЖЕНИЕ - понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В рамках материализма Д. было понято как способ существования материи (Толанд, Дидро, Гольбах, Энгельс, Лукач, отчасти М. Борн, X. Альвен). В рамках современной науки Д. понято в контексте его связи с феноменами пространства, времени и энергии (специальная и общая теория относительности), выявлено онтологическое содержание сформулированных еще античной философией апорий, связанных с пониманием Д. (единство континуальности и дискретности Д., Д. элементарной частицы без траектории и др.). В контексте европейской культуры понятие Д. является аксиологически акцентированным, что находит свое выражение в его семантической дифференциации (Д. как "изменение вообще"; направленное Д. как развитие; прогресс и регресс как варианты развития и т.д.).


ПРАКТИКА - категория, которая может быть отнесена ко всей сфере человеческой деятельности и мышления. Особое место занимает П. в философии марксизма. В "Тезисах о Фейербахе" Маркс объявляет непрактичность предшествующей философии ошибкой и формулирует философскую задачу для себя - рассматривать мир как чувственно-субъективную человеческую деятельность и преобразовывать его. Объект понимался "как деятельность, как П., субъективно". В дальнейшем сложилась марксистская формула - от непосредственного созерцания к абстрактному мышлению, а от него к П., и представление о П. как о критерии истины. Трактовка П. как критерия истины представляла собой радикальную смену методологических принципов и установок. Принятие П. как критерия истины требовало полного пересмотра гносеологических, этических и методологических парадигм.

ОТЧУЖДЕНИЕ - философская категория для обозначения общественного процесса, в границах которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их. В концепциях немецкой философской классики 19 в. проблема О. увязывалась с трактовками человеческой деятельности в контексте таких ее ипостасей, как "овещнение" и "опредмечивание". Гегель впервые в мировой философии отметил, что в основе О. лежит отчужденная деятельная сущность личности. Раб, согласно Гегелю, являлся рабом потому, что весь объем его деятельности был отчужден господину. В концепции О. Маркса, осуществившего главным образом анализ явлений О. труда, была сделана попытка отделить О. человеческих сил от процессов их обобществления и объективации. Маркс рассматривал О. как присвоение одними людьми сил, средств и результатов деятельности других, т.е. О. трактовалось как продукт определенных общественных отношений - отношений собственности. По Марксу, каждый человек отчужден от другого и от человеческой сущности тем больше, чем выше уровень эксплуатации труда в данном обществе. Впоследствии эта идея была вульгаризирована адептами марксизма-ленинизма, которые сузили понимание собственности до объема еще не присвоенного вещественного богатства других, а преодоление О. стали связывать с ликвидацией института частной собственности посредством захвата власти люмпенизированными слоями населения. В обществоведении и человековедении 20 в. на первый план в изучении проблем О. вышел вопрос о "машинизированном", экстенсивном растрачивании человеческих и природных ресурсов. Создание интенсивных, ориентированных на качество жизни форм производства, экономики, технологии, социальной организации подчеркнули как значение личностных форм бытия людей, их самореализации и развития, так и важность преодоления "самоотчуждения" человека. Так, Хайдеггер полагал в качестве главной причины того, что бездомность и отчужденность становятся мировой судьбой, то обстоятельство, что человек познается (и потому существует) как "господин сущего", а не как "пастырь бытия". По Хайдеггеру, налицо тенденция, при которой чем более действителен создаваемый человеком мир, тем менее действительным становится сам человек. Происходит "растворение" человека в мире, и на первый план выходит проблема актуализации потаенных, сокровенных горизонтов и возможностей бытия людей. Отражая спонтанность как значимый по сей день фактор эволюции цивилизации наряду с естественным стремлением общества овладеть темпами и направленностью социальных изменений, концепции О. и самоотчуждения людей выступают своеобычным индикатором, философским "термометром" контролируемости и гуманности развития человека и его истории. Масштаб этой проблемы, безусловно, общепланетарен, ибо парциальных решений она не имеет.


ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ - центральное понятие марксистсой теории общества или исторического материализма: "...общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером". Посредством понятия О.Э.Ф. фиксировались представления об обществе как определенной системе и одновременно выделялись основные периоды его исторического развития. Считалось, что любое социальное явление может быть правильно понято только в связи с определенной О.Э.Ф., элементом или продуктом которой оно является. Сам термин "формация" был заимствован Марксом из геологии. Законченной теории О.Э.Ф. у Маркса не сформулировано, однако, если обобщить различные его высказывания, то можно сделать вывод, что Маркс выделял три эпохи или формации всемирной истории по критерию доминирующих производственных отношений (форм собственности): 1) первичная формация (архаические доклассовые общества); 2) вторичная, или "экономическая" общественная формация, основанная на частной собственности и товарном обмене и включающая азиатский, античный, феодальный и капиталистический способы производства; 3) коммунистическая формация. Основное внимание Маркс уделил "экономической" формации, а в ее рамках - буржуазному строю. При этом социальные отношения редуцировались к экономическим ("базису"), а всемирная история рассматривалась как движение через социальные революции к предустановленной фазе - коммунизму. Термин О.Э.Ф. вводится Плехановым и Лениным. Ленин, в целом следуя логике концепции Маркса, значительно упростил и сузил ее, отождествив О.Э.Ф. со способом производства и сведя ее к системе производственных отношений. Канонизация концепции О.Э.Ф. в форме так называемой "пятичленки" была осуществлена Сталиным в "Кратком курсе истории ВКП (б)". Представители исторического материализма считали, что понятие О.Э.Ф. позволяет подметить повторяемость в истории и тем самым дать ее строго научный анализ. Смена формаций образует магистральную линию прогресса, формации погибают в силу внутренних антагонизмов, но с приходом коммунизма закон смены формаций прекращает действие. В результате превращения гипотезы Маркса в непогрешимую догму в советской общественной науке утвердился формационный редукционизм, т.е. сведение всего многообразие мира людей только к фор-мационным характеристикам, что выразилось в абсолютизации роли общего в истории, анализе всех социальных связей по линии базис - надстройка, игнорировании человеческого начала истории и свободного выбора людей. В своем устоявшемся виде концепция О.Э.Ф. вместе с породившей ее идеей линейного прогресса уже принадлежит истории социальной мысли. Однако преодоление формационной догматики не означает отказа от постановки и решения вопросов социальной типологии. Типы общества и его природы, в зависимости от решаемых задач, могут выделяться по различным критериям, в том числе и социально-экономическому. Важно при этом помнить о высокой степени абстрактности подобных теоретических конструкций, их схематичности, недопустимости их онтологизации, прямого отождествления с реальностью, а также использования для построения социальных прогнозов, разработки конкретной политической тактики. Если это не учитывается, то результатом, как показывает опыт, являются социальные деформации и катастрофы.

РЕВОЛЮЦИЯ (от позднелат. revolutio – поворот, переворот) – 1) переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды; 2) внезапное, насильственное изменение существующего общественно-политического строя – в противоположность эволюции, постепенному изменению.

 

РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис – закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; собственно «развертывание» до тех пор «свернутого», выявление, обнаружение вещей, частей, состояний, свойств, отношений, которые имелись и прежде, уже были подготовлены, но не были доступны восприятию, особенно в смысле восхождения от низшего и малозначащего к высшему и полноценному. Развитие бывает или экстенсивным (в смысле эволюционизма 18 в.), т.е. проявлением и увеличением уже имевшегося, или интенсивным (эпигенез), т.е. возникновением качественно новых форм. С др. стороны, развитие бывает или экзогенным, т.е. ненастоящим, неподлинным развитием, определяемым только извне, окружающим миром, или эндогенным, т.е. настоящим развитием, источник которого находится внутри самого развивающегося. Понятие развития в современном его смысле возникает уже в наше время, ок. 18 в., вместе с расцветом современной биологии. Бюффон употребляет его в связи с объяснением истории Земли и живых существ, Кант – для объяснения происхождения космоса, Гердер – для объяснения истории культуры, Ламарк (в нач. 19 в.) – специально для объяснения истории живых существ. В философии нем. идеализма развитие означало саморазвертывание божественного в мире, саморазвертывание живого в божественное, а также мировой процесс. Понятие развития стало осн. принципом биологии (включая антропологию и психологию) с сер. 19 в. благодаря работам Спенсера, Дарвина, Геккеля.

 

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович (1857-1918) - русский мыслитель, один из основоположников социал-демократизма в России, философ, социолог, теоретик искусства и проблем религии. Наряду с Лениным, П. выступал как активнейший субъект процесса адаптации учения Маркса к условиям российской действительности. Исследования П. в области истории философского материализма, в сфере диалектического постижения предпосылок, источников и оснований общественной жизни, его убежденность в закономерном характере исторического процесса, в границах которого "народ, вся нация должна быть героем истории", необходимо привели его к полемике с идеологией, теорией и практикой большевизма, к отрицанию ленинского подхода в интерпретации марксовых положений. П. трактовал социалистическое переустройство общества как результат трансформационных процессов "зрелого" капитализма и категорически отвергал идею о допустимости государственных переворотов как легитимной и позитивной формы экономической модернизации социума политической волей новой правящей элиты. Осудив Октябрьский (1917) переворот в России, П. подтвердил свою репутацию виднейшего представителя социал-демократической версии русского освободительного движения.

Тест 9:

Вопрос 1: Класс социума способный переустроить общество, по Марксу - …

а) буржуазия б) дворянство
в) пролетариат г) крестьянство

 

Вопрос 2: Способ существования материи, в марксистской философии - ….

а) время б) покой
в) пространство г) движение

 

Вопрос 3: Свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей объекта или процесса - …

а) взаимодействие б) противоречивость
в) отражение г) неопределенность

 

Вопрос 4: Деятельность людей, направленная на постижение свойств предметов и явлений объективного мира, в марксистской философии - …

а) производство б) познание
в) критика г) история

 

Вопрос 5: Ступень познания, в марксистской философии, отражение человеком объективного мира с помощью органов чувств - …

а) теоретическая б) воспроизводящая
в) чувственная г) практическая

 

Вопрос 6: Предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования - …

а) схема б) вещь
в) объект г) предмет

Вопрос 7: Теория, рассматривающая развитие истории как естественноисторический процесс - …

а) кантианство б) натурфилософия
в) марксизм г) историософия

 

Вопрос 8: Частичное, неполное знание об объекте - … истина.

а) практическая б) теоретическая
в) абсолютная г) относительная

 

Вопрос 9: Критерий истины, в марксистской философии - …

а) производство б) действительность
в) практика г) искусство

 

Вопрос 10: Основой функционирования и развития общества, в марксистской философии, является материальное - …

а) воздействие б) познание
в) производство г) движение

Вопрос 11: Определяющее отношения между людьми, в марксистской философии:

а) политические б) - правовые
в) - идеологические г) - производственно-экономические

Вопрос 12: Время возникновения марксистской философии:

а) 20-е годы XX в. б) 60-е годы XIX в.
в) 20-е годы XIX в. г) 40-е годы XIX в.

 

Вопрос13: Последователи марксистской философии:

а) Г. Плеханов б) - П. Лафарг
в) - К. Аксаков г) - Ф. Ницше
д) - В. Дильтей е) - К. Леонтьев

Вопрос 14: Философия, оказавшая влияние на марксистскую философию - …

а) античности б) Просвещения
в) немецкая классическая г) позитивизма

Вопрос 15: Основной труд К. Маркса - ….

а) «Исповедь» б) «Диалектика природы»
в) «Утопия» г) «Капитал»

Вопрос 16: Автор произведения "Диалектика природы":

а) Энгельс б) - Маркс
в) - Гегель г) - Кант

 

Вопрос 17: Деятельность человека как основа познания действительности в марксистской философии:

а) - созерцательная б) - духовная
в) практическая г) - политическая

Вопрос 18: Атрибут материи:

а) движение б) - время
в) - сознание г) - системность

Вопрос 19:

"Не сознание людей определяет их …, а наоборот ", - писал К. Маркс.

а) жизнь б) - время
в) деятельность г) - бытие

Вопрос 20: Застой в обществе, экономике, производстве:

а) стагнация б) - регресс
в) - прогресс г) - революция

 

Вопрос 21: Фамилия мыслителя, наиболее глубоко раскрывшего роль способа производства в развитии общества - …

а) Спенсер б) Гегель
в) Геккель г) Маркс

Вопрос 22: Фактор, являющийся важнейшим содержанием общественного бытия людей, согласно материалистическому пониманию истории - …

а) религиозные представления б) материальное производство
в) духовная жизнь г) научные открытия

 

Вопрос 23: Потребности, выступающие как основные стимулы и источники развития производства:

а) духовно-эстетические б) ценностно-телеологические
в) культурно-исторические г) социально-экономические

 

Вопрос 24: Ниспровержение существующего социально-политического строя силовыми методами:

а) революция б) - реформа
в) - эволюция г) - стагнация

Вопрос 25: Сфера общественной жизни, осуществляющая производство, распределение и потребление разного рода предметов и услуг:

а) - правовая б) - политическая
в) - социальная г) экономическая

Вопрос 26: Процесс взаимодействия людей, их совместного воздействия на природу, с целью удовлетворения потребностей -…

а) искусство б) производство
в) политика г) наука

Вопрос 27: Основной мотив деятельности предпринимателей в развитии производства -…

а) творчество б) энергия
в) благо г) прибыль

Вопрос 28: Основополагающий стимул развития производства - …

а) техника б) зарплата
в) затраты г) потребление

Вопрос 29: Экономические отношения, в основе которых лежит общественное разделение труда - …

а) потребление б) распределение
в) обмен г) собственность

Вопрос 30: Применяемые в производстве орудия труда, техника, технологии, транспорт – производительные…

а) затраты б) силы
в) отношения г) источники

Вопрос 31: Обмен деятельностью, распределение различных предметов и услуг - производственные …

а) силы б) затраты
в) отношения г) источники

Вопрос 32: Процесс создания материальных благ, услуг - …

а) экономика б) политика
в) производство г) искусство

Вопрос 33: Одно из основных достижений марксистской философии -...

а) идея активности субъекта в познании б) формулировка категорического императива
в) создание антропологической формы материализма г) открытие материалистического понимания истории

Вопрос 34: Маркс и Энгельс являются основоположниками …

а) антропологического материализма б) диалектического и исторического материализма
в) идеалистической диалектики г) экономического материализма

 

Вопрос 35: Открытие материалистического понимания истории принадлежит …

а) Марксу б) Канту
в) Гегелю г) Ницше
д) Фихте е) Шеллингу

 

Вопрос 36: Согласно Марксу, определяющим типом отношений между людьми являются отношения …

а) политические б) производственные
в) правовые г) идеологические

 

Вопрос 37: Маркс и Энгельс рассматривали социально-исторический процесс как …

а) циклический круговорот, постоянно проходящий одни и те же стадии б) процесс, идущий в определенном направлении к некоей предустановленной цели
в) социально-экономический прогресс человечества г) духовно-нравственный прогресс человечества

Вопрос 38: Важнейшей составной частью материалистического понимания истории является…

а) теория общественно-экономических формаций б) идея цикличности
в) принцип провиденциализма г) идея исторического круговорота

 

Вопрос 39: К. Маркс говорил о человеке как о животном, производящем…

а) архетипы б) памятники культуры
в) символы г) орудия труда

Вопрос 40: Конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства, в марксизме называется…

а) культурно-историческим типом б) цивилизацией
в) государством г) формацией

 

Вопрос 41: Применив материалистическую философию к области истории, К. Маркс и Ф. Энгельс явились создателями ___________ материализма.

а) метафизического б) вульгарного
в) исторического г) естественнонаучного

 

Вопрос 42: К производственным отношениям относятся отношения…

а) распределения продуктов производства б) между поколениями
в) межличностные г) межнациональные

 

Тема 10. Западная философия (с 50-хг.г.19в.- 20в.)

ПОЗИТИВИЗМ ФИЛОСОФСКИЙ – направление в философии и науке (со времен Канта), которое исходит из «позитивного», т.е. из данного, фактического, устойчивого, несомненного, а метафизические объяснения считает теоретически и практически бесполезными.. Система позитивизма была создана Контом, но до Конта он уже был представлен Юмом, Даламбером и Тюрго. Осн. понятие позитивизма, понятие «факт». Все позитивисты единодушны в том, что позитивизм теснейшим образом связан с картиной мира и методами, свойственными естественным наукам. Отчасти позитивизм заключается в реакции против рационализма, идеализма, спиритуализма и обращается в то же время к материализму. Позитивизм получил распространение во Франции (кроме Конта, его представляли Литтре, Тэн, Ренан) и в Англии (Дж. Ст. Мил ль, Спенсер).

НЕОПОЗИТИВИЗМ – философское течение, современная форма позитивизма. Неопозитивизм возник в Венском кружке, основателем которого был Мориц Шлик. Находившийся под сильным влиянием Рассела, логистики и современной теоретической физики, неопозитивизм быстро распространился также за границей, когда члены Венского кружка бежали от национал-социализма в Англию и США и занялись там преподавательской деятельностью. Главными представителями неопозитивизма являются Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн и Ханс Рейхенбах. Совокупность учений неопозитивизма его представители называют унифицированной наукой.

ВИТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг (род. 26 апр. 1889, Вена – ум. 29 апр. 1951, Кембридж, Англия) – австр. философ, профессор с 1939; неопозитивист, ученик и друг Б. Рассела.Учил, что познание есть отображение (не зависящих друг от друга) фактов. Суждения являются «функциями истинности» единичных высказываний о фактах, т.е.выводимых из них логическим путем. Логике присущ исключительно тавтологический характер, она ничего не утверждает о действительности, поэтому наука допустила бы ошибку, если бы стала считаться с логикой языка. То общее, что присуще бытию и мышлению, не может якобы быть высказано, на него можно только смотреть и указывать с помощью символов.

 

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma пример, образец) – 1) понятие, используемое в философии для характеристики взаимоотношений духовного и реального мира. Понятие «парадигма» в философии науки введено позитивистом Г.Бергманом и было широко распространено амер. физиком Т. Куном для обозначения ведущих представителей и методов получения новых данных в периоды экстенсивного развития знания. Часто заменяется понятием " картина мира".

ВЕРИФИКАЦИЯ (от лат. verus – истинный и facio – делаю) – подтверждение, процедура доказательства в неопозитивизме. Предположение (гипотеза) может быть верифицировано, т.е. его истинность может быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связного логического доказательства. Неопозитивизм требует, чтобы предположение было верифицируемо в принципе, т.е. чтобы переживания, которые его подтверждают, или были налицо, или могли быть получены.

 

ПОППЕР (Popper) Карл Раймунд (1902-1994) - британский философ, логик и социолог. Автор и представитель школы "критического рационализма" - попытки конструктивного теоретического преодоления логического позитивизма. Главной целью философии видел изучение роста научного знания, в особенности - научной космологии. Последняя являет собой проблему познания мира, включая нас самих (и наше знание) как частей этого мира. По мнению П., не существует особого метода философии - есть метод любой рациональной дискуссии с четкой постановкой вопросов и критическим анализом предлагаемых решений. Предложил принцип фальсификации (принципиальной опровержимости любого утверждения) в противовес принципу верификации. Утверждал органическое единство теоретического и эмпирического уровней организации знания, а также гипотетический характер и подверженность ошибкам (принцип "фал-либилизма") любой науки. Отделение научного знания от ненаучного, науки от "метафизики" (или проблему "демаркации") обозначал как существенно значимую в противовес ориентациям на разработку критериев значения. Рост научного знания (в рамках которого особое внимание должно было уделяться, по П., проблемам и их решению) П. трактовал как частный случай общих процессов общественных изменений. История научного познания - это история смелых предположений и их перманентных опровержений. С точки зрения П., "единой истории человечества нет, а есть лишь бесконечное множество историй, связанных с разными аспектами человеческой жизни, и среди них - история политической власти. ". П. принципиально отвергал "историцизм" "лжепророков Гегеля, Маркса и других оракулов" и необходимость идеи прогресса.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (лат. falsus - ложный и facio - делаю) - научная процедура, имеющая своим результатом установление ложности соответствующей гипотезы посредством эмпирической проверки на соответствие экспериментальным данным или теоретической проверки на соответствие принятым в научном сообществе фундаментальным теориям. Принцип фальсифицируемости (Поппер) выступает основанием разделения науки и философии ("метафизики").

 

ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур (род. 22 февр. 1788, Данциг – ум. 21 сент. 1860, Франкфурт-на-Майне) – нем. философ. Его философия основывается на двух положениях: 1) мир – воля в себе; 2) мир – представление для меня (главное произв. – «Мир как воля и представление», 1819). Все, что существует для познания, т.е. весь этот мир, представляет собой объект, связанный с субъектом, созерцание того, кто созерцает, одним словом – представление. этой связи мы устанавливаем следующее: субъект познания, проявляющийся в качестве индивида, находит, что воля является его внутренней сущностью, исходя при этом из опыта своего тела. Ступенями объективации воли – от наиболее всеобщих сил природы до деятельности человека – являются платоновские идеи. Объекты, определенные благодаря пространству и времени (представления), рассматривает наука, руководствующаяся принципом каузальности. Вследствие этого только гений искусства – благодаря чистому созерцанию и необычной силе фантазии – способен познать вечную идею и выразить ее в поэзии, изобразительном искусстве, музыке. Музыка занимает совершенно особое высокое положение, т. к. она не только, подобно др. видам искусства, отражает идеи, но и является непосредственной объективацией в нас мировой воли. Особое воздействие шопенгауэровская метафизика искусства оказала на Вагнера и Ницше. Воля всегда должна находиться в стремлении, ибо стремление – ее единственная сущность, которой не ставится в конце никакой достижимой цели и которая при этом не способна ни к какому конечному удовлетворению, т.е. счастью. Со всей силой своего красноречия Шопенгауэр изображает жизненные страдания во всех их формах и действиях, страдания, от которых нет иного спасения, кроме уничтожения воли к жизни, что в конце концов означает снятие принципа индивидуации, переход в небытие (нирвану).

 

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneutikos – истолковывающий) – искусство перевода, искусство объяснения (Гермес в греч. мифологии был посредником между богами и людьми). Герменевтика являлась особым методом классической науки о языке, позволяющим осмысленно толковать памятники древней литературы. В частности, благодаря работе т. н. исторической школы в 19 в., начиная со Шлейермахера, герменевтика стала специфическим методом наук о духе. Герменевтика – это учение о понимании о научном постижении предметов наук о духе. Чтобы познакомиться со значением герменевтики, следует прежде всего обратиться к Дильтею. Хайдеггер называет герменевтикой изображенную им в работе «Бытие и время» феноменологию существования.

 

ПОНИМАНИЕ – 1) иметь о чем-либо правильное понятие. В психологии способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействия. При понимании или интерпретируется «смысл» телесно-вещественного (герменевтика, физиогномика), или происходит дальнейшее осмысление того, что уже имеет некоторый смысл (гномика). Впервые как обозначение особого научного метода термин «понимать» был применен Дройзеном. Позднее понимание было противопоставлено (в частности, Дильтеем) в качестве основополагающего метода психологии и наук о духе естественнонаучному методу «объяснения».

ГАДАМЕР (Gadamer) Ганс-Георг (р. в 1900) — не­мецкий философ, один из основоположников философ­ской герменевтики. Г. придает герменевтике универсальный характер, видя ее задачу не в том, чтобы разработать метод понимания (что имело место у Дильтей), но в том, чтобы прояснить природу этого понимания, усло­вия, при которых оно совершается. Г. подчер­кивает позитивный смысл герменевти­ческого круга (круга понимания), а также особую зна­чимость предструктур понимания для герменевтичес­кого процесса. В связи с чем он, в частности, реабили­тирует понятие предрассудка, указывая на то, что предрассудок как пред-суждение вовсе не означает неверного суждения, но, составляя истори­ческую действительность человеческого бытия, высту­пает условием понимания. При этом на первый план выходит центральная пробле­ма герменевтики — проблема применения. Пересматривая традиционное решение этой про­блемы, Г. выделяет применение, понимание и истолко­вание как интегральные составные части единого гер­меневтического процесса. Г. в качестве фундамента герменевтики устанавливает аб­солютное опосредование истории и истины, обусловли­вающее исторический характер понимания. Герменев­тический феномен рассматривается Г. как своего рода диалог, который начинается с обращения к нам преда­ния, оно выступает партнером по коммуникации. Герменевтика становится у Г. онтологией, основанием которой является язык. Пола­гая язык в качестве среды герменевтического опыта, Г. исходит из того, что яв­ляется сам человеческий опыт мира. Сам мир выража­ет себя в языке. Философское значение герменевтичес­кого опыта состоит, по Г., в том, что в нем постигается истина, недостижимая для научного познания. Г. распространяет понятие игры на герменевтический феномен и делает это понятие отправной точкой в по­стижении того, что есть истина.

 

НЕОКАНТИАНСТВО – обозначение для многих разнородных, распространенных гл. о. в Германии, философских течений 19 в., связанных с именем Канта или с его критицизмом. В Германии неокантианство возникает после 1860 как оппозиция против спекулятивной метафизики нем. идеализма, с одной стороны, и как выражение недовольства ошибками в обосновании исходных положений частных наук-с другой. Рационалистическая разновидность неокантианства выступила в форме метафизики (Фолькельтц Гартман, Вундт), философии ценностей (гейдельбергская, или юго-западная, школа: Риккерт, Виндельбанд, Ласк, Мюнстерберг, Баух), логистики (марбургская школа: Коген, Наторп, Кассирер, Либерт, Форлендер, Штаммлер); эмпирическая разновидность представлена в форме позитивизма (Дильтей), сенсуализма (Гельмгольц, Мах, Риль), фикционализма (Файхингер). Во Франции неокантианцами являются Ренувье, Гамелин и Брюнсвик.

ЦЕННОСТЬ – то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением (П. Менцер). Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования объясняет существование разнообразия оценок: то, что для одного имеет большую ценность, для другого – малую или вообще никакой. С формальной точки зрения ценности делятся на позитивные и негативные (малоценность, отсутствие ценности), на относительные и абсолютные, на субъективные и объективные. По содержанию различаются вещные ценности, логические, этические и эстетические ценности: приятное, полезное и пригодное; истина, добро, прекрасное. Ницше сделал очевидным то огромное значение, которое имеют ценности и ценностные оценки для мировоззрения. Ценностные оценки являются для него «физиологическими требованиями сохранения определенного способа жизни»; в них выражается «воля к власти». Он требовал и пытался осуществить переоценку всех ценностей и «упорядочение их по рангам». Высшую ценность воплощает в себе великий человек.

 

СТРУКТУРАЛИЗМ – научное направление в гуманитарном знании, возникшее во Франции в первой пол. 20 в. Основу этого метода образует выявление структуры как совокупности устойчивых отношений, правил, по которым из одного объекта можно получить другой. Структурный метод первоначально был разработан в лингвистике, а затем быстро был взят на вооружение в «науках о человеке»: антропологии, этнологии, психологии, социологии и др. Осн. представители структурализма – антрополог Клод Леви-Строс, психоаналитик Жак Лакан, философ Мишель Поль Фуко, а также философ марксистского толка Луи Альтюсер.

 

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА - одно из течений в социологии и социальной философии 20 в., названное так по месту нахождения Института социальных исследований, деятельность которого, начиная с 1930-х, положила начало оформлению основных идей этого интеллектуального направления. Наиболее видными представителями Ф.Ш., являются Хоркхаймер, Адорно, Маркузе, в определенные периоды своего творчества Фромм и Хабермас, а также А. Шмидт, О. Негт. Ф.Ш. характеризуют как одну из версий неомарксизма, что обусловлено переработкой ряда марксистских положений, а также фрейдизма. Многие положения психоанализа широко использовались франкфуртцами, в особенности Маркузе, которого одновременно считают родоначальником "фрейдомарксизма", пытавшегося объединить марксизм с психоанализом. "Критическая теория" должна преодолеть раздробленность субъекта и объекта, сделав предметом анализа всю деятельность. Диагноз, который ставит Ф.Ш. современному обществу, - безумие, массовая паранойя, увлеченность сверхценной идеей господства над всеми и всем (см.: Философия техники). Возможность достижения этого господства над природой, другими людьми и т.п. - миф 20 в., существование которого и подтверждает наличие заболевания. В глубинных структурах личности ведется поиск причин, определивших и определяющих характер и направленность развития человеческой цивилизации. Более полно эти идеи воплотились в коллективном труде "Авторитарная личность" (1950), выполненном на основе конкретных социологических исследований американского общества. В русле психоаналитических установок проводят свои исследования Фромм и Маркузе. Фромм разработал учение о социальных характерах, понимая их как форму связи между психикой индивида и социальной структурой. Маркузе, солидаризируясь с идеями Хоркхаймера и Адорно о негативных тенденциях в развитии позднекапиталистического общества, также обратил внимание на то, что это общество манипулирует сознанием индивидов, формируя его в направлении, необходимом для поддержания общественной стабильности. С этой целью общество задает определенную структуру влечений, жизненно важных потребностей своих индивидов. Разделяя идеи Фрейда, Маркузе считал, что базовыми в структуре потребностей индивида являются сексуальные влечения. Отсюда он делает вывод, что антропологическая революция должна начинаться с революции сексуальной.

ПОСТМОДЕРНИЗМ - понятие, используемое в современной культурологии для обозначения специфических тенденций духовной жизни западной цивилизации конца 20 в. Возникая как своеобразное продолжение авангардистских экспериментов начала века, критически переосмысливших основы дидактично-рационалистического миропонимания Нового времени, П. переходит от констатации несостоятельности глобальных "притязаний разума" к попыткам обозначить ориентиры "постнеклассического" интеллектуального опыта. П., лишен привычной для нашего сознания иерархичности. Все элементы культурного пространства абсолютно самоценны и равнозначны, любое деление на "высокое" и "низкое", "элитарное" и "массовое" изначально абсурдны. Художественная практика П. предполагает, прежде всего, искусство цитирования, авторского монтажа фрагментов наличных культурных текстов в свободной технике бриколлажа. В ключе П. философия отказывается от традиционных претензий на четко истину, превращаясь в своеобразный генератор метафор и языковых игр, а привычные этические приоритеты сменяются эстетическими. Для П. характерен интерес к разнообразным формам жизненного опыта. Считая идею прогресса одним из "мертвых" мифов западного мира, П. рассматривает движение культуры с точки зрения умножения образов и имен. В современном культурном процессе П. присутствует не как ярко выраженное философское направление, но, скорее, как констатация исчерпанности творческих потенций культуры Запада. Методологически тесно связан с постструктурализмом. С П. принято связывать некоторые современные тенденции в литературе (Б. Виан, Н. Мейлер, Эко), архитектуре (Дж. Стирлинг, Ч. Джэнкс), живописи (М. Мерц, М. Паладино, О. Фукс), философии (Барт, Лиотар, Батай, Рорти, Деррида, Делез, Гват-тари, Апель, Бодрийар, Кристева и др.).

 

Тест 10:

Вопрос 1: Философия, сформированная под влиянием немецкой классической и марксистской философии - …философия.

а) русская б) восточная
в) американская г) западная

Вопрос 2: Философское направление XX в., определяющее логику и математику инструментом построения эмпирического знания - …

а) феноменология б) аналитическая философия
в) экзистенциализм г) неопозитивизм

Вопрос 3: Принцип выяснения значений научных предложений в неопозитивизме - …

а) практика б) верификация
в) вероятность г) фальсификация

Вопрос 4: Школа неопозитивизма, ставящая в центр исследований анализ языка науки - …

а) франкфуртсткая школа б) феноменология
в) логический позитивизм г) философия науки

Вопрос 5: Критический рационализм как направление оформилось в...

а) постпозитивизме б) - структурализме
в) - экзистенциализме г) - неотомизме

Вопрос 6: Мыслитель, отрицавший существование в обществе объективных законов развития:

а) Маркс б) - Тойнби
в) Поппер г) - Шпенглер

 

Вопрос 7: Мыслитель, видевший смысл всемирной истории в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человечества:

а) Тойнби б) - Шпенглер
в) - Ясперс г) - Поппер

Вопрос 8: Фамилия мыслителя, придерживающегося принципа "не может быть никаких исторических законов, объясняющих историю в целом" - …

а) Хайдеггер б) - Гуссерль
в) - Ясперс г) - Поппер

Вопрос 9: Мыслитель, рассматривавший жизнь как осуществление души в мире:

а) О. Шпенглер б) - А. Шопенгауэр
в) - Г. Зиммель г) - А. Бергсон

 

Вопрос 10: Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил - …

а) утилитаризм б) - релятивизм
в) - экзистенциализм г) - прагматизм

Вопрос 11: Направление в теории познания XX в., зарождение которого связанно с исследованиями Ф. де Соссюра:

а) структурализм б) - постмодернизм
в) - экзистенциализм г) - постпозитивизм

Вопрос 12: Мыслитель, определявший задачей философии не достижение истины, а анализ логической структуры языка:

а) Витгенштейн б) - Хайдеггер
в) - Ницше г) - Лакатос

 

Вопрос 13: Смена научной парадигмы – научная…

а) философия б) стадия
в) политика г) революция

 

Вопрос 14: Принцип обоснованный Поппером, по которому научные теории принципиально можно опровергнуть

а) обоснование б) верификация
в) парадигма г) фальсификация

Вопрос 15: Фамилия мыслителя, который первым ввел в науку термин "социология" - …

а) Кант б) Конт
в) Спенсер г) Милль

 

Вопрос 16: Философское направление, утверждающее, что подлинное знание - совокупный результат специальных наук -...

а) марксизм б) аналитическая философия
в) позитивизм г) неокантианство

 

Вопрос 17: Позитивистские идеи О. Конта развивал:

а) Спенсер б) - Энгельс
в) - Лессинг г) - Парсонс

 

Вопрос 18: Направление социальной философии, развивавшееся параллельно с позитивизмом - …

а) экзистенциализм б) марксизм
в) философия жизни г) фрейдизм

Вопрос 19: Создатель теории, по которой рост народонаселения - главное зло, приводящее к бедствиям и нищете - …

а) Фрейд б) -Мальтус
в) -Маркс г) Юнг

Вопрос 20: Идеалы и ориентиры социально-культурного развития общества в неокантианстве - …

а) способности б) идеалы
в) потребности г) ценности

Вопрос 21: Неклассическая философия появляется в... в.

а) второй половине Х1Х б) конце ХVIII
в) середине ХХ г) ХVII

 

Вопрос 22: Положил начало неклассической философии -...

а) Ницше б) Шопенгауэр
в) Дильтей г) Гуссерль

 

Вопрос 23: Первичная реальность в неклассической философии представлена как …

а) разум б) жизнь человека
в) общественное производство г) духовная культура

 

Вопрос 24: Согласно Шопенгауэру, все существующее представляет собой

а) волю к власти б) комплекс ощущений
в) волю г) воплощение абсолютной идеи

 

Вопрос 25: Cоответствие между философскими произведениями и их авторами:

1.Шопенгауэр а) «Бунтующий человек»
2.Камю б) "Мир как воля и представление"
3.Кант в) "Критика чистого разума"

 

Вопрос 26: Cоответствие между философскими произведениями и их авторами:

1.Кьеркегор а) "Так говорил Заратустра"
2.Хайдеггер б) "Страх и трепет"
3. Ницше в) «Бытие и время»

 

Вопрос 27: Понятия в порядке их ввода в научный обиход:

а) абсолютная идея б) идолы рода
в) воля к власти г) "вещь-в-себе"

 

Вопрос 28: Способ философствования, основой которого является истолкование, понимание текстов -...

а) феноменология б) герменевтика
в) структурализм г) логический позитивизм

 

Вопрос 30: Философская герменевтика - это...

а) философия жизни б) теория разъяснения
в) методология естественнонаучного познания г) универсальная теория понимания текстов

 

Вопрос 31: Основное содержание философской герменевтики -...

а) способы истолкования текстов б) учение о феноменах как структуре сознания
в) поиск устойчивых логических структур г) логический анализ языка

 

Вопрос 32: Определил развитие философской герменевтики...

а) Фрейд б) Гадамер
в) Сартр г) Поппер

 

Вопрос 33: Основное понятие герменевтики -...

а) понимание б) этимология
в) феномен г) ноумен

 

Вопрос 34: Главное понятие феноменологии -...

а) свобода б) реальность
в) понимание г) феномен

 

Вопрос 35: Поиски устойчивых логических структур (языковых, речевых, культурных), выводимых из единого общего инварианта, - основная задача...

а) психоанализа б) аналитической философии
в) структурализма г) феноменологии

 

Вопрос 36: Соответствие между современными философскими течениями и их представителями:

1.Экзистенциализм а) Рассел
2.Герменевтика б) Сартр
3.Неопозитивизм в) Гадамер

Вопрос 37: Соответствие между современными философскими течениями и их представителями:

1.Позитивизм а) Юнг
2.Психоаналитическая философия б) Конт
3.Философия жизни в) Шопенгауэр

 

Вопрос 38: Этапы развития позитивистской философии в хронологическом порядке:

а) неопозитивизм б) позитивизм
в) постпозитивизм г) эмпириокритицизм

 

Вопрос 39: С точки зрения Т. Куна, научная революция – это…

а) переход от одной парадигмы к другой б) переход к обществу знания
в) превращение науки в непосредственную производительную силу г) отделение умственного труда от физического

Вопрос 40: «Философия должна спуститься с «небес на землю» и решать практические, жизненные проблемы человека», - считают представители…

а) прагматизма б) персонализма
в) позитивизма г) феноменологии

Вопрос 41: В иррационализме важнейшим способом познания признается…

а) интроспекция б) мышление
в) интеллект г) интуиция

 

Вопрос 42: Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания, есть…

а) номинализм б) персонализм
в) структурализм г) герменевтика

Вопрос 43: Научный метод, сформулированный К. Поппером, называется принципом…

а) фальсификации б) верификации
в) несоизмеримости г) историзма

 

Вопрос 44: Поворот от классической философии к философии неклассической связан с такими именами, как…

а) Ф.М.А. Вольтер, Д. Дидро, К. Гельвеций б) А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше
в) И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, И.Г. Фихте г) Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц

Вопрос 45: Родоначальником иррациональной философии и философии жизни в 19 веке считается…

а) С. Кьеркегор б) А. Бергсон
в) Ф. Шеллинг г) А. Шопенгауэр

 

Вопрос 46: Т. Кун в работе «Структура научных революций» изложил свою концепцию…

а) исторической динамики научного знания б) постиндустриального государства
в) формационного развития общества г) построения коммунизма

Вопрос 47: «Философия науки» как направление философского знания появилась в(во)…

а) эпоху Возрождения б) философии марксизма
в) второй половине 19 века в рамках неклассической философии г) Средние века

 

Вопрос 48: Прагматической трактовки истины придерживались(несколько вариантов)…

а) Г.В.Ф. Гегель б) Ч. Пирс
в) У. Джемс г) Аристотель
д) К. Ясперс е) К.Маркс

 

Вопрос 49: С позиций прагматизма истинным признается такое знание, которое…

а) может успешно применяться на практике б) подтверждается новыми теориями
в) имеет положительные последствия для человеческой жизни г) философски обоснованно






Date: 2015-09-18; view: 941; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.115 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию