Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ком действии
Ответы на вопросы «Что такое мизансцена не только в театре, но и в жизни?» и «Откуда она, собственно говоря, и явилась на подмостки?» достаточно подробно рассмотрены Ю АМочаловым. «Слово мизансцена буквально означает — расположение на сцене. Сначала оно появилось у нас в непереведенном виде. "Обратите внимание на изящество mise en scene", — нередко встречаем мы в литературе XIX века. Русская транскрипция этого слова принадлежит Константину Сергеевичу Станиславскому. Вначале Станиславский употреблял его только в единственном числе, как обозначение чего-то собирательного. "Шейлок" по ролям прочтен неоднократно. Мизансцена сделана четырех первых картин... "Самоуправцы" прочтены. Мизансцена сделана первых трех актов», — читаем мы в письме Станиславского к Вл.И.Немировичу-Данченко в год открытия МХТ. Затем в театральную лексику приходит употребление этого слова во множественном числе. (Начинается разводка мизансцен. Одни мизансцены в спектакле удались, другие — нет.) Таким образом, определяется понятие мизансцены как композиционной единицы пластической партитуры спектакля. Прогуляемся вечером по улице. Заглянем в окна. Мы увидим несколько вариантов расположения и перемещения людей в пространстве, продиктованные органическим их поведением. Вот девушка за столом в полупрофиль к нам читает. Отложила книжку, принялась искать что-то по всей комнате. Не находит. В растерянности остановилась слева у стены. Можно ли сказать, что она выполнила ряд мизансцен? Нет. Ведь мизансцена — это расположение на сцене, т.е. расположение для зрителя. Но вот девушка заметила нас, хоть и искусно скрыла это. Ее поведение не перестает быть естественным, но — мы чувствуем — в нем появилась цель: пошутить, подразнить, показаться наивной, словом, как-то воздействовать на нас с вами, зрителей. И девушку можно уже в известном смысле назвать исполнительницей, а ее перемещения и остановки в пространстве — мизансценами» [21]. Каждый актер знает, что ему бывает, выражаясь профессиональным языком театра, «неудобно», как-то ненатурально обращаться к партнеру с конкретной репликой из одного места пространства сцены и удобно сделать это в ином месте. Основные причины тому мы уже выяснили ранее, включая и то, что место актера есть знак его роли или, точнее, — знак ролевой функции переонажа в данный момент спектакля. Если изменилась функция, а на это указывают текст драматурга и его трактовка в данном спектакле, значит возникает и необходимость найти иное, соответствующее новой ролевой функции место, определить иную топо-ному. А часто бывает и наоборот — поиск выразительной мизансцены сам по себе является процессом творческого переосмысления пьесы. Нечто подобное происходит и в жизни. Особенно это заметно проявляется в минуты аффекта, повышенного тонуса общения. Эмоционально возбужденный человек буквально не стоит на месте, но все время как бы кружит вокруг собеседника. При этом каждая новая его позиция, т.е. выбор другой топономы местоположения — знак конкретного в данную минуту душевного состояния, результат сопряжения внутреннего пространства с внешним. Но если в спектакле это обычное явление (здесь накал эмоций всегда высок), то в жизни подобная эмоциональная «пешеходность» происходит реже и, как правило, в моменты аффекта. Впрочем, дети так и поступают, когда ими еще не могут быть выполнены свернутые движения. По аналогии с театральным термином, определяющим взаиморасположение актеров на сцене как мизансцену, станем внеречевую динамику в подобных проявлениях не только в искусстве, но и в быту называть «мизансценическим действием». Тем более, что мотивированное изменение человеком своего местоположения в пространстве уже есть своего рода невербальное высказывание. Взрослый человек, скрывая свои чувства, удерживает себя от постоянного хождения вокруг собеседника. Но желание быть относительно него в самом «удобном» для себя месте не проходит. И это желание все-таки осуществляется, хотя и на разных энергетических уровнях, проявляясь в смещении корпуса или головы, или (как микроуровень) во взгляде. Можно смело утверждать, что перевод взгляда то в одном направлении, то в другом во время общения с другим человеком — это ни чтсгиное, как свернутое мизансценичес-кое действие. Мизансценическое действие — это выражение изменения психологического состояния партнеров в процессе общения посредством перемены их местоположения относительно друг друга (или, в минимуме, обозначение готовности к такой перемене местоположения, выраженное в движении корпуса, жесте или взгляде). Мизансценическое действие в искусстве (театре, кинематографе и т.д.) с одной стороны, художественный образ пространствен-
ного взаимодействия, а с другой — средство психологического и эстетического воздействия на зрителя. Все это выражается внешне как визуальное повествование о желании объективизировать свою точку зрения за счет нового ее местоположения и одновременно совместить свое конкретное переживание с соответствующим ему значением топономы. Т.е. буквально встать на топоному, адекватную характеру переживания (в максимуме), или обозначить свою устремленность к ней. Очевидно, что изменение взаиморасположения в процессе общения может быть вызвано и какими-то внешними обстоятельствами. Например, вы беседуете в транспорте, сидя рядом с приятелем. Но вот возникла необходимость уступить место женщине или пожилому человеку. Вы встали, приятель остался сидеть. Вы были справа от него, теперь слева. Вы оба сидели, а теперь один из вас стоит. Короче говоря, подобного рода случайное изменение мизансцены — это не что иное, как непроизвольное мизансценическое действие, которое неизбежно изменит эмоциональный фон вашего общения. Иными словами, мизансценирование (в быту и на сцене), как и любая форма действия, может носить и произвольный, и непроизвольный характер. Хотя следует согласиться, что такого рода действия пока что относятся к области неявных, безотчетных поступков. Особенно часто встречаются в жизни, реже — в искусстве. Наши эмоциональные переживания находят (хочется, чтобы нашли) отклик у другого человека. А это по сути — желание изменить его эмоциональное состояние, его точку зрения на нас. В этом случае мы или сами совершаем мизансценическое действие, или стараемся, чтобы партнер изменил свою мизансцену, воздействуя на него с этой целью. Если же партнер «непослушен», то местоположение с той же целью приходится менять нам самим. Изменение мизансцены (исполненное или желаемое) — всегда изменение точки зрения на объект внимания. В мизансценическом действии это воплощается буквально. Так, изменение мизансцены одним из ее участников меняет характер взаимоотношений всех партнеров по общению. КССтаниславский говорил о словесном действии как о воздействии на партнера словом. Позволим себе поставить в этот же ряд воздействий и мизансценическое действие. К сожалению, ему пока мало уделяется внимания в театральном образовании. В приведенном ранее высказывании Ю. АМочалова подмечено главное, знаково-воздействую-щее предназначение мизансцены. И в которой раз мы убеждаемся, что простое действие становится знаковым, попадая в иной контекст. Итак, миэансценическое действие в быту (включая свернутые мизансцены: наклон и поворот головы, взгляд) отражает перенос
самого себя (или лишь внимания) с одной топономы на другую, выражая тем самым отношение человека к полученной информации с целью воздействия на собеседника. Это, как правило, происходит непроизвольно, подсознательно. В театре мы имеем дело уже с художественным образом этого процесса. Здесь мизансцецическое действие выбирается не сразу, не спонтанно, но благодаря творческому поиску режиссера и артистов. Художник-декоратор также стремится создать оптимальные условия для разнообразного многоуровневого мизансценического действия. А художник по свету находит акценты этого действия, выделяя одно и как бы затеняя другое. Иными словами, если в быту мизансценическое действие — процесс сугубо индивидуальный, то в театре — плод коллективного творчества. Между мизансценическим действием любого уровня в быту и в искусстве существует еще одна принципиальная разница, которая особенно ярко проявляется в живописи. Если при обычных условиях человек переключает внимание с одной топономы на другую под влиянием своих чувств, то при восприятии живописной работы происходит прямо противоположный процесс. Художник выстраивает партитуру переключения внимания зрителя и тем самым рефлекторным образом формирует мелодию его переживаний. Иными словами, художник не только за счет композиции, колорита, светового решения переводит взгляд зрителя по заранее намеченному им плану, но тем самым то одной, то другой топономой как бы «высекает» в его душе переживания одно за другим и в нужной последовательности. Умение управлять топономным вниманием зрителя — это также и профессиональное качество актера. Например, во время гастролей в Италии Ф.И.Шаляпин, исполняя партию Бориса Годунова на русском языке, в момент знаменитого «...и мальчики кровавые в глазах» так устремлял свой сагиттальный взор в даль зрительного зала, что все зрители невольно оборачивались. Одним лишь взором Ф.И.Шаляпину удавалось заставить зрителей самих совершить мощнейшее мизансценическое действие! Размышляя о роли и значении мизансцены в сценическом искусстве, С.М.Эйзенштейн писал: «Эстетика выразительных средств в Художественном театре делает упор на два "решающих" средства — интонацию и глаза. Игнорируются жест, движение и воздействие сценическим размещением и перемещением. Творчество в процессе мизансцены, во всем богатстве реального движения, перемещения в пространстве — вот та обстановка, в которой ищется, примеряется, пробуется, обретается и находится полнота разрешения. Незабываемый вбег Шаляпина в "Борисе Годунове" — "Чур, дитя!" — невозможно сочинить за столом. Тут столько же фантазии мысли, сколько и выдумки рук и ног. "За них" не сочинить этих бесподобных движений. Они ими сочиняются. Выискиваются. Выбираются.
Мизансценическая сетка Мизансцена не есть "перенос" геометрических чертежиков на площадку сцены. Мизансцена — это акт всестороннего воплощения идеи и замысла сцены в конкретное действие... Но не забудем, что ведь есть еще мышление "всем существом"» [37]. Изображенное на рисунке 23 автор назвал «мизансценической сеткой». По его мнению, здесь обозначены наиболее «горячие» топономы сцены и основные эгонали, их связующие. Мизансценическая сетка включает в себя: — главные топономы («белые клавиши»); точки 1,3,5,7,9,11, а также «О»; — дополнительные топономы («черные клавиши»); точки 2,4,6, 8,10,12 и две «о*» (смещенные левый и правый центры); — акцентирующие топономы; точки со знаком *. Данная структура, разумеется, не является абсолютной и может в чем-то отличаться1. Выбор именно этих, указанных на сетке, топо-ном условен так же, как выделение в современной европейской музыке из всей бесконечности звуков в пределах одной октавы всего двенадцати. Но, как показывает опыт, все мизансценические рисунки в жизни и на сцене тяготеют в заполнении пространства к именно такой структуре эгоналей. 1 Изнсстиы, например, формы мизансценических сеток, предложенные А.Я.Вагановой и Ю.А.Мочаловым. Предложенная же здесь сетка во многом обобщает их. Даже простой вопрос: «Который час?», заданный вами прохожему на улице, будет по-разному эмоционально окрашен в зависимо-,! сти от того, как вы оба окажетесь взаиморасположены, т.е. в какой! мизансцене. Вы можете задать свой вопрос, и он «устремится» по1 одной из названных Н.Тарабукиным четырех диагоналей, т.е. по сет- i ке от точки 5 до точки i 1 или наоборот, а также от точки 7 до точки; 1 или в обратном направлении. Например, вы находитесь слева от прохожего, и ваш взгляд в мо- < мент вопроса переместился с его глаз на его руку с часами — это диагональ «входа» (картина И.Е.Репина «Не ждали»). Взгляд обратный (с часов в глаза прохожему) — это диагональ «вынужденного ухода, уезда» (картина В.Сурикова «Боярыня Морозова») и т.д. При этом ваше отношение (лидирующее или зависимое) повлияет и на интонацию, с которой будет задан ваш вопрос о времени, и на отношение прохожего к вам. Иными словами, знаковая система любой формы визуального общения между людьми, в быту, на сцене, в живописи, в кино и т.д. — основана на одной и той же знаковой системе, на одной и той же топономике. Убежденность в этом позволила автору в поиске уни-вереальной структуры прийти к выводу об оптимальности представленной здесь «мизансценической сетки». Быть может, кто-то согласится с тем, что актерам и режиссерам полезно будет иметь такую же психологически оправданную разметку сцены, как на грифе гитары или на клавиатуре фортепьяно. И так же, как вне зависимости от того, кто сядет за рояль и что будет играть, высота звучания каждой ноты будет заранее предопределена, так и на сцене, вне зависимости от того, кто займет ту или иную позицию на ней и в каком спектакле, эмоциональное «звучание» выделенной актером топономы не изменится. Продолжая аналогию с музыкой, мы можем назвать мизансцену визуальным аккордом. Вспомним фразу, иллюстрирующую понятие эмпатии: «Ты да Я, да Мы с Тобой». Очевидно, что любая визуальная фраза изменяет для зрителя сущность этого «Мы с тобой» как некоторого единого целого и вполне самостоятельной субстанции «Мы». Именно это отличает поступок артиста от поступка персонажа. Герой спектакля подсознательно действует, двигаясь по эгонали для достижения своей цели. Артист же, устремленный по этой же эгонали, изменяет образ этого «Мы с Тобой». Иначе говоря, когда один переонаж спектакля изменяет свое «Я» по отношению к другому персонажу, то одновременно артист меняет «Мы» по отношению к зрителю. Вот почему именно мизансце-ническое действие может служить основой формирования творчес- кого профессионализма актерского ансамбля. В данном случае «Мы» не умаляет значение каждого актера, но, наоборот, целиком зависит от степени его таланта, от уровня его творческой личности. Ведь это «Мы», его эстетическая ценность зависит одновременно и от всех вместе, и в равной мере — от каждого в отдельности. Здесь уместно привести следующее высказывание Е.Я.Басина: «В связи с анализом творчества актера возникает интересная проблема коллективной творческой личности, коллективного творческого "Я" художника. Еще В.Г.Белинский писал, что на хорошем спектакле мы "сливаемся" со зрительным залом "в одном чувстве". Искусство театра — это, по выражению театроведа Г.Н.Бояджиева, "соборное искусство". Но чувств отдельно рт личности не бывает. "Сливаясь", зрители как бы образуют одну коллективную личность, одно "Я". То же происходит и с актерами во время хорошего спектакля. Они объединяются в одном художественном чувстве, как бы в одном коллективном художественном "Я". И хотя этим "Я" управляет косвенно режиссер (а в оркестре — дирижер), оно обладает и относительной степенью саморегуляции» [1]. Известно, что индивидуальная актерская задача базируется на трех основных вопросах: «Что я делаю?» (действие), «Зачем я это делаю?» (желание) и «Как я это делаю?» (форма или, иначе, «приспособление»). В мизансценическом действии структура актерской задачи сохраняется. Только «Я» меняется на «Мы». «Что Мы делает?» (здесь нет опечатки). Непродуктивно определять это действие словами, подобно индивидуальной актерской задаче. Если во втором случае («Я») для определения конкретных психологических воздействий на партнера существует масса глаголов, то в первом случае («Мы») их гораздо меньше, да и пищи для фантазии актеров они не дадут. Ведь это будут глаголы из менее богатого арсенала, описывающие характер обоюдных отношений: «ссоримся», «миримся», «объясняемся», «договариваемся» и т.п. Знание же «азбуки молчания» позволяет и без поиска необходимого глагола обозначить каждое действие, совершаемое «Мы», его образ и «читаемость» зрителем. Так же, как это происходит при рассмотрении живописной композиции, словесное описание которой так же убого, как и попытка передать словами сущность музыкального произведения, где и без слов все понятно и открыто для наших чувств. «Зачем Мы это делает?» Здесь существует отличие от индивидуальной актерекой задачи. Ведь действие «Я» направлено на партнера, а объектом действующего «Мы» является зритель. Действие «Мы» определяется мизан-сценическим действием каждого «Я». Изменилась топонома «Я», следовательно, изменилось мизансценическое «Мы». Таким образом, актер, осознавший значение и предназначение мизансценичес-кого действия, сможет ощутить во всей полноте личную ответственность за общее дело, за качество ансамбля. Ради чего играется спектакль? Ответ на этот вопрос КСОани-славский назвал «сверхзадачей». Иными словами, мотив мизансце-нического действия в каждом эпизоде это не только «Зачем Я это делаю?» в образе персонажа по отношению к другому переонажу, но и «Ради чего Мы это делает?» в спектакле по отношению к зрителю. «Как Мы это делает?» Выбор следующей мизансцены сегодня считается режиссерской обязанностью, как и выбор формы каждой мизансцены спектакля, т.е., в конечном итоге, «лепка» общего «Мы» из нескольких «Я». Однако знание топономики может внести в эту монополию некоторые ограничения, которые мы рассмотрим, когда речь пойдет о коллективной импровизации. Одним из основных постулатов данной работы является то, что результатом внеречевого высказывания является выбор вектора направления психологической устремленности. Таким образом, за изменение мизансцены может быть принято, как многократно здесь повторялось, и переход через всю сцену, и движение глаз. Однако микродвижения плохо видны из дальних рядов зрительного зала. Поэтому выбор масштаба мизансцены зависит и от этого фактора. Если, например, направление взгляда как выразительное средство актерского исполнения целесообразно в небольших театральных помещениях, то на большой сцене уместнее в том же случае применить равнозначный жест или даже длинный переход. Автор данной работы убежден: расхожее мнение, что мизансцена — это язык режиссера, неверно. На самом деле, чем активнее бессловесный партнерокий (ансамблевый) диалог во время спектакля, тем более мизансцена — язык актеров. Что же остается на долю режиссера? Режиссер — стратег будущего спектакля. Его искусство заключается в создании всего комплекса предполагаемых обстоятельств, в которых актерекое «Мы» должно выполнить поставленную режиссером задачу и для каждого эпизода, и для всего спектакля в целом. «Артист находит себе мизансцену в зависимости от задачи выполняемого действия, настроения и переживания. Но мизансцена, передающая наше внутреннес переживание, должна быть выразительной. Чем глубже, сильнее переживание, тем выпуклес, типичнее и ярче должна быть мизансцена» [22]. Искусство театра — в огромной мере искусство «для глаз». Еще К.С.Станиславский советовал говорить «не уху, но глазу партнера», обращаясь к его внутреннему видению. Вот почему знание «азбуки молчания», профессиональное владение языком внеречевого общения может позволить актерам освободиться от авторитарности режиссуры, вести между собой во время спектакля постоянный партнерский диалог и наполнить его новыми импровизационными красками. При знании топономики сцены актеры смогут оживить поэтическую ткань спектакля новыми приспособлениями «Мы» в зависимости от замены исполнителя (тут не нужны будут специальные «вводы»), а также от размеров сцены и заполняемое™ зала, даже погоды на улице, что, кстати, очень влияет на атмосферу спектакля и всегда является «предлагаемым обстоятельством». Согласимся, что все мировое искусство сводится к повествованию о том, как у людей получается или не получается ладить между собой. Следует отметить, что изучение топономики мизансценическо-го действия может оказаться полезным не только в сценическом искусстве, но также и преподавателям, лекторам, политикам — всем, кому приходится выступать на публике. Особенно глубоко технику мизансценирования следует изучить педагогам. Как ясно из изложенного здесь материала, не все равно как будет расположен преподаватель относительно своих учеников во время школьного урока или лекции в институте. Ведь характер такого расположения эмоционально окрашивает то или иное новое знание, а значит способен усилить или ослабить (при неверно выбранном местоположении) усвоение материала. Кроме того, это полезно знать всем, кто обращен к аудитории. Мизансцена способна выполнить роль «якоря» (по терминологии НЛП). «Якорь» — это использование природы условного рефлекса с целью неявного управления поведением людей. Вот пример такого «якоря». Допустим, некто (назовем его «внушаемым») совершает какое-либо действие, к примеру, гасит сигарету. Другой («внушающий») в этот момент делает безобидный жест, допустим, расчесывает волосы. И так, во время беседы, несколько раз подряд один гасит сигарету, а другой причесывается. Наконец, в момент, когда «внушаемый» только закурит, а «внушающий», как бы невзначай, причешется, только что закуривший человек непроизвольно тут же загасит сигарету. Это один из способов тайного и, по мнению автора, не всегда вполне этичного воз-действияодного человека на другого. Из приведенного примера ясно, что сознательная саморежиссура того, кто появляется перед публикой, проявленная в осознанном мизансценировании, может быть весьма насыщена подобного рода «якорями». Так, привязав сообщаемый факт к определенной мизансцене, преподаватель может помочь ученику при опросе вспомнить пройденный материал, докладчик — связать в единую систему несколько разрозненных тезисов и т.д. Мизан- Date: 2015-09-05; view: 342; Нарушение авторских прав |