Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава ххvi философия марксизма





 

Марксистская философия, как и марксизм в целом, выступала одним из важнейших направлений духовной жизни ХIХ и ХХ веков. На эту ее особенность обратил внимание один из родоначальников неопозитивизма Б. Рассел, отмечавший, что почти половина мира сегодня (вторая половина ХХ века) – это страны, которые верят
в марксистские теории. (См.: Рассел Б. Мудрость Запада. Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. М., 1998. С. 411.)

Основателями философии марксизма были К. Маркс и Ф. Энгельс.

Карл Маркс (1818–1883) родился в г. Трире в семье адвоката Генриха Маркса. После окончания в 1835 году трирской гимназии обучался на юридическом факультете Боннского и Берлинского университетов. С начала 1839 года Маркс целиком посвящает себя философии, а 15 апреля 1841 года получает диплом доктора философии. В этот период он сходится с представителями радикального крыла гегелевской философии – младогегельянцами, которые объединились в так называемый «Докторский клуб». Маркс очень скоро стал одним из лидеров и духовных руководителей этого клуба.

Глубина и широта знаний, сила логики и последовательность суждений вызывали восхищение у людей, общавшихся с ним. Осенью 1841 года один из видных младогегельянцев Мозес Гесс, обычно не очень щедрый на лестные оценки, так писал своему другу Б. Ауэрбаху о впечатлениях от встречи с молодым доктором философии:

«...Будь готов познакомиться с величайшим, быть может, единственным из ныне живущих, настоящим философом... Доктор Маркс, таково имя моего кумира, еще совсем молодой человек (едва ли ему более 24 лет); он нанесет последний удар средневековой религии и политике; в нем сочетаются глубочайшая философская серьезность с тончайшим остроумием; представь себе соединенными в одной личности Руссо, Вольтера, Гольбаха, Лессинга, Гейне и Гегеля; я говорю соединенными, а не механически смешанными – и ты будешь иметь представление о докторе Марксе» (Цит.: Карл Маркс. Биография. 2-е изд. М., 1973. С. 15).

Свое жизненное кредо молодой Маркс выразил лаконично: «Мой удел – к борьбе стремиться». Всю свою жизнь он посвятил прометееву служению человечеству. В сочинении «Размышления юноши при выборе профессии» выпускник трирской гимназии Карл Маркс писал, что критерием при выборе профессии должно быть благо человечества: «Если мы избрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться для человечества, то мы не согнемся под ее бременем, потому что оно – жертва во имя всех; тогда мы испытаем не жалкую, ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать миллионам...» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 40. С. 7).

С 1842 года Маркс был сотрудником, а впоследствии редактором «Рейнской газеты». После закрытия газеты в 1843 году переехал в Париж, где работал в «Немецко-французском ежегоднике». Духовный климат Германии 40-х годов ХIХ века, усиление репрессий прусского правительства приводят к тому, что многим мыслящим интеллигентам запрещают выступать с кафедры. Эта участь постигла Фейербаха и Штрауса, Бауэра и Рутенберга. Участь эта не обошла и Маркса, когда он формально получил право достойно занять место за кафедрой.

Будучи по своей натуре мыслителем-борцом, Карл Маркс включился в публицистическую деятельность, где интеллигенции, лишенной права читать лекции для студентов, еще можно было развивать свои теоретические и политические идеи, читать лекции, но уже правительству.

Журналистика и публицистика являлись такой средой, где теоретическая и практическая деятельность сливались воедино, где философия соединялась с действительностью, с активной политической борьбой.

В 1845 году Маркс покинул Францию и переехал в Брюссель, где в 1848 году совместно с Ф. Энгельсом подготовил для Союза коммунистов «Манифест коммунистической партии».

В 1848 году Маркс был арестован и выслан из Бельгии. С 1849 года и до конца жизни Маркс жил в Лондоне, где написал свои основные экономические и политические работы. Маркс был одним из организаторов и руководителем I Интернационала.

Не только друзья Маркса отмечали его незаурядный ум и страстность натуры, но и те, против кого он поднял знамя борьбы. Так, полицей-президент Берлина в своем секретном отчете в апреле 1852 года отмечал, что партия Маркса – Энгельса «стоит намного выше всех членов «Эмиграций», «Агитаций» и центральных комитетов, ибо бесспорно располагает большей силой знаний и таланта.

«Сам Маркс – известная личность, и следует признать, что
у него в одном кончике пальца больше ума, чем в головах у всей прочей компании» (цит.: Карл Маркс. Биография. 2-е изд. М., 1973. С. 271).

К. Маркс умер 14 марта 1883 года. По этому поводу его друг
и соратник Ф. Энгельс писал: «Человечество стало ниже на одну голову, и притом на самую значительную из всех, которыми оно в наше время обладало». (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 35. С. 386.)

Фридрих Энгельс (1820-1895) родился в семье текстильного фабриканта в г. Бармене, ныне Вупперталь. В 1834–1837 годах учился в гимназии, которую по настоянию отца оставил и занялся изучением коммерческого дела в торговой фирме отца. В 1839 году начал изучать немецкую философию, в особенности произведения Гегеля.

В 1841–1842 годах отбывал воинскую повинность в Берлине,
в процессе которой посещал лекции в Берлинском университете.
В теоретических поисках Ф. Энгельс примыкал к младогегельянцам, которые стремились из философского учения Гегеля делать атеистические и революционные выводы.

В ноябре 1842-го– августе 1844 года Энгельс жил в Великобритании, где работал в конторе бумагопрядильной фабрики в Манчестере, совладельцем которой был его отец. В этот период он изучает политические и социальные отношения наиболее развитой державы. Именно здесь происходит его переход от идеализма к материализму и от революционного демократизма – к выработке научной социальной теории.

В работе «Положение рабочего класса в Англии», анализируя социальные последствия промышленной революции, Энгельс приходит к открытию диалектики производительных сил и производственных отношений и формулирует положение о необходимости соединения теории социализма с рабочим движением.

В апреле 1845 года Энгельс и Маркс приняли решение о том, чтобы сообща разработать материалистическое понимание истории
в форме критики немецкой послегегелевской философии, которое нашло свое воплощение в их совместном труде «Немецкая идеология».

В 1848 году по поручению 2-го конгресса Союза коммунистов Маркс и Энгельс разрабатывают программный документ этой организации – «Манифест коммунистической партии», в котором изложены основные идеи социальной теории марксизма.

В сентябре 1870 года Энгельс окончательно переселяется
в Лондон, где получает расцвет его теоретическая деятельность, воплощенная в его важнейших философских и естественнонаучных работах. После смерти К. Маркса вся тяжесть по руководству международным движением и дальнейшему развитию марксистской теории легла на плечи Ф. Энгельса.

Роль Ф. Энгельса в создании и особенно в разработке теории, которая по праву носит имя Маркса, чрезвычайно велика.

 

Date: 2015-09-18; view: 253; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию