Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критика способности суждения Канта





Эстетика К. изложена в первой части его "Критики способности суждения". Согласно К., прекрасное есть то, что с необходимостью нравится всем без всякого утилитарного интереса, а только своей чистой формой, т.е. это "незаинтересованное удовольствие", доставляемое созерцанием формы предмета. Прекрасное у К. во многом субъективно, и его оценка не может быть доказана, однако эстетическое суждение высказывается так, как если бы выражаемая в нем оценка имела всеобщее и необходимое значение. Высшим видом искусства К. объявляет поэзию, т. к. она возвышается до изображения идеала. В своей философии истории К. отказывается от теологического понимания истории и рассуждает в духе традиционных просветительских идей, объясняющих ее исключительно естественными причинами. Большую роль в историческом процессе он отводит естественным потребностям людей, а также конфликтам между ними. Важное место в социально-исторической философии К. занимали также проблемы войны и мира, а также установления состояния "вечного мира" между государствами. В трактате "К вечному миру" (1795) он подробно анализирует и формулирует главные средства достижения и сохранения мира. Учение К. представляет собой исходное звено в преемственном ряду систем философского идеализма, обозначаемых общим термином немецкая классическая философия (хотя само оно последовательно идеалистическим не являлось).

 

ИМПЕРАТИВ (лат.) – требование, приказ, закон; с появлением кантовской «Критики практического разума» императив – это общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе). Гипотетический императив имеет силу лишь при известных условиях; категорический императив выражает безусловное, неуклонное долженствование, он устанавливает форму и принцип, которым нужно следовать в поведении. Категорический императив, или императив нравственности, формулируется Кантом следующим образом: «Поступай так, чтобы максима своей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства» (см. также "Золотое правило

ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ – по Канту, определение воли с помощью иной воли, т.е. определение побуждаемой воли с помощью сверхэмпирических нравственных норм, с помощью категорического императива. Согласно современной этике, воля, определяемая с помощью чужой воли, не является свободной, а следовательно, и волей вообще. Несвободно осуществляемое действие не имеет этического значения.

 

ФИХТЕ ( Fichte) Иоганн Готлиб (род. 19 мая 1762, Раменау, Оберлаузитц – ум. 27 янв. 1814, Берлин) – великий нем. философ. Исходил из кантовского этического ригоризма и активизма. Философия для Фихте является научным самонаблюдением творчески-этической активности личности (Я, как несколько неясно говорит Фихте); поэтому он называет свою философию «наукоучением». Фихте устанавливает в этом смысле три «деятельности» Я: 1) Я полагает себя, 2) Я полагает не-Я, 3) Я противополагает делимому Я делимое не-Я. Я для Фихте – понятие духа, воли, нравственности, веры; не-Я – понятие природы и материи; отношение между ними – понятие воли человека, борющейся против косности. Итак, первоначально существует только абсолютная деятельность – Я. Мы видим вещи вне нас потому, что Я снимает реальность в себе, т.е. полагает вне себя, и эту снятую реальность полагает в не-Я, которое, т. о., также является «деятельностью» Я. Убеждение, что сознание вещественного мира вне нас не что иное, как продукт нашей собственной способности представления, дает нам вместе с тем уверенность в своей свободе. Я нужно мыслить не как определяемое вещами, а как определяющее вещи; мир есть не что иное, как материал нашей деятельности, как олицетворенный материал нашего долга. Все, что требуется для деятельности, является также и нравственным требованием. Это, прежде всего, совершенствование тела и духа и участие в общественных делах, ибо труд в духовном мире, может быть только общим. С др. стороны, все граждане имеют не только право на формальную свободу и защиту от насилия, но также право на собственность, труд и на участие в доходах от государственного хозяйства.

 

ШЕЛЛИНГ (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (род. 27 янв. 1775, Леонберг, Вюртемберг – ум. 20 авг. 1854, Бад-Рагац, Швейцария) – нем. философ; преподавал в Йене, Вюрцбурге, Эрлангене, Мюнхене и Берлине. С позиций нем. идеализма (являясь вместе с Фихте и Гегелем главным его представителем) он развивает его в направлении романтики; из-за многочисленных изменений в своих взглядах он назван «философским Протеем». Примыкая к Канту, но более всего к Спинозе и Фихте, он создал спекулятивную натурфилософию иерархии естественных сил («потенций»), которая в конце концов трансформировалась в философию тождества: противоположности субъекта и объекта, реального и идеального, природы и духа устраняются в абсолюте, представляющем собой тождество идеального и реального. Согласно Шеллингу, этот абсолют познается непосредственно, в ходе интеллектуального созерцания и в искусстве, которые или равноправны с философией, или часто даже возвышаются над ней и объединяют все разделенное. В предметах эмпирической действительности, по Шеллингу, в основном представлена то природа, то дух. В соответствии с этим царство природы и царство духа (история) образуют ряды (развития), отдельные ступени которых Шеллинг называет «потенциями». Эти «потенции» родственны друг другу только благодаря их общей первооснове, абсолюту; следовательно, ступени не возникают одна из другой, а выделяются абсолютом из самого себя, достигая своего полного развертывания. Учение Шеллинга о развитии, как и у Гегеля, является идеалистическим. С 1807 Шеллинг обращается к проблеме свободы человека и его отношений к Богу, основывающихся на человеческой воле. Наконец, в своей метафизике религиозной истории Шеллинг развил основы позднейшей религиозной науки (науки о религии). Последний период в его философском развитии составляет глубокомысленная, труднодоступная мистика.

ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (род. 27 авг. 1770, Штуттгарт – ум. 14 нояб. 1831, Берлин) – выдающийся нем. философ; Свою весьма своеобразную философию Гегель считает завершением всей западной истории философии. Его систему можно в известном смысле охарактеризовать как синтез греч. философии и христ. субъективизма (Кронер). Абсолют, по Гегелю, должен мыслиться не только как субстанция (Спиноза), но и как субъект (Фихте, Шеллинг). Гегелевскую систему можно считать.завершением философии Нового времени. По Гегелю, философия имеет тот же предмет, что и религия, – абсолют. Абсолют – Бог – есть все во всем, но лишь в чистом мышлении он выступает в своей адекватной форме. «Абсолютное знание», т.е. философия, нашедшая свое завершение в системе Гегеля, является поэтому «самосознанием Бога» в человеке; но сущность Бога – т. к. он является духом – есть не что иное, как именно такое самосознание, мышление мышления. Система Гегеля состоит из.трех частей: логики (онтологии), рассматривающей бытие Бога до сотворения мира; натурфилософии, имеющей содержанием отчуждение Бога в материальном мире, и философии духа, изображающей возвращение Бога из своего творения к самому себе (к мышлению самого себя) в человеческом духе. В конце снова оказывается логика – на этот раз, однако, совершаемая Богом в человеке, но не отличающаяся по содержанию от первой. Развитие совершается благодаря тому, что чисто внутреннее содержание божественного мышления облекается в неадекватную ему форму материальной природы и, т. о., создает противоречие. Принцип диалектического развития это движение, являющееся результатом противоречия. Подлинное «возвращение» духа из его «инобытия» (т.е. природы) совершается только в человеке. Человек, существующий сначала только в сфере природно-душевного (антропология), на ступени «являющегося сознания» (феноменология) отрывается от своего непосредственного наличного бытия и становится в противоположность к нему, пока он как духовная сущность (субъективный дух) не познает свою субстанцию как идентичную. Такую же эволюцию совершают формы «объективного духа», созданные человеческим обществом (право, мораль, нравственность). В конкретной нравственности (семье, обществе и государстве) решающим моментом является единство правового содержания и морального убеждения. Это единство достигает в государстве своей высшей формы. Над образованиями объективного духа стоят три формы «абсолютного духа», т.е. созерцания, представления и знания абсолютного тождества субстанции и субъекта. В искусстве это единство только «созерцается», идеальное (идейное) просвечивает сквозь материю, в религии это единство «представляется» в лице потусторонней личности, которая есть одновременно Бог (т.е. мышление мышления) и человек (т.е. чувственное наличное бытие); только в абсолютном знании это единство познается как полное тождество субъективного (божественного) духа, только здесь достигается цель – возвышение конечной сущности человека к бесконечному. Это единение с божественным разумом есть мистическая цель гегелевской философии. Но наибольшее влияние Гегель оказал в области философии государства и философии истории. Общая мировая история рассматривается им как процесс самосознания мирового духа и вместе с тем как «прогресс в сознании свободы». Результатом гегелевской системы явилось учение Карла Маркса. Диалектическое мышление Гегеля Маркс применил к политической экономии и философии истории. Значительным было также влияние Гегеля на историографию.

 

СНЯТИЕ, СНИМАТЬ (нем. aufheben) в диалектике Гегеля (в соответствии с многозначностью слова «снимать») поднимать на более высокую ступень, сохранять, а также уничтожать (отрицать). Полагаемое в тезисе снимается, т.е. отрицается, в антитезисе, а затем через отрицание отрицания снова выступает как полагаемое, но уже на более высоком уровне относительно принятого исходного пункта диалектического развития. Это приводит к синтезу, который, снимая тезис, сохраняет его в себе в более совершенной форме.

 

ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804-1872) - немецкий философ. Важной вехой интеллектуальной биографии Ф. был разрыв с учением его учителя - Гегеля. В 1839 Ф. была написана работа "К критике гегелевской философии", за ней последовали: "Предварительные тезисы к реформе философии" (1842) и "Основные положения философии будущего" (1843), в которых Ф. критикует гегельянство в основном с материалистических позиций, резко выступая против тезиса о тождестве бытия и мышления. Мир рассматривался Ф. как органическая целостность, в центре которой - человек. Человек трактуется как единственный, универсальный и высший предмет философии, превращающейся в антропологию. Философия Ф. – антропологический материализм. Особое значение имела книга "Сущность христианства" (1841), переведенная на многие языки. В ней Ф. дает глубокий анализ религии как социокультурного феномена. Критика религии становится основной темой творчества Ф. Разгадку веры, согласно Ф., следует искать в глубинах человеческой психики, стремлении человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие.

Тест8:

Вопрос 1: Представители Немецкой классической философии:

а) Л. Фейербах б) - Ф.Шеллинг
в) - О. Шпенглер г) - Г. Зиммель
д) - Н. Макиавелли е) - Б. Рассел

Вопрос 2: Немецкая классическая философия - преемница идей:

а) Возрождения б) Просвещения
в) - Реформации г) - Средневековья

 

Вопрос 3: Фамилия автора произведения "Критика чистого разума" - …

а) Л. Фейербах б) - Ф.Шеллинг
в) И.Кант г) Б.Рассел

 

Вопрос 4: Понятие, используемое Кантом, в переводе с греческого "парные суждения, каждое из которых исключает другое" - …

а) противоречие б) противоположность
в) антиномия г) развитие

Вопрос 5: Период деятельности И. Канта характеризующийся работой "Всеобщая естественная история и теория неба" - …

а) политический б) творческий
в) докритический г) материалистический

Вопрос 6: Явление, данное в опыте, чувственном познании - …

а) ноумен б) вещь
в) феномен г) понятие

Вопрос 7: Категорический императив И. Канта развивает принципы…

а) морали б) - развития
в) - движения г) - познания

Вопрос 8: Субъективный принцип нравственности, по Канту -….

а) свобода б) разум
в) долг г) истина

Вопрос 9: Фихте является последователем...

а) Л. Фейербаха б) - Ф.Шеллинга
в) И.Канта г) Гегеля

Вопрос 10: Представитель немецкой классической философии, основывавшийся на позициях антропологического нравственно-природного дуализма:

а) Кант б) - Фихте
в) - Гегель г) - Шеллинг

Вопрос 11: Метод, используемый И. Фихте в разработке своих основоположений - …

а) наука б) диалектика
в) логика г) математика

 

Вопрос 12: Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей -….

а) логика б) критика
в) аналитика г) диалектика

 

Вопрос 13: Философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности - …

а) аналитика б) натурфилософия
в) естествознание г) гносеология

Вопрос 14: Объективное, идеальное начало, выступающее субъектом развития, творцом мира, по Гегелю - …

а) Божественная сущность б) Мировая Воля
в) Мировой Дух г) Абсолютная истина

 

Вопрос 15: Необходимый момент в развитии познания, по Гегелю - …

а) ноумены б) символы
в) феномены г) заблуждение

 

Вопрос 16: Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждение), антитезис (отрицание), синтез (отрицание отрицания), по Гегелю - …

а) история б) движение
в) эволюция г) развитие

Вопрос 17: Философия Фейербаха:

а) антропологический материализм б) - географический детерминизм
в) - субъективный идеализм г) - механистический материализм

Вопрос 18: Мыслитель, считавший, что в поисках смысла истории следует исходить из ее "конца", т. е. предполагаемых результатов:

а) Кант б) - Платон
в) - Маркс г) - Декарт

Вопрос 19: Диалектика процесса познания и мышления людей называется:

а) субъективной б) - объективной
в) - трансцендентной г) - метафизической

 

Вопрос 20: Философская категория, означающая уничтожение формы объекта, изменение его содержания и сохранение жизнеспособных элементов при переходе на более высокую ступень развития - …

а) продвижение б) снятие
в) возвышение г) затруднение

 

Вопрос 21: Категория диалектики парная категории "необходимое" - …

а) вероятное б) случайное
в) хаотичное г) закономерное

Вопрос 22: Ключевым моментом диалектической концепции является принцип...

а) противоречия б) - системности
в) - дополнительности г) - запрета

Вопрос 23:

Принцип подхода к действительности как развивающейся во времени -

а) вероятности б) - историзм
в) цикличности г) -последовательности

Вопрос 25: Способность образования понятий, суждений, правил, по Канту

а) ощущение б) рассудок
в) разум г) восприятие

Вопрос 26: Смысл категорического императива И. Канта выражен в суждении…

а) «человек человеку друг, товарищ и брат» б) «человек человеку волк»
в) «человек не должен быть средством для реализации чьих бы то ни было целей» г) «человек человеку бог»

 

 

Вопрос 27: На позиции материализма и атеизма стоял такой мыслитель немецкой классической философии, как…

а) Л. Фейербах б) И. Кант
в) Ф. Шеллинг г) Г. Гегель

Вопрос 28: На позиции материализма и атеизма стоял такой мыслитель немецкой классической философии, как…

а) Л. Фейербах б) Г. Гегель
в) И. Кант г) Ф. Шеллинг

Вопрос 29: «Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты», - считал…

а) У. Оккам б) Демокрит
в) Н. Макиавелли г) И. Кант

Вопрос 30: В философии Г.В.Ф. Гегеля изменения социальной действительности детерминируются…

а) демографическими факторами б) действиями выдающихся личностей
в) географической средой г) саморазвитием абсолютной идеи

Date: 2015-09-18; view: 825; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию