Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позитивизм и его разновидности





Программные идеи позитивизма:

- разграничение метафизики и науки, освобождение науки от метафизики и метафизических построений;

- призыв преодолеть противоположность материализма и идеализма.

I. Классический позитивизм (позитивизм) [67] возникает в 1830-40-е гг.

Представители: О. Конт (1798–1857) – основоположник, Дж.С. Милль (1806–1873), Г. Спенсер (1820–1903).

Основные произведения: «Курс позитивной философии» (1830-1842), «Дух позитивной философии» (1844) О. Конта; «Система синтетической философии» (1862-96) Г. Спенсера.

Разграничение метафизики и науки. Позитивизм критикует метафизику как «негативную философию». Любые размышления о таких категориях, как «первопричина», «вещь-в-себе» и т.п. являются ненаучными. Позитивизм в этой связи выдвигает два тезиса: во-первых, наука должна заменить традиционную философию и, во-вторых, научное знание должно освободиться от метафизических проблем и построений.

По О. Конту, любая наука должна стремиться к замене слова «почему» словом «как». Иначе говоря, следует описывать внешнюю сторону явлений и ее законы, но не стремиться отвечать на вопросы о сущности явлений.

«Закон трех стадий». Обосновывая свои выводы, О. Конт формулирует «закон трех стадий», которые проходит человеческий ум в своем развитии: 1) теологическая – объяснение реальности опирается на представления о сверхестественных факторах; 2) метафизическая – нацелена на поиск сущностей, лежащих в основе мира; 3) позитивная (лат. positivus – положительный) – познание законов действительности на основе наблюдений и размышлений.

Этот закон носит универсален: на его основе описывается и умственное развитие отдельного человека в процессе его жизни, и развитие духовной культуры, и этапы общественного развития.

Задачи науки и научного знания. Главное в науке – твердые, устойчивые и несомненные факты. О. Конт называет их позитивным знанием (отсюда и название направления). Наука должна собирать и систематизировать факты, расширять сферу позитивного знания. Основные методы науки – наблюдение и эксперимент, а главная ее функция – описание действительности. При этом роль рационально-теоретических методов не отрицается.

Социальные задачи науки. Позитивная стадия началась в 1800 году. Будущее человечества связано именно с этой стадией. Позитивизм высоко ценил науку и полагал, что наука, формирующая позитивное знание о мире, должна играть универсальную роль в культуре. «Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы мочь», – резюмирует О. Конт.

II. «Второй позитивизм» (эмпириокритицизм или махизм) (конец XIX – начало XX века) отрицает существование материи и материального мира, сводя реальность к комплексу ощущений.

Основоположники: австрийский физик Э. Мах (1838–1916) и швейцарский философ Р. Авенариус (1843–1896).

Основные идеи Э. Маха:

1. В духе классического позитивизма, Э. Мах стремился преодолеть противостояние материализма и идеализма. По его мнению, мир состоит из «элементов» (соединение физического и психического, которое не является ни материальным, ни идеальным). Иначе говоря, «элементы мира» являются «нейтральными» по отношению к материи и сознанию: в одном отношении они носят физический характер, а в другом – психический. К примеру, ветер существует и как совокупность конкретных физических характеристик («материальный элемент»), и как конкретное ощущение в нашей психике («психический элемент»).

Фактически Э. Мах разработал субъективно-идеалистическую теорию.

2. Предметом науки считаются факты, которые рассматриваются как чувственный опыт исследователя, как «поток (комплекс) ощущений».

3. Отношения, существующие в природе, носят функциональный характер. Т.е., отрицается традиционное противопоставление сущности и явления, а также наличие в реальном мире причинно- следственных связей.

4. Наука занимается описанием, т.е. определением численных величин одних признаков на основе других при помощи математических операций. На этой основе понятия, законы и теории рассматриваются как формы описания действительности.

5. Научное описание опирается на фундаментальный познавательный принцип экономии мышления. На его основе отметаются все оставшиеся философские понятия и категории, в т.ч. и категория «объективная реальность».

Р. Авенариус говорит о «принципиальной координации» (нерасторжимой, неразрывной связи субъекта и окружающей среды). На этой основе также отрицается существование объективной реальности. Его взгляды получили название «эмпириокритицизм» (греч. empeiria – опыт и критика). В целом понятия «махизм» и «эмпириокритицизм» могут считаться синонимами.

III. Неопозитивизм (середина 1920-х – 1950-1960-е) – сосредоточился на анализе языка как средстве разграничения науки и метафизики.

Основоположники: Л. Витгенштейн (1889–1951), Б. Рассел (1872–1970), «Венский кружок»: (лидеры – М. Шлик (1882–1936), Р. Карнап (1891–1970)). В Европе сформировались и другие школы (Львовско-варшавская школа, Берлинская группа философов).

Основные произведения: «Логико-философский трактат» (1921) Л. Витгенштейна; «Научное миропонимание. Венский кружок» (1929) (авторы – Р. Карнап, Г. Хан (1879–1934), О. Нейрат (1882–1945)).

Программа направления. Неопозитивизм соединяет принципы позитивизма с аппаратом математической логики.

Задача философии, по мнению Л. Витгенштейна, состоит в анализе естественного языка. Он и другие неопозитивисты обратили внимание на то, что язык – это не только средство фиксации мыслей. Он активно влияет на мышление, порой определяя его результаты. Т.е., неопозитивисты смягчают категорическое отрицание значения философии более ранних позитивистов.

Разграничение науки и метафизики (проблема демаркации). Основоположники логического атомизма – Л. Витгенштейн (1889–1951) и Б. Рассел (1872–1970) – показали, что подлинно научными будут предложения, которые фиксируют научный опыт («протокольные» или «атомарные» предложения). Наука есть комбинация предложений, отображающих факты и их сочетания. Но в языке есть и другие предложения, не соответствующие фактам. Поэтому необходим логический анализ языка науки.

Принципы верификации и редукции. В науке не все суждения (предложения) являются протокольными или их комбинациями. Принцип верификации предполагает, что всякое истинно научное предложение должно сводиться к предложениям, выражающим чувственно данное (протокольные предложения); если этого нет, то данное предложение лежит вне науки и бессмысленно. Редукция к протокольным предложениям должна осуществляться по правилам логики.

Верификация (позднелат. verificatia – подтверждение; лат. verus –истинный, facio – делаю) – в научной логике – процедура подтверждения истинности научной гипотезы (утверждения) на основе ее прямого или косвенного соответствия данным опыта.

Судьба неопозитивизма. Невозможность свести все суждения к протокольным предложениям в сочетании с «наивно-куммулятивной моделью развития науки» привела к кризису неопозитивизма в начале 1960-х годов.

IV. Постпозитивизм (1960-1970 – настоящее время)

Основоположники и программные работы: К.Р. Поппер (1902–1994), работа «Логика научного открытия» (1959); Т.С. Кун (1922–1996), работа «Структура научных революций» (1962).

Представители: М. Полани (1891–1976), И. Лакатос (1922–1974), П.К. Фейерабенд (1924–1994)

Критика предшествующих направлений позитивизма велась по следующим основным направлениям:

1. Новое понимание критерия разграничения науки и философии («метафизики»): принцип фальсификации вместо принципа верификации. К. Поппер доказывал, что научно то высказывание, которое принципиально опровержимо. Иначе говоря, если можно предложить принципиально реализуемую схему для опровержения того или иного научного высказывания (гипотезы, опыта), то это будет наука. А вот проблема существования Бога или платоновских эйдосов (греч. eidos – вид, образ) наукой не будет.

Фальсификация (позднелат. falsificatio, от лат. falsus – ложный и facio – делаю) – в философии постпозитивизма – критерий разграничения науки и ненаучного знания, предполагающий принципиальную опровержимость высказывания (гипотезы, опыта).

2. Рассмотрение развития науки в социокультурном контексте. Динамика науки есть результат влияния на нее ценностей и достижений других отраслей культуры и сфер человеческой деятельности (религии, политики).

3. Реабилитация «метафизики» (т.е. философско-мировоззренческих вопросов). Постпозитивисты поставили точку в принципиальной проблеме отделения науки от метафизики. В результате стали очевидными два факта: 1) философия имеет значение для науки (и как элемент ее социокультурного контекста, и как часть процесса научного творчества); 2) любое суждение всегда «теоретически нагружено», поскольку ученый погружен в культуру своего времени (т.е. метафизика неискоренима из естественного языка).

4. Отказ от неисторического понимания науки. В работе Т.С. Куна «Структура научных революций» (1962) развитие науки рассматривается не как постепенное (куммулятивное) накопление фактов, а как результат резких скачков, связанных со сменой парадигм (греч. paradeigma – пример, образец). Парадигма же рассматривается как модель постановки и решения проблем в науке на конкретном историческом этапе ее развития.

5. Отказ от установки на поиск и обоснование единственной, «правильной» концепции науки. П. Фейерабенд в работе «Против метода. Очерк анархистской теории познания» (1975) доказывал, что в основе развития научного знания лежит пролиферация (размножение) теорий. Поэтому любые пути и способы их получения хороши.

 

Date: 2015-09-18; view: 3625; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию