Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
I. Пояснительная записка
Профессиональный цикл (Б.3) стандарта подготовки бакалавра по направлению 050100.62 Педагогическое образование предусматривает в базовой (профессиональной) части учебный модуль «Психология». Учебный модуль «Психология» состоит из четырех разделов: Психология самопознания, Общая психология, Возрастная психология, Педагогическая психология. Он предназначен для ознакомления с основными психологическими проблемами, концепциями, принципами и методами психологической науки в современном мире. Это определяет чрезвычайную важность психологического компонента в подготовке будущих учителей. Психология представляет собой одну из профилирующих дисциплин в общем контексте концепции высшего педагогического образования. Психология очень сложная отрасль знаний, исследующая чрезвычайно многогранные явления и процессы, охватывающая своим вниманием большой объем специфических понятий и терминов, связанная в силу своего предмета со многими областями общественных и естественно-научных дисциплин. Сложность обучения психологии усугубляется отсутствием ясной, четкой и единой системы в понятийном аппарате; новизной и трудоемкостью психологического материала; наличием большого количества вопросов, находящихся пока в стадии дискуссии; непониманием и незнанием практического значения психологии. Это часто приводит к механическому заучиванию материала, к тому, что студенты усваивают предмет абстрактно и формально. Непонимание психологического материала усугубляется труднодоступным изложением материала в учебниках по психологии, слабой связью содержания учебного материала с практикой, с жизнью и с тем, что студентам в очень короткий срок приходится усваивать систему сложных психологических понятий и закономерностей. При изучении курса «Психология самопознания» студент имеет большие возможности не только для изучения своих психологических особенностей, но и для наблюдения за другими людьми, сравнения своих качеств с аналогичными качествами у них, закрепления и применения полученных теоретических знаний на практике. Цель дисциплины: формирование у студентов компетенций (знаний, умений и навыков) в области самопознания и саморазвития личности. Задачи дисциплины: - овладение понятийным аппаратом; - формирование умений изучать и использовать психологические знания в практической деятельности; - получение экспериментальных данных и их интерпретации; - развитие рефлексивных знаний, умений и навыков и их использование в собственном самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании; развитие умений и навыков самореализации и самопрезентации; - развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой и др. В результате изучения дисциплины студент должен знать: - понятия самопознание и саморазвитие, их значение в жизнедеятельности человека; - сферы и области самопознания, его процессуальную сторону, способы и средства; - стадии саморазвития, его формы: самоутверждение, самосовершенствование, самоакуализация. уметь: - применять полученные знания и умения в процессе теоретической и практической деятельности в области собственного познания и развития. владеть: - основными методами и приемами психологического анализа собственного развития. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: а) общекультурные (ОК): - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); - способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК -3). б) профессиональные (ПК): - общепрофессиональныеи (ОПК): - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК- 1). Содержание курса определено требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100.62 «Педагогическое образование» (зарегистрировано в Минюсте РФ 05.02 2010 № 16 277, приказ от 22 декабря 2009 № 788), который предусматривает возможность вуза в самостоятельной разработке примерных программ дисциплины с ориентацией на региональные условия, а также профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника средствами этой дисциплины.
II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Распределение часов в тематическом плане по реализуемым формам обучения производится в соответствии с учебным планом.
Таблица № 1. Распределение трудоемкости (в часах) дисциплины
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО в результате освоения дисциплин обучающийся должен овладеть комплексом компетенций. Выполнение этого требования проверяется при аттестации образовательной программы, в том числе путём контроля остаточных знаний обучающихся. Таблица № 2. Распределение компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины
III. Список рекомендуемой литературы Основная литература: 1. Агапов В. С. Введение в общую психологию. - М.: РАГС, 2005. 2. Атлас по психологии: Информационно - методическое пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко.- М.: Пед. общество России, 2009. 3. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М., 2009. 4. Болотова А.К. Психология организации времени. – М.: Аспект Пресс, 2006. 5. Большой толковый психологический словарь. Т. 1. (А-О) / пер. с англ. – М.: АСТ; Вече, 2008. 6. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании. – М.: Кнорус, 2006. 7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. – М., 2007. 8. Карандашев В.Н. Психология. Введение в профессию. – М., 2005. 9. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учебное пособие для высш. пед. учеб. завед. / под ред. Л.М. Митиной. – М.: Академия, 2009. 10. Недбаева, С.В. Развитие научно-исследовательского и инновационного творчества студентов: учебно-методическое пособие / С.В. Недбаева, Д.Н. Недбаев.- Армавир: РИЦ АГПУ, 2009. 11. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб: Питер, 2006. 12. Психология самосознания. Хрестоматия / Сост. Д.Я.Райгородский. – Самара – М., 2000. 13. Психология. Введение в профессию. Учеб. пособие для вузов. – 3-е изд., стер./ Карандашев В.Н. – М.: Смысл, Академия, 2010. 14. Психолого-педагогический практикум / Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2009. 15. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 16. Шульга Т. И. Психология профессионального образования: Психология учащихся. – М., 2007. Дополнительная литература: 1. Барт К. Трудности в обучении. – М.: Академия, 2006. 2. Батаршев А. В. Психология профессионального становления учащейся молодежи. – М., 2009. 3. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб., 2006. 4. Деловое общение. Деловой этикет: Учебное пособие для студентов / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 5. Деловое общение: учеб. пособие / авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – М.:ИТК Дашков и К’, 2009. 6. Корсаков И.А., Корсакова Н.К. Хорошая память на каждый день. – Д., 1998. 7. Литвак М.Е. Как узнать и изменить свою судьбу. – Ростов н/Д, 2007. 8. Литвак М.Е. Психологический вампиризм. – Ростов н/Д., 2010. 9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2010. 10. Носкова О.Г. Психология труда. – М.: Академия, 2006. 11. Осницкий А.К. Психологические вопросы самостоятельности. – М.; Обнинск ИГ-СОЦИН, 2010. 12. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активации обучения. – М.: Академия, 2006. 13. Прихожан А.М. Психологический справочник или Как обрести уверенность в себе. – М., 1994. 14. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. – М., 2007. 15. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М., 2007. 16. Психология и жизнь / Герриг Р., Зимбардо Ф. – пер. с англ. – СПб.: Питер, 2004. 17. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева. – М.: Смысл; Академия, 2006. 18. Тренинг социальной активности / В.Б. Волков. – СПб.: Речь, 2005. 19. Управление стрессом / Дж. Гринберг. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2010. 20. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии.- М.: Академия, 2005. Периодические издания 1. Асадуллина Ф.Г., Малюгин Д.В. Ценностные ориентации мужчин и женщин как факторы морального выбора // Психологический журнал – 2008. – т. 29. - №6. – с. 48-55. 2. Братусь Б.С. Психология – наука о психике или учение о душе? // Человек. – 2000. - №4. 3. Брушлинский А.В. Психология субъекта // Психологический журнал – 2003. – т. 24. - №2. – с. 15-17. 4. Волкова Е.В. Интеллект, креативность и продуктивность освоения профессиональной деятельности // Психологический журнал. – 2011. - №4, т.32. – с. 83-95. 5. Корнилова Т.В., Новикова М.А. Самооценка в структуре интеллектуально-личностного поведения человека. - Психологический журнал. – 2011. - №2, т.32. – с. 25-35. 6. Краснова В.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и ее связь с эмоциональной дезадаптацией, уровнем стресса и качеством интерперсональных отношений у студентов. – Вопросы психологии. – 2011. - №3, - с.49-59. 7. Леонтьев Д. А. К операционализации понятия "толерантность" // Вопросы психологии. – 2009. – № 5. – с.3-17. 8. Смотрова Т.Н., Гриценко В.В. Ценностные ориентации личности и склонность к нарушению социальных норм // Психологический журнал. – 2009. - №6, т.30. – с. 3-17. 9. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г., Евдокимова Я. Г., Москова М. В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов // Вопросы психологии. – 2009. – № 3. – с.16-27. 10. Хотинец В.Ю., Сунцова Я.С. Согласованность социальных и культурных ценностей в регуляции межличностного взаимодействия // Психологический журнал. – 2009. - №6, т.30. – с. 17-29. 11. Юревич А.В. Психология в современном обществе // Психологический журнал. – 2008. - №6, т.29. – с. 5-15. Интернет-ресурсы 1.Кабинет психологических портретов http://www.psyh-portret.ru 2.History of psychology http://usite.ru/Psychology/Psychol 3.http://www.e-psy.ru 4.http://www.psyh-portret.ru 5.Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru 6. PsyCatalog Все о психологии в России http://psycatalog.ru 7.Библиотека психологической литературы http://www.bookap.by.ru 8.Виртуальная Психоаналитическая Лаборатория http://www.e-psy.ru 9.ВООКАР: Библиотека психологической литературы http://www.bookap.by.ru 10. Все о психологии в России http://psycatalog.ru 11. Институт практической психологии «Иматон» URL: http://www.imaton.ru 12. Национальная федерация New психоанализа http://oedipus.ru/ 13. Новости Харьковской New психиатрии http://www.psychiatry.org.ua/ 14. Новости: http://www.imaton.ru 15. Открытая русская электронная PsyCatalog 16. Пси-портал http://www.psy-portal.ru 17. Пси-портал http://www.psy-portal.ru 18. Псипортал развития личности http://psy.com.ru 19. Психологические ресурсы http://www.psyresurs.ru/ 20. Психология Интернета http://psynet.carfax.ru 21. Психология на RIN.RU http://psy.rin.ru Date: 2015-09-18; view: 421; Нарушение авторских прав |