Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Материалистические проблемы в философии XVIII–XIX веков
Антропологический материализм Людвига Фейербах Осн. соч.: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843). Основная сущность человека в способности понять себя в отношении к себе другому. Осознать себя как род. Способности человека – разум, любовь, сила воли – божественные, т.к. они носят всеобщий родовой характер, эти способности абсолютны.
Идея целостности человеческого существования Основной недостаток идеализма о человеке в игнорировании полноты человека – особенно у Гегеля, где человеческое мышление выносится за рамки человека. В проблеме целостности человека Фейербах критикует всю идеалистическую традицию. Он обращает внимание на интерпретацию тезиса Протагора: «Человек есть мера всех вещей».
Мера вещей = человек мыслящий (Сократ). Мышление = человеческой сущности (Декарт). Разумность = действительность вообще (Гегель). Отсюда вывод Фейербаха: только разумное существенно Фейербах впервые сознательно отказывается от определения человека через разум. Человек отличается от животного не только разумом. Он является универсальным существом, но он не сводится к мышлению. Мышление – только одна из особенностей человеческого бытия. Главной целью философии в рассмотрении человека является не разум в абстрактном смысле, но действительно цельное человеческое существо. Человек как взаимодействие всех существующих человеческих свойств. «Истина не в одном свойстве, а в полноте человеческой жизни и существа» (Фейербах. Сочинения. Т.1. С. 202). Таким образом, Фейербах делает важный шаг по пути историко-материалистического понимания человека.
3 момента понимания человека: 1. Фейербах противопоставил гегелевской абсолютной идее реального человека. У Гегеля чувственность, телесность трактуется как то, что должно быть преодолено духовным воспитанием. У Фейербаха телесность – факт одухотворенности как необходимый аспект универсальной природы человека. 2. Бытие, которое у Гегеля есть понятие, или момент логического полагания, было истолковано Фейербахом материалистически, где чувственность – истинная действительность телесного. 3. Сам человек понимается Фейербахом как природное существо, особенностью которого является он сам, является воспроизведением природы. Всеобщее – это формы сведения многообразия человеческих отношений к единству в род. Единство «Я» и мышления может быть реализовано, если таким единством является человек. Ряд требований к человеческому роду, к философу будущего: - Категорическим императив: не стремись быть философом - Рассуждай как мыслитель, с не как живое существо. - Мысли. Date: 2015-09-18; view: 284; Нарушение авторских прав |